Значение науки для теологии. Новейший философский словарь Что такое Теология, что означает и как правильно пишется

Содержание

Значение слова &laquoтеология»

ТЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Совокупность церковных учений о боге и догмах религии; богословие.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ТЕОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ср. [от греч. theos — бог и logos — учение] (книжн.). То же, что богословие в 1 знач.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

теология

1. религ. учение о Боге, систематическое изложение и истолкование принципов, догматов какой-либо религии; богословие

2. совокупность доктрин какой-либо религии

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: густолиственный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «теология»

Синонимы к слову «теология»

Предложения со словом «теология»

  • Тогда возникает вопрос: зачем христианской теологии потребовалось обращение к античной логике, если оно воспринимало её как «языческую»?
  • Родившийся в 1744 году, доктор теологии, он долгое время служил преподавателем, прежде чем возглавил церковь.
  • Соответственно этому философия подразделяется на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «теология»

  • Как ни странно для нас такое мнение, но не надобно забывать, что католицизм имеет в себе большую тягучесть. Лакордер проповедовал католический социализм, оставаясь доминиканским монахом, ему помогал Шеве, оставаясь сотрудником «Voix du Peuple». В сущности, неокатолицизм не хуже риторического деизма, этой нерелигии и неведения, этой умеренной теологии образованных мещан, «атеизма, окруженного религиозными учреждениями».

Сочетаемость слова «теология»

Какой бывает «теология»

Понятия со словом «теология»

Либеральной называют теологию, которая возникла и пользовалась большой популярностью в конце XIX — начале XX вв. и была основана на работах немецкого философа и теолога Фридриха Шлейермахера. В момент своего зарождения либеральная теология стремилась изменить христианство, сделать его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности.

ТЕОЛОГИЯ

Смотреть что такое ТЕОЛОГИЯ в других словарях:

Все значение (103) шт здесь, краткое описание ↓↓↓

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (от греческого theos – бог и. логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию личног

Читать еще:  Гороскоп с 18 по 24 сентября. Гороскоп на неделю для Весов

ТЕОЛОГИЯ

Итого Лето Лиго Итог Итл Лог Логия Иол Лот Илот Лото Иго Гто Гот Голо Гол Олег Оля Оолит Отел Глия Глет Теолог Тол Гит Тягло Гилея Гея Гет Геолотия Гел

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos – Бог и . логия) (богословие) – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию

ТЕОЛОГИЯ

учение о боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в предела

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ

учение о боге. В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхожд. религии греч. философия критич. относилась к

ТЕОЛОГИЯ

теоло́гия, -иСинонимы: богословие, феология

ТЕОЛОГИЯ

теология ж Theologie fСинонимы: богословие, феология

ТЕОЛОГИЯ

(от греческого theos – бог и . логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию личного абсолю

ТЕОЛОГИЯ

Начальная форма – Теология, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ТЕОЛОГИЯ

1) Орфографическая запись слова: теология2) Ударение в слове: теол`огия3) Деление слова на слоги (перенос слова): теология4) Фонетическая транскрипция

ТЕОЛОГИЯ

Ударение в слове: теол`огияУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: теол`огия

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. GsoXoyia, от беос, — Бог, Xoyoc, — слово, речь, учение) — система обоснования религиозных учений о Боге, совокупнос

ТЕОЛОГИЯ

корень – ТЕ; соединительная гласная – О; корень – ЛОГ; окончание – ИЯ; Основа слова: ТЕОЛОГВычисленный способ образования слова: Сложение основ∩ – ТЕ;

ТЕОЛОГИЯ

ж.théologie fСинонимы: богословие, феология

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (от греч . theos – Бог и . логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ

(греч. учение о боге). В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхождении религии греч. философия критически

ТЕОЛОГИЯ

-и, ж. Совокупность церковных учений о боге и догмах религии; богословие.[греч. θεολογία]Синонимы: богословие, феология

ТЕОЛОГИЯ

teologiСинонимы: богословие, феология

ТЕОЛОГИЯ

ilahiyat,teoloji* * *жilahiyat, teolojiСинонимы: богословие, феология

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ ж. богословие. Теолог, богослов. Теогония, родословие языческих богов, боговщина, баснословие. Теургия, белая магия, белокнижье, произведенье

ТЕОЛОГИЯ

теология теол`огия, -и

ТЕОЛОГИЯ

теология, теол′огия, -и, ж. То же, что богословие.прил. теологический, -ая, -ое.

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ

Теология (греч. theos – бог + logos – учение, слово), или богословие – систематизация вероучения данной религии. ☼ учение о Боге, построенное в логи

ТЕОЛОГИЯ

Богословие, совокупность, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе ид

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ

(от греч. Theos и logos слово о Боге) вероучительная дисциплина или *наука о вере*, создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систем

ТЕОЛОГИЯ

исследоваиие, предмет которого – существование Бога и его природа. Теология – это рациональное обоснование догм и обрядов религии; она опирается на тек

ТЕОЛОГИЯ

(учение о боге) богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Со

ТЕОЛОГИЯ

богословие”) – систематизация вероучения какой-либо религии. Христианская теология базируется на Библии, постановлениях первых Вселенских Соборов и уче

ТЕОЛОГИЯ

учение о боге. В античности под Т. понималась мифология. В своих теориях о сущности и происхожд. религии греч. философия критич. относилась к Т. Хар-р

Читать еще:  К чему снится рожать. Как понять, к чему снится рожать во сне

ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ(греч. theologia, от Theos – Бог, и lego – говорю). 1) богословие; наука о боге и о божественном откровении. 2) собрание сочинений по богослови

Современный философский словарь (1998)
ТЕОЛОГИЯ

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos – Бог и logos – слово, учение; богословие, учение о Боге) – а) в религиозном смысле: методологическая проработка истин божественного откровения разумом, освещенным верой (Дж. Ф. ван Акерен); б) в атеистическом смысле: систематическое изложение, истолкование и защита религиозного учения об абсолютной реальности, а также соответствующее обоснование правил и норм жизни верующих и духовенства.

В истинном смысле слова Т. возможна лишь в рамках монотеизма с его концепцией Бога, лично обращающегося с собственным Словом к человеку. Поскольку в индуизме и буддизме прослеживаются некоторые элементы теизма, то в них тоже имеет место мышление в форме Т. Но вряд ли правомерно говорить о нетеистической Т.

Различают нормативную Т., т. е. положения, содержащиеся в Св. Писании (Библии, Коране, Торе), и деривативную (выводную) Т., т. е. комментарии богословов. Нормативная Т. по сути и есть Слово Божие, а потому наиболее авторитетна среди единоверцев. Например, православное богословие опирается на Библию и Св. Предание; считается, что у его истоков стоят Иисус Христос и апостолы, а завершенный вид ему придали отцы церкви. Деривативная Т. менее авторитетна – ей обычно присущ отвлеченно-философский подход к религиозным учениям, и она создается в форме размышления верующего человека о Боге (“человеческое слово о Слове Божьем”). Ее выводы, даже если они широко известны и доступны пониманию простого верующего, вовсе не обязательны для единоверцев. На выводах богослова, разъясняющего языком теоретика религиозную доктрину, заметно отражается его индивидуальность. Чаще всего деривативная Т. рождается в лоне какой-нибудь церкви и отвечает конфессиональным требованиям, вместе с тем не редкостью становится внеконфессиональная Т., свободная от церковных ограничений.

Современное понимание Т. как синонима “священной доктрины” сложилось в Европе к XIII в., когда в зрелой схоластике было достигнуто противопоставление Т. и философии. В античной Греции термин “теология” употреблялся в иных смыслах: вначале им называли систематизацию мифов, изложение генеалогий языческих богов, затем Аристотель обозначил им философское учение о неподвижном перводвигателе всего мира, и “теология” обрела смысл спекулятивной “первой философии”, нерелигиозной по своему характеру. Патристика субординировала две истины о Боге – низшую, открываемую разумом в форме философского суждения об Абсолюте, и высшую “истину Откровения”; в эпоху схоластики эти истины стали именовать соответственно “естественной Т.” и “Т. Богооткровения”.

Деривативная Т. Откровения вторична и относительна к наследию того или иного великого пророка, стоящего у истоков соответствующей религиозной традиции. Не существует Т. как единой науки, подобной физике; всякая Т. надстраивается над породившим ее видом монотеизма. Т. двойственна, будучи теоретическим посредником между специфической религией и светской философией. С одной стороны, она выполняет функцию идеологической защиты и рационального обоснования того вероучения, которое ее питает духовно и психологически и с которым богослов чаще всего связан конфессиональными узами. С другой стороны, Т. находится в относительно свободном философском поиске, выбирая подходящие для ее идеологических целей концептуальные средства среди циркулирующих в обществе философских идей. При этом она прежде всего ориентируется на класс тех философских концепций, которые выражают дух родственной ей культуры, а потому не испытывает какой-либо явной несовместимости с ними. Вырастая из определенного религиозно-хозяйственного генотипа, культура обусловливает ансамбль соответствующих этому генотипу философских мироотношений; Т. же, обогащаясь новообразованиями этих мироотношений, замыкает цепь мировоззренческих идей на религиозный исток культуры. Происходит взаимообогащение Т., философии и религиозной традиции.

Читать еще:  Силантий имя. Склонение имени силантий

Поскольку Т. есть не только “философствование”, но и “искание лика Божьего”, то в психологическом смысле, по словам С. С. Аверинцева, “любой просчет в отношениях с личным, водящим, любящим и гневающимся Абсолютом представляет абсолютную опасность. Впавший в ересь совершает не отвлеченную мыслительную ошибку, но бесконечный по своим последствиям личный проступок в своих взаимоотношениях с Богом” (Аверинцев С. Теология // Филос. энциклопедия. Т. 5. M., 1970, с. 201). Посредническая двойственность Т. – палка о двух концах. Наличие у Т. философского полюса не только стимулирует свободомыслие богослова и усиливает возможности выражения личной веры и разделяемого кредо средствами рационального мышления, но также порождает опасность ереси, инакомыслия, размывания традиционного вероучения. Поэтому молодые религии защищают себя от теологической ревизии фундаментальных постулатов наложением гласного или негласного запрета на отвлеченное богословие.

Двойственная сущность Т. обусловливает два основных направления размышления богослова о Боге и связи с Ним человека. Одно из них называют “интуиционизмом”, второе – “иллационизмом” (умозаключением). Богословыинтуиционисты утверждают, что Бог прямо присутствует в нашей душе, совести и что переживаемое нами непосредственное знание о Нем не поддается переводу на язык слов и образов. Напротив, иллационисты полагают, что бытие Бога можно дедуктивно вывести методом анализа некоторых исходных посылок, подобно тому как математик получает из дефиниции треугольника основные свойства этой фигуры, даже не задумываясь над вопросами, есть ли в окружающем мире “треугольные реальности” и можно ли их эмпирически исследовать. Ныне альтернативу интуиционизму сторонники опосредованных свидетельств о Боге стали искать не столько в дедукции, сколько в индуктивных умозаключениях. Так, А. Н. Уайтхед предпочитал такого рода индукцию: яблоко из зеленого становится желтым, младенец – стариком, и все вещи “становятся”, а потому можно предположить, что мир творится всеобщей силой становления, Творцом.

К. С. Ф. Тертуллиан (160 – 220) выдвинул формулу “Верую, ибо абсурдно” и одним из первых среди христианских мыслителей обосновал позицию интуитивизма. Он противопоставил систематизаторской деятельности мыслителей Академии “истину Откровения”, учил о пропасти между верой как интуицией и рассуждающим разумом. Августин Блаженный (354 – 430) выводил иную формулу – “Верую, чтобы понять”. Он выдвигал требование искать выражения непосредственной веры в понятиях. Просите, молясь; ищите, рассуждая; стучитесь, спрашивая, вопрошая. Так учил Августин, надеясь объяснять бытие Бога из феномена самосознания человека и укрепляя позицию иллационизма. Подобно Августину, Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) принимал веру за предпосылку рационального знания и утверждал: “Не ищу уразуметь, дабы веровать, но верую, дабы уразуметь”. П. А. Флоренский предложил в наше время объединить три формулы соотношения веры и разума в своей концепции стадий веры: вера восходит по ступеням от “верую, ибо абсурдно”, затем к “верую, чтобы понять” и, наконец, к “понимаю, чтобы верить”.

В систему Т. как учебной дисциплины входят: основное (апологетическое), догматическое, нравственное, практическое богословие, а также экклесиология (учение о спасительной роли церкви), экзегетика (истолкование религиозных текстов), церковная археология и т. д. В современном христианстве (особенно в католицизме и протестантизме) появились новые направления: политическая Т. (“теология надежды”, “теология мира”, “теология политики”, “теология революции”, “теология освобождения”, “черная теология”, “женская теология” и т. д.), Т. культуры, “развития”, “смерти Бога”, “смерти теологии” и др.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
http://rus-new-philosophy.slovaronline.com/1207-%D0%A2%D0%95%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF
http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/modern/articles/373/teologiya.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: