Житие святых равноапостольных кирилла и мефодия, учителей словенских. Канон святому равноапостольному Мефодию

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Святейший Патриарх Кирилл посетил Рождественскую елку в Храме Христа Спасителя в Москве

Святейший Патриарх Кирилл: Участие в Литургии изменяет человеческую душу

Архив

Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября/8 декабря). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.

После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего, брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело — просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника.

Читать еще:  Что значит игумен. Кто такой иеромонах? Известные «белые» священники в XX веке

В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии — Велеград. Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках. — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда. (Из «Настольной книги священнослужителя»)

Равноапостольные Кирилл и Мефодий

Краткое житие святого равноапостольного Мефодия, учителя Словенского.

празднование святому совершается 6/19 апреля и 11/24 мая

С вятитель Мефодий, архиепископ Моравский, и его младший брат Кирилл (Константин) Философ (память 14 февраля) происходили из знатного и богатого греческого рода из Солуни (Фессалоники). Отец их Лев командовал войском, мать Мария, возможно, была славянкой. Родители были благоверны и праведны и воспитали детей в страхе Божием. К семье относились с большим уважением при императорском дворе. Царский логофет взял святого Константина ко двору императора — здесь он обучался вместе с будущим императором Михаилом. Святой Мефодий впоследствии управлял одним из славянских княжеств, входивших в состав Византийской империи. В должности архонта он пробыл около десяти лет, но затем оставил мир и отправился на гору Олимп в Малой Азии, место подвигов многих монахов, где принял иноческий постриг. В 861 году Византийским императором было отправлено посольство к хазарам (Хазарский каганат являлся объединением тюркских народов, занимал он территорию Крыма, Нижней Волги и Предкавказья, правитель государства назывался каганом). Для проповеди христианства был послан святой Константин, уже прославившийся своей богословской ученостью, а святой Мефодий был приглашен для помощи брату в этом очень ответственном и опасном путешествии. Среди хазар в это время вели активную проповедь иудеи. Путь братьев в Хазарию лежал через Херсонес (Крым). Здесь они убедили архиепископа Херсонского и весь клир обрести мощи священномученика Климента, епископа Римского, находившиеся в море. Мощи святого Климента были торжественно перенесены в Херсон. По дороге посольство не раз подвергалось опасности нападения кочевников. Путешественникам пришлось идти через безводные солончаки, однако, по молитве братьев, Господь послал им пресную воду. Проповедь братьев и их успешные диспуты с иудеями привели к тому, что каган разрешил своим подданным креститься. Святое Крещение приняли около 200 человек, каган вступил в союз с Византийским императором и отпустил пленных греков. По возвращении посольства в Константинополь Патриарх Фотий и император понуждали святого Мефодия принять архиерейский сан, но он отказался, и был поставлен игуменом монастыря Полихрон, близ горы Олимп. Вскоре братья вновь были призваны на службу императором Михаилом. В 862 году в Константинополь прибыло посольство моравского князя Ростислава (Великая Моравия— первое значительное славянское государственное объединение). Князь просил прислать епископа и проповедников христианства. Проповедь среди славян была поручена солунским братьям. Отсутствие у славян письменности значительно осложняло эту задачу. По молитвам святого Константина, Господь открыл ему славянские письмена, и он приступил к переводам священных и богослужебных текстов на славянский язык. Во время пребывания братьев в Моравии, продолжавшемся три с половиной года, ими были переведены литургия святителя Иоанна Златоуста, утреня, вечерня, повечерие, Евангелие апракос, Апостол, Паремийник. Деятельность святых Мефодия и Константина вызвала неудовольствие со стороны немецкого духовенства, также осуществлявшего миссионерскую деятельность на территории Моравии. Именно к этому времени в практике и учении Восточной и Западной Церквей обнаружились существенные различия. Баварское духовенство разделяло ересь «триязычников», по которой Священное Писание могло быть записано лишь на трех языках надписания Креста Христова: еврейском, греческом и латинском. Допуская проповедь на том или ином национальном языке, они не признавали переводов Священного Писания и текстов богослужения на других языках. Братья должны были отправиться в Рим. Здесь им удалось получить поддержку Папы Римского Адриана: он принял славянские книги и освятил их. В соборе во имя святого апостола Петра было совершено богослужение на славянском языке. В Риме святой Константин, почувствовав свою приближающуюся кончину, принял постриг с именем Кирилл. 14 февраля 869 года он мирно отошел к Богу и был погребен в храме во имя священномученика Климента. Перед смертью он просил святого Мефодия не оставлять учительства ради своего монашеского уединения. Святой Мефодий был посвящен в Риме в сан священника, а через некоторое время, по просьбе славянского князя, был возведен в сане архиепископа на возобновленную кафедру святого апостола Андроника в Сирмии. Поставление святителя Мефодия вызвало новую волну протестов среди франкского духовенства. В 870 году он был вызван на суд восточно-франкского короля Людовика Немецкого и епископата, где был обвинен во вторжении на территорию чужого диоцеза, а также в том, что он вводил византийскую систему постов и отвергал добавление «филиокве» в Символе веры. Он был осужден и пробыл два года в заключении. Военные успехи Великой Моравии в борьбе против франков и вмешательство Папы Римского были причинами освобождения святителя Мефодия. В 880 году святитель Мефодий был вынужден вновь прибыть на суд в Рим, но здесь ему было разрешено совершать богослужение на славянском языке. Деятельность святителя Мефодия и успех его проповеди среди славян получили признание в Константинополе, где он побывал незадолго до своей кончины, у императора Василия I и Патриарха Фотия. Несколько учеников были оставлены святым Мефодием в Константинополе для проповеди среди болгар Слова Божия.

Читать еще:  Снится умерший муж как живой. К чему снится умерший муж: разговаривать с ним, ссориться, мирится? Основные толкования – к чему снится умерший муж

Святитель Мефодий успешно завершил перевод Библейских книг на славянский язык. Он перевел также Номоканон и несколько святоотеческих творений. От Господа он был наделен даром пророчества. В житии святителя отмечается, как сбылись его пророчества князю Святополку о победе над язычниками, и пророчества другим князьям и членам дружины. Святому Мефодию было открыто свыше приближение его кончины. Избрав из своих учеников на учительство святого Горазда (память 27 июля) и совершив особую молитву о благословении императора, князя, духовенства и всех людей, он отошел к Богу 6 апреля 885 г. Осиротевшие ученики и множество жителей Моравии погребли святителя Мефодия в соборном храме в Велеграде. После смерти святого Папа Римский Стефан V встал на сторону его противников: запретил богослужение на славянском языке, потребовал введения римско-католической системы постов и толкования Символа веры. Моравскому князю предписывалось изгнать из страны всех, не подчинившихся папскому решению. Из учеников святых равноапостольных Константина и Мефодия одни были проданы в рабство еврейским купцам, другие отданы в заключение, а затем высланы из страны. Господь, однако, не попустил погибнуть делу святых Кирилла и Мефодия. Их ученики святые Климент, Наум, Ангеларий (память 27 июля) встретили добрый прием у болгарского князя Бориса. Ученик святителя Мефодия Константин стал епископом Преславским (его считают автором службы святому Мефодию). Славянских священников, проданных в рабство, выкупил в Венеции посол императора Василия. В Болгарии ученики святого Мефодия продолжили деятельность по переписыванию и дальнейшим переводам церковных текстов на славянский язык. Деятельность святых Кирилла и Мефодия имела исключительно важное значение. Они дали славянам письменность, создали литературный язык, способный вместить все богатство веками складывавшегося греческого литературного языка и адекватно передавать смысл Священного Писания и святоотеческих творений. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий неизменно пользовались глубоким почитанием на Руси. Сказание об их трудах по созданию славянской письменности вошло в состав летописных сводов, служба святым и их жития переписывались вплоть до XVIII века и многократно издавались. В 1985 году отмечалось 1000-летие со времени блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, учителя Словенского. Совместная память святых Кирилла и Мефодия 11 мая.

Равноапостольному Мефодию, учителю Словенскому, архиепископу Моравскому.

Тропа́рь, гла́с 4:

Святи́теля Твоего́, Христе́, творя́ще све́тло торжество́ успе́ния, ми́лости Твоея́ свы́ше пода́ждь, отве́рзи же Ца́рствия две́ри, разреши́ же ю́зы на́ша мно́гих грехо́в хода́тайством свята́го Твоего́ ученика́, отца́ на́шего.

Стихи́ра, гла́с 6:

Апо́столом единонра́вныя, иера́рхов удобре́ние, язы́ков слове́нских просвети́тели и те́плыя засту́пники, прииди́те, празднолю́бцы, похва́льными пе́нии воспои́м, глаго́люще: ра́дуйся, Кири́лле, богосло́вия трубо́ златокова́нная, та́инство Святы́я Тро́ицы подо́бием со́лнечным уясни́вый и те́м злоху́льная уста́ ага́рянская загради́вый; ра́дуйся и ты́ с ни́м, Мефо́дие, единому́дренно подвиза́выйся, моли́твами и зна́мении тому́ споспешеству́я; и ны́не, отцы́ всеблаже́ннии, не преста́йте моля́щеся о на́с Христу́ Бо́гу, ве́рою и любо́вию ва́с велича́ющих.

Кано́н, гла́с 2.

Пе́снь 1.

Ирмос: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Да́ждь, Христе́ Спа́се, еди́не Милосе́рде, сло́во простра́нно, молю́ся Твоея́ ми́лости, да святи́теля Твоего́ восхвалю́ Мефо́дия и Тя́ просла́влю.

Оста́вив ро́д и оте́чество, подру́жие и де́тий, свя́те учи́телю, в пусты́ни изво́ли со святы́ми отцы́ жи́ти, пресла́вне.

Бра́нь лю́ту посрами́в, о́тче, бесо́вскую, бра́нь лю́ту утоли́ грехо́в мои́х, учи́телю Мефо́дие, моли́твами твои́ми.

Богородичен: Кто́ изрещи́ Тебе́ досто́йно мо́жет зача́тие Твое́, па́че словесе́, Бо́га бо роди́ пло́тию, Пречи́стая, на́м я́влена, Спа́са все́м.

Пе́снь 3.

Ирмос: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.

О, пресла́вне, кто́ мо́жет изрещи́ Мефо́дия доброде́тели и трудъ́, и́же пострада́ от ерети́к триязы́чных.

Мефо́дие свя́те, да́р ты́ прия́ от Бо́га и подаде́ тре́бующим, сла́вящим Бо́га, просла́вльшаго тя́.

Еже ми́ подаде́ бога́тство, Христе́ Спа́се, блу́дно жи́в, погуби́х окая́нный, но обогати́ мя покая́нием.

Богородичен: Мари́е, злата́я кади́льнице, Ты́ стра́стный мо́й смра́д отжени́, утверди́ мене́, коле́блющася приложе́нием льсти́ваго борца́.

Седа́лен, гла́с 4.

Яко све́тлость от восто́ка тя́ Христо́с возсия́в, к за́паду, о́тче, посла́ му́дра учи́теля Мефо́дия все́м, просвеща́юща гра́ды мно́ги и стра́ны бу́квами твои́ми, почита́юща, богодухнове́нный, блаже́нне, уче́ния Ду́ха Пресвята́го, ны́не моли́ся непреста́нно о хва́лящих тя́.

Пе́снь 4.

Ирмос: Услы́шах, Го́споди, слу́х Тво́й и убоя́хся, разуме́х дела́ Твоя́, и диви́хся, и возопи́х: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Читать еще:  Библия онлайн.

Тя́ и́мать, о́тче, земля́ Мора́вска сте́ну тве́рду, е́юже побежда́ем еретики́.

Одесну́ю предстоя́ща Пресвяты́я Тро́ицы, учи́теля, моли́тася сохрани́ти ста́до Слове́нское.

Ду́шу свою́ и те́ло же оскверни́х, неключи́мая де́лая, но, Спа́се, очи́сти мя́ Свое́ю ми́лостию.

Богородичен: Молю́тися, Пречи́стая, заче́нши Бо́га без се́мене, при́сно моли́ся за рабы́ Своя́.

Пе́снь 5.

Ирмос: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.

Истый насто́льник апо́стола сла́внаго Андрони́ка, сла́вне, яви́ся, украся́ престо́л Святы́я Це́ркве Панно́нския, му́дре.

Тя́ мо́лим, Мефо́дие, святи́телю сла́вне, разгна́ное еретики́ ста́до твое́ сохрани́ в ве́ре правове́рней моли́твами твои́ми, о́тче.

Пучи́ну преплыва́я жите́йскую, прелете́, о́тче, оре́льски, потопля́ема мя́ грехи́, свя́те, изведи́, молю́ся, моли́твами твои́ми, му́дре.

Богородичен: Тебе́, ро́ждшей Творца́ вся́ческим, вопие́м: ра́дуйся, Пречи́стая, ра́дуйся, возсия́вшая на́м Све́т, ра́дуйся, вмести́вшая Бо́га Невмести́маго.

Пе́снь 6.

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.

Ты́ от за́пада, свя́те, возсия́, я́коже звезда́, своя́ лучи́ посыла́ющи до восто́ка, и се́вера, и ю́га, сла́вне Мефо́дие.

Юже слу́жбу, сла́вне, прия́ от Христа́ Спа́са Милосе́рдаго, сконча́, святи́телю, я́ко ве́рен ра́б Го́споду своему́.

От скве́рны грехо́в мои́х измы́й мя́, Ще́дре Спаси́телю, еди́не Милосе́рде, Ты́ бо еди́н и́маши вла́сть, Го́споди, отпуща́ти грехи́.

Богородичен: Людие утверди́, побе́ду дая́, я́ко Всемогу́щь, на ва́рвары, Влады́ко, рожде́йся из Чи́стыя и Безму́жныя Ма́тере.

Конда́к, гла́с 2:

Боже́ственна и ве́рна Мефо́дия вси́ воспои́м, лю́дие, и любо́вию ублажи́м, я́ко па́стыря вели́каго Слове́ном, служи́теля Тро́ицы че́стна, прогони́теля е́реси, мо́лит бо ся о все́х на́с.

Ца́рственная Панно́ния, ку́пно но́вии су́ще лю́дие, тебе́ па́стыря че́стна све́дящи, ра́дуется, мы́ же доброде́тели твое́й поспе́шествуем, труды́ же и боле́зни похва́льныя та́йно тебе́ почита́ющим мѵ́ро многоче́стное су́ть, Мефо́дие святи́телю, моли́ся непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмос: Образу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси, Бо́же оте́ц на́ших.

О ва́ю, свята́я, хва́лится сла́вно гра́д Солу́нский, Кири́лле свя́те и Мефо́дие, Ми́сия, и Панно́ния, и Мора́вская, блаже́ннии, земля́, сла́вящи и вопию́щи: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

На ка́мени ты́ ве́ры утверди́ но́зе свои́, блаже́нне, и не поколеба́ тебе́, свя́те, богопроти́вных духо́в си́ла, но, я́ко хра́брый боре́ц, проти́вяся и́м, поя́ше: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Избоде́на мя́ разбо́йники, Христе́, и уя́звлена, поми́луй мя́, молю́ся Тебе́, и возле́й еле́й ми́лости Твоея́ на мя́, я́ко да восхвалю́ Тя́: Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Невеще́ственнаго Све́та селе́ние Твое́ чре́во бы́сть, све́тлостьми Бо́жия ра́зума безбо́жие отгна́вшее, Чи́стая Богоневе́сто Деви́це, е́же пое́м, вопию́ще: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмос: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́ я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Сла́вен, свя́те Мефо́дие, ты́ бы́л еси́, ко́зни вра́жия низложи́в, сла́вне учи́телю прему́дре, — по́йте, — вопию́ще, — благослови́те, вся́ дела́, Го́спода, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Архиере́й ты́ бы́л еси́ по чи́ну Ааро́ню ве́рным, блаже́нне, Агнца рука́ми твои́ми святы́ми жру́щий, поя́: благослови́те, вся́ дела́, Го́спода, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.

Но́щь лю́та мя́, Христе́, грехо́вная пости́же и лю́те зело́ омрачи́ ду́шу мою́, молю́тися, Бо́же, просвети́ и на покая́ние наста́ви пою́ща Тя́ во ве́ки.

Богородичен: Изнемо́гшу мно́гими прило́ги лука́ваго, Богоро́дице, окая́нную ду́шу мою́ целе́бными моли́твами, Деви́це, здра́ву соде́лай, да Тя́ прославля́ем во ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмос: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.

Тя́, блаже́нне, пое́т земля́ Мора́вская, че́стно твое́ те́ло иму́щи, и Панно́нская, святи́телю, просвеще́на тобо́ю, и лю́дие, ею́, соше́дшеся, пра́зднуют твою́ па́мять.

Иму́ща, свята́я, прю́ о Святе́й Тро́ице, Кири́лле преподо́бне [и] Мефо́дие святи́телю, ста́до ва́ше свято́е, ходя́ще по земли́ стра́нней, сохра́нша, расти́та моли́твами свои́ми, блаже́нная.

Ны́не припа́даю, учи́телю свя́те, моля́ся тебе́: умиле́нное сие́ пе́ние приими́ и проси́ же отпу́ста грехо́в мои́х от Спа́са Христа́.

Богородичен: Ра́дуйся, Пресвята́я Богоро́дице Мари́е, ра́дуйся, Непоро́чная, иску́са му́жеска не позна́вшая, ра́дуйся, Свети́ло всему́ ми́ру ро́ждши, моля́щи не преста́й к Бо́гу Спа́су.

Молитва равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским

О, пресла́внии просвети́телие слове́нских язы́к, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, ва́ших письме́н и уче́ний све́том просвети́вшеся и в ве́ре Христо́вой наста́вльшеся, я́ко ча́да ко отце́м, усе́рдно ны́не прибега́ем и сокруше́нием серде́чным мо́лимся: а́ще и заве́т ва́ших не соблюдо́хом, о угожде́нии бо Бо́гу небрего́хом и от бра́тняго единомы́слия в ве́ре отпадо́хом, оба́че я́коже дре́вле в земно́м житии́ ва́шем, си́це и ны́не гре́шных и недосто́йных не отврати́те тщи, но, я́ко иму́ще ве́лие ко Го́споду дерзнове́ние, приле́жно Того́ моли́те, да обрати́т нас в путь спасе́ния, да умири́т раздо́ры единове́рных, да приведе́т к единомы́слию отпа́вших и всех нас ду́хом любве́ да соедини́т Еди́ней Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви! Ве́мы бо, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведных по благосе́рдию Влады́ки. Не оста́вите у́бо нас, уны́лых и недосто́йных, чад ва́ших, и́хже ра́ди грехо́в па́ства ва́ша, враждо́ю разделя́ема и собла́знами иносла́вных прельща́ема, ума́лися, о́вцы же слове́сныя, разрыва́емы, восхища́ются во́лки губи́тельными. Пода́ждьте у́бо нам моли́твами ва́шими ре́вность Правосла́вия, я́ко да оте́ческая преда́ния до́бре сохрани́м, кано́ны церко́вные ве́рно соблюде́м, вся́ких лжеуче́ний стра́нных отбежи́м и, та́ко в житии́ богоуго́дном преспева́юще, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же ку́пно с ва́ми просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html
http://akafist.ru/saints/kirilll-i-mefodij/kratkoe-zhitie-mefodija
http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_aprel/kan_19aprel_mefodii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: