Буддизм как мировая религия. О буддизме

Буддизм – как мировая религия

В VI – V вв. до н. э. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были всего острее.

Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых интересов. Как раз в эту эпоху в Индии возникали крупные государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов, в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала покорности и примирения и поэтому казалась не опасной для господствующего класса.

Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и мусульманством.

Буддизм (основатель – странствующий монах Сиддхартха Гаутама) стал ведущим этико-философским учением Древней Индии. Центром его внимания стала тема преодоления человеком страданий, вызванных его существованием в окружающем мире. Основной тезис буддизма гласит, что жизнь человека есть страдание, и это является законом бытия. Любая жизнь – страдания, и нет счастливых жизней. Страдания обусловлены желаниями и страстями людей, привязанностью к мирской жизни.

Каждый человек страдает еще и от того, что обречен на неизбежную старость и смерть. В общем, страдания являются выражением извечного противоречия между устремлениями человека и несовершенством мироздания. Единственным способом их преодоления может быть лишь избавление от угнетающей власти внешнего мира. Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Буддийская литература возникла значительно позже, первая попытка систематизации буддизма дана в так называемой «Трипитака» («Три корзины учений»). В третьей из этих книг рассматриваются философские вопросы. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиаме. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии.

В буддизме были сформулированы четыре благородные истины.

Первая из них гласит, что жизнь человека есть страдание (рождение, болезнь, старость и т.д.).

Вторая – причиной страдания является жажда жизни и стремление к наслаждениям. Именно в связи с этим и возникают все страсти и желания.

Третья истина полагает, что прекращение страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее.

Четвертая истина: путь к избавлению страданий восьмеричен (правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни). Буддизм подробно истолковывал свои важнейшие положения. Так, правильная жизнь – это, прежде всего честный труд, не причинение зла живому, отказ от опьяняющих напитков. Правильная речь должна быть правдивой, бесхитростной, дружественной и точной.

Итогом восьмеричного пути должно стать состояние полной невозмутимости и безразличия, называемое в буддизме нирваной («тушение огня», «угасание», «покой»). Только достигший такого состояния человек может быть достойным и заслуживающим уважения. Это будет «просветленный» человек, свободный от привязанностей к мирской жизни. У такого человека уже нет ничего ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Достигнуть освобождения от страданий могут лишь монахи, которые строго придерживаются названных положений и ведут тем самым аскетический образ жизни. С точки зрения буддизма, лишь монашество является выходом из круговорота перерождения жизни («сансара»). Монашество – это добровольный уход из мирской суеты, большая каждодневная работа над самим собой.

Читать еще:  Приснилось что кровь из вены белая. К чему снится кровь на руках и пальцах? Кровь из вены

Кроме темы страданий, в буддизме были затронуты и иные важные мировоззренческие вопросы. Так, подчеркивалась мысль о том, что в мироздании все причинно взаимосвязано и ничто не происходит случайно. Высказывалась также идея изменчивости всего сущего: кажущееся вечным на самом деле исчезает, высокое снижается, где есть встреча – там будет и разлука, рожденное со временем умрет. Душа человека – это сплошной поток сознания, постоянное становление, а сам индивид чем-то напоминает движущуюся колесницу.

Со временем буддизм превратился в одну из мировых религий, особенно влиятельных в странах Востока. Обращенное к теме мироздания и существования человека в нем, данное этико-философское течение не теряет своего значения и в наше время.

Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.

Вопрос о практических путях этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно. Это учение о восьми «добродетелях», которые достигаются теми, кто проходит такой путь. Добродетели состоят в правильном поведении, в правильном видении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, правильном усилии, правильном внимании, правильном сосредоточении.

Успех буддизма был обусловлен тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что повсеместно распространенное страдание может быть побеждено и устранено. Как все религии, буддизм вовсе не стремился к устранению причин страданий в реальной общественной жизни. Он был не учением борьбы, а религией покорности. В своем дальнейшем развитии буддизм разделился на ряд школ.

Буддизм как мировая религия

Пожалуй, буддизм – одна из самых оригинальных религий в мире. Во-первых, потому, что это даже и не религия, а просто философская система, которая в процессе своего развития и приспосабливания к мышлению среднестатистического человека приобрела черты религии. Во-вторых, потому что центральная фигура буддизма – это вовсе никакой не бог, а просто человек, который смог познать собственную природу и поведать об этом другим. А, в- третьих, потому что буддизм, в отличие от других религий-лидеров, никогда не насаживался с помощью военной агрессии в таких масштабах, как это происходило с христианством и исламом. Всё потому, что буддизм – философия самоуглубления, и главное в ней – познание себя, а не вера в слова священника. В качестве пути личного осознания высших сфер бытия буддизм сумел завоевать приблизительно пол миллиарда сторонников во всём мире.

Буддизм как мировая религия начал обретать последователей сразу после провозглашения Буддой основных его постулатов. Первоначально буддизм был своеобразной оппозицией к царящему на то время в Индии брахманизму. Давно устаревшая система верований, в центре которой были священники-брахманы, уже не давала народу ожидаемого от религии успокоения. Поэтому буддизм был воспринять достаточно активно благодаря обещанию просветления уже в теперешней жизни, тогда как брахманизм сулил освобождение от сансары только в перевоплощении брахманом. Свойственные буддизму терпимость и непричинение зла разрешили ему мирно сосуществовать с другими культурами и верованиями Азии. Межнациональный характер этой религии и широкое распространение в восточных странах позволили говорить о буддизме как о мировой религии уже в эпоху средневековья.

Читать еще:  Праздник Крещения: традиции, обычаи, приметы. Обычаи и обряды

За свою историю буддизм мог несколько раз становится государственной религией в той или иной азиатской стране. Где-то его поддерживали, где-то изгоняли, а через несколько столетий начинали вновь поддерживать. Буддизм как мировая религия перетерпел множество трансформаций, расслоившись на множество школ и течений, в количестве которых с ним не сравнится ни одна другая мировая религия. Возможность трактовать вероучение буддизма по своему усмотрению позволила ему объединиться с коренными религиями многих стран, превратившись в ламаизм в Тибете или дзен-буддизм в Китае. Экзотичность буддийского вероучения наконец привела его в Европу и Америку, где он был активно подхвачен людьми, которых уже не удовлетворяло христианство.

Буддизм как мировая религия с каждым годом завоёвывает всё больше и больше последователей. Хотя сложность философской доктрины буддизма не позволяет становится его сторонниками людям, которые ждут от религии быстрого решения всех проблем. Буддизм требует от человека самостоятельно искать ответы на вечные вопросы, потому быстрее всего в западных странах он распространяется среди интеллигентной прослойки общества. В Азии становлению буддизма как мировой религии очень способствовало так называемое восточное мышление, интравертное по своей сути. Без сомнения, предрасположенность к ассимиляции с другими вероучениями, а также соответствие принципам, позволяющим разрешить большинство глобальных проблем, и дальше будут способствовать распространению буддизму как мировой религии.

Буддизм – религия без Бога

Буддизм – одна из мировых религий, но сами буддисты не согласны с таким определением. Действительно, буддизм сложно назвать религией. В нём нет бога, которому можно помолиться и всё исправится. В буддизме нет и священной книги.

Буд да –такой же человек, который однажды прозрел и его прозвище имеет общие корни со словом в русском языке и обозначает «про буж дённый». Этот пробуждённый не призывал во что-либо верить и на кого-то надеяться. Более того, он советовал ученикам не рассуждать о Боге, так как это абсолютно бесполезно. Он был убеждён, что жизнь человека в его руках.

Будда родился в богатой семье, на севере Индии, две тысячи лет назад. Звали его Сиддха́ттха Гота́ма. Однажды, посетив места, которые для него были строго запрещены, он понял, что вся жизнь наполнена страданиями. Главной задачей, которую должен поставить перед собой человек – освободиться от них и понять, что всё самое важное лишь в душе. Пробуждённого стали звать Бу́дда Ша́кьямуни (Шакья – это наименование его рода).

Читать еще:  Что означает когда снятся опарыши. Сонник опарыши в еде

В первоначальном буддизме нет мистики, нет страшных историй про ад. Зато есть логика и понимание работы человеческого сознания.

Будда сделал несколько точных и лаконичных выводов:

  1. Жизнь полна страданий.
  2. Причина страданий: желание приятного и не желание неприятного.
  3. Жизнь возможна без страданий.
  4. Есть путь освобождения от страданий.

Буддисты уверены, что то, что мы называем «Богом» есть в каждом живом существе в виде некоего потенциала, который можно развивать. Бог в каждом – это и есть наше сознание. Очистившись и достигнув просветления, каждый может стать таким же Буддой.

Многие из вас слышали о таких понятиях, как «перерождение», «карма» и «дхарма». Что такое перерождение, думаю, объяснять не нужно.

Карма – закон сохранения энергии. Это то, что заставляет нас возвращаться в колесо жизни. Ничего просто так не появляется и ничего бесследно не исчезает. Это же относится и к деяниям. Сделав плохое, нам придётся расплачиваться. Сделав хорошее, мы получим награду. Ошибка наша лишь в том, что мы не видим причин и следствий, а иногда их бывает очень сложно связать.

Буддизм говорит: беды и удачи – следствие наших собственных поступков. За одну жизнь погасить все долги не удаётся, поэтому мы перерождаемся (хорошо ещё, если человеком, но можно переродиться и в животное). И здесь мы подошли к «дхарме».

Дхарма – учение о законе мироздания и правилах, согласно которым нужно себя вести.

Допустим, человек освободился от страданий, кем он родится, наверное, думаете вы? Очень просто. Такая душа уже не обязана рождаться на Земле и попадает в другие миры. Но вполне возможно, что ей станет там скучно, она вспомнит всех родных, кто остался на земле и продолжает страдать, и захочет снова воплотиться на нашей планете. Такого человека называют Бодхисаттва (“бодхи” – пробуждение, “саттва” – суть).

Вы можете подумать, что буддистам всё равно на мир и главное – это лишь своё спокойствие, но это неверно. Сострадание – одно из важнейших понятий в буддизме. Человеку не может быть хорошо, пока другие страдают. Благожелательность к людям накопляет позитивную энергию.

  • – Буддисты никого насильно не склоняют к своему мировоззрению. Они никогда за это не воевали.
  • – Демонстрация чудес является гордыней и абсолютно бессмысленна.
  • – Буддисты не спорят с наукой и говорят, что если будет доказана неверность их мировоззрения, то они изменят свои учения. Но на данный момент учёные наоборот всё больше соглашаются с буддизмом.

Идеи, которые Будда предложил людям:

  • – Не нужно впадать в крайности.
  • – Не причинять вреда живым существам.
  • – Жить добродетельно.
  • – Медитировать.
  • – Читать мантры. (Мантры – это набор звуков, многократное повторение которых призвано гармонизировать работу организма и создавать душевное спокойствие. Действительно, учёные подтверждают сильнейшее влияние звука на живые и даже неживые организмы).

Перед смертью Будда сказал:

«Все вещи непостоянны по своей природе, работайте над своим спасением».

С тех пор, буддизм разветвился на несколько направлений.

Источники:

http://studopedia.ru/18_39156_buddizm–kak-mirovaya-religiya.html
http://www.astrostar.ru/articles/ezoterika/ucheniya-i-napravleniya/buddizm-kak-mirovaya-religiya.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5cb83d0074b7da00b36669b0/5d4e497da98a2a00ad97e2dd

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: