Значение фразы на церковном соборе иван 3. И что же Иван? Соборное определѣние, о вдовыхъ попахъ и дiаконахъ и о запрещенiи монахамъ и монахинямъ жить в одних монастяряхъ

§ 4. Российское государство в первой трети XVI в

ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 7 кл.◄
Когда завершилось объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы? Какая задача стояла перед великими князьями после завершения объединения русских земель вокруг Москвы?

При Василии III ( к 1533 году) с присоединением Пскова, Смоленска, Рязани завершилось объединение земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси вокруг Москвы. Главной задачей государя стало превращение самостоятельных земель в единое Российское государство.

Были созданы первые общегосударственные учреждения, появилось единое войско, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники.

Что такое удел? Кому выделялись уделы?

УДЕЛ — удельное княжество на Руси, то есть территория, образованная после раздела крупных княжеств в период с 12 по 16 века. Удел был под управлением удельного князя, а формально — во владении великого князя. Часто уделы образовывались в результате передачи в наследство, дарения, земельных переделов и даже насильственных захватов.

В связи с образованием Российского государства образование удельных княжеств прекратилось в XVI веке: последнее, Угличское, было упразднено в 1591 году. Также уделом называли долю представителя княжеского рода в родовом владении.

§ 4. Российское государство в первой трети XVI в

Стр.33. вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Объясните экономический и политический смысл закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты.

Экономический смысл: наполнение казны, формирование единого внутреннего рынка для развития торговли, ремесел, экономики в целом

Политический смысл: укрепление государства, самодержавной власти.

2. Было ли объединение Руси неизбежным?

Объединение Руси было неизбежным так, как произошло освобождение от Орды, укрепление центральной власти, экономический рост.

3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.

Роль в управлении страной государева двора была велика. Это правящая верхушка московского общества, сподвижники и единомышленники великого князя, которые назначались наместниками, воеводами, дворецкими, послами, т.е. были проводниками его политики.

4. Что было источником доходов государевых наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»?

Источником доходов государевых наместников было содержание местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.

Такую форму получения средств называли «кормление» потому, что уставной грамотой великого князя определялся размер содержания наместника – «корма».

5. Из кого в первой трети XVI века формировалось единое войско? Объясните происхождение названий этих сословий.

Единое войско в первой трети XVI века формировалось из поместных дворян. Происхождение названия «поместный» от слова «испомещать», поместье – участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. Лицами этими были дворцовые слуги, и даже холопы, младшие члены знатных семей.

Стр. 33. Работаем с картой

Покажите на карте территориальные приобретения Василия III, перечисленные в параграфе.

Территориальные приобретения Василия III: Псковская земля, Чернигово-Северские земли, Смоленск, Рязанское княжество, Белгород.

Стр. 33. Изучаем документы

О каких качествах характера Василия III можно судить по этому фрагменту письма?

Этот фрагмент письма позволяет судить о таких качествах характера Василия III как, заботливость, верность, ответственность.

Стр. 34. Изучаем документы

1. Как автор повести описывает событие, произошедшее 13 января 1510 года в Пскове?

Автор повести описывает событие, произошедшее 13 января 1510 года в Пскове как не радостное, но неизбежное, описывает, что псковичи покорно присягнули великому князю.

2. Почему вечевой колокол удалили из города?

Вечевой колокол удалили из города потому, что он созывал жителей Пскова на Вече, символизировал независимость псковичей.

Стр. 34. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя текст параграфа и Интернет, составьте в электронном виде (или в тетради) схему управления Российским государством в первой трети XVI века.

Значение фразы на церковном соборе иван 3. И что же Иван? Соборное определѣние, о вдовыхъ попахъ и дiаконахъ и о запрещенiи монахамъ и монахинямъ жить в одних монастяряхъ

РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI В.

Вопросы в тексте параграфа

Когда завершилось объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы? Какая задача стояла перед великими князьями после завершения объединения русских земель вокруг Москвы?

При Василии III с присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521), Белгорода (1523) завершилось объединение земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси вокруг Москвы. Главной задачей государя стало превращение некогда самостоятельных земель в единое Российское государство. Были созданы первые общегосударственные учреждения, появилось единое войско — дворянское поместное ополчение, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники.

Что такое удел? Кому выделялись уделы?

Удел — часть великого княжества, находившаяся во владении и управлявшаяся членом великокняжеской семьи. Также уделом называли долю представителя княжеского рода в родовом владении. Несмотря на то, что удел был под управлением удельного князя, принадлежал он великому князю. Часто уделы образовывались в результате передачи в наследство, дарения, земельных переделов и даже насильственных захватов. В связи с созданием Российского государства образование удельных княжеств прекратилось: последнее, Угличское, было упразднено в 1591 году.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

Читать еще:  Быть замужем во сне незамужней девушке. К чему снится замужество

1. Объясните экономический и политический смысл закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты.

Великокняжеская монополия на право чеканки монеты давала возможность упорядочить товарно-денежный оборот, что положительно влияло на развитие торговли. Соответственно, торговля приносила доход в государственную казну. Кроме того, в то время не было бумажных заменителей денег, а следовательно, не требовалось иметь обеспечения находившейся в обороте денежной массы – сами монеты чеканились из драгоценных металлов и представляли собой самостоятельную ценность. А значит возможности государя в реализации собственных планов, требующих финансирования, ограничивались лишь количеством добываемых драгоценных металлов. В любой момент государь мог дать распоряжение выпустить в оборот столько монет, сколько было нужно. Это давало государю определенную свободу в принятии решений. В праве чеканки монет был и политический смысл. Таким образом государь демонстрировал главенство верховной власти и выступал на международной политической арене как равный правитель.

2. Было ли объединение Руси неизбежным?

Конечно же, объединение Руси не было неизбежным. Нельзя сказать, что объединение проходило без войн, крови, предательства. Их результат невозможно предсказать. И лишь стремление правителей государства и народа к объединению позволило преодолеть все трудности и создать единое Российское государство.

3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.

Государев двор — правящая верхушка московского общества. В него входили представители старых боярских родов, а также перешедшие на московскую службу князья и их бояре. Из членов государева двора назначались наместники, воеводы, дворецкие, послы, их помощники и подчинённые; они же служили и на придворных должностях кравчих, постельничих, спальников. Менее знатные слуги великого государя несли охрану дворца, участвовали в придворных церемониях, составляли свиту правителя при его выездах, входили в государев полк — основную часть московского войска. По сути, в государев двор входили ближайшие сподвижники и помощники государя, которые проводили его волю и решения во всех российских землях и представляли интересы государя за рубежом.

4. Что было источником доходов государевых наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»?

Источником доходов государевых наместников и их слуг были денежные средства и продовольствие, предоставляемое населением территории, которой управляет наместник. Эта система получила название «кормление», поскольку действительно, наместник жил на те средства, которые ему принесли люди. Причем, размер содержания – «корма» — определялся и регулировался уставными грамотами.

5. Из кого в первой трети XVI в. формировалось единое войско? Объясните происхождение названий этих сословий.

Единое войско в начале XVI века состояло из конного дворянского поместного ополчения, «городовых полков» и «посошной рати». Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу. В состав поместного войска входили дворяне-помещки, люди, находящиеся на службе у государя. За службу помещику давался земельный надел и денежное содержание. За это он должен был помещик должен был по зову государя явиться сам, а также привести своих людей — с каждых 100 четей (около 50 десятин) земли должен был выступить в поход один воин «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход – «о дву конь». «Городовые полки» набирались из горожан, а «посошная рать» — из сельского населения. Также составной частью войска были наемные отряды — в это время на договорных началах военную службу несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», литовские князья со своими дружинниками.

Ко второй половине XVI века в составе русского войска стали появляться пешие и конные городовые казаки, стрелецкие полки и артиллерийский «наряд». Стрельцы набирались из вольных людей. За службу они получали жалованье (нерегулярно) и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, занимались торговлей и ремеслом. Стрельцы обучались строю и стрельбе из пищали. Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском. Стрелецкое войско было ядром пехоты в войнах.

Артиллерийский «наряд» в XVI веке выделялся уже в самостоятельный род войск. Правительство поощряло службу в наряде пушкарей и затинщиков, обладающих необходимыми знаниями и мастерством. Артиллерия делилась на крепостную, предназначенную для защиты городов, осадную — стенобитную и полевую со средними и легкими пушками.

Работаем с картой

Покажите на карте территориальные приобретения Василия III, перечисленные в параграфе.

Рассмотрим карту на страницу 29 учебника

Столицы земель, присоединённых к России в годы правления Василия III подчеркнуты на карте синими линиями. Это:

  • Псковская земля в 1510 году
  • Смоленская земля в 1514 году
  • Переяславль-Рязанская в 1521 году
  • Белгородская земля в 1523 году.

Изучаем документы

О каких качествах характера Василия III можно судить по этому фрагменту письма?

Из этого фрагмента письма можно сделать вывод, что Василий III был любящим и заботливым мужем и отцом.

1. Как автор повести описывает событие, произошедшее 13 января 1510 г. в Пскове?

Автор описывает событие как переломное в судьбе Пскова. Многим псковичам было сложно смириться с утратой независимости города и горевали по старым временам.

2. Почему вечевой колокол удалили из города?

Василий III в приведении к повиновению Пскова действовал по примеру Ивана III в его борьбе с Новгородом. Точно так же, как и в Новгороде, в знак того, что в Пскове больше никогда не будет вечевых традиций, вечевой колокол был вывезен из города.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя текст параграфа и Интернет, составьте в электронном виде (или в тетради) схему управления Российским государством в первой трети XVI в.

2. Объясните значение фразы: «На церковном соборе Иван III предложил «у митрополита, и у всех владык, и всех монастырей сёла поимати», а взамен обеспечить их «из своея казны деньгами… и хлебом».

Фраза означает, что Иван III предложил изъять у Церкви ее имущество и земли и перевести их в управление государства. На что получил ответ, что Русскую православную церковь землями наделили предки Ивана III, а все приобретения и накопления церковные являются Божьими накоплениями.

Читать еще:  Гадание код любви по иголкам онлайн. Гадания и ворожбы на обычных иголках

3. Сравните российское поместье и европейский феод по следующим характеристикам: а) кто наделял; б) за что наделяли; в) право распоряжения (наследование, продажа, обмен и т. п.); г) право изъятия. Результаты представьте в тетради в виде таблицы.

Стоглавый собор 1551 года. История России

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) – отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

  • митрополита Макария – председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.
  • 1-4-я главы – сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 – в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Стоглавый собор 1551 года основной целью считал преодоление “нестроений” в жизни Русской церкви. Следовало благоустроить и упорядочить все стороны духовной жизни. В ходе работы был прослушан огромный список вопросов и сообщений. Во всех них описывались недостатки и трудности церковно-народной жизни. Собор обсуждал проблемы церковного управления, соблюдение церковного устава в богослужении. Для осуществления последней задачи необходимо было избрать поповских старост – благочинных. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам избрания грамотных и достойных служителей алтаря. Возникли вопросы о создании духовных училищ, где подготавливали бы священнослужителей. Это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников – десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о “двойных” монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, “Аристотель” – сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Читать еще:  Самые известные русские святые. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Икона “Святая Троица”

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись “Святая Троица” без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об “изобразимости Божества” (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить “несудимые” грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава – “Приговор о вотчинах”. В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

  • они поспособствовали усилению самодержавия;
  • изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
  • царская личная власть была укреплена;
  • начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
  • вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет – в 1666-1667 годах – на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками – старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Источники:

http://litemove.ru/4-rossijskoe-gosudarstvo-7
http://history-gdz.ru/uc-arsentjev-7-1-4/
http://www.syl.ru/article/186418/new_stoglavyiy-sobor-goda-istoriya-rossii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: