Значение слова «феномен. Что такое феномен

ФЕНОМЕН

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Смотреть что такое “ФЕНОМЕН” в других словарях:

ФЕНОМЕН — (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… … Философская энциклопедия

феномен — а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

феномен — исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

Феномен — Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

ФЕНОМЕН — (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

феномен — и допустимо феномен … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ФЕНОМЕН — (от греч. phainomenon являющееся) ..1) необычный, исключительный факт, явление2)] Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу,… … Большой Энциклопедический словарь

Феномен — I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Феномен — I фен омен, феном ен м. Познаваемое явление, принципиально отличное от якобы непознаваемой сущности предметов (в идеалистической философии). II фен омен, феном ен м. Редкое, необычное, исключительное явление. III феном ен м. Выдающийся,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ФЕНОМЕН — ФЕНОМЕН, а, муж. (книжн.). 1. Явление, в к ром обнаруживается сущность чего н. Ф. долголетия. Мода социальный ф. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком н. отношении. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова

Слово феномен

Слово состоит из 7 букв: первая ф, вторая е, третья н, четвёртая о, пятая м, шестая е, последняя н,

Слово феномен английскими буквами(транслитом) – fenomen

Значения слова феномен. Что такое феномен?

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαινεσθαι — являться, быть видимым, также — казаться) — явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания.

Фено́мен (от греч. φαινόμενον — «являющееся», «явление») — термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие.

ФЕНОМЕН – понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма (“вижу вещи”) переходит к осознанию того…

Современная западная философия. – 1998

Феноменов (Николай Николаевич) — акушер и гинеколог; род. в 1855 г. Образование получил в Императорской медико-хирургической академии, в которой окончил курс в 1878 г. и оставлен был при ней для усовершенствования.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

Феноменов, Николай Николаевич, акушер, родился в 1855, 1885—99 профессор казан. унив., с 1899 директор надеждинского родовспомогательного заведения и профессор женск. медиц. инстит. в СПБ. “Оперативное акушерство” (1895).

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер.

ФЕНОМЕН ПИАЖЕ – психологические явления, связанные с развитием интеллекта детей, впервые обнаруженные Ж. Пиаже у детей среднего возраста дошкольного. Проявляются в ошибочных суждениях детей об абстрактных характеристиках предметов…

Головин С. Словарь практического психолога

Тау – феномен (от греч. phainomenon – являющееся) – иллюзия восприятия -. При неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте пространства возникает иллюзия их неодинаковой пространственной близости…

Читать еще:  Ломится в мою квартиру что делать. Когда ломятся в твою дверь…

Психологический словарь. – 2000

Тау-феномен Словообразование. Происходит от греч. phainomenon – являющееся. Автор. А.М.Гельб (1914 г.). Категория. Иллюзия восприятия. Специфика. При неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте…

Психологический словарь. – 2000

Тау-феномен – группа физиологических зрительных иллюзий. Например, белые фигуры на тёмном фоне кажутся увеличенными в размерах, а тёмные фигуры на белом фоне – уменьшенными.

МОЛИ ФЕНОМЕН [Moelli K.]. Сохранение воспоминаний о наиболее ярких переживаниях, чаще всего – галлюцинаторных, имевших место во время эпизодического состояния нарушенного сознания.

Толковый словарь психиатрических терминов

Моли феномен – (Moelis) – частичное сохранение в памяти содержания некоторых болезненных переживаний, в частности, галлюцинаций на период сумеречного помрачения сознания.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Моли феномен (Moelis) – частичное сохранение в памяти содержания некоторых болезненных переживаний, в частности, галлюцинаций на период острого психотического состояния, в частности, сумеречного помрачения сознания.

ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА – переживания, испытываемые человеком в гипногагическом состоянии, то есть при засыпании, пробуждении, злоупотреблении лекарственными препаратами, высокой температуре.

Словарь-справочник по психоанализу. – 2010

ФЕНОМЕН ИСАКОВЕРА (esakower phenomenon) Впервые описанное Isakower (1938) ГИПНАГОГИЧЕСКОЕ переживание, при котором субъекту представляется, что к его лицу движутся мягкие, тестообразные массы.

Критический словарь психоанализа

Феномен Исаковера – (Isakower, 1938) – гипнагогическое переживание, при котором индивиду представляется, что к его лицу движутся мягкие, тестообразные массы.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Феномен вечеринки – термин С.Черри, обозначает способность следить за речью отдельного человека среди множества голосов других людей. Основными факторами, обеспечивающими реализацию такой способности, являются контекст происходящего…

Феномен вечеринки – термин С.Черри, обозначает способность следить за речью отдельного человека среди множества голосов других людей. Основными факторами феномена является контекст, избыточность речи, физическое расположение говорящего…

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

ФЕНОМЕН ВЕЧЕРИНКИ Термин, введенный С. Черри для обозначения замечательной способности избирательно следить за речью отдельного человека среди множества звучащих голосов других людей.

Оксфордский словарь по психологии. – 2002

Артюса феномен (N.М. Arthus, 1862—1945, франц. физиолог) местная гиперергическая воспалительная реакция с некрозом тканей, вызываемая преципитацией комплекса аллерген — антитело в сосудистой стенке и тканях…

Артюса феномен (N. М. Arthus, 1862-1945, франц. физиолог) местная гиперергическая воспалительная реакция с некрозом тканей, вызываемая преципитацией комплекса аллерген – антитело в сосудистой стенке и тканях…

Большой медицинский словарь. – 2000

Феномен (фильм, 1996)

ФЕНОМЕН (Phenomenon) США, 1996, 113 мин. Фантастика, драма, комедия. Провинциальный недотепа в день своего 37-летия уверяет всех, что получил световой удар от некоего инопланетного объекта и резко поумнел…

Энциклопедия кино. – 2010

«Феномен» (англ. Phenomenon) — фэнтезийная мелодрама 1996 года режиссёра Джона Тёртлтауба по сценарию Джералда Ди Пего, в главных ролях Джон Траволта, Кира Седжвик, Форест Уитакер и Роберт Дюваль.

Поспелова феномен (А. И. Поспелов) 1) резкая боль при сдавливании тонкой складки кожи и отсутствие боли при сдавливании ее толстой складки; наблюдается при хроническом атрофическом акродерматите…

Большой медицинский словарь. – 2000

Поспелова феномен (А.И. Поспелов) 1) резкая боль при сдавливании тонкой складки кожи и отсутствие боли при сдавливании ее толстой складки; наблюдается при хроническом атрофическом акродерматите…

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова феномен

Редчайший феномен: француз не просто прижился в английском клубе, а стал его знаменем.

Это был первый феномен его биографии, обычно в эту профессию идут уже зрелые музыканты.

Суть одна: изящным образом донести до москвичей феномен такого явления как Театр на Таганке.

И очень я подозреваю, что в четвертьфинале феномен швейцарцев закончится.

Художник ищет новые, более мобильные, формы искусства и пытается переосмыслить феномен массы.

Но феномен Рудиши, который, надо думать, только начал свой путь в историю, не только в этом.

России как геополитический и культурный феномен перестанет существовать.

Этот феномен говорит о том, что мы порой замечаем только то, на чём фокусируем внимание.

Что такое Феномен? Значение слова fenomen, философский словарь

Значение слова «Феномен» в Философском словаре. Что такое феномен? Узнайте, что означает слово fenomen – толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Феномен

1. Феномен – (греч. phainomenon – явление ). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта . Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание , называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение , что в глубинах сознания имеются такие феномены , которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл . Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

2. Феномен – (греч. – являющееся) – понятие , означающее явление предмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание , и то, в чем усматривается сущность предмета. Явление предмета нетождественно сущности его. Познание , т. о., предполагает переход от явления к сущности. В классической философии Ф. принципиально противопоставляется ноумену , который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В частности, Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую принципиально непознаваемой. В философии XX в. понятие Ф. наиболее характерно для феноменологии. Гуссерль активно разрабатывал содержание понятия Ф. Сознание, будучи всегда интенциональным, направлено на предмет, конституируемый в ноэтических актах . Ф., следовательно, есть обнаружение предмета в модусе самоочевидности. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность являющейся сущности с потоком сознания, “самополагание”, “самоданность”, “самопроявляемость” сущности через Ф. Все чаще Гуссерль обозначает Ф. следующими словами: т. е. “само-себя-через-само-себя-раскрывающее”. Т. о., Ф. не есть предмет, существующий вне сознания, но он не есть и непосредственное составляющее сознания. Ф. создается, конституируется феноменологом для ясного, неискаженного переживания предмета в его сущности, первозданности. Г. X. Керимов

Читать еще:  Гороскоп на первую декаду ноября.

3. Феномен – понятие , соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма (“вижу вещи “) переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма , где различается трансцендентное и имманентное . Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода , бессмертие ), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это граница опыта вообще, во втором – граница субъективного опыта. Имманентное – это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены . Физические Ф. – это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление . Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве Непосредственный в Словаре Ожегова’>непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна “неадекватность”, вещь дается в восприятии “односторонне”, в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же “самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи. присуще оставаться несовершенным”. Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с “чистым феноменом” в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией – те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках . Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на “трансцендентных” фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный “чистый” Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма ), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные “чистые факты “, раскрывающиеся в феноменологической установке как “чистые сущности”, или “чтойности”, выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как ” первофеномены ” и рациональное содержание значений (” идеи “). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием , объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой , так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективный подход к бытию, а с другой стороны, он одновременно “трансцендирует” самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как “себя в себе самом показывающее” уже не есть произведение сознания, а бытие , указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно “овозможивает” самодостаточность “бытия в мире”. Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде “присутствия” ( Dasein ) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от “видимостей” (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), “чисто привативных модификаций” и “явлений” (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь – это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейн в Энциклопедическом словаре’>Витгенштейна Ф. – это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как “первофеномены”. А.Г.Вашестов

4. Феномен – понятие , обозначающее явление , данное нам в опыте , постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания – смерть . У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы , помогающие простому человеку не думать о неизбежном конце. В то же время явление существует и оказывает заметное влияние на процессы развития общества, цивилизации и культуры (в основном искусств). Массовая культура взяла факт умолчания на вооружение: появились триллеры – фильмы ужасов и мерзостей, соответствующая литература , все это нашло обобщающее определение – чернуха. В немецких концлагерях, как нам говорят, люди шли в газовые камеры, уверяя (?) друг друга и самих себя, что идут в баню (естественно, с подачи палачей). Фигурой умолчания является и определенная государственная политика , заключающаяся в том, что народу не говорят правду, считая, что он не “созрел”, “не поймет”, “опыт показывает” и т.п., и принимая решения за народ. Подобная политика является вынужденным злом, в основе которого лежит недостаточная разработанность вопросов социальной психологии, философии и обработки информации группами людей (социального интеллекта ). Явным злом является отсутствие признаков, указывающих на то, что индивидуумы , которым общество доверило решать задачи управления, пытаются с этим злом бороться.

Читать еще:  Религия Китая – симбиоз всех конфессий под одним небом.

5. Феномен – (от греч.–являющееся): 1) явление , постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии З.Гуссерля феномены – последние, глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему. Это «чистые» идеальные формы, не замутненные психологизмом. Для сознания, осуществившего «феноменологическую редукцию», т.е. направленного вглубь самого себя, феномены непосредственно раскрываются: себя в себе самих показывают, самоявляются. Они есть единство идеального предмета и смысла . «Чистое сознание » представляет собой поток феноменов.

6. Феномен – (Греч.) Фактически, “появление”, нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма , не забудем, что теософически и эзотерически каждое ” чудо ” – начиная с библейских и кончая тавматургическими – есть просто феномен , но ни один феномен никогда не является чудом, то есть чем-то сверхъестественным или находящимся вне законов природы, так как подобное в природе невозможно.

7. Феномен – (от греч. phainomenon — являющееся) — филос. термин , имеющий широкий спектр значений, иногда — синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи , являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую « вещь в себе », эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.): впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовании. В философии Ф. Брентано Ф. есть общее обозначение всего, что может стать объектом научного исследования, особое внимание уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает различение «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием . Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хаидеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хаидеггер увязывает возможность такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным введение в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральное™» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не « явление » (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

8. Феномен – сущее , показывающее само себя. Противоположность – кажимость . От феномена надо отличать явление , показывающее себя опосредованно. Феномен – не явление, но явление включает в свой состав феномен. Различие феномена и явления для Хайдеггера очень важно потому, что вся проблематика истинности для Хайдеггера заключена в дилемме скрытое – открытое. Исследовать для Хайдеггера- значит раскрывать, выводит на свет то, что было сокрыто.

9. Феномен – философское понятие , означающее : 1) явление , постигаемое в чувственном опыте ; 2) объект чувств, созерцания, в отличие от его сущностной основы – ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). Феноменологические, т. е. “явлениевые” (феноменологические) концепции и теории особенно бурно стали развиваться в XX столетии в рамках пропозитивистски ориентированной западной науки.

10. Феномен – (от греч. phainomenon – являющееся) – явление , данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена , постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен ).

11. Феномен – (греч. phainomenon — являющееся) — понятие , означающее явление , данное нам в опыте , постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от ноумена , к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой ( Агностицизм ). С т. эр. диалектического материализма нет непреодолимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/11807/%D0%A4%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%9C%D0%95%D0%9D
http://wordhelp.ru/word/%D1%84%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD
http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/fenomen

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: