Жертвы православных экстремистов просят помощи у фсб. Православный экстремизм

Бойцы «Христианского государства»

Жертвы православных экстремистов просят помощи у ФСБ

Фото с места происшествия

Фото: e1.ru / Globallookpress.com

В Екатеринбурге 4 сентября около шести утра по местному времени УАЗ, груженный бочками с бензином и газовыми баллонами, протаранил здание киноконцертного театра «Космос». За рулем машины находился 39-летний житель города Ирбит Денис Мурашов: на допросе он признался, что перед этим весь день провел в Храме-на-Крови. Ранее, в январе, члены общественной организации «Христианское государство — Святая Русь» разослали директорам кинотеатров письма с угрозами и требованиями отказаться от проката картины Алексея Учителя «Матильда». «Если выйдет фильм, (. ) кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди», — писали они. «Лента.ру» попыталась разобраться, почему православные активисты в борьбе со своими оппонентами все чаще переходят от слов к делу, и дела эти все больше напоминают религиозный экстремизм.

Фактор «Матильды»

Мурашова задержали, когда он сам пришел в больницу с ожогами. Там же его допросили. И вот что он сообщил на камеру:

«Я специально приехал в Екатеринбург на УАЗике, госномер не помню, машина моя, купил у мужика в Ирбите. В Екатеринбург приехал вчера утром, в Храме-на-Крови был весь день, а сегодня поехал в кино».

Вскоре выяснилась и причина, по которой Мурашов отправился жечь кинотеатр: в беседе со следователем он рассказал, что в «Космосе» запланирован показ фильма «Матильда». Мурашов пытался воспрепятствовать этому. Не подвергая сомнению намерения поджигателя, следователи, однако, усомнились в его вменяемости и приняли решение отправить подозреваемого на судебно-психиатрическую экспертизу. В свою очередь Екатеринбургская епархия Русской православной церкви оперативно и решительно осудила поступок Мурашова.

Вообще, за последнее время «Матильда» успела стать настоящим камнем раздора между теми, кто считает, что в искусстве не должно быть запретных тем и неприкасаемых персонажей, и их оппонентами, думающими иначе. В фильме режиссера Алексея Учителя рассказывается о любовных отношениях наследника российского престола Николая Романова (будущего императора Николая II) и балерины Матильды Кшесинской. Официальная премьера ленты планировалась на 6 октября, но затем ее перенесли на 23-е. Против картины активно выступает депутат Госдумы от Крыма Наталья Поклонская. Она фильм не смотрела, но утверждает, что в нем содержатся материалы, способные оскорбить верующих и их чувства. Дело в том, что Николай II канонизирован РПЦ как страстотерпец и какие-либо упоминания о нем во фривольном контексте, по мнению депутата и ее единомышленников, кощунственны.

Благодаря ли активности депутата Поклонской или по другой причине, но еще до премьеры этот фильм стал проблемой номер один для той части верующих, которых принято называть православными активистами. Эта категория граждан известна своей нетерпимостью и агрессивными выпадами в отношении оппонентов. История Дениса Мурашова — последний, но не единственный пример. Так, адвокат Учителя Константин Добрынин 6 сентября сообщил, что руководители более 100 кинотеатров получили угрозы поджогов и физической расправы в случае показа фильма «Матильда». Угрожали и другим организациям, связанным с прокатом картины.

«Если выйдет фильм “Матильда”, кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди. Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых православной церкви и провокация к “русскому майдану”», — цитировали это письмо в СМИ.

Адвокат обратился за помощью к директору ФСБ Александру Бортникову, а также попросил правоохранительные органы привлечь к уголовной ответственности членов движения «Христианское государство — Святая Русь». Они еще в январе разослали в российские кинотеатры письмо с требованием отказаться от проката «Матильды».

Зампредседателя синодального отдела Московского патриархата РПЦ Вахтанг Кипшидзе заявил, что организация «Христианское государство — Святая Русь» не имеет отношения к церкви. Однако сентябрьская история с Денисом Мурашовым, произошедшая семь месяцев спустя после скандальной рассылки, наглядно показала, что идеи православного экстремизма пошли в народ.

Воинствующие царебожники

«Думаю, сотрудникам правоохранительных органов об экстремистах от христианства известно куда больше, чем нам, — говорит адвокат Константин Добрынин. — Другое дело, что работать по этой информации они почему-то не торопятся, хоть мы и надеемся, что оперативники ФСБ в этом плане окажутся профессиональнее. Угрозы, которые некие фанатики рассылают по кинотеатрам, выглядят довольно странно с точки зрения светского общества и XXI века. По этому поводу мы писали заявления в МВД, Генпрокуратуру и Следственный комитет (СКР)».

По словам юриста, защита Алексея Учителя даже давала пояснения специалистам по экстремизму из столичного главка МВД — однако тем дело и закончилось. А в августе пошли еще более угрожающие письма.

Фото: e1.ru / Globallookpress.com

«Если не ошибаюсь, авторы писем угрожали, что за поддержку фильма, как они выражались, “прилетит” министру культуры Мединскому, — отмечает Добрынин. — Мы написали еще одно заявление в правоохранительные органы. А в киностудию Алексея Учителя полетели коктейли Молотова, и УАЗ протаранил кинотеатр в Екатеринбурге. Кроме того, журналистке Екатерине Винокуровой угрожали убийством после ее публикаций о главной противнице “Матильды” Наталье Поклонской».

Адвокат признает, что «Христианское государство», вполне возможно, фантомная организация — вот только угрозы от нее исходят вполне реальные. А ведь у государства в лице МВД есть механизм, способный пресечь подобные явления в зародыше.

«Когда мы поняли, что на полицию полагаться не стоит, то обратились в ФСБ. Мы надеемся, что за месяц, оставшийся до премьеры «Матильды», сотрудники ведомства соберутся с силами и с этой раковой опухолью будет покончено. В неформальных беседах сотрудники правоохранительных говорили, что загадочные агрессоры входят в довольно известную организацию, так называемую “секту царебожников”. Они — такие своеобразные раскольники. Это не фантом и не выдумка для полицейских, это реальность, которая из подвалов начала выползать в мир людей и диктовать свои правила жизни», — заключает адвокат.

Фундаментально верующие

«Происходящее в целом связано с активизацией религиозных фундаменталистов и религиозных сил в обществе, — полагает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. — И христиане, и мусульмане ощущают себя ущемленными, поскольку в современном обществе религию стараются не допускать в публичную сферу и сферу политики. Притом, что в России, и это хорошо видно, религия вообще и православие в частности играет достаточно большую идеологическую роль. Но она больше символическая, сакральная».

Читать еще:  Во сне убивал ножом медведей. К чему снится медведь? Сонник медиума мисс Хассе

Кадр: BALANCE-TV.RU / YouTube

По мнению эксперта, появление разнообразных (в том числе христианских) фундаменталистов вызвано желанием показать обществу, что есть реальная церковь со своими реальными интересами, а не символическими образами. Это не означает, что все они экстремисты. Фундаментализм в исламе, христианстве и других религиях это — последовательное, целенаправленное следование основам веры и требование от себя и от окружающих жестко соблюдать все религиозные предписания.

«Для тех, кто почитает Николая II как святого, фильм «Матильда» — кощунство и святотатство, против которого необходимо выступать. Кроме того, фундаменталисты отстаивают свое видение истории», — объясняет Роман Лункин.

По мнению эксперта, стоит разделять экстремистов, способных на противозаконные действия, и законопослушные фундаменталистские движения. Последние не нарушали закон — и не брали на себя ответственность за громкие события последнего времени, связанные с «Матильдой». Лункин отмечает, что говорить о христианском терроризме сегодня некорректно — в России сейчас этого нет.

От Мухаммеда до «Матильды»

«Раньше православных (или околоправославных) движений, подобных «Христианскому государству», в России просто не было, — говорит Роман Лункин. — Но сейчас возникло то, что не имеет отношения даже к фундаменталистским православным движениям. Можно строить разные теории о том, как это получилось. К примеру, могли появиться некие ультраконсерваторы, считающие, что надо действовать более решительно, а руководство Русской православной церкви занимает соглашательскую позицию. А есть и либеральная общественность, которая могла попросту придумать этих загадочных экстремистов, чтобы выставить представителей РПЦ группой маргинальных и фанатиков».

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

По его мнению, в случае инцидентов наподобие тех, что произошел в Екатеринбурге, не следует скрывать реальные мотивы их виновников и говорить, что это просто сумасшедшие. Подобная тактика ни к чему хорошему не приведет.

«Все уже знают, что в кинотеатр на УАЗе въехал некий верующий — а значит, будут додумывать, как он связан с московской патриархией, хотя такой связи нет и в помине», — объясняет эксперт.

Лункин считает, что сейчас рост и развитие православных консервативных движений лишь начинается — ведь часть общества действительно концентрируется вокруг церкви. А одним из побочных эффектов этого и будет появление различных фанатиков с их громкими акциями.

В свое время карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в одном малотиражном французском еженедельнике, привели к трагедии и послужили поводом для мусульман в едином порыве осудить этот конкретный факт и ценности европейской цивилизации в целом. По всему миру тогда прокатились многолюдные акции протеста. Православные фундаменталисты наверняка завидуют столь мощной поддержке единоверцев и тому, как к их мнению начинают прислушиваться, видя эту поддержку.

Будем надеяться, что правоохранительные органы сумеют оградить граждан от выходок религиозных фанатиков, независимо от их вероисповедания. Иначе в России однажды может повториться трагедия Charlie Hebdo. К слову, епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) прямо заявил о том, что ЧП в Екатеринбурге напоминает ему ситуацию с атакой на редакцию французского журнала. «Постоянные провокации, не находящие достойной реакции со стороны французских компетентных органов, привели к трагическому кровопролитию. К счастью, в Екатеринбурге люди не пострадали, но конфликт, вызванный в обществе провокационной кинолентой, безусловно, сохраняется. Более того, в год столетия трагической гибели царской семьи прокат этой киноленты может породить дальнейшие общественные настроения», — сказал епископ.

Вассерман – Когда неправы все заинтересованные стороны

Анатолий Александрович Вассерман:

Насколько я могу судить, сама по себе история взаимоотношений Николая Александровича Романова с Марией Матильдой Адам-Феликс-Валериевной Кшесинской не содержит ничего компрометирующего ни с церковной, ни со светской точки зрения.

То, что популярная (и, судя по воспоминаниям современников, весьма талантливая) балерина обучила постельным премудростям нескольких членов семьи Романовых, вполне соответствовало тогдашним обычаям. Высший свет вряд ли удивился бы, даже если бы Матильда Феликсовна не переходила по эстафете от одного великого князя к другому, а давала уроки всем им одновременно. Соответственно юношеские эксперименты наследника престола никоим образом не уронили его репутацию и не сказались на его статусе.

Николай Александрович с членами своей семьи канонизирован не за праведную жизнь, а исключительно за мученическую смерть — то есть ничто из творимого им до смерти никоим образом не связано с его святостью.Но даже независимо от его конкретной судьбы один из популярнейших мотивов в житиях святых — подробное живописание безобразий, творимых человеком до обращения к богу и обретения святости. Таким образом никакое почитание святого страстотерпца не может стать основанием для возмущения описанием обстоятельств его жизни. Не могу даже исключить предположение об использовании данного мотива провокаторами, желающими скомпрометировать религию как общественный институт поддержания стабильности общества.

Не знаю, сколь адекватно смогли отобразить тогдашнюю атмосферу (в целом и религиозный акцент в частности) изготовители нашумевшего фильма. Не исключаю, что по нынешней моде они решили воспользоваться подлинными обстоятельствами только для придания правдоподобия очередному плевку в лицо общества: фильмография Алексея Ефимовича Учителя — особенно «Космос как предчувствие» и «Край» — порождает далеко не лучшие предчувствия на сей счёт. И уж подавно не вижу причин заказывать в год юбилея дворцового переворота 1917-03-15 единственный фильм о жертве этого переворота людям, чья предыдущая деятельность не даёт оснований ожидать от них уважения к какой бы то ни было теме. Но сама по себе история, послужившая поводом для очередной порции творчи, не может и не должна служить поводом для истерии под сколь угодно праведными лозунгами.

И отдельно — о причине удивляющего многих поведения Натальи Владимировны Поклонской. На протяжении четверти века ей пришлось пребывать в удушливой атмосфере украинского мифа — попытки обосновать заведомо ложное утверждение «Украина — не Россия» столь же ложными утверждениями о злокозненной сущности всего русского. По сути этого мифа русский, чтобы стать украинцем, должен убить всё русское сперва в себе, а потом — по возможности — и вокруг себя. Наталья Владимировна, родившаяся 1980-03-18, не успела накопить достоверные сведения в объёме, достаточном для противостояния разрушительному давлению. Но инстинктивно ощутила его пагубность. Поэтому для сопротивления чёрному мифу оказалась вынуждена опереться на белый — не столь душепагубный, но всё же достаточно далёкий от реальности. Теперь, вжившись в миф о «России, которую мы потеряли», она крайне болезненно переживает всё, что ему не соответствует. Могу лишь посочувствовать ей и пожелать как можно скорее избавиться от мифологического мышления в целом: ни прокурору, ни депутату не простятся деяния, совершённые в далёком заблуждении.

Читать еще:  В какой день надо купаться на крещение. Купание в проруби на крещение - когда

Жертвы православных экстремистов просят помощи у фсб. Православный экстремизм

Медийная страшилка «православный ИГИЛ* терроризирует культуру», похоже, может стать одним из главных сюжетов либеральной пропаганды в новом политическом сезоне вплоть до выборов президента.

Медийная страшилка «православный ИГИЛ* терроризирует культуру», похоже, может стать одним из главных сюжетов либеральной пропаганды в новом политическом сезоне вплоть до выборов президента. Повод тому – многосерийное противостояние депутата Натальи Поклонской и режиссера Алексея Учителя вокруг фильма «Матильда», перешедшее от словесных перепалок и депутатских запросов к судебным искам и. поджогам.

Впрочем, последние пока выглядят странно, и их связь с Поклонской не установлена, однако в СМИ новости о них подаются под хэштегами #Матильда, #Поклонская, #Учитель – то ли для удобства, то ли от недостатка ума. Находятся и такие издания, которые увязывают эти события воедино под заголовками типа «Бойцы «Христианского государства». Жертвы православных экстремистов просят помощи у ФСБ».

Тем самым проводится прямое сравнение недовольных фильмом, по их мнению, порочащим память Николая II, с экстремистами и даже террористами, а любая гражданская активность православных выдается за фундаментализм фанатиков.

Между тем в России начинается показ фильма «Матильда» – первыми зрителями получасовой нарезки фильма стали жители Владивостока, 23 октября состоится премьера в Санкт-Петербурге, 24-го – в Москве, а с 26-го должен начаться прокат по территории России (правда, не всей, некоторые регионы уже отказались от фильма).

Чтобы не допустить разжигания вражды с любой стороны, необходимо прекратить религиозные и политические спекуляции и провокации вокруг этой картины. Но это не отменяет необходимости разговора о содержании конфликта: важно понять, почему он вообще возник и в чем его первоначальная причина.

Прежде всего стоит обратить внимание на то, что Наталья Поклонская при всей своей эмоциональности старается противодействовать показу фильма исключительно в правовом русле и пользуясь депутатскими полномочиями – сначала через запросы в прокуратуру, другие правоохранительные органы, затем в Счетную палату, а недавно она подала в Октябрьский райсуд Петербурга иск о защите чести и достоинства к творческо-производственному объединению «Рок» от имени гражданки Канады, некогда жены племянника Николая II, О. Н. Куликовской-Романовой.

Сейчас читают

Первыми зрителями получасовой нарезки фильма стали жители Владивостока (фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

Кроме того, Поклонская призвала Минкультуры принять меры к тому, чтобы фильм «Матильда» не вышел в прокат, а также поддержала призыв митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина «горячей молитвой» отвратить от русской земли «всякую нечисть и божие наказание» в виде показа фрагмента фильма «Матильда».

Такие шаги могут вызывать недоумение или недовольство, но они не являются призывами к насилию.

Поклонская пытается всеми законными способами и силой убеждения – законом, словом и молитвой (пусть не всегда удачно и продуманно, порой и вовсе неловко, но искренне и горячо) – остановить то, что, по мнению ее и десятков тысяч верующих, является оскорбительным и недопустимым.

Да-да, слышу единственно сильный аргумент ее противников «не смотрела, но осуждает» – на него отвечу чуть позже.

Для начала следует признать, что действия Поклонской не имеют ничего общего с акциями насилия якобы «православных экстремистов», о чем она накануне открыто и заявила:

«Решительно осуждаю любое проявление насилия, тем более представляемое под видом экстремистской деятельности в религиозной сфере. Понимаю, что все это часть определенного плана, направленного на дестабилизацию общества, разобщение людей, дискредитацию православных верующих».

А кто же совершает поджоги и запугивания?

Авторами пресловутого письма-угрозы в адрес кинотеатров в случае показа фильма «Матильда» являются участники некоего полумифического движения «Христианское государство – Святая Русь». Если судить по фанатичным выступлениям его лидера Александра Калинина, то можно принять их за типичных сектантов, полоумных фанатиков, коих хватает в любой конфессии.

Но некоторые факты биографии второго представителя псевдохристианского движения Мирона Кравченко говорят о другом. Этот ныне «православный активист», как выяснили коллеги из издания «Псковская губерния», «в августе 2015 года принимал участие в Киеве в учредительной конференции по созданию «Антипутинского информационного фронта». В 2004 году вступил в «Союз православных хоругвеносцев», а позднее стал казаком.

В 2011–2012 годах занимался организацией русского движения в Мурманске (на базе созданной им местной ячейки партии «Великая Россия»). Принимал активное участие в проведении первого в регионе «Русского Марша». Был координатором дискуссионной площадки «Русскій клубъ въ Украинiъ», координатором «Русского эмигрантского клуба».

На эту тему

В интернете еще остались фотографии «православного активиста» Мирона Кравченко с чубом на голове, выступающего на «антипутинском фронте», и вот он уже, обзаведясь бородкой, вещает о богоизбранном русском народе, совершая грубую подмену русской идеи агрессивным лживым мессианством наподобие бандеровщины. От этой фигуры за версту несет грязной политической манипуляцией, и Наталье Поклонской следовало бы обратить внимание прокуратуры именно на это.

Поддерживаете ли вы идею ограничить в России прокат фильма «Матильда» (даже еще не видя его)?

Характерно, что адвокат режиссера Учителя Константин Добрынин преподносит каждый акт насилия – поджог киностудии «Лендок» и сожжение автомобилей – как заведомо связанный с Поклонской.

Так, фотографии сожженных возле офиса машин он сопровождает словами: «Пока Поклонская рассказывает всем о каких-то исках родственников святого царя и пытается запретить фильм, ее сторонники продолжают кидать коктейли Молотова и жечь», – хотя прекрасно понимает бездоказательность утверждения.

Другими словами, перед нами пример манипуляции со стороны тех, кто вроде бы выступает в роли жертв «православного террора». Несомненно, это не делает чести самому режиссеру фильма и заставляет задуматься о неоднозначности происходящего.

Впрочем, как минимум один акт насилия против показа картины совершен, похоже, искренно верующим человеком. Речь о Денисе Мурашове, который в Екатеринбурге на грузовике протаранил кинотеатр «Космос», где планировался показ «Матильды».

Несмотря на то, что его подозревают в психической ненормальности («синдром сверхценной идеи» – всем бы такое «расстройство»), мужчина на видео после задержания производит впечатление вменяемого, а из биографии известно, что он находился в мучительном духовном поиске, после чего стал православным, совершал паломничество по святым местам.

Этот пример вроде бы демонстрирует правдивость той самой страшилки «православного ИГИЛ», согласно которой фанатики под влиянием авторитетных религиозных лидеров совершают насилие против неугодных. Однако это совершенно не так по той простой причине, что ни один из представителей Церкви и авторитетных в православии фигур никогда нигде не призвал к насильственному противостоянию показу фильма или другого художественного произведения.

Читать еще:  Что вредно для мужчин? На что обращают внимание психотерапевты. Спрашивать у нас, где лежат ваши вещи

В то же время стоит признать, что подобный риск, когда особо ранимые верующие могут болезненно отреагировать на оскорбление своих религиозных чувств, существует и чреват последствиями. Однако ни Церковь, ни православная община никогда не признают это правильным и не призывают к ним, осуждают их.

Но это не означает, что православные не могут выражать своего мнения по поводу допустимости или недопустимости того или иного художественного произведения, особенно созданного за государственный счет. Более того, православные должны это делать – громко и открыто. И Поклонская выступает одним из таких заметных голосов.

Да, в ее позиции существует заведомо большой минус, поскольку она выступает против фильма, который не видела. Однако – внимание! – с такой же позицией выступает и митрополит Волоколамский Иларион, которого не заподозришь в необдуманности слов и которому сам режиссер показал свой фильм одному из первых, чтобы заручиться авторитетной поддержкой.

Но православный иерарх, несмотря на хорошее отношение к режиссеру, не оказал ее, но назвал фильм «апофеозом пошлости», подробно пояснив, почему.

«Просто вам расскажу, с чего начинается фильм. Бегает по сцене Мариинского театра эта балерина, у нее срывается лифчик, и появляется обнаженная грудь, и вот она с этой грудью бегает. Наследник сидит в царской ложе и сразу же возбужденно привстает с кресла – вот с этой пошлости начинается, и вот так весь этот фильм продолжается».

Разве эти претензии отличаются от высказанных Поклонской, которая не посмотрела фильм?

А ведь мнение митрополита Илариона, который, кстати, сам не чужд искусству, пишет музыку и снимает фильмы, для православных имеет куда большее значение, чем рецензии самых авторитетных кинокритиков, которые, скорее всего, встанут горой за своего брата против «мракобесов», несмотря даже на качество фильма.

Глупо и неуважительно не считаться с мнением множества верующих людей. Это из той же серии, что и ущемление прав по национальному или расовому признаку.

Недаром лидеры таких республик, как Чечня и Дагестан, где очень чутко относятся к религиозным чувствам, так как ценят их значение и знают цену пренебрежения к ним, прохладно отнеслись к показу фильма «Матильда» в своих регионах. Будучи мусульманами, они уважили чувства православных и историю России больше, чем это делают авторы фильма.

И здесь мы наконец подошли к первопричине случившегося. А она заключается в очевидном промахе государства в лице Министерства культуры и лично Мединского.

Я неоднократно, в том числе и в публикациях в газете ВЗГЛЯД, выступал в поддержку министра, когда он подвергался откровенной травле со стороны либерального лагеря, а потому я думаю, что у меня есть не только моральное право, но и обязанность высказать в данном случае критические замечания.

Заказав в год столетия революции и трагической гибели последнего русского императора и всей царской семьи единственный фильм о Николае II и очевидно упустив то, по какому сценарию и в каком стиле он снимается, Минкультуры поставило всех перед тем фактом, что в память о таких трагических событиях Россия удостоится высокобюджетной картины о юношеской интрижке царя с балериной.

Будь это одна из трех–четырех киноподелок о царской семье, она не вызвала бы такой болезненной реакции – ну сняли и сняли, есть и такая сторона жизни Николая II. Не исключено, «Матильду» и вовсе бы не заметили.

Но поскольку это единственный фильм о последнем русском царе в год его расстрела, то это выглядит как плевок в тех, кто чтит его память и молится его иконам.

Произошло это к тому же на волне возрождения национального и религиозного самосознания русского народа. Еще пять–семь лет назад этого бы не заметили, проглотили, как проглатывали десятки фильмов, очерняющих или «ожелтяющих» российскую историю.

Но после Русской весны так поступать без ответной реакции все труднее – совсем не даром именно герой крымских событий Поклонская возглавила нынешнюю кампанию.

Владимир Мединский, находясь под огромным давлением либеральной оппозиции, к которой принадлежит большая часть творческой элиты, за годы руководства Министерством культуры совершил несколько важных шагов по национализации культурного пространства страны, но далек от ее завершения, так как вслед за каждым таким шагом делает реверанс в сторону рассерженной богемы.

Сформулировав и протолкнув новую государственную политику в области культуры, Владимир Ростиславович, к сожалению, сам не до конца последователен в соблюдении ее принципов, в которых прямо ставятся задачи противостояния переформатированию «духовно-ценностной матрице народа» и «оказание государственной поддержки только здоровому искусству, идентичному цивилизационному коду».

И в результате почему-то фильму «28 панфиловцев» перепадает немного государственных денег по остаточному принципу, да и то только после того, как его идею поддержали граждане из своего кармана. А в то же время подозреваемый в мошенничестве режиссер Серебренников получил от государства за два–три года около миллиарда рублей на модные в столичной тусовке постановки про моральных уродов.

Вслед за попыткой Министерства культуры выяснить у Константина Райкина эффективность трат государственных средств на театр «Сатирикон» последовало такое возмущение, что пришлось закрыть вопрос, несмотря на очевидное несоответствие его репертуара той самой стратегии по культурной политике. И таких примеров масса.

В современном искусстве по-прежнему правит бал безвкусица избранных творцов, не ограниченная никакими обязательствами перед государством и народом, и не удивительно, что это вызывает возмущение у тех, для кого нравственность и традиционные ценности не пустые слова.

Другие материалы автора

Да, среди них могут оказаться и горячие неофиты, готовые на резкие поступки (и в Церкви их, как правило, осуждают, хотя, если вдуматься, древнерусские православные, принявшие христианство, были теми же неофитами), да, в этом кроется риск конфликтов и провокаций.

Однако продолжение нынешней культурной политики, при которой выбрасываются миллиарды рублей на искажение истории и низкопробную развлекуху, несет гораздо больший риск для нравственного здоровья страны, чем честно выраженная позиция граждан в попытке призвать мастеров и чиновников от культуры к ответственности.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”

Источники:

http://lenta.ru/articles/2017/09/11/fanatics/
http://m.aftershock.news/?q=node/562584
http://vz.ru/opinions/2017/9/12/886798.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: