Зинон иконы. Современный иконописец отец зинон

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Архимандрит Зинон (Теодор)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Люди, которые старались вести богобоязненный образ жизни, а также всеми своими деяниями показывали принадлежность к Господу, заслуживают отдельного отношения к ним. К современникам православия относят иконописца архимандрита Зинона Теодора. Многие творения его украшают храмы. Он старается не только практиковаться в написании ликов святых, но и в передаче своих навыков прочим желающим, преподавая в институте.

Житие святого

Рожден он был 12 октября в середине 50 годов 20 века в Николаевской области. Еще с самого детства он приобщался к церкви. В 15 лет он вступил в Одесское художественное училище. Там же он начал изучать Евангелие. Именно с того момента он решил посвятить свою жизнь написанию ликов.

Учился на старых иконах. Так как учителей данного направления на то время не было, то все особенности постигал самостоятельно. После училища ушел в армию. Демобилизовавшись отправился на работу по реставрации Успенского кафедрального собора в Одессе.

В 23 года стал послушником Псково-Печерского монастыря. Достаточно за короткий промежуток времени он достиг сана иеромонаха. После 2,5 лет своего пребывания там, отправился в Троицко-Сергиевую лавру. Там он жил 7 лет, за которые облагородил храмы. Затем он попросился вернутся в Псков.

Некоторое время он был главой Мирожской иконописной школы. Из-за некоторых недоразумений, он покинул ее. Где сейчас живет архимандрит Зинон Теодор? В данное время он проживает и трудится в маленьком селении в Калужской области.

Примеры его творений

Так как во время начала его работы не было достаточно количества информации о том, как правильно это делать, то он старался почерпнуть максимум из работ тех, кто уже владели некими азами. 70-80 годы характеризовались особенностями древнерусской живописи 15-16 века. Особенное влияние имели работы монахини Иулиании.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

В середине 80 годов принялся за изучение псковской вариации 14-15 века. А вот 90 годы проявились в его обращении к раннехристианскому искусству Рима, Равенны. Многие ученные и искусствоведы считают его продолжателем византийских традиций. Он работает также в техниках энкаустики и мозаики.

Вот самые популярные иконы отца Зинона Теодора с местами, где их можно увидеть:

Отец Зинон принимал участие в иконописных работах в Даниловом монастыре в Москве;

— В 1985 году расписывал церковь святой Параскевы Пятницы во Владимирской области;

— В Псково-Печерском монастыре им были созданы иконостасы храмов преподобномученика Корнилия (1985 год), Покрова Пресвятой Богородицы над Успенским собором (1990 год) и Печерских святых на горке (1989-1991 годы);

— В 1988 году написал для Троицкого собора в Пскове иконостас нижнего храма, освященного во имя преподобного Серафима Саровского;

— Расписал трапезную в Ново-Валаамском монастыре (Финляндия);

— Написал две фрески в Крестовоздвиженском монастыре в Шеветонь (Бельгия);

— Написал иконостас и иконы в Мирожском монастыре в Пскове;

— Под его руководством расписан Никольский собор в Вене (Австрия);

— Частично расписал храм в монастыре Симонопетра (Святая Гора Афон);

— Расписал нижний храм и написал ряд икон собора Феодоровской иконы Божией Матери в пямять 300-летия дома Романовых в Санкт-Петербурге;

— Расписал храм во имя преподобного Сергия Радонежского на подмосковной станции «Семхоз», воздвигнутого в память убиенного на этом месте протоиерея Александра Меня;

— Расписал храм-часовню Усекновения главы Иоанна Предтечи на месте убийства о.А.Меня.

Кроме посещения данных местоположений и созерцания его творений, можно просмотреть фильм «Лик» в котором есть рассказ о данном человеке.
Лики, которые написаны им, еще длительное время будут радовать верующих и приумножать славу о нем.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще видео рассказ об иконописце Зиноне:

Творения иконописца Зинона, ревнителя древних византийских традиций, известны всему христианскому миру. Иные возносят мастера аж до высот Андрея Рублева.

Встретиться с монахом непросто. Сам он не жалует журналистов, к тому же извечно в «трудах праведных” и в последние годы в основном за границей. Однако нам повезло: накануне Пасхи корреспондентов «Собеседника” мастер пригласил «на леса” –- под своды реставрируемого венского Свято-Николаевского собора, одного из крупнейших православных храмов Западной Европы.

Читать еще:  И чтобы выиграть в. Заговоры на выигрыш в лотерее — какие самые лучшие

«Мои иконы – для молитвы»

– Думаю, сегодня никому не надо доказывать, что Воскресение Христово полностью изменило весь ход истории, –- говорит монах-иконописец. –- Родилась новая реальность –- Церковь, из которой течет река воды живой и которая подает нам плод Христовой любви –- Евхаристию, таинство, когда верующие христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.

– Вы, как художник, обладаете, по-видимому, каким-то особым взглядом на все эти вещи?

– Я не художник -– я иконописец.

– Огромная. То, что я создаю, предназначено не для простого созерцания, а для молитвы. В помощь и облегчение молитвенного соединения с Богом. Поэтому далеко не всегда совпадают взгляды на икону искусствоведа и человека молящегося: узко видеть в ней, скажем, один из видов народного творчества или памятник искусства. Икона являет! Известны случаи, когда во время молитвы перед иконой человек видел живым изображенного на ней. Например, преподобный Силуан Афонский увидел живого Христа на месте его иконы.

– Со всеми иконами возможны подобные чудеса?

– Боюсь, что нет. Посмотрите, что творится в наших храмах сегодня: люди молятся перед чем угодно, церкви наполнены иконами самыми неожиданными и чуждыми. Многие из них и даже целые иконостасы написаны так, что только мешают молитве. Человек должен молиться благодаря иконе, а не вопреки, об этом почему-то порой забывается.

«Троица» не должна быть на конфетах»

– Любой ли художник может стать иконописцем? Что для этого требуется?

– Прежде всего – желание и способности. Но, как и всякому серьезному делу, церковному искусству нужно учиться. Долго, упорно, с полной самоотдачей. Лет пятнадцать потребуется, самое малое. Это если нет предварительной подготовки.

– Диплом художественного училища, как у вас, – плюс бесспорный?

– Минус! С мирским багажом еще дольше придется учиться. Надо избавиться от навыков светского искусства, они сильно мешают. Конечно, нужно изучить много древних икон, сейчас такая возможность есть. Это у древних иконописцев под рукой почти ничего не было, все писали по памяти. Творчество вне живого предания невозможно, а у нас живая традиция церковного искусства пресеклась. Большинство древних икон раскрыто сравнительно недавно. Поэтому сейчас нам приходится проходить тот же путь, которым следовали русские иконописцы после принятия Русью христианства. Образцами им служили византийские иконы, для нас сейчас образец –- всё древнерусское наследие.

– Но согласитесь, что искусство XII века воспринимается в XXI неоднозначно. Не опасаетесь, что современник чего-то все-таки недопоймет?

– Увы, даже многие священнослужители убеждены, что каноническая икона трудна для восприятия простым народом, и ныне в ограду церкви принимается практически все. Сейчас то, что пишется в Москве, например, –- это же чистое безобразие большей частью. Особенно, конечно, «хороша» всем известная продукция церковного комбината «Софрино».

– Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются.

– Техника пришла на помощь иконописцам -– это плохо?

– Техника много вреда принесла церковному искусству. Я заметил, что люди приходят в Третьяковскую галерею, скользят по бесценной «Троице» Андрея Рублева вполне равнодушным взглядом и ничего особого в ней не видят. Уж настолько примелькалась эта икона. «Спасибо» техническому прогрессу. И на марках почтовых, и на открытках, и даже на конфетных коробках –- повсюду тиражируется великое церковное творение. Грустно это.

– С другой стороны, далеко не каждый приход может позволить себе рукотворные иконы. Не редкость, когда где-то в глубинке люди вместо иконы используют цветную фотографию. Не от хорошей жизни, понятно, но что делать?

– Известный русский иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее по определению быть не может.

– У вас есть ученики?

«Деньги и святость -– разные вещи»

– Почему у вас нет учеников?

– Да как вам объяснить. Приходят ко мне так называемые ученики, в глазах лихорадочный блеск: хотят постичь тайны иконописи, да как можно быстрее. Для чего? Да чтобы тут же начать зарабатывать большие деньги. Такие покрутятся два-три месяца возле меня, уедут куда-то, потом глядишь –- у них уже самостоятельные заказы, а зарабатывают так, что мне и не снилось. Ко мне же дорогу забыли. Посмотрел я на это и однажды решил: всё, хватит! Не надо мне больше никаких учеников. Толку от таких все равно не будет.

Читать еще:  Что можно делать при убывающей луне. Что рекомендуется делать на убывающую луну

– Есть противоречие между «большими деньгами» и творчеством иконописца? Сами-то как относитесь к деньгам?

– Никак. У меня всегда были деньги, потому что потребности небольшие. Многие мне попросту ничего не платили. Никаких гонораров я, как правило, не получаю. Сколько дают, столько беру. В монастыре и вовсе бесплатно писал, потому что жил там на всем готовом.

– И вам неважно, кто обращается: олигарх-нефтяник или полунищий приход с просьбой написать иконостас в храме?

– Ну, если я знаю, что люди бедные, то могу и просто так написать. Но вот приходят некоторые, просят сделать нечто достойное, а предлагают за работу копейки. Я соглашаюсь, а потом смотрю: ба, да у этого священника автомобиль-иномарка в несколько десятков тысяч долларов ценой. Вот и задумываешься над природой людской –- на что деньги жалеют, а на что нет. Машина лет через пять превратится в кучу негодного железа, а на иконостас –- это же на века! –- денег, получается, нет. Странно мне это.

– И как поступаете в таких случаях?

– Работаю. А как отказаться: найдут какого-нибудь мазилу, он храм испортит. Сплошь и рядом сегодня можно увидеть такое «творчество»: иконописью назвать нельзя, а выбрасывать на помойку ведь грешно. Материальная сторона в нашем деле не главное. А если ты к тому же иконописец. Времена всегда непростые. Нужно держать себя в рамках, законов Божьих не нарушать. Все, что надо, придет. Непременно.

Зинон иконы. Современный иконописец отец зинон

Портрет о.Зинона. © Мария Вишняк, 1988

БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА

ЧТОБЫ ПИСАТЬ ИКОНЫ, НАДО УБИТЬ В СЕБЕ ХУДОЖНИКА, – СЧИТАЕТ ЗНАМЕНИТЫЙ ИКОНОПИСЕЦ


Архимандрит Зинон – иконописец совершенно своеобычный, потому что он наследует истоки и основы раннехристианского
искусства. “Православие, которому есть что сказать” – так характеризовал работы этого удивительного иконописца
Сергей Аверинцев. Талант не всегда бывает удобен и угоден. И отцу Зинону пришлось претерпеть запреты и опалу. Но
сейчас он в расцвете своего творчества – занимается росписью великолепного Свято-Николаевского собора в Вене, о
котором рассказывала газета “Труд”. Общаясь с отцом Зиноном много лет, я убедился не только в его изначальном призвании
на поприще иконописания, но и в поистине энциклопедических знаниях в области богословия, истории, художественной
культуры, а также многогранном опыте и профессиональном мастерстве. Я попросил его поделиться с читателями газеты
мыслями о проблемах, связанных с искусством иконописи, и, конечно, о самом главном: что является смыслом иконы?

-Савва Ямщиков-

Игумен Зинон за работой в Псково-Печерском монастыре. Фото: Олег Калугин, 1990г.

Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону и называют учителем. Князь Трубецкой дал
прекрасное определение русской иконе – “умо-зрение в красках”. Икона – это воплощенная молитва, поэтому вне Церкви в
подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении,
она составная часть богослужения – как и церковное пение, архитектура, обряд.
Но сейчас икона не занимает в богослужении подобающего ей места, и отношение к ней не такое, каким должно быть. Она
стала просто иллюстрацией к празднуемому событию, поэтому и не важно, какова ее форма, и потому у нас всякое изображение,
даже фотографическое, почитается как икона. На икону давно перестали смотреть как на богословие в красках, даже не
подозревают, что она может искажать вероучение так же, как и слово. Вместо того чтобы свидетельствовать об Истине, она
может лжесвидетельствовать.
Икона должна быть написана натуральными красками и только на прочном материале – обычно на доске, но не на бумаге,
стекле или каком-нибудь хрупком веществе.
Л. А. Успенский очень просто и убедительно объясняет, почему цветная фотография не может быть применена в церковном
обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии в
качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее не может быть.
Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще гораздо раньше митрополит
Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе
не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон
Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь обстоятельства заставляют. Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы,
и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Та продукция, которую выпускают
мастерские Патриархии, далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству. Это
очень тревожный симптом.
Многим, очевидно, известна икона “Спас Ярое око” (она находится в Успенском соборе, в Кремле, в иконостасе над правым
клиросом). Так вот, некоторые верующие считают ее страшной: посмотришь, мол, и молиться не захочется. Подобное восприятие
показывает, насколько мы удалились от подлинного понимания православной иконы.
Иконописание – церковное служение, а не творчество в том смысле, как его понимают светские художники. Рождаясь из Литургии,
икона является ее продолжением и живет она только в богослужении, равно как церковное пение, облачение, архитектура.
До XVI века иконы списывались, но не копировались: если взять списки, например, с икон Владимирской Богоматери или
святого Николая, самого почитаемого на Руси святого, – двух одинаковых икон вы не найдете. Эта традиция на Руси была
прервана. Стали писать иконы ремесленно, по переводам, снимать кальки, использовать другие примитивные методы. Например,
старообрядческие иконы в точности вроде бы повторяют старинные, но отличаются от них, как мумия от живого человека,
в них нет главного – жизни. Отсеченная ветвь засыхает.
Если ко мне приходит кто-то из светских художников и изъявляет желание писать иконы, я говорю, что прежде надо убить
в себе художника.
Любое творчество требует полной отдачи, нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом деле, нельзя смотреть
одним глазом в землю, а другим – в небо! Нельзя служить двум господам, учит Христос.
Есть старое церковнославянское слово, теперь уже забытое, – “иконник”. Это человек, который создает произведения в
рамках церковного канона и своим в них ничего не считает, – никто из иконописцев своих икон не подписывал, потому что
искусство Церкви соборное. Иконник, иконописец – только исполнитель. Самое опасное – подмена предания самовыражением.
Современные художники, как правило, неглубоко знают христианство, а если бы знали и были людьми добросовестными, сами
отказались бы расписывать храмы.
Сейчас у многих людей, даже искусствоведов, восприятие иконы неверное. В древней Церкви, в лучшие времена христианства,
восприятие красоты и искусства было цельным, она не разделяла икону на произведение искусства и принадлежность культа,
потому что вне Церкви красоты не знали. С тех пор как церковная жизнь стала обмирщаться и подлинная икона оказалась
в совершенном забвении вплоть до конца XIX века – многие стали искать красоту вне Церкви, в светском искусстве.
Бог есть совершенная Красота. Красота в этом мире еще не царствует, хотя она вошла в него с пришествием Сына Божия,
с Его вочеловечением. Она проходит за Христом путь своего распятия. Красота распинается в мире, и потому она есть Красота
крестная.
Вечная жизнь будет на этой же земле, но преображенной, обновленной Духом Божиим, без греха – в созерцании Красоты, в
предстоянии Богу, в общении с Ним. Вне Церкви достичь этого невозможно: двух истин не бывает.
Есть свод аскетических правил, называемый “Добротолюбие”. Что понимать под добротолюбием? Я спрашивал у старых монахов,
и даже они отвечали по-разному: любовь к добродетели, к добру, доброделание.
“Доброта” – слово славянское и означает Красоту как одно из имен Бога. Значит, любовь к красоте есть любовь к Богу.
Духовное делание, очищение себя, приготовление к тому, чтобы быть храмом Божиим, храмом Святого Духа, – это искусство
из искусств, наука из наук. Красота Бога – это прежде всего красота духовная, совершенная Любовь, об этом свидетельствуют
писания святых отцов. Выражаясь современным языком, Бог шел на риск, создавая человека. В каком-то вечном плане ему
были известны судьбы мира, как, конечно, и судьба каждого человека, однако весь смысл в том, что Бог – совершенная
любовь; создавая человека, веря в него, Он понимал, что потребуется искупительная жертва Христа.
“Красота спасет мир”, – сказано у Достоевского, потому что сам человек спасти мир не может. Красота – понятие отвлеченное:
одному нравится одно, другому – другое. Но Достоевский, я думаю, имел в виду красоту как одно из имен Божиих или как
богоподобие. Бог еще именуется Художником, ведь одним из видов аскетического делания является созерцание видимого
творения. Если этот мир, даже пораженный и испорченный грехом человеческим, так прекрасен, так органичен, то как же
должен быть прекрасен Творец этого мира!
В широком смысле слова художником быть обязан каждый христианин. Дар творчества выделяет человека из всех живых существ,
ставит его даже выше ангела.
Сейчас многие образованные люди, не нашедшие Истины и Красоты на перепутьях мира, приходят в Церковь и ищут в Ней эту
Красоту. Они очень тонко чувствуют всякую фальшь, всякое безобразие, уродство, особенно художники и музыканты. И, если
они увидят в храме безобразные росписи, услышат вместо простого уставного поддельное концертное пение, – никто не
убедит их в том, что христиане – свидетели Небесной Красоты.
В наше время, говоря о церковном возрождении, необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы Церковь постоянно
являла ту Красоту, которой Она обладает в полноте, – в этом миссия Церкви в мире.

Читать еще:  Сумская епархия. Признавая Украину суверенной и порицая сепаратизм, Церковь с самого начала предостерегала от насилия

Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря (о.Зинон). Москва,1984 г., фото с http://www.cirota.ru/forum

Иконостас Корнилиевского придела Никольской церкви в Псково-Печёрском Успенском монастыре с иконами работы о.Зинона. Отсканировано из книги: Современная православная икона, стр.14

Крещение Руси. Иконописец о. Зинон, икона 1988 года. Фото с сайта http://www.cirota.ru/forum

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/arximandrit-zinon-teodor/
http://psmb.ru/a/arhimandrit-zinon-ikonopisec-ne-hudozhnik.html
http://mindraw.web.ru/bibl15_Z.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: