Жизнь и учение христа. Иисус Христос

Иисус Христос. Жизнь и учение

Книга 1: Начало Евангелия

В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева).

Первая книга — «Начало Евангелия» — покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне. Отдельные главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Ним и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги сделана попытка дать портрет Иисуса Христа, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Рассказывает митрополит Иларион: «В своей книге я говорю, что для того, чтобы понять Евангелие и ту Личность, Которая стоит за ним, — Личность Иисуса Христа — мы должны всегда использовать два ключа. Это как сейф, который закрыт на два замка: если у вас есть только первый ключ, вы его не откроете, если только второй — дверь все равно останется закрытой.

Первый ключ — это уверенность в том, что Иисус Христос был реальным историческим персонажем, что Он был человеком со всеми присущими человеку чувствами, эмоциями, переживаниями, то есть так называемыми бесстрастными страстями, как говорили святые отцы. Человек, Который был способен радоваться и плакать, уставать, гневаться, — все это в Евангелии есть. Иисус Христос — реальный живой человек, и это первый ключ.

Второй ключ — это вера в то, что Иисус Христос был воплотившимся Богом. И только в этом свете приобретает смысл и значимость все то, о чем мы читаем в Евангелии: чудеса Христа, Его притчи, а самое главное — история Его страданий, смерти и воскресения. Ведь мы знаем, что очень многие люди в течение истории были распяты на крестах. Историки, например, пишут о том, как трех тысяч человек распяли после восстания Спартака — помню, нам еще в школе рассказывали об этом. Очень многие люди умерли смертью насильственной, несправедливой, но ни одна смерть не оставила такого следа в человеческой истории, как смерть Иисуса Христа.

Если бы Он был просто человеком, одним из многих и многих несправедливо осужденных, распятых на крестах, тогда, конечно, Его жизнь не оставила бы такого следа. Весь смысл евангельской истории заключается в том, что это история воплотившегося Бога. Того Бога, Который стал человеком, принял на Себя человеческую плоть для того, чтобы пройти весь жизненный путь, описанный в Евангелиях.

Этому пути, собственно, и посвящена моя книга. Я действительно задумал ее как биографию Иисуса Христа; то есть это не исследование православной христологии, не исследование того, как на Вселенских Соборах понимали соединение двух природ в Иисусе Христе. Конечно, попутно в книге эти богословские вопросы затрагиваются, но для меня основным фокусом, основным центром этой книжной серии является личность Иисуса Христа, Его облик. В первой книге серии я даже попытался набросать некий Его психологический портрет, рассказать о чертах Его характера, особенностях речи.

Книга называется “Начало Евангелия”, потому что посвящена начальным главам четырех Евангелий, то есть это предыстория рождения Иисуса Христа, Благовещение, история Его Рождества. Затем — проповедь Иоанна Крестителя, появление Иисуса на берегах Иордана, Крещение, искушение в пустыне, выход на проповедь, призвание учеников и начало конфликта с фарисеями и книжниками. На этом заканчивается первая книга».

Серия будет продолжена следующими изданиями: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение».

Содержание

  • Предисловие
  • Глава 1. В поисках «исторического Иисуса»
    • 1. Существовал ли Иисус?
    • 2. Авторитет свидетелей
    • 3. Был ли Иисус Богом?
    • 4. Поиск «исторического Иисуса»и Его керигмы
  • Глава 2. Источники
    • 1. Евангелия и их изучение
      • Феномен четырех Евангелий
      • Происхождение Евангелий
      • Синоптическая проблема
      • Роль устной традиции
      • Демифологизация новозаветной науки
      • Время написания Евангелий
    • 2. Евангелие от Матфея
    • 3. Евангелие от Марка
    • 4. Евангелие от Луки
    • 5. Евангелие от Иоанна
    • 6. Послания Павла
    • 7. Канон Нового Завета и апокрифические евангелия
    • 8. Текст Евангелий в рукописной традиции
    • 9. Интерпретация источников
  • Глава 3. Сын Человеческий
    • 1. Народ, страна, язык
      • Народ и страна
      • Язык
    • 2. Годы жизни
    • 3. Проблема двух родословных
    • 4. События, предшествовавшие рождению Иисуса
    • 5. Рождение от Девы
    • 6. Обстоятельства рождения
    • 7. Место рождения
    • 8. «Родители», «братья и сестры»
    • 9. Детство и отрочество. Воспитание и образование
    • 10. Два предания — два свидетеля?
  • Глава 4. Сын Божий
    • 1. «В начале было Слово»
    • 2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне»
    • 3. Крещение Иисуса
    • 4. Искушение от диавола
    • 5. Иисус и Иоанн Креститель
    • 6. «Галилея языческая»
    • 7. Иисус и Его родственники
    • 8. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
  • Глава 5. Пророк из Назарета Галилейского
    • 1. Ветхозаветные пророки
    • 2. «Пророк, сильный в деле и слове»
  • Глава 6. Иисус и ученики
    • 1. Призвание первых учеников
    • 2. Избрание двенадцати
    • 3. Непонимание
    • 4. Иисус и Петр
    • 5. Другие ученики из числа двенадцати
      • Иаков и Иоанн
      • Фома и Филипп
    • 6. Наставление двенадцати
      • «На путь к язычникам не ходите»
      • «Даром получили, даром давайте»
      • «Мир дому сему»
      • «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
      • «Ученик не выше учителя»
      • «Не бойтесь»
      • Публичное исповедание веры
      • «Не мир пришел я принести, но меч»
      • «Кто любит отца или мать более, нежели Меня…»
      • «И кто не берет креста своего. »
      • Награда
    • 7. Ученики не из числа двенадцати
      • Семьдесят
      • Тайные ученики
      • Закхей
      • Женщины
      • Неудавшиеся ученики
  • Глава 7. Иисус и его противники: начало конфликта
    • 1. Кто состоял в оппозиции Иисусу?
    • 2. Начало полемики с книжниками и фарисеями
      • Можно ли есть с мытарями и грешниками?
      • Можно ли есть неумытыми руками?
      • «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его»
      • Можно ли срывать колосья в субботу?
  • Глава 8. Иисус: образ жизни, черты характера
    • 1. Внешность
    • 2. Дистанции
    • 3. Рацион
    • 4. Безбрачие
    • 5. Черты характера
      • Эмоциональность
      • Удивление
      • Жалость и сострадание
      • Радость
      • Чувство юмора
      • Наблюдательность
      • Гнев
      • Кротость и смирение
      • Слезы, смущение, скорбь, тоска
      • Любовь и дружба
    • 6. Особенности речи
  • Заключение
  • Библиография
  • Список сокращений
  • Именной указатель
  • Указатель цитат из Священного Писания
  • Указатель иллюстраций, вошедших в книгу
Читать еще:  Если мужчина дева отдаляется. Совместимость с Мужчиной девой будет хорошей, если

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Жизнь и учение христа. Иисус Христос

© Иларион (Алфеев), митр., 2016

© Сретенский монастырь, 2016

В истории нет человека, о котором было бы столько написано. Библиография о Нем включает в себя Евангелия, послания апостолов, творения отцов Церкви, литургические тексты Восточной и Западной Церквей, многочисленные христологические трактаты разных эпох, сочинения православных, католических и протестантских теологов, размышления об «историческом Иисусе» авторов нового времени, художественную и научную литературу. Эта библиография состоит из сотен тысяч томов, миллионов страниц, ознакомиться с которыми не под силу не только одному человеку, но даже целому научно-исследовательскому институту. Спустя две тысячи лет после пришествия в мир Иисуса Христа мы ощущаем пророческую силу слов, завершающих корпус Четвероевангелия: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).

В истории нет другого человека, которому посвящено такое количество произведений живописного искусства. Лик Иисуса и отдельные события из Его жизни запечатлены для нас в многочисленных изображениях, начиная от фресок римских катакомб II–IV веков, равеннских мозаик V–VI веков, бесчисленных византийских и русских икон, западных средневековых картин и статуй, творений художников эпохи Возрождения и кончая произведениями, появившимися в новое время и продолжающими появляться на наших глазах.

Иисусу Христу посвящены музыкальные произведения, начиная от раннехристианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «пассионы» Баха, вплоть до рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда» и произведений современных композиторов, работающих как в классических, так и в популярных жанрах.

В обширный список произведений художественного творчества, посвященных Иисусу, следует включить появившиеся уже в XX веке экранизации Его земной жизни и отдельных ее эпизодов, а также огромное количество документальных фильмов об истории Иисуса и Его учеников, о местах, где протекала Его земная жизнь, о различных аспектах Его деятельности и учения, о становлении и развитии основанной Им Церкви.

Ни об одном человеке не было столько сказано устно, сколько сказано и говорится об Иисусе Христе. В течение нескольких десятилетий после смерти и воскресения Иисуса информация о Нем распространялась преимущественно устным путем, и лишь на каком-то этапе своего развития Церковь начала письменно фиксировать устные предания. Но и после того, как были написаны Евангелия, христианское богослужение непременно сопровождалось устной проповедью епископа или священника. Так продолжается в течение почти двух тысяч лет. И ныне в сотнях тысяч христианских храмов, существующих практически во всех частях света, за каждым богослужением звучит проповедь об Иисусе, и каждый раз православный или католический священник, протестантский или баптистский пастор старается сказать что-то об этом Человеке.

Ни одна другая фигура в человеческой истории не стала предметом столь многих научных исследований. Целый раздел христианской теологической науки – христология – посвящен осмыслению феномена Иисуса Христа. Тысячи профессоров со своих университетских кафедр рассуждают об Иисусе, о различных чертах Его личности и аспектах Его учения, об эпизодах из Его жизни, и сотни тысяч студентов пишут на эти темы сочинения и диссертации. Во многих странах жизнь и учение Иисуса изучается в рамках школьного курса, и миллионы детей слушают учителей, рассказывающих им историю Иисуса из Назарета.

К настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что, казалось бы, прибавить к сказанному давно уже нечего. И тем не менее каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти своего Иисуса и свой ответ на вопрос: кто Он?

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода (Лк. 2:41-52), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение православной христологии – учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел[1]. Здесь мы ставим иную задачу – воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отно шение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость.

Читать еще:  Гадание по картам на парня. Правдивые гадания по картам на парня

Основным источником для нас послужили четыре канонических Евангелия, материал из которых рассматривается с привлечением широкого круга дополнительных источников, включая Ветхий Завет, произведения древних историков, комментарии на Евангелие отцов Церкви, современную научную литературу.

Научно-критическое изучение Нового Завета ведется уже более двух столетий; за это время накоплен огромный материал. Однако весь существующий поистине безбрежный массив информации сам по себе требует критического подхода. Из обширного наследия ученых, занимавшихся исследованием Нового Завета, необходимо вычленить то, что способствует лучшему пониманию текста, одновременно отбросив те гипотезы и домыслы, которые вводят дополнительные, ненужные сложности в его изучение.

Эта серия книг об Иисусе – не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся. Она, во-первых, может дать некоторые ответы тем, кто считает, что Иисус вообще не существовал. Во-вторых, она для тех, кто признает, что Иисус существовал, но не верит, что Он – Бог. В-третьих, для тех, кто, может быть, и считает себя христианином, но относится к евангельским рассказам скептически или воспринимает Евангелие через призму той критики, которой оно подверглось в трудах западных специалистов по Новому Завету XIX–XX веков.

Мы не намерены последовательно разбирать идеи этих специалистов, хотя и будем к ним обращаться, иногда соглашаясь с ними, иногда полемизируя. Наша главная задача по отношению к этим идеям – попытаться отделить пшеницу от плевел, добросовестный анализ текстов от спекуляций и домыслов, исходящих из тех или иных идеологических предпосылок.

Общее заглавие серии указывает на ее главного героя – Иисуса Христа. В евангельских повествованиях и других привлекаемых для исследования источниках мы будем отыскивать прежде всего то, что относится непосредственно к Его личности, характеру, биографии, учению. Прочие персонажи евангельской истории будут затрагиваться лишь постольку, поскольку это необходимо для воссоздания образа Иисуса.

Жизнь и учение Иисуса Христа

Иисус Христос родился во время общегосударственной переписи населения, которая проводилась по приказу римского императора Августа. Его родила девственница Мария, получившая чудесное уведомление от Бога: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Что касается мужа Марии, престарелого Иосифа, по профессии плотника, а по происхождению потомка царя Давида, то он был не фактическим, а лишь нареченным отцом Иисуса. Притом, что Иосиф и Мария проживали в городке Назарете, родился Иисус в пригороде Иерусалима, Вифлееме, куда его родители прибыли, чтобы участвовать в переписи. Рождение Иисуса произошло непосредственно в хлеву (пещере, где содержался скот) и сопровождалось многочисленными знамениями: на небе вспыхнула новая звезда, ангелы, т. е. духи, находящиеся в услужении Бога, восславили своего Господина, поклониться младенцу пришли оказавшиеся поблизости пастухи и прибывшие издалека волхвы (языческие цари и мудрецы). Вскоре после рождения Иисуса его семья должна была перебраться в Египет, скрываясь от беспощадного царя Иудеи Ирода, которому сообщили, что родился новый Царь Иудейский. После скорой смерти Ирода семья вернулась в Назарет, где и прошли детские и юношеские годы Иисуса, о которых нам почти ничего неизвестно, поскольку главное внимание новозаветные авторы решили сосредоточить на последнем периоде земной жизни Христа.

В возрасте около тридцати лет Иисус принял водное крещение от пророка Иоанна Крестителя (или Предтечи), причем «отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн духа Божия, который сходил как голубь, и спускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иисус на сорок дней ушел в пустыню, где постился и напоследок претерпел искушение от диавола, или сатаны, главы бесов, т. е. ангелов, взбунтовавшихся против Бога. Дьявол предлагал Иисусу совершить чудеса (превратить камни в хлеб и слететь с высоты Иерусалимского храма), а также поклониться ему, сатане, получив взамен власть над земными царствами, но встретил твердый отказ. Выйдя из пустыни, Христос вел жизнь бродячего учителя, возвещая людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Чтобы войти в него и стать истинными детьми Всевышнего, люди должны соблюдать Божьи заповеди, чему учили еще древние пророки. Иисус подчеркивал преемственность своего служения: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить». Однако хорошо известные слушателям заповеди в устах Иисуса приобретали радикальные формулировки и глубокое наполнение. Например, в своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну». Или: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…». Слушателей Иисуса поражало то, что «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (последние представляли влиятельное религиозное течение, настаивавшее на скрупулезном исполнении всех предписаний и запретов Торы). Призывая других к покаянию, о себе Христос говорил тоном, не допускающим сомнения в своей личной безупречности. Он уверенно объявлял: «Я – хлеб жизни», «Я – свет миру», «Я есмь путь и истина и жизнь», «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» и т. д. Иисус настойчиво указывал своим ученикам на необходимость всем пожертвовать ради него: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Но Иисус и сам был готов принести себя в жертву людям. Он объяснял: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Собственное отношение к Богу Иисус Христос определял словами: «Я и Отец – одно».

Читать еще:  Медитация для начинающих в домашних условиях. Расслабьте свое тело

Известность Иисуса и споры вокруг него в Иудее росли, тем более, что Христос учил не только словами, но и человеколюбивыми поступками, часто чудесного свойства: в считанные мгновения исцелял тяжелобольных, из некоторых изгонял бесов, оживлял умерших, накормил многотысячную толпу несколькими хлебами и рыбами, на горе Фавор преобразился, так что «просияло лице Его как солнце» и т. д. Многие люди, сталкиваясь с Иисусом, видели в нем обещанного древними пророками Мессию (Христа). Но росло и число тех, кто ненавидел Иисуса и был готов его убить как опасного богохульника, который «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». Иисус и сам говорил о том, что ему надо будет умереть, и заранее объявлял, что примет смерть через распятие на кресте. Он точно знал, что его предаст в руки властей один из учеников, Иуда Искариот, но не уклонился от грозящей опасности. Накануне своего ареста, ужиная с учениками (это событие получило название «Тайная Вечеря»), Иисус совершил таинственное действие: «взял хлеб, и благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Во время ареста в Гефсиманском саду и позднее, представ перед Синедрионом (верховным судом Иудеи), Иисус назвал себя запретным именем Бога, вызвав у окружающих шоковую реакцию: стражники упали на землю, первосвященник в ярости разорвал свои одежды (русский перевод этих эпизодов скрадывает факт, заметный в греческом тексте, что Иисус не просто отвечал на вопрос о себе личным местоимением «Я», а употреблял священное имя «Яхве», т. е. «Сущий»). Синедрион признал Иисуса заслуживающим смерти. Римский наместник, прокуратор Иудеи Понтий Пилат утвердил смертный приговор. Иисуса жестоко бичевали, а затем распяли на кресте, установленном на горе Голгофе. Кончина Иисуса сопровождалась знаменательными событиями: затмилось солнце, содрогнулась земля, сама по себе разодралась завеса в иерусалимском храме, и многие жители Иерусалима стали свидетелями воскрешения умерших праведников.

Иисус умер на кресте в пятницу, а на третий день телесно воскрес. С тех пор и доныне христиане празднично выделяют именно этот день недели – воскресенье. Иисус воскрес на второй день древнего еврейского праздника Пасхи (точнее – Песах, что значит «прохождение» или «избавление»), посвященного исходу евреев во главе с пророком Моисеем из египетского плена. Христиане же стали ежегодно праздновать Пасху как день Воскресения Христова. Восстав из мертвых, Иисус явился своим ученикам, апостолам (греч. apostolos – посланник), и какое-то время пребывал с ними, наставляя, как благовествовать всему миру о совершившихся на их глазах чудесных событиях. Он сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Затем Иисус вознесся на небо, обещав ученикам, что скоро они получат силу, необходимую для их нелегкого служения. Действительно, на пятидесятый день после Пасхи, когда евреи отмечали праздник Шаббоут (Пятидесятница), напоминающий о даровании Моисею Торы на горе Синай, на учеников, которые собрались вместе, сошел Святой Дух. Над их головами появились как бы языки пламени, а сами они заговорили на языках других народов, которые доселе не изучали.
C этих пор апостолы и их последователи вели проповедь того, что Иисус есть Мессия (Христос) и Бог, ставший человеком. Крестная жертва Иисуса не напрасна: она нужна для спасения людей из-под власти греха и смерти. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…». Так «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». Воскресение Христа дает людям великую надежду на то, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». Апостолы не уточняли, когда именно состоится второе пришествие Христа, телесное воскресение мертвых и окончательный Божий суд над делами человеческими. Но они призывали уверовавших во Христа сохранять постоянную бдительность и терпеть. Ибо, пока Бог своей волей не прервет течение человеческой истории, истинным христианам будет нелегко: их будут ненавидеть, мучить и убивать, на них станут клеветать лжехристы и лжепророки, а перед самым концом в мире воцарится антихрист, выдающий себя за Бога и творящий волю диавола. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется». Узким путем в Царствие Небесное христиан поведет церковь (это слово в христианских текстах обычно пишется с заглавной буквы), которую основал и навеки возглавил Христос, «которая есть Тело Его», «столп и утверждение Истины».

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источники:

http://pravoslavie.ru/95733.html
http://www.litmir.me/br/?b=589392&p=1
http://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3519

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: