Значение проказа, прокаженный в библейской энциклопедии никифора. Кожные болезни и псориаз в Библии

Бог и псориаз. Невыдуманная история

Это началось 27 лет назад. Девочка девяти лет. Периодические боли в суставах. Непонятное пятнышко на затылочной части головы. Из кабинета врача выходит мама со слезами на глазах. Пытается улыбнуться растерянной и напуганной дочке.

— Мама, почему врач сказала мне выйти в коридор? Что со мной?

— Она сказала, что это нехорошая болезнь. Не переживай. Всё будет хорошо…

— А как эта болезнь называется?

Это страшное слово резануло по сердцам их обеих. Это был не просто псориаз, а тяжёлая форма псориатической болезни.

Девочка росла, была очень активной, привыкала к постоянной боли и процедурам. Всеми силами пыталась радовать своих родителей. А болезнь всё прогрессировала. К 20 годам диагноз: псориатическая эритродермия (поражена вся кожа) и артропатия суставов. Инвалидность. Страх. Боль. Нежелание жить…

Вся жизнь проходила под капельницей. Разные больницы в разных городах, в том числе и в Москве. Разные методы лечения: якобы лекарки-бабки и даже дед-шарлатан, БАДы, гомеопатия, компьютерная диагностика и лечение приборами, голодание, высокие технологии, фотохимиотерапия и т. д.

Казалось бы, где он — выход? Тупик?

В пять лет она оставалась дома одна. Родители были на работе. А дома — тишина и только негромкие звуки радио. Девочка не понимала, почему, но рассказы об Иисусе вызывали трепет. Кто Он такой?

С детства она разговаривала с Ним, не видела, но чувствовала. Знала, что она не одна.

А что в 20 лет? Желание не жить в состоянии постоянной боли. Или выздороветь, или не жить вообще. Это состояние увидела однокурсница.

— Что с тобой? У тебя что-то случилось?

— Просто устала, жить больше так не хочу. Болею сильно.

— Бог испытаний выше твоих сил не даст. Если ты терпишь такие мучения, значит ты сильная!

— Откуда ты знаешь?

— Знаю. Это Бог сказал. Так написано.

— Выдумываешь. Где это написано?

И снова, как в детстве, в сердце вошло что-то большое и нежное. И снова чувство, что она больше не одна. С того момента она начала активно искать Бога. Была в разных церквях. Нашла Его в общине адвентистов седьмого дня. Приняла крещение. Переосмыслила всю свою жизнь. Молилась, чтобы Бог показал ей путь к исцелению или хотя бы к облегчению состояния.

Г осподь не заставил Себя ждать. Он указал ей на здоровый образ жизни адвентистов.

И начал её обучать на практике восьми принципам здоровья. Поначалу она отрицала их оздоравливающее действие.

— Да какие восемь принципов здоровья, какие санатории, где лечат, применяя их, если мне гормоны не помогли, с фотохимиотерапии не полегчало…

Но шло время, и она сдалась. Съездила в один из адвентистских Центров здоровья. Осталась сразу на два заезда. Приехала совершенно в другом состоянии. Стало намного легче духу, душе и телу. Казалось бы, простые принципы: свежий воздух, чистая вода, здоровое питание, физические упражнения, умеренность, солнце, отдых, доверие Богу. Но соблюдение их по-настоящему помогает даже в тяжёлых случаях. И Господь доказал это.

Она каждый день задавала вопрос:

— Почему Ты меня не исцеляешь?

И каждый раз получала ответ:

— Довольно для тебя благодати Моей (2 Коринфянам 12:9).

Б ог дал ей всё: заботливых родителей, любящего мужа, дочку и сыночка, верных друзей.

— А ещё в немощи твоей Сила Моя… Это Я через тебя работаю. Иди и служи ещё более больным, чем ты.

И она каждый день видит работу Бога, которую Он осуществляет через неё. Она слаба, но Он силен.

—Я скоро приду! И ты будешь, как лань у потока вод, быстра, сильна и здорова!

Так и живёт она, каждый день борется с болезнью. Многих знакомых с таким же заболеванием уже нет в живых. А она живёт. Живёт и благодарит Бога за то, что Он всегда рядом с ней, что Он чувствует ту же боль, что и она. Каждый день и боль от недуга, и радость от того, что она не одна. С ней Он — Иисус, о Котором она узнала ещё в детстве из обычного радио.

Читать еще:  Какие люди рождаются 2. Гороскоп по дате рождения

Библейский взгляд на причины и сущность болезней

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от холла — быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема «болезнь и исцеление» также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

«В седьмой день Бог почил от всех дел Своих» (Быт 2:2), но «почил» здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: «И благословил Бог день седьмой, и освятил Его» (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле…» “Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, которое переводится как «мир», «полнота», но также имеет значение «здоровье». В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его» (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Читать еще:  Сонник миллера цветы искусственные в могиле. Что значит видеть во сне искусственные цветы

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4).

Читать еще:  Сказка пятеро из одного стручка - ганс христиан андерсен. Отзыв о сказке Г

проказа

ПРОКА́ЗА . Библейский термин цара‘ат ( צָרַעַת ), как и его греческий перевод lepra, обозначает не только проказу в строгом смысле (болезнь Хансена), но и целый ряд кожных заболеваний, в том числе некоторые незаразные болезни.

Так, проказа у Мирьям была преходящей (Чис. 12:10–15; ср. также историю На‘амана — II Ц. 5 и в других местах). Нередко появление или исчезновение проказы изображается как чудо (особенно Исх. 4:6,7). По-видимому, лишь те, кого изолировали от людей, были поражены настоящей проказой, например, четверо прокаженных, вынужденных жить вне стен Самарии даже во время войны (II Ц. 7:3–10), и царь Уззия, который с момента, когда у него обнаружили болезнь, жил в отдельном доме (II Хр. 26:19–21).

На древнем Ближнем Востоке проказа считалась результатом магии или карой за грехи. В обоих случаях рекомендовалось совершать обряды, весьма сходные с предписываемыми Библией. Тем не менее, существует одно принципиальное различие: в то время как язычники видели в этих ритуалах магические действия, Библия отрицает лечебную сущность ритуала и предписывает совершать его лишь после того, как больной излечился.

В библейской книге Левит (13,14) устанавливаются правила диагностики кожных заболеваний. В противоположность языческому жрецу, еврейский священник (см. кохен) не был лекарем, а скорее выступал как попечитель общественной гигиены. В его обязанности входил осмотр больного. Если священник предполагал у больного проказу, он предписывал семидневный карантин, после которого больной подлежал повторному обследованию; если дальнейших ухудшений не обнаруживалось, больного изолировали еще на неделю, после чего его можно было признать исцелившимся. Следует отметить, что священник не располагал средствами для излечения какого-либо заболевания, — он лишь после исцеления больного совершал предписанные очистительные обряды, а сам больной и его родственники должны были возносить молитвы (I Ц. 8:37, 38; II Ц. 20:2, 3) и поститься (II Сам. 12:16), чтобы Бог ниспослал исцеление. Излечение — дело Бога и осуществляется Им непосредственно (Исх. 15:26; Чис. 12:10–13) или через Его посланников-пророков (см. пророки и пророчество), например через Элишу (II Ц. 5) или Исайю (II Ц. 20:4–7).

Ритуал, предписываемый в Библии для исцелившегося от проказы, полностью исключает магию. Совершался он в три этапа: в первый (Лев. 14:2–8), в седьмой (14:9) и в восьмой (14:10–32) день по излечении. В первый день обряд проводился священником за пределами поселения, из которого был удален прокаженный; выздоровевший должен был сбрить все волосы, выкупаться и выстирать одежды, после чего он мог вернуться в поселение, однако еще не мог войти в свое жилище. Лишь на седьмой день, после повторного бритья, купания и стирки, ему позволялось вернуться домой. На восьмой день он должен был совершить жертвоприношение и исполнить установленный ритуал; лишь после этого исцелившийся восстанавливал свою ритуальную чистоту, становился чистым перед Богом (Лев. 14:11–31). Поэтому во время третьего, заключительного ритуала исцелившийся совершал жертвоприношения для очищения всего окружения от скверны, привнесенной его болезнью, приносил повинную жертву во искупление, возможно, совершенного им когда-то осквернения святыни (если проказа была карой за грех); кровью жертвы и елеем мазали определенные части тела выздоровевшего, чтобы открыть ему доступ в святилище.

Словом цара‘ат (в русском традиционном переводе Библии — «проказа») называли также пятна определенных видов плесени на одежде, кожаных предметах и стенах жилых помещений, что также требовало ритуального очищения (Лев. 13:47–59; 14:34–56).

В Талмуде понятию цара‘ат посвящен трактат Нега‘им (в Мишне и Тосефте). В трактате вряд ли есть упоминания подлинной проказы, и цара‘ат , видимо, сводится к относительно безвредной депигментации участков кожи (песь, витилиго).

Болезнь лепра и ее излечение упоминается многократно в Новом завете. Иисус, излечив таких больных, отсылал их к священнику для ритуального очищения, иногда добавляя: «как повелел Моисей» (Лука 5:14). В средние века отношение евреев к проказе было, видимо, таким же, как у окружавших народов.

Крупный специалист по борьбе с проказой (болезнью Хансена), израильский врач Я. Шескин (родился в 1914 г.) первым применил талидомид для лечения этой болезни. В Иерусалиме имеется больница для прокаженных.

Источники:

http://proekt7d.ru/bog-i-psoriaz/
http://pravoslavie.ru/37490.html
http://eleven.co.il/bible/pentateuch/13325/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: