Биография отца георгия. Откуда эта злоба

При его упоминании сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более, что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других воинских атрибутов уже нет, это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским.

О чем ему молятся

Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов и всех, кто оказался в зоне военных действий и подвергается опасности. А также заступник для родных и близких тех, кто служит в армии. Кроме того? считается, что святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Ему молятся:

  • О защите от врагов и от людской злобы
  • Об избавлении от разных напастей
  • Об утешении в бедах и о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях
  • Об обретении мира, в том числе мира в душе
  • О плодородии земли и сохранении урожая
  • О здоровье и плодовитости скота
  • О защите от природных стихий
  • Об излечении от тяжелых недугов
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни
  • Об укреплении в вере

В молитве нужно обращаться не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, в данном случае к святому Георгию. Просить о чем-то следует с искренней верой в силу Божию, тогда молитва будет услышана.

Кем был святой Георгий

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра святая равноапостольная Нина известна тем, что обратила в православную веру Грузию. Именно она установила 23 ноября как день его памяти, который до сих пор является одним из важных праздников в Грузии.

Известна легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки спорят о том. что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил «змию люту». Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидает мученическая смерть, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю рабов, а затем явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).

«Георгий Победоносец – святой, которого удивительным образом чтит не только весь христианский мир, но и мусульманский, – сказал корреспонденту «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Он был свидетелем веры – его жизнь и смерть прославляют Христа, и он был мучеником. По-гречески это одно и то же слово – «мартир», потому что свидетель Христов – это человек, который готов пострадать за Христа, за свою веру. В современном языке это слишком разные понятия. Свидетель на суде пришел, посвидетельствовал и ушел. А мученика должны обязательно как-то мучить, в чем мы часто не видим ни свидетельства, ни большого смысла. И нам иногда трудно представить себе, что, когда речь идет о вере, это одно и то же – быть честным свидетелем, как на суде, где нельзя солгать, и быть мучеником».

Почему его подвиг остается актуальным и сейчас

По словам Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Так вот и сделай условный жест, прославь этого императора как бога, не надо даже в это верить. И ты спасешь свою жизнь, будешь успешен, будешь благонадежен в глазах всего общества.

И юный красавец-офицер вдруг отказывается это сделать и соглашается на все пытки, положенные в таких случаях, законные пытки. И расстается с жизнью. Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно.

А по Божьей правде все очень ясно. Чтобы жить целостной жизнью, нужно быть до конца последовательным, как настоящий свидетель правды и истины. Нужно всего лишь набраться мужества, чтобы эту целостность, это целомудрие своей души, своей жизни пронести до конца, не оглядываясь назад, чтобы ценности мира сего поставить хотя бы на второе место, а на первом сохранить Господа Бога. У христианина на первом месте всегда должен стоять Христос. Если мы потеряем Христа, мы потеряем дар Духа Святого, мы потеряем Отца Небесного, путь к Нему, потеряем Церковь, потеряем себя.

«Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего, – говорит Георгий Кочетков. – Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир. Хорошо, если каждый поймет, что значит жизнью своей проповедовать Христа, чего мы стоим со Христом и чего без Христа. Сегодня быть свидетелем Христовым стало снова опасно и для благополучия, и для сохранения своей жизни, но и снова, как в древние времена, необходимо. При всей простоте веры Христовой оказывается, что немногие люди постигают ее, немногие могут вместить ее в свое сердце, немногие могут ее возвещать. И надо иметь большое вдохновение, чтобы открыть уста перед современными неверующими людьми, перед скептиками, перед людьми, которым кажется, что они все знают, и что нет ничего нового под солнцем, и что наш Бог такой же, как боги других народов. Сейчас много таких людей, и они бывают довольно агрессивны в своих воззрениях, сознательно нападая на христиан – кто лично, кто через интернет, кто как».

Читать еще:  Что означает лотос фен шуй. Хрустальный Лотос — Самый Сильный Талисман феншуй

По словам священника, христиане сами не должны молчать и на слово и действие Божье в своей жизни должны всегда отвечать действием, а не просто принимать его к сведению. Великомученик – это не тот, кто вышел из какой-то элиты. Это тот, кто больше других донес весть о Боге и его действии до людей. И Церковь прославляла мучеников потому, что видела в них победу жизни и победу Христовой Любви.

Георгий Победоносец

Биография

Один из наиболее известных и чтимых христианских богомучеников носит имя Георгий Победоносец. Бытует множество версий жизни святого. По каноническому житию пострадал во время Великого гонения. Знаменитая история о Георгии Победоносце называется «Чудо о змие».

Детство и юность

Византийский вариант бытия изложил Симеон Метафраст. По данным записей, Георгий появился на свет в III веке в Каппадокии. Отец мальчика – Геронтий – служил сенатором, мать Полихрония имела большое поместье. Родители ребенка считались богатыми и богобоязненными людьми.

Георгий Победоносец

Когда отец Георгия ушел из жизни, мать вместе с ребенком перебралась в Лидду. Георгия воспитали христианином. Он получил хорошее образование. Будущий святой вырос сильным молодым человеком, поэтому поступил на воинскую службу. Он за короткое время завоевал славу и стал любимым военнослужащим императора Диоклетиана.

Когда Георгию исполнилось двадцать лет, ушла из жизни мама юноши. Ему досталась в наследство крупная сумма денег.

Император Диоклетиан

Повелитель империи Рима чтил языческих богов и был противником христианской веры. Когда Георгий узнал, что по велению императора разрушают церкви и жгут священные книги, он раздал имущество бедным и пришел в Сенат. Там юноша во всеуслышание заявил, что Диоклетиан – правитель, который не заслуживает быть во главе страны. Молодой человек славился красотой и храбростью, люди просили Георгия не губить жизнь и отказаться от слов, но юноша остался непреклонен. После произнесенной речи и неповиновения Георгия бросили в темницу и приступили к пыткам.

Смерть

После произнесенной Георгием в Сенате пламенной речи юношу схватили стражники и бросили в темницу. Там молодого человека подвергли страшным пыткам, вынуждали отречься от христианства и принять язычество. Георгий мужественно выдержал терзания и не отрекся от Бога. Пытки длились 8 дней. Во время жестоких истязаний тело Георгия исцелялось и укреплялось.

Мученичество святого Георгия Победоносца

Император сделал вывод, что бывший командир войска использует магию, и отдал приказ убить юношу ядом. Но и это не сработало. Потом Диоклетиан велел Георгию оживить умершего человека. Он думал так осрамить бывшего военного и вынудить отказаться от веры. Но после произнесенной Георгием молитвы земля сотряслась, а умерший воскрес.

Георгий мужественно вынес пытки и не отказался от Христа. После безрезультатных уговоров принять язычество юношу приговорили к смерти. В ночь перед казнью молодому человеку во сне явился Спаситель. Он поведал, что за перенесенные испытания и стойкость перед силой мучителя юноша отправится в Рай. После пробуждения Георгий позвал слугу и продиктовал тому под запись увиденное в сновидении.

Казнь Георгия Победоносца

В ту же ночь к юноше в подземелье пришел сам император. Он вновь воззвал к разуму Георгия с просьбой покаяться и признать язычество. Юноша в ответ пожелал, чтобы узника привели в храм Аполлона. Когда просьбу выполнили, он встал перед статуей бога и перекрестил себя и идола. Проживавший в идоле бес покинул пристанище, и языческие статуи раскололись. Разозленные жрецы избили Георгия.

Тогда на шум примчалась супруга Диоклетиана, преклонила колени перед мучеником и стала молить о прощении мужа. В тот же момент она обратилась в православную веру, увидев произошедшее. Правитель, поняв, что случилось, приказал казнить девушку вместе с юношей. Георгий помолился и положил голову на плаху.

Гробница Георгия Победоносца

23 апреля, по-новому – 6 мая Георгия казнили. Так как юноша вынес испытания и не отказался от веры, его причислили к лику святых. Точная дата канонизации Георгия Победоносца неизвестна.

По поверью, святого похоронили в церкви в городе Лод, а отсеченную голову и меч сохранили в Риме. В 1821 году указывается о нескольких головах, хранящихся в Венеции, Праге, Константинополе и других городах. Каждую из этих глав искренне принимали за голову Георгия Победоносца. Часть мощей хранится в Сент-Шапели в Париже. Другая часть мощей – десница – находится на святой горе Афон.

Храм Георгия Победоносца в Лидде, Израиль

Сегодня в день убийства страстотерпца чествуется память Георгия, в соборах проходят службы, возносятся молитвы к христомученику. Эта дата считается и днем памяти царицы Александры – молодой супруги Диоклетиана. По другим сведениям, жена правителя носила имя Приска.

Христианское служение

Реальная биография священномученика стоит под знаком вопроса, как и описания житий других древнехристианских святых. В истории Евсевия Кесарийского упоминается молодой человек, давший отпор узурпатору. Считают, что этим героем был Георгий. Имеет место версия, что на самом деле жили два Георгия. Но один попал под гонение в Лидде, а второй – в Каппадокии.

Георгий Победоносец убивает змия

Чудеса, совершенные мучеником, произошли после кончины Георгия. Самая популярная история – о поражении богомучеником страшного змия. Чудище бесчинствовало во владениях царя в Берите, проповедовавшего язычество. Написано, что когда выпал жребий отдать змию дочь повелителя, явился Георгий на коне и убил чудище копьем. Возникновение святого так поразило горожан, что они уверовали в Бога и обратились в христианство.

Происшествие со змием иногда трактуется иначе: царевна означает церковь, коварный змий – язычество. В таком воплощении – на коне с копьем, разящим змия – святой великомученик изображается в иконописи.

Георгий Победоносец в геральдике

Еще один вариант развития событий: Георгий с помощью молитвы усмиряет дракона, а спасенную принцессу приводит в город, жители которого сразу принимают христианство. Затем юноша убивает змия мечом. На месте, где возвели храм Георгия Победоносца, из земли пробился живой источник. Это то место, где по сказанию юноша убил змия.

Описывается еще одно чудо, случившееся после смерти мученика. Оно произошло тогда, когда арабы напали на Палестину. Один из солдат вошел в христианский храм и увидел священнослужителя за молитвой Георгию Победоносцу. Проявив пренебрежение к иконе и богослужению, араб достал лук и выстрелил в образ.

Памятник Георгию Победоносцу в Москве

Но вышло так, что стрела вонзилась в руку стрелявшего, а образу не нанесла никакого вреда. Тогда боец обратился к священнику, и тот рассказал захватчику легенду про Святого Георгия. Араб настолько был впечатлен рассказом, что принял христианскую веру.

Читать еще:  Красивое поздравление на заказ козерогу женщине. Поздравления с днем рождения по знаку зодиака - козерогам

Память

Святого Георгия чтят со времен раннего христианства. Первые храмы преподобномученику воздвигли в Римской империи в IV веке. Культ Святого Георгия возник взамен культа Диониса. На местах святилищ бога язычества воздвигли соборы великомученику православия.

Святой Георгий стал примером храбрости и мужества. В особенности мученика почитают в Грузии. Первый храм, воздвигнутый в память страстотерпца, датируется 335 годом. Со временем число церквей и молельней стало расти. В Грузии насчитывается 365 святых зданий, столько же, сколько дней в году. В стране не найдется ни одного собора, в котором бы не стояла икона Святого Георгия.

Храм Георгия Победоносца в Грузии

В Грузии популярно давать мальчикам имя Георгий. Считается, что носителя такого имени сопровождают удача и победа. С древнерусских времен Георгий известен как Юрий и Егорий. Великий князь Ярослав в 1030-х годах основал в Киеве и Новгороде Георгиевские монастыри и указал отмечать день мученика 26 ноября.

Центральным христианским храмом в Северной Осетии является Свято-Георгиевский. А из 56 работающих часовен 10 значатся Георгиевскими.

Орден Георгия Победоносца

В 1769 году императрицей Екатериной II утвержден Орден Георгия Победоносца. Награда вручалась за заслуги в бою и выслугу в воинских званиях. В 1917 году новая советская власть упразднила Орден. В нулевых Орден восстановили как военную награду Российской Федерации. К Георгиевскому Ордену прикладывается двухцветная Георгиевская лента. А Георгиевская ленточка служит символом празднования Дня Победы.

С правления Дмитрия Донского Святой Георгий считается покровителем Москвы. В геральдике изображение всадника, пронзающего крылатого змия копьем, появилось с XIV-XV веков. Эта фигура расположена в гербе Российской Федерации, но прямого указания, что рыцарь – это Святой Георгий, нет. На гербе показан именно змий, а не дракон, потому что в геральдическом соглашении змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. Отличаются они друг от друга количеством лап: у дракона две конечности, у змия – четыре.

Герб Российской Федерации

В XIII веке человек с копьем на скакуне изображался на монетах. В 1997 году на российской копейке расположили рисунок всадника, копирующий лик иконы Святого Георгия XV века.

Образ Святого Георгия используется в современном искусстве. Художники любят воплощать на холсте всадника с копьем в руке, убивающего змия. Несмотря на похожесть рисунков, каждая картина указывает на особенное видение творцом.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Память 23 апреля в день кончины [1], 3 ноября в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в., 10 ноября в память колесования (Груз.), 26 ноября в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Рус. – “Юрьев день”)

Родился в 280 году [2] в Каппадокии [3], в знатной семье язычника Геронтия и христианки Полихронии. Мать воспитала Георгия в христианской вере. Однажды, заболев горячкой, Геронтий по совету сына призвал имя Христа и исцелился [4]. С этого момента он также стал христианином, и вскоре сподобился принять мучения и смерть за свою веру. Это произошло, когда Георгию было 10 лет [5]. Овдовевшая Полихрония переселилась с сыном в Палестину, где была её родина и богатые владения.

Поступив в 18 лет на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана – талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Ещё не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы.

С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменён, он решил, что настало время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он раздал всё свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и крестным знамением святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, но был возвращён к жизни по молитве святого Георгия.

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит всё больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесёт жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля 303 года [6].

Мощи и почитание

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута [7] в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. “Чудо Георгия о змие” – излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом – “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2).

Читать еще:  К чему снится тюрьма? В Современном соннике, если снится Тюрьма.

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется “Георгией”, и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования и завещала новообращённым грузинам любить великого святого. Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей его имени, или с его иконой, или же с чудом Победоносца.

Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов [8]. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В “Юрьев день”, как его стали называть, или на “осеннего Георгия” до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

В Англии

Святой Георгий – покровитель Англии со времён короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения “старой доброй Англии”, в частности в известной балладе Честертона.

Молитвословия

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
    • http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовс. /23
    • “Великомученик Георгий Победоносец” // Православие.ru
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm
    • “Освящение церкви святого великомученика Георгия в Киеве” // Православие.ru
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3228.htm
  • Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь, Том V, Санкт-Петербург, 1875.
  • Сегень А. Ю., “Египет – вторая родина Христа” (продолжение – “Коптские иконы”), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9:
    • http://orthodox.etel.ru/2007/09/egipet.htm
  • Минея-апрель, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, сс. 142, 149:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2142.html – тропари
    • http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2149.html – кондак
  • Минея-ноябрь, ч. 1. Изд. Московской Патриархии, с. 67:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov1/nov167.html – кондак на освящение церкви в Лидде
  • Минея-ноябрь, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, с. 391, 395:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2391.html – тропарь на освящение храма в Киеве
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2395.html – кондак на освящение храма в Киеве

[1] В новостильной Болгарской Церкви его память (“Гергьовден, Ден на храбростта и българската армия”) празднуется в этот же день – 6 мая н. ст. См. Месяцеслов на официальном сайте Болгарской Патриархии, http://bg-patriarshia.bg/calendar.php?month=04 ; “Църковен календар, жития и проповеди” на болгарском сайте “Православие”, http://www.pravoslavieto.com/1/calendar.htm#4 .

[2] “Ὁ Ἅγιος Γεώργιος ὁ Μεγαλομάρτυρας ὁ Τροπαιοφόρος”, страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2743/sxsaintinfo.aspx .

[3] Так в “Житиях” святителя Димитрия Ростовского. По другим данным – в городе Белит (ныне Бейрут), у подножия Ливанских гор. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm

[4] Виноградов А. Ю. Георгий. Раздел “Мученичество” // Православная энциклопедия, т. 10, с. 665-692, http://www.pravenc.ru/text/162188.html .

[5] “Память святого великомученика Георгия Победоносца . ” // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. IV. – С. 658.

[6] По другим данным, включая житие у свт. Димитрия Ростовского, – 304 года.

[7] в соответствии с этой традицией святой родился в этих местах, а не в Каппадокии.

Источники:

http://psmb.ru/a/sviatoi-georgii-pobedonosets-kto-on-i-o-chem-emu-moliatsia.html
http://24smi.org/celebrity/28666-georgii-pobedonosets.html
http://drevo-info.ru/articles/10133.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: