Зенон китийский философия кратко. Зенон из Кити (Китийский)

Зенон Китийский

Зено́́н Кити́йский, Зенон-стоик (346/336/333, Китион — 264/262 до н. э., Афины) — древнегреческий философ. Ученик школы киников, с 300 года до н. э. — родоначальник философии стоической школы.

Сын Мназея. Родился в греко-финикийском городе Китие (Китионе) на Кипре; занимался морской торговлей; около 320 до н. э. переселился в Афины, где стал учеником киника Кратета, но, недовольный его «киническим бесстыдством», перешел к Стильпону и к диалектику Диодору.

Диоген Лаэртский даёт портрет Зенона: это худой и высокий, нескладный и слабосильный человек с кривой шеей и толстыми ногами, любивший полакомиться зелёными фигами и пожариться на солнцепёке [1] .

Сам став учителем, Зенон собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались, по его имени, зенонеями, а потом, по месту преподавания (др.-греч. Ποικίλη στοά — расписной портик) — стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особое уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, он после смерти удостоился почётного погребения в Керамике.

Живя крайне просто, без семьи и рабов, он избегал, однако, практиковавшейся киниками нищеты и грязи. Он прожил в Афинах около шестидесяти лет и достиг глубокой старости; год его смерти (как и рождения) в точности неизвестен (по предположению Целлера он умер в 270 до н. э., по Дройзену — в 267 до н. э.). Причем передают, что он умер, специально задержав дыхание, то есть, покончив жизнь самоубийством (этика стоиков это признавала нормальным в случае целесообразности) [2] .

Писания Зенона по этике, диалектике, физике и поэзии, перечень которых находится у Диогена Лаэртского, отличались, по древним свидетельствам, краткостью и отсутствием красноречия, но из них сохранились лишь немногие и незначительные отрывки, причём сомнительной подлинности. В общем учении стоиков, как оно излагается у древних авторов, невозможно определить, что собственно принадлежит Зенону и что — его преемникам, Клеанфу и Хрисиппу.

До вступления Кипра в Европейский Союз Зенон Китийский изображался на монетах номиналом в 20 центов.

Зенон из Кити (Китийский)

(ок. 336-264 до н. э.) -философ, основатель школы стоицизма. Прибыв в Афины, в течение двадцати лет изучает философию в киника Кратеса (Кратет), представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов платоновской Академии Ксенократа и Полемона. С их учений 3. пытался взять самое интересное: от киников – индивидуализм, космополитизм, умение абстрагироваться от внешнего мира; от мегарян – признавал реальность “общего”; от платоников – культ знаний, стремление благотворительного жизни, согласованного с Зевсом, то есть божественным Логосом. Нач. Пост, начинает преподавать собственное учение в “художественный Той” – колоннаде на афинской агоре, которая была расписана Полиглотом. Наиболее добросовестных учеников 3. стали называть “Стоик”.

Читать еще:  Какой праздник 7 марта года. Здоровье и болезни

Из произведений 3. (Диоген Лаэрций насчитывал их более двух десятков) до нашего времени не дошло ни одного. Исследователи античной философии анализируют и выкладывают учение стоиков, ссылаясь на фрагменты, содержащиеся в произведениях Цицерона, Плутарха, Секста Эмпирика и Диогена Лаэрция.

Своим учением стоики пытались ответить на вопрос о смысле и цели жизни. 3. считал, что конечная цель человека – жить “в согласии с природой”. Но последнее совпадало в его сознании с жизнью в согласии с благотворительностью, ведь сама природа ведет нас к добродетели “И наоборот, жить добродетельней – это значит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. стало быть, конечная цель определяется как жизнь, соответствующая природе (как нашей природе, так и природе целого), – жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот – верный разум, всепроникающий и тождественны с Зевсом, направителями и распорядителем всего сущего. Это и есть добродетель и ровно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядитель “(Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 295-296). 3. тесно связывает физику, логику и этику, что типично для стоической философии в целом. Такой единства отвечает система категорий, разработанная стоиками. Наиболее интересна категория Логоса, которую стоики позаимствовали у Гераклита вместе с идеей о происхождении мира из “огня”, циклически вспыхивает и угасает. Першовогонь, как и имманентное ему Логос, имеет разную напряженность, следовательно, и материя, соответствует последнему, будет отличаться грубостью или изяществом. Человек – одно из воплощений первоогня. Последний властвует в ее душе, как и в небе, солнце, эфире, земли и тому подобное. Итак, мир, согласно учению стоиков, есть единое тело – живое и распределено, одушевленное, так насквозь пропитано “телесным дыханием”, то есть “пневмой”. Вместе с тем, мир отождествляется с богом, предстает как огненный начало, деятельная природа и разумный порядок, а потому все, что в нем происходит, происходит логично, то есть в соответствии с необходимостью и целесообразностью. Мир стоиков лишен пустоты, поэтому он не знает свободы. А то, что в повседневности оценивается как свобода, есть произвол, или “ошибочность сердца и разума”.

Читать еще:  Зодиакальный гороскоп для стрельца мужчины и щенщины. Гороскоп мужчины Стрельца

Судьба у стоиков тождественна Логоса. “Судьба есть Логос космоса”, что согласно божественной волей упорядочивает все в мире. Для человека очень нужно знать Логос, то есть закон любой жизни – то человека, то космоса. Мудрый человек – это та, что поняла душа (универсальный закон), следовательно, – бога, и выработала соответствующее отношение к нему. Поэтому стоика, который осознал это, судьба ведет. Клеанф приписывают такое высказывание: “Согласно судьба ведет, а несогласна тащит”. Стоик понимает и любит свою судьбу, которая пришлась ему. Таким образом, Логос (здесь) – не только слово, но и Закон, Судьба, Необходимость и Справедливость. Мудрец живет добродетельной жизнью, то есть в согласии с законами природы, обеспечивает ему атараксии (спокойное и безмятежное существование). Для этого он должен условно разделить все существующее на то, что зависит, и на то, что не зависит от нас, а потому не подпадает под правовую оценку (добро-зло). Зависимым от человека считались только наши нравственные намерения. Итак, тем, что не зависит от нас, стоики считали жизнь, смерть, природу, страдания, богатство, нищета – к ним человек должен относиться равнодушно. “Безразличие” здесь соответствует желанию принятия того, что человеку приготовила природа, тогда как страсти свидетельствуют о том, что в ней пока идет внутренняя борьба. Достойная жизнь не является показателем состоятельности, а счастья не совпадает с удовольствием. Итак, счастливым тот, кто строит свою жизнь в соответствии с божественным стержнем. Поэтому настоящий стоик будет счастливым от последовательного соблюдения собственного нравственного выбора, даже во время физических страданий. Идеалом мудреца для стоиков был Сократ, что сумел преодолеть власть чувственных страстей над собой, и тем самым получил независимость от внешнего мира. Однако, стоическая этика, в отличие от сократовской, а не евдемонична: добродетель и счастье в ней – два разных полюса.

Свою новую жизнь идеи античного стоицизма получили в эпоху Возрождения. Они становились предметом теоретических дискуссий, нравственных диспутов. Вопрос “блага”, “счастье”, “удовольствие”, “добродетелей”, “человеческой судьбы” и другие активно переосмысливались, превращаясь в философские проблемы, решению которых посвящали свои произведения Лоренцо Валла и Мишель Монтень.

ЗЕНОН из Китая

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое “ЗЕНОН из Китая” в других словарях:

Зенон — Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. У него была кривая шея (говорит Тимофей Афинский в Жизнеописаниях ), а сам он, по свидетельству Аполлония Тирского, был худой, довольно… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Читать еще:  К чему снится икра женщине. К чему снится, что ешь икру

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА — одна из сократических школ в др. греч. философии. Основана Евклидом из Мегары (ум. в глубокой старости после 369 до н.э.), одним из ближайших учеников Сократа. К М.ш. принадлежали Евбулид, Стилпон и Диодор Крон. Противники прозвали М.ш.… … Философская энциклопедия

ДИОДОР КРОН — (Διόδωρος Κρόνος) (ум. ок. 307 до н. э.) из Яса в Карии – др. греч. философ мегарской школы. Жил при дворе Птолемея Сотера. О его жизни фактически ничего не известно. Д. К. выступал против Аристотеля, отрицая различие между возможным и… … Философская энциклопедия

АЛЕКСИН — АЛЕКСИН ( Αλεξίνος) из Элиды (кон. 4 нач. 3 в. до н. э.) греческий философ, представитель Мегарской школы, преемник Евбулида (Diog. L. II 109). Судя по сообщаемым у Диогена Лаэртия сведениям. Алексин был прежде всего эристиком, как и его… … Философская энциклопедия

СТИЛЬПОН — СТИЛЬПОН (Στίλπων) из Мегары (ок. 360 ок. 280 до н.э.) греческий философ метрик, “великий искусник в словопрениях” (δεινός άγαν ων εν τοις έριστικοίς); ученик Евклида, а также софиста Трасимаха (Diog. L. II 113); согласно Суде, написал “не… … Философская энциклопедия

Философия — Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

ДВИЖЕНИЕ — в широком смысле всякое изменение, в узком изменение положения тела в пространстве. Д. стало универсальным принципом в философии Гераклита («все течет»). Возможность Д. отрицалась Парменидом и Зеноном из Элей. Аристотель подразделил Д. на… … Философская энциклопедия

Список философов по школам и направлениям — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не ус … Википедия

СТОИЦИЗМ — учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. История С. традиционно делится на три периода: ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3 2 вв. до н.э.), средняя стоя… … Философская энциклопедия

ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… … Философская энциклопедия

Источники:

http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30170
http://studbooks.net/69661/filosofiya/zenon_kiti_kitiyskiy
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8352/%D0%97%D0%95%D0%9D%D0%9E%D0%9D

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: