Зодиак в шумеро-вавилонской астрологической традиции.
Содержание
- 1 Зодиак в шумеро-вавилонской астрологической традиции.
- 1.1 Астрина
- 1.2 астрологический портал!
- 1.3 Вавилонская или Месопотамская астрология
- 1.4 Вавилонская астрология. Как месопотамские жрецы влияли на твой гороскоп.
- 1.5 Библия и Халдейское имя.
- 1.6 Висячие Сады и мидийская царевна.
- 1.7 Север Себохт – ассирийский церковный деятель и учёный.
- 1.8 Шумерская астрология
Астрина
астрологический портал!
Вавилонская или Месопотамская астрология
Вавилонская астрология – это возникшие в Месопотамии астрологические концепции, которые стали основой астрологических техник поздней античности. Двуречье действительно оказалось источником традиций западной астрологии. Старовавилонская астрология не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Её главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касаются погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей. Этот вид небесных предсказаний, называемый астрологией предзнаменований, практиковался в Месопотамии на протяжении двух тысячелетий. В середине VIII в. до н.э. Вавилонская астрология получает, видимо, новый импульс, о чем свидетельствуют систематические наблюдения затмений и успешные предсказания лунных затмений в VII в. до н.э.
Памятник I тыс. до н.э. дают возможность реконструировать общую систему космогонических воззрений вавилонских теологов. Вся Вселенная как бы плавает в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому круглому челну, а небо – твёрдому полусводу (куполу), накрывающему мир. Всё небесное пространство делится на несколько частей. Внешняя сторона купола (“внутренность небес”) излучает свет. Звёзды на небесном своде – это “образы” или “письмена”, и каждой из них определено твёрдое место, чтобы ни одна “не сбилась со своего пути”. Каждому городу соответствует определённое созвездие: Сиппару – созвездие Рака, Вавилону, Ниппуру – другие, чьи названия не идентифицированы с современными. На страны разделены и Солнце и Месяц. Чтобы укрепить землю, её привязали к небу верёвками и закрепили колышками. Эти верёвки-канаты – Млечный Путь. С VII в. до н.э. в Вавилоне существовала официальная должность придворного астролога.
Вавилонские гороскопы содержат, как правило, дату рождения ребенка, положения Луны, Солнца и планет (в основном знаки Зодиака, но иногда также и долготу в градусах в пределах знака), продолжительность видимости Луны в новолуние и в полнолуние утром после восхода Солнца, а также день последней видимости Луны. С возникновением гороскопной астрологии связан новый расцвет вавилонской астрономии, которая оказала решающее воздействие на развитие как западной, так и индийской астрологии; Вавилонская астрология в начале развивалась как вид предсказания событий – голода, чумы и т.п. – на основании таких зловещих знамений, как затмения. То еще не была личная, индивидуальная астрология (что явилось поздней инновацией греков), какой мы её знаем сегодня; древние астрологи были, скорее, жрецами на службе у правителя, предсказывавшими судьбы страны. Эта древнейшая из астрологических систем рассматривала знаки на небе как ключи к разгадке замыслов богов.
Вавилонский зодиак Единственный надежный источник для реконструкции астрономических знаний шумеров – их культовый календарь. Шумерский культовый календарь, являвшийся основным и эталонным для жителей всего Южного Двуречья, происходит из священного города Ниппура, божеством которого, напомним, был регулятор мирового порядка и владыка природы Энлиль. Календарь этот лунно-солнечный, он основан на корректном согласовании смены лунных фаз с годовым путешествием солнца вблизи созвездий небесного экватора. Календарь хорошо различает периоды равноденствий и солнцестояний, состоит из 360 дней, 12 месяцев и 4 сезонов. С целью уравнения двух циклов каждые несколько лет специальным указом вставлялся дополнительный 13-й месяц. Каждый месяц календаря начинался с новолуния и содержал 29 или 30 суток в нерегулярной последовательности. В свою очередь, сутки делились на 12 равных двойных часов, обозначавшихся шумерским словом для определения длин и расстояний (что-то вроде мили); двойные часы разделялись на 30 уш, или градусы времени. Один градус времени содержал в точности 4 современные минуты. Впрочем, в народе предпочитали пользоваться простым разделением суток на три так называемые «стражи» (1 стража = 8 часам). Летом ночные стражи были короче, чем зимой, а дневные длиннее.
С календарем из Ниппура, без сомнения, связана и образная система Зодиака (известного только из поздних вавилонских источников). Шумеры замет! ли, что каждый год в одном и том же месяце на горизонте восходит определенное созвездие, и связали восход этого созвездия с состоянием природы в дан ном месяце. Это состояние фиксировалось традиций в ритуально-мифологической форме. Так появился известный нам вавилонский Зодиак:
1. Овен — название, представляющее собой игру смыслов и клинописных знаков. У шумеров это созвездие называлось лу-хунга — «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции, избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Когда клинописные обозначения созвездий начинают сокращать, название лу-хунга редуцируется до лу, причем сперва его пишут знаком Ш2 — «человек», а затем знаком 1ЛЗ, который представляет собой стилизованное изображение барана. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.
2. Телец — название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего го-Рода и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания сырой после разлива земли, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца — война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).
3. Близнецы — название, связанное с почитанием Ратьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлилем и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.
4. Рак – сложное по переплетению ассоциаций название. Восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир, а также с ранним севом зерновых, также уходящих под землю. С событиями этого времени связаны ритуальные проводы весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.
5. Лев — название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.
6. Дева — название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).
7. Весы — символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог Солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.
8.Скорпион – причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.
9. Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.
10. Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.
11. Водолей — позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь—февраль).
12. Рыбы имели и другое имя — Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, «жатва», название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.
Из Вавилона дошло несколько астрономических текстов, являющихся копиями более ранних шумерских. Из них можно узнать, что умели делать шумеры в этой области. Они могли определять восходящие и заходящие звезды, равноденствия и солнцестояния, планетные периоды, а также делать предзнаменования на основе затмений луны и появления комет. Но о каких-либо теоретических выводах или хотя бы о произвольных спекуляциях шумеров, связанных с астрономическими расчетами, мы ничего не знаем. Нет никакого сомнения в том, что астрология как система взглядов зародилась в Вавилоне и Ассирии, то есть уже после гибели шумерской цивилизации. Но, несомненно, и то, что в истоках астрологии находится шумерское мироощущение, основанное на соответствии между содержанием помесячного ритуала и именем восходящего в данном месяце созвездия, между событием социальной жизни и появлением на небе феномена вроде затмения или кометы. Для шумеров такое чувство жизни как подобия, жизни как соответствия было органичным, в этом, можно сказать, проявлялась имплицитная сторона их религии и идеологии. Но для наследников Шумера их ощущение жизни приобрело характер доктрины, рационального постулата. Вместе с совершенствованием вычислительного искусства астрономов детализировалась и предсказательная литература, причем астрологи к концу клинописной цивилизации Двуречья имели уже несколько основных пособий, своего рода учебников, по которым учились вплоть до эпохи Селевкидов и Парфянского царства.
Вавилонская астрология. Как месопотамские жрецы влияли на твой гороскоп.
Мой перевод статьи астролога Сары Робертс. Оригинал здесь .
Человечество всегда наблюдало ночное небо, наслаждаясь его красотой и пытаясь постичь его тайны.
Людей также невероятно привлекают узоры из точек пятен, поэтому неудивительно, что мы заметили изменение внешнего вида ночного неба, когда Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.
Рисунки, относящиеся примерно к 15000 году до н. э. и изображающие расположение планет на ночном небе были открыты в Lascaux, Франция,
Практика расшифровки этих изменяющихся узоров и их значения для жизни на Земле также имеет древнюю историю. Различные астрологические практики развивались независимо по всему миру: в Месопотамии, Индии, Китае и Центральной Америке. Месопотамская система возникшая в древнем Вавилоне (современный Ирак) около 5000 сформировала астрологический базис, используемый ныне на Западе.
Зарождение Вавилонской астрологии.
По некоторым данным астрология практиковалась в Вавилоне начиная с 3 тысячелетия до н. э., но старейшие свидетельства об организованной астрологической системе относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Около 70 клинописных табличек содержат более, чем 7000 небесных знаков. В то время астрологи фиксировали текущее положение на небесном своде, так как предсказание последующего движения планет в будущем ещё было тяжёлой задачей. Однако уже в 4 веке до н. э. они имели достаточно точную систему предсказания движения планет.
В Вавилоне астрологию практиковали жрецы, для которых это был один из способов узнать волю богов. Другой метод состоял в обследовании печени жертвенных животных и толковании расположения тёмных пятен на ней.
Вавилонская астрологическая система содержала много положений, которые мы доныне разделяем. Вавилоняне подразделяли неподвижные звёзды на три группы – Ану, Энлиль и Эа, в зависимости от того, где они восходят над восточным горизонтом. Вавилоняне признавали 18 созвездий, состоящих из этих неподвижных звёзд, но впоследствии сфокусировали своё внимание на 12 самых важных, которые впоследствии позаимствовали греки и которые по большей части совпадают с теми, что известны ныне на Западе.
Читающие волю Богов.
Вавилоняне наряду с Солнцем и луной признавали пять планет. Они связывали планеты с различными богами их пантеона: Юпитер с Мардуком, Венеру с Иштар, Сатурн с Нинуртой, Меркурий с Набу, Марс с Нергалем, Солнце с Шамашем и Луну с Сином. Полагалось, что движение Солнца, Луны и планет по созвездиям представляет собой активность этих богов и содержит послания об их воле.
Читая эти знаки, жрецы прежде всего искали их взаимосвязь с событиями в государстве и с жизнью царя как центральной фигуры государства. Они также полагали, что могут совершать ритуалы для умилостивления богов и смягчения любые негативные предупреждений, посланных звездами.
Вавилонский метод толкования основывался на памяти, в частности на том, что происходило в прошлом, когда присутствовали аналогичные небесные явления. Они также использовали характеристики богов, связанных с различными планетами, и рассказы, связанные с различными созвездиями, для создания соответствующих повествований о значении нынешнего расположения звёзд и планет.
Вавилонская астрология получила распространение по всему ближневосточному региону. Значительное число базирующихся на вавилонской системе документов, в которых подробно разъясняются такие вещи как лунные знаки и солнечные затмения, найдены в хеттских, аккадских и ассирийских городах.
То, что вы могли что – то сказать о человеке на основании того, как располагались звёзды при его рождении, похоже, было древней концепцией в вавилонской астрологии. Например, пророчество, сохранившееся со второго тысячелетия до нашей эры, гласит, что дети, родившиеся в 12-м месяце, будут жить долго и у него будут дети мужского пола.
Однако практика создания персональных гороскопов, кажется, появилась примерно с 400 года до н.э. Это произошло после установления персидской власти. Персидские власти, имея другую религиозную традицию, более не нуждались в услугах вавилонских священников – астрологов.
Самый известный вавилонский гороскоп описывает ночное небо 29 апреля 410 до н.э. Он описывает Луну находящуюся под клешней Скорпиона, Юпитер в созвездии Рыб, Венеру в созвездии Тельца, Сатурн в созвездии Рака, Марс в созвездии Близнецов, а Меркурий в свою очередь не виден. Отталкиваясь от этого, астрологи предсказали счастливую судьбу новорожденному. Если детский гороскоп содержал плохие знаки, священник мог провести специальные ритуалы для облегчения участи младенца.
Передача астрологических знаний и дополнения к ним, сделанные греками.
Хотя ныне практикуемая на Западе астрология имеет вавилонские корни, она испытала сильное влияние иных культур, посредством которых она пришла в современный мир.
Греки были ключом к этой передаче. Хотя ссылки на астрологию появляются в некоторых ранних греческих текстах, например, в стихах Гесиода с 750 года до н.э., авторы которых делают предположения, что звезды указывают на благоприятные времена для выполнения определенных задач, но только с увеличением числа контактов с Месопотамией после азиатских завоеваний Александра Великого, астрология, похоже, приобрела популярность в греческом мире.
Греки добавили важные элементы в астрологию, такие как важность четырех элементов – Огня, Земли, Воздуха и Воды – и открытие движения точки равноденствия.
Самым известным греческим астрологом был Птолемей из Александрии, живший в Египте около 100 года. Его перу принадлежат два важных труда по астрологии. Его «Тетрабиблос» содержал совокупные знания по современной ему астрологии и считался астрологическим учебником арабских и европейских астрологов, вплоть до XVII века, когда Коперник установил, что Земля вращается вокруг Солнца.
Поздние астрологические корректировки римлян и арабов.
Восприняв многие аспекты греческой культуры римляне также практиковали астрологию. Известно, что астрологией увлекались несколько римских императоров, например Август Цезарь, имевший свой собственный лунный знак – Козерог, отчеканенный на некоторых его монетах. Самым известным римским астрологом был Фирмикус (Firmicus), живший в 4 столетии, автор «Матесиса» ( Mathesis), практического руководства по астрологии.
После разграбления Рима в 410 году, в Европе было утеряно множество знаний и умений, которые стали вновь появляться только в Средние века. В то время как астрология в Риме переживала «Тёмные века», в арабском мире она продолжала процветать.
Арабские учёные сохранили труды Птолемея и Фирмикуса, присовокупив к ним астрологические знания из Китая и Индии. Они также совершенствовали астролябию, инструмент позволяющий отслеживать движение звёзд и планет.
Только с возобновлением интеллектуальной деятельности в Европе по прошествии Темных веков, похоже, влияние астрологии снова усилилось в Европе. В 11 и 12 веках алчущие знаний ученые обращались к арабскому миру для получения информации об астрологии.
В 1138 году появился первый в Европе латинский перевод Тетрабиблоса. С этого времени европейские учёные и философы вновь инкорпорировали астрологию в европейскую культуры и дали развитие астрологической системе, используемой на Западе по сей день. Которая в свою очередь базируется на вавилонской астрологии.
Ещё статьи по теме:
Библия и Халдейское имя.
Висячие Сады и мидийская царевна.
Север Себохт – ассирийский церковный деятель и учёный.
Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Дорогие читатели, если есть желание финансово поддержать проект автора можете сделать перевод на карту СБЕРБАНК VISA 4276 0400 1504 9427
Шумерская астрология
http://www.rhga.ru/science/esoterism/seminars/12/Emeljanov_26_01_10.php Емельянов В. В.
“Астрология является следствием веры людей в могущество небесных тел. Такая вера появляется у народов древней Месопотамии и отчасти у народов Древнего Египта в начале третьего тысячелетия до н. э.
. Надо сказать, что названия большинства созвездий, дошедших из клинописных текстов, также впервые были сформированы именно в шумерском языке. Несомненно, что все эти созвездия уже существовали в сознании шумеров в конце третьего тысячелетия. Об этом говорит хотя бы упоминание созвездия Тельца, встречающееся в заговорах III династии Ура. Когда были обожествлены шумерские цари, в частности, царь Шульги, в честь него была названа новая небесная звезда. Это говорит о том, что остальные звезды были вычленены ранее и носили шумерские имена.
Удивителен тот факт, что среди шумерских источников мы до сих пор не можем найти астрономических текстов. Есть шумерские названия созвездий, есть упоминания о восхождении звезд в шумерских гимнах, но нет ни одного астрономического или астрологического текста. Можем ли мы на основании этого факта делать вывод о том, что астрологии в Шумере не было? Не можем, так как знаем, какой промежуток времени проходил от создания текстов до их записи. Зачастую в Месопотамии этот период равнялся 500 – 600 годам! Поэтому наверняка астрологические представления в Шумере формируются еще в конце третьего тысячелетия до н. э., но записываются они только в эпоху семитского преобладания в Месопотамии, отчасти в старо-вавилонский период, а еще больше источников дошло до нас от средневавилонского (или касситского) периода.
. Первые свидетельства существования астрологии доходят до нас от 16 – 15 веков до н. э., и с этого времени уже можно говорить о развитии астрологии как сложившегося искусства, которое претендовало быть и наукой, и политической аналитикой, и основой мировоззрения древних вавилонян.
. От конца старовавилонского периода доходят таблицы звезд и названия некоторых созвездий, но не сама астрология. Этап формирования астрологии как таковой связан со средневавилонским периодом, с 16 по 11 века до н. э. Значение этого периода формирования новой вавилонской культуры, на мой взгляд, не изучено и до конца не оценено. В Месопотамии в это время происходят грандиозные перемены. Достаточно сказать, что серебро как основная плата за работу повсеместно сменяется золотом. Видимо, это новшество пришло вместе с касситами, захватившими Вавилон. В искусстве Вавилонии появляются совершенно новые мотивы. Например, касситский крест. До сих пор не известно, что он обозначал.
Именно в касситское время появляются первые представления о том, что такое предсказания по небесным явлениям и о том, что такое зодиак. В первых астрономических трактатах средневавилонского периода с элементами астрологии нет различения предсказаний по небесным телам и предсказаний по атмосферным явлениям. Люди этого времени еще не понимают, что есть совершенно особая область, которая впоследствии будет называться астрологией. Они занимаются предсказаниями как таковыми, которые дают внешние знаки. Эти предсказания подразделяются по трем богам: предсказания по Сину, то есть по движению Луны; предсказания по Иштар, то есть по движению Венеры; предсказания по Ададу – ветру и атмосферным явлениям.
. Первый компендиум, который создается в средневавилонский период, – компендиум «Энума-Ану-Энлиль». Поскольку семиты не могли произносить сочетание «н-л», то возникла ассимиляция, и они произносили «Энума-Ану-Эллиль», что означает «Когда Ан и Энлиль…» (названия текстов обозначались по первым строчкам).
. По-видимому, в это время возникает координатная сетка, когда весь мир делится на четыре направления, и точно так же на четыре направления делятся Луна, Венера, там тоже четыре стороны света, это тоже влияет на предсказания. В эту же эпоху возникает и термин, обозначающий стоянку Луны, а затем и Солнца, вблизи созвездия, – то, что в последствии будет названо «зодиаком». Первый такой аккадский термин – «манзазу», позже –«манзазту», после ассимиляции в ассирийское время – «манзальту», означает «стоянка». Сначала «манзальту» обозначает стоянку Луны или Солнца, потом появился новый термин «лумашу», но слово «манзальту» было заимствовано евреями, когда они в период плена поселились в Вавилоне. У евреев это слово стало иметь вид «маззаль», что поначалу означало стоянку Луны или Солнца, потом стало означать Зодиак, затем – судьбу, удачу, и знаменитое еврейское выражение «мазл тов» – изначально именно астрологический термин «благоприятная судьба». Таким образом, вавилонский астрологический термин превратился в иврите, а потом в идише в благопожелание.
В средневавилонское время возникает еще один термин «лумашу», термин гораздо более загадочный, так как его этимология непонятна. Ни в одном семитском языке нет такого термина «лумашу». Сначала им обозначались стоянки Луны (18 стоянок, лунный зодиак), затем стоянки Солнца, и в результате в гороскопных текстах 5-3 века это уже зодиак как таковой. Это слово может писаться как «лу» первое – маш, а может как «лу» второе – маш, что означает, что было безразлично, как писать. . озможно, это одна из первых известных аббревиатур, и это начальные знаки для первого и третьего зодиакального созвездия. Потому что первое созвездие в Вавилоне называется Лу-Хунга, что означает «наемный работник» или «доброволец», а третье созвездие называется «Маш-Таб-ба». «лумаш» – соединение двух знаков для обозначения первого и третьего созвездий. Никак иначе это не объяснить, потому что ни в аккадском, ни в шумерском языках нет такого слова, а семиты впоследствии в сирийском языке заимствуют это слово, и из «лумашу» у них получается «мальвушу».
Лумашу – поначалу восемнадцать лунных созвездий (через которые проходит Луна), а потом уже и двенадцать солнечных созвездий. Тогда же, в средневавилонскую эпоху, на межевых камнях кудурру возникают и образы некоторых зодиакальных созвездий. Нам известны изображения Стрельца, Козерога, Водолея, Скорпиона, то есть зодиакальные созвездия понимаются как специфические существа.
. Таким образом, есть терминология, есть компендиумы, которые должны изучать астрологи (это «Энума Ану Эллиль» и «Мул Апин»), есть большая заинтересованность царского двора в астрологах (до нас дошли два тома переписки ассирийских царей и астрологов) и есть учебная программа для астрологов. Астролог того времени равен политологу нашего времени. Это политический консультант, секретарь и советник царя, который, войдя в доверие, говорит ему, как лучше поступить: когда лучше сеять, когда лучше отправлять войско в поход, будет ли завтра дождь, следует ли завтра выезжать на прогулку, и так далее.
Вот пример такого письма: «Царю, моему господину, пишут Баласи и Набу-аххе-эрба». Дальше идет традиционное благопожелание: «Будь здоров, наш господин, пусть Набу и Мардук животворят тебя на вечные времена, пусть Ашшур, Бел, Син, Шамаш и Адад будут благосклонны к тебе, боги тебе благоприятствуют, можно выезжать, второй день хорош, четвертый день месяца особенно хорош, подготовь колесницу».
В другом письме тот же самый Баласи пишет: «Набу и Мардук будут к тебе благосклонны, ты повелел, о владыка, узнать, в чем твоя болезнь, какова ее причина. Об этом знают только великие боги, но знаки, которые подает небо касательно твоего тела, говорят, что нужно лечиться так-то и так-то», и дальше следует рецепт. Для понимания не только вавилонской астрологии, но и мироощущения важен такой момент: причина болезни неизвестна, но очень важно учитывать знаки, то есть внешние симптомы заболевания, и по ним можно понять, каким должен быть рецепт.
. как в новоассирийское время понимали планеты. Безусловно злой планетой был Марс – Нергал, бог чумы и подземного мира, Марс называли также Красным – «Цальбатану». Красный цвет всегда был преддверием чего-то нехорошего. С Марсом всегда связаны отрицательные предсказания, касающиеся насилия, войны и так далее.
Венеру называли Дильбат, это имя богини Инанны как планеты, либо Иштар. Она связана с сексуальными отношениями, со страстью, с чувствами, с конфликтом, с оппозицией.
Юпитер в новоассирийское время стал Мардуком, но у него есть довольно много имен: в шумерское время он назывался Шульпаэ, потом он стал называться Сангмегар, потом Мардук. Юпитер как Мардук покровительствует царской власти. Экспансия, обладание пространством. Юпитер гарантирует (либо отрицает) успех, удачу.
Меркурий очень неопределенно выражен, это, безусловно, благоприятная планета, связана с письмом, с просвещением, Меркурий – это Набу, бог письма и грамоты. Неясно, насколько сильно влияние Меркурия, при одних обстоятельствах он благоприятен, при других – нейтрален.
У Сатурна двойственная роль: с одной стороны, он – покровитель Солнца, он идет в одной паре с Солнцем в месопотамских текстах. Сатурн вместе с Солнцем является верховным судьей, который в седьмом месяце вавилонского календаря осуществляет суд над живыми и мертвыми. Вообще Сатурн – это хромой охранник подземного мира, который имеет в шумерской терминологии несколько имен, его зовут Хендурсанга, он отпирает двери мертвецам в период зимнего солнцестояния, чтобы они вышли вместе с поднимающимся солнцем и некоторое время пробыли на земле, а потом он опять их загоняет и запирает двери. Вторая роль: Сатурн – это ночь, мрак, внезапное наступление зла. Каждый седьмой день вавилонского календаря – это день Сатурна. На эти дни – 7, 14, 21, 28, – предписывалось никуда не уходить из дома, во избежание зла на открытом пространстве, были пищевые запреты, предписывалось какое-либо благодеяние. Впоследствии эти седьмые дни стали субботними днями, которые надлежало чтить.
Луна – это бог времени, покровитель сияющего небесного свода. Солнце – это бог справедливости, суда, бог-свидетель всех человеческих дел.”
Источники:
http://astrina.ru/history/3
http://zen.yandex.ru/media/id/5afc6d2f3dceb7fc691407c3/5bcb18e2a452a000ab753991
http://ivanov-petrov.livejournal.com/1387039.html