Богослужебные указания на 28 апреля.

Богослужебные указания на 28 апреля.

  • К юбилейным датам 2020 года
  • Пояснения к Православному церковному календарю
  • О церковных праздниках, юбилейных и памятных датах, постах

  • Соборы святых
  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы
  • Имена святых

  • Московская Патриархия
  • Синодальные и общецерковные учреждения и предприятия
  • Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви
  • Православные образовательные организации
  • Зарубежные приходы и представительства Русской Православной Церкви
  • Издательство Московской Патриархии

  • Епископат Московского Патриархата
  • по именам
  • по датам хиротоний
  • Епископат Московского Патриархата
    фотоматериалы

  • Новый Завет
  • Ветхий Завет

  • Приложения:
  • 1. Тропари и кондаки воскресные
  • 2. Тропари, кондаки и величания общие
  • 3. Тропари и кондаки дневные
  • 4. Дополнение

Богослужебные указания

7. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Мчч. Се́ргия и Ва́кха.

Прп. С е́ ргия Обн о́ рского, Волог о́ дского чудотворца. Обр е́ тение мощей прп. Мартини а́ на Белоез е́ рского (службу зри 12 января) .

Служба мчч. Сергия и Вакха шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и мучеников, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Се́ргий и Вакх…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси. ».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – мучеников, глас 2-й: « В и́ дящи др е́ вле Ц е́ рковь …» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудес е ́ н о́ ваго. » 1 .

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Укрепи́ся Христо́вых му́ченик…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во. » 2 .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня. ».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные 3 .

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и мучеников на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос мучеников, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й (дважды) . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 3-й – 4 (со славником: «Коль добр о ́ и коль красн о ́ . », и припевами своими) . «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам мучеников см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Свят ы́ м, и́ же суть на земл и ́ Ег о ́ , / удив и ́ Госп о́ дь вся хот е́ ния Сво я ́ в них»; стих 2-й: «Предзр е́ х Г о́ спода предо мн о́ ю в ы́ ну, / яко одесн у́ ю мен е ́ есть, да не подв и́ жуся».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и мучеников, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мучеников. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мучеников.

Апостол и Евангелие – дня и мучеников.

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаври и лу вещ а вшу…».

Богослужебные указания

Богослужебные указания за 16 января 2020 г.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 12-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе. ».

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется) 1 . Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Всею любовию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются 2 . Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда из Иакова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Закона Исполнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец 3 : «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Явися славы Отчее Сияние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме 4 Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I . Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

II . Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак предпразднства, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика.

Апостол и Евангелие – мученика.

Поется «Достойно есть…».

1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Свете Тихий… глаголет предстоятель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

2 За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

3 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учиненный брат» (см. Часослов, последование утрени).

4 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

10 февраля 2019 года

28. Неделя 37-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 1 .

Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову 2 .

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Примечание. Служба прп. Ефрема Сирина (этого дня) может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 27 января) 3 .

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и новомучеников, глас 5-й и глас 6-й – 6. «Слава» – новомучеников, глас 5-й: «Всевышний Владыко…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 3 4 .

На литии стихира храма и литийная стихира новомучеников, глас 6-й. «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Приидите, мучениколюбцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…» 5 ; или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Владычице, приими…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – новомучеников, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов…» 6 , «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «О, преславнаго чудесе. »; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе новаго…» 7 .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. Величание новомучеников и избранный псалом 8 . «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален новомучеников, глас 4-й: «Новомученицы Российстии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален новомучеников, глас тот же: «Иже в земли…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален новомучеников по полиелее, глас 6-й: «Мужайся, Христова Церковь…», «И ныне» – Богородичен: «Яко Деву и Едину в женах…» 9 . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и новомучеников на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новомученицы…», и икос новомучеников: «Красный личе…» 10 ; седален новомучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен: «Не премолчим присно…» 11 .

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава» – светилен новомучеников, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и новомучеников, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 4-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь новомучеников. Кондаки новомучеников и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и новомучеников, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь новомучеников. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь новомучеников совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен – воскресный гласа, и новомучеников, глас 7-й: «Бог нам Прибежище / и Сила» 12 .

Апостол – дня (Недели 32-й), и новомучеников (Рим., зач. 99).

Аллилуиарий – воскресный гласа, и новомучеников, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол).

Евангелие – дня (Недели 32-й, о Закхее), и новомучеников (Лк., зач. 105–106).

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и новомучеников: «Радуйтеся, праведнии…».

Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.).

1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских».

Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011) сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24.

2 Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов.

3 О порядке пения служб на повечерии см. 6 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

4 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

6 Существует практика петь стихиры «Земле Русская…», «Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 65–67.

8 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

9 Богородичен см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 205–206), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 13); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 87.

10 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89.

11 Богородичен седальна см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 208), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88.

12 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 621.

Источники:

http://calendar.rop.ru/?bui=293
http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniya
http://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/bu1/jan-2019-bu28.html

Читать еще:  Российская секта скопцов (6 фото). Скопцы
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: