Золото ладан и смирна дары волхвов. Святыня горы Афон – дары волхвов

Дары волхвов

Дары волхвов – золото, ладан и смирна, принесенные восточными волхвами в дар новорожденному Младенцу Иисусу. Они сохранились до наших дней. Золото – двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна – небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.

Содержание

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары — золото, ладан и смирну — Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных мудреца, называемые также волхвами, принесли богатые дары. Они занимались исследованием небесных светил и однажды увидели удивительную звезду. Они знали древнее пророчество (независимо от еврейских источников), о том, что приблизительно в это время должен прийти Мессия – Спаситель мира, а на его пришествие должна указать особая звезда. И однажды она появилась на небосводе. Волхвы поняли, что звезда является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там восточные мудрецы обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. Предание донесло до нашего времени имена волхвов: Валтасар, Гаспар, Мельхиор. Хотя, есть другая точка зрения, что волхвов было больше, чем 3.

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля: “…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…” (Пс. 71:10-11) (в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому Израилю — еврейскому государству и еврейской церкви.) Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

  • Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла – передала их туда сербская царевна Мария.

В то время монастырь был славянским (сейчас он греческий). Сербский правитель Георгий Бранкович оказывал ему большую материальную помощь. Дочь правителя – принцесса Мария – стала супругой османского султана Мурада II. В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок и принцесса была вынуждена стать женой сулатана. Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям.

Когда в константинопольской сокровищнице греческих императоров были обнаружены дары волхвов, в сердце благочестивой принцессы созрело решение передать их монастырю св. Павла. Султану она сказала, что для его пышного, утопающего в роскоши двора найденные предметы – не более чем забавные игрушки. В считанные дни был снаряжен великолепный корабль, и принцесса отправилась в плавание.

Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.

Читать еще:  Гадание монетой и картой. Что это: забавное развлечение или способ узнать судьбу? Гадание на любовь по книге перемен

– Кто ты? – строго спросила она.

– Я – сербская принцесса Мария.

– Для чего ты пожаловала в мой удел?

– Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.

– Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, – сказала прекрасная Дева и исчезла.

Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.

Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге.

В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.

Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. На сегодняшний день они представляют собой 28 небольших золотых подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла.

Монастырь святого Павла (греч. Μονή Αγίου Παύλου) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 14-е место. Находится на западной стороне Афонского полуострова недалеко от пристани; основан в X веке святым Павлом из Ксиропотама, сыном императора Михаила I. Игумен: архим. Парфений.
Тел. (30-377) 23250, 23609
Факс (30-377) 23355
Координаты:40.160341, 24.28957
Для женщин поклонение дарам волхвов возможно только за пределами Афона, так как пребывание женщин на Святой горе Афон запрещено. <<#yandexmap:Агион-Орос|400|300|cdzMP>>



Дары Волхвов и другие святыни Святой Горы

Неизгладимое впечатление оставили Дары Волхвов. Да, это те самые дары, которые принесли Каспар, Мельхиор и Валтасар Младенцу Христу, когда Вифлеемская звезда привела их к пещере. Золото – как царю, ладан – как Богу и смирну как человеку. Пресвятая Богородица хранила их всю свою жизнь, а незадолго до того, как оставить этот мир, она передала их на хранение Иерусалимской церкви.

В 400 г. император Аркадий перенёс Дары в Константинополь в Собор Святой Софии. На протяжении тысячи лет Дары волхвов были одной из главнейшей святынь Византии.

После падения Константинополя, дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого султана Мурата (Мурада) II-го, передала в обитель Святого Павла найденные в Константинопольской сокровищнице греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесённые волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу. По преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в обитель, но «ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава», запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте передачи сокровищ монахам, где когда-то стояла коленопреклонённая Мария, ныне находятся Царицын крест и часовня – памятник, запечатлевший изображения этой встречи.

Сохранившееся в монастыре святого Павла золото представлено в виде 28 небольших пластин-подвесок, напоминающих формы трапеций и многоугольников, на которые древние мастера – ювелиры нанесли тончайший филигранный орнамент. Шесть десятков небольших, величиной с обыкновенный плод маслины, скатанных шариков – это и есть ладан и смирна. Они по-прежнему благоухают.

Вскоре Дары Волхвов привезут в Россию. Им можно будет поклониться в Москве и других городах нашей Родины.

На Афоне Господь сподобил поклониться многим святыням.

Крест с частицей животворящего Креста Господня – подарок русской императрицы Елизаветы Петровны.

Железный крест весом 3 килограмма, который носил как вериги сам Павел Ксиропотамский.

Часть мощей Св. Павла Эгинского.

Лобная часть от головы Св. Пантелеимона.

Часть мощей Св. Григория Богослова.

Главу Св. Феодоры Александрийской.

Стопа самой Св. Анны, а также редкая чудотворная икона, на которой изображена Св. Анна, держащая на руках маленькую дочь – деву Марию. Когда приходят путники, такие как мы, монахи открывают храм, выносят святыни из алтаря, чтобы мы могли приложиться к ним, дарят открытку с иконой, иногда масло с миром, освящённое в алтаре. Потом, пока паломники отдыхают в беседке, им приносят лукум, холодную воду и стопочку ракии. Всё это быстро восстанавливает силы, и можно двигаться по горам дальше.

Три дня нашего паломничества по Святой Горе равномерно распределившись между Новым Скитом, монастырём Святого Павла и Скитом Св. Анны. Сходили ещё в Малый Скит Св. Анны, но там не удалось ничего увидеть (конечно, кроме панорам залива, изрезанного бухтами, движущихся судов, видной в дымке Ситонии – такого же полуострова, как и Афон, но ставшего курортной местностью, а не Святой Горой). Прошли Скит насквозь и вышли по каменному склону к следующему ущелью, за противоположным склоном которого начинаются Карули (кстати, по-гречески это слово означает катушки – по ним отшельники поднимают и переправляют на тросах все грузы).

Надо понимать, что в основном поток паломников прибывает на Афон в благодатный период – все цветёт, благоухает, вокруг нас разлиты тишина и покой. И можно представить, каково там в зимний период, когда идёт дождь или снег, дует ветер или поднимается шторм. Сильный ветер проникает сквозь любую одежду, а маленькая келья где-нибудь на склоне горы тоже не удержит тепло. Каково там монахам на ветру, в холоде, сырости – представьте сами. Каково же пещерникам, вряд ли мы сможем представить. Но там живут и русские, и греки, и сербы – все по-своему, но молятся о нас грешных, о всем мире. И так год за годом, столетие за столетием, уже две тысячи лет подряд. Потому и к чудесным событиям относятся там иначе, чем на Большой Земле. Там это – часть бытия. Но и воспринимаешь их сам так же – на Святой Горе многое по-другому.

Читать еще:  Сон что беременна родила. К чему снятся роды и беременность – толкование сновидений

Вот лишь несколько таких историй.

В Агиу Павлу нам показали в костнице череп игумена, которому во время обхода на винограднике явилась Пресвятая Богородица.

Там же жил монах, который когда-то не захотел утром вставать на службу, пытаясь ещё поспать. К нему явился сам Св. Павел Ксиропотамский, закатил ему оплеуху. С тех пор этот монах приходил утром всегда первым.

А в Ватопеде, когда турки угоняли монахов для продажи в рабство, один инок опустил в алтаре в колодец чудотворную икону, называемую «Ктиторская», и затеплил около неё свечу. Когда через несколько десятков лет монах был освобождён из плена по старости, он вернулся в монастырь и рассказал об этом братии. Колодец был открыт и в нем обрели икону, а подле неё неугасимую свечу.

Хотел бы рассказать о своей любимой афонской иконе – «Скоропослушница», находящейся в монастыре Дохиар. Богоматерь является скорой Помощницей всем, кто с верой просит её о помощи. Об этом свидетельствует огромное количество пожертвований в виде маленьких серебряных изображений излеченных частей тела, родившихся детей, спасшихся корабликов и так далее, находящихся на цепочках у самой иконы, в застеклённом шкафу около неё, на большой фотографии, сделанной, когда переносили накопившиеся изображения с иконы в шкаф.

А нам пора покидать Святую Гору.

Прощание, фотографии на память, и скоростной катер уносит нас в Дафни. Последние покупки в лавочках, погрузка на паром, и в середине дня мы уже в Уранополисе. После встречи с любимыми жёнами, которым удалось прокатиться на катере вдоль побережья Афона и полюбоваться на него с моря, – трапеза. Прощание с городом. Нас ждут Салоники.

В Салониках размещение в гостинице, а затем вечером и рано утром, посещение базилики Св. Димитрия Солунского, построенной на месте его убиения и где находятся в раке его мощи. Монастырь Св. Варвары, храм Св. Григория Паламы с его ракой и святыми мощами.

Ну а далее все обыденно. Аэропорт, взлет – посадка, и мы уже дома.

Золото ладан и смирна дары волхвов. Святыня горы Афон – дары волхвов

Золото, ладан и смирна

6 января к началу Рождественского богослужения в московский кафедральный собор Храма Христа Спасителя будут доставлены Святые Дары волхвов, привезенные к нам из афонского монастыря Святого Павла. Святыня, имеющая прямое отношение к земной жизни Христа, приезжает к нам в Россию. В Москве реликвия пробудет с 7 по 13 января, затем Дары смогут увидеть православные Санкт-Петербурга, Киева и Минска.

Для верующих Дары волхвов связаны с одним из самых главных праздников – Рождеством Христовым. Три чужестранца, волхва, кудесника, – называйте их как хотите, – одним словом, три великих мудреца, которым было открыто, что сбывается древнее пророчество и на Землю должен прийти Спаситель, отправляются в дальний путь. Ведомые путеводной звездой, идут они во Святую Землю, чтобы поклониться Младенцу Иисусу, Сыну Божиему.

Евангелист Матфей повествует нам о том, как, придя в Иерусалим, волхвы прежде отправились к местному правителю – царю Ироду, чтобы у него узнать «где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2). Сильно испугался царь Ирод, услышав это; и послал за книжниками и первосвященниками и стал выпытывать у них, где именно должен родиться Христос. И указали ему книжники на город Вифлеем. Тогда Ирод решил обмануть восточных мудрецов. Выведав у них всё про звезду и пророчество, послал их в Вифлеем, прося на обратном пути вернуться к нему и сообщить, кто тот Родившийся Младенец. И пошли волхвы дальше, и звезда, что побудила их отправиться в путь, привела их к месту, где находилась Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом. «И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).

Жаль, что многие важные моменты этой истории нам неведомы. Впрочем, возможно, это и неслучайно. К примеру, мы не знаем точно, когда именно волхвы пришли к Богородице с Младенцем. Сколько времени прошло с момента Его рождения: дней, недель… Не знаем мы и точного места, где произошла эта встреча: была ли это пещера, где находилась Богородица в момент рождения Христа? Или это был какой-то дом, куда перебралось Святое Семейство…

Довольно противоречивая информация имеется и о самих мудрецах. Это в славянском переводе Нового Завета их величают волхвами (так на Руси называли языческих жрецов-кудесников), в греческом же тексте Евангелия их называют магами.

В самом Новом Завете о них не так уж много информации: не говорится, кто они и откуда пришли… Правда, другие древние источники сообщают, что эти великие мудрецы были знаменитыми астрологами, учеными, прочитавшие по звездам о рождении Мессии. Более того, считается, что поклониться младенцу Иисусу пришли три великих царя, олицетворявших весь тогдашний Восток: Каспар, король Индии, персидский царь Мельхиор и Бальтазар, повелитель Аравии. Сохранилось даже описание их внешности: Каспар – безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Бальтазар – темнокожий мужчина средних лет. Согласно другим источникам, эти великие мужи были жрецами одной из самых древнейших религий – зороастризма. Впрочем, пусть происхождение великих мудрецов остается для нас тайной, – нам важен сам факт их появления у колыбели Иисуса.

Читать еще:  Значение имени семен для мальчика по церковному. Имя для мальчика Семен: значение, характер и судьба

Не случаен и выбор даров, которые мудрецы принесли с собой в знак поклонения Спасителю. Золото преподнесли они Младенцу Иисусу как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Смертному Человеку. Золото, во все века считавшееся самым драгоценным металлом, всегда дарили правителям, как бы подчеркивая тем самым знак царского происхождения Христа. Ладан – ценная ароматическая древесная смола, добываемая из особого вида деревьев, растущих на Аравийском полуострове и в Восточной Африке, и во все века используемая при богослужении. И, наконец, смирна, или, говоря иначе, мирра(не путать с миро – Ред.) – уникальная смола, добываемая из сока кустарниковых деревьев, растущих в Сомали, Йемене и Эфиопии. Известно, что смирна (мирра) применялась при благовонном умащении тел при погребении. И этот дар Младенцу Христу – свидетельство того, что восточным магам по Божьему предначертанию открылась великая искупительная Жертва, которая ожидала Спасителя мира.

Оставив Богомладенцу свои дары, великие мудрецы отправились в обратный путь другой дорогой. «И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). А вернувшись к себе на родину, стали повсюду возвещать о Спасителе, построили часовню с изображением Младенца Христа и сиявшей над крестом звездой. Кстати, уже после Распятия и Воскресения Христа святой апостол Фома отправился в те дальние края и освятил выстроенную Каспаром, Мельхиором и Бальтазаром часовню, а их самих поставил епископами.

Спустя три сотни лет во время своего паломничества на Святую Землю великая императрица Елена отыскала святые мощи трех великих мудрецов и привезла их в Константинополь, где они находились до 1164 года, пока, по повелению императора Фридриха Барбароссы, их не переправили в Кёльнский кафедральный собор Пресвятой Богородицы и апостола Петра.

Известно, что Пресвятая Богородица всю Свою жизнь бережно хранила Дары волхвов, а перед Успением, зная, что Ее жизненный путь подходит к завершению, передала их вместе со Своим поясом и ризой в Иерусалимскую церковь. Там они и покоились четыреста лет, пока великий император Аркадий не повелел доставить Дары в Константинополь.

В 1453 году столица Византии пала под ударами мусульман. В огне сражений и грабежей Дары могли бы легко затеряться или быть уничтожены сарацинами, но Господь распорядился иначе. На наше счастье одной из жен тогдашнего турецкого султана Мурада II была дочь сербского правителя Георга Бранковича, православная Мара Бранкович. Она и добилась разрешения отправить Дары в монастырь Святого Павла на Святую Гору Афон.

Выбор неслучайно пал на монастырь Святого Павла, – этому монастырю активно покровительствовал Георг Бранкович, отец Мары. Именно благодаря его поддержке монастырь обрел свою независимость, и в нем охотно селились славянские монахи.

Как гласит предание, Мара хотела сама принести в монастырь Святые Дары волхвов, хотя строгий афонский устав запрещает женщинам заходить в монастыри Афона… Но, сойдя на пристань, она услышала голос, повелевший ей остановиться и не идти дальше, поскольку на Святой Горе уже пребывает Другая Царица – Пресвятая Богородица. Мара повиновалась и передала святыню вышедшему ей навстречу игумену монастыря. А в память об этом событии на месте передачи Даров была выстроена белая часовня.

Кстати, сам монастырь Святого Павла находится рядом с большим ущельем на западном склоне горы Афон в 20 минутах ходьбы от монастырской пристани. Обитель была основана в X веке сыном императора Михаила Куропалата преподобным Павлом, которого император Роман назвал «величайшим из философов».

Кроме Даров, в монастыре хранятся два креста из Животворящего Древа Креста Господня, части святых мощей святого Григория Богослова, святого Максима Исповедника, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святого Василия Великого, редкие иконы Божией Матери. Монастырская библиотека насчитывает 494 рукописи и 12 500 печатных книг. В наши дни в монастыре Святого Павла проживает около 100 монахов, а сама обитель занимает четырнадцатое место среди 20 афонских монастырей. С 1974 года наместником монастыря Святого Павла является архимандрит Парфений.

И вот сегодня, спустя 550 лет после того, как Дары волхвов обрели свой дом на Афоне, они наконец-то приехали на Святую Русь. В наши дни Дары волхвов представляют собой 28 золотых подвесок разной формы с филигранным орнаментом. К каждой пластине на серебряной нити прикреплены темные бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10-ти ковчегах, но для поклонения паломников обычно выставляют только 3 подвески в одном ковчеге.

Известно, что Дары, хранимые в монастыре Святого Павла, – это лишь часть тех великих Даров, что восточные мудрецы положили к ногам Младенца Иисуса. Значит, возможно, где-то хранится и другая часть уникальной святыни из земной жизни Спасителя.

Источники:

http://azbyka.ru/palomnik/%D0%94%D0%B0%D1%80%D1%8B_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%B2%D0%BE%D0%B2
http://agionoros.ru/docs/871.html
http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-vere/534-dary-volhvov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: