Закона об ответственности родителей за воспитание детей

Об ответственности родителей за воспитание детей

Об ответственности родителей за воспитание детей

Во все времена ответственность за детей несли родители.

Семья в ответе не только за то, чтобы у ребенка было, где жить и что есть, но также за физическое, духовное, нравственное, психологическое развитие.

Ответственность родителей за воспитание детей определена различными законодательными актами, в частности:

– конвенцией о правах ребенка

– кодексом об административных правонарушениях

– законом об образовании.

За что отвечают родители?

– за поведение ребенка

– за развитие ребенка: психологическое, нравственное, духовное, физическое

– за содержание ребенка

– за обеспечение его безопасности

– за представление интересов ребенка.

Более того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед другими лицами.

Почему не все родители должным образом воспитывают детей?

– незнание требований законов, определяющих ответственность родителей за воспитание детей

– заблуждения и ошибки, негативно влияющие на качество воспитания детей

– отсутствие необходимых родительских компетенций.

Очень часто эти причины погрешностей в воспитании родителями детей, приводят их к тяжелым последствиям:

– совершению правонарушений подростками

– постановка их на учет в отдел внутренних дел, в комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.

– неуважение по отношению к взрослым, в частности к самим родителям

– употребление алкоголя, наркотиков

И множество других проблем, которые нарастают с течением времени, как снежный ком.

Сегодня на практике все чаще возникает вопрос правовой ответственности несовершеннолетних по причине увеличения количества правонарушений, совершаемых подростками.

Кроме законодательной ответственности, которая наступает тогда, когда проблема уже вошла в кризис, существует еще один фактор, который родителям нужно обязательно брать во внимание.

Родителям самим было бы выгодно, если бы их ребенок, взрослея, становился достойным человеком не только в обществе, но и по отношению к самим родителям.

Чтобы он уважал их, помогал, был внимательным и любящим. Особенно это актуально тогда, когда родители, достигнув пожилого возраста, наиболее сильно нуждаются в этой теплоте и поддержке!

Все погрешности воспитания в перспективе бумерангом возвращаются к самим родителям!

Но само по себе ничего не происходит, поэтому с самого маленького возраста ребенка необходимо правильно воспитывать.

Для того, чтобы процесс воспитания был более структурирован и последователен, родителям необходимо четко понимать, что должно быть результатом воспитания.

Многие над этим даже не задумываются, пустив все на самотек.

Тем не менее, предлагаю обозначить наиболее актуальные для большинства родителей контрольные точки.

Что хочет большинство родителей?

  1. Чтобы их ребенок сделал успешную карьеру, приобрел хорошую специальность.
  2. Чтобы он был счастлив в личной жизни.
  3. Чтобы любил и уважал своих родителей.

Вот в этих направлениях и необходимо выстраивать свою воспитательную работу с ребенком.

Одним из важных моментов во взаимодействии родителей с подростками является контакт, доверительные отношения.

Зачем нужны доверительные отношения?

В трудные минуты ребенок, который доверяет родителям, может с ними посоветоваться. Родители могут оказать своевременную помощь, поддержку, дать нужный совет, направить на нужный путь. Если контакта не будет, то ребенок может пойти в неправильном направлении и допустить грубые ошибки.

Кроме того, доверительные отношения являются ресурсом для самого ребенка, как в детстве, так и во взрослой жизни. Ребенок нуждается в проявлении теплоты, любви, поддержки со стороны родителей. Многие взрослые люди часто вспоминают свою родительскую семью с теплом, и эти воспоминания помогают им преодолевать многие сложные ситуации во взрослой жизни. Или не помогают, если этих ресурсов не было.

Ежедневно необходимо обязательно общаться с ребенком или подростком. Интересоваться, как у него дела, что нового, что его беспокоит или радует? По необходимости – эмоционально поддерживать. Если нужно – вместе проанализировать проблемную ситуацию и вместе найти пути ее решения.

Если этого не делать, то со временем происходит психологическое отчуждение детей и родителей. Они в определенном смысле становятся чужими друг другу. Родители перестают быть авторитетом в глазах ребенка, он становится все более неуправляемым, не прислушивается к словам родителей и их требованиям.

Родителям необходимо обязательно конструктивно сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, поскольку они обладают всей полнотой информации по ребенку и, будучи профессиональными педагогами, могут дать квалифицированную консультацию или рекомендацию родителям.

Ошибкой многих родителей является то, что они с негативом воспринимают информацию педагогов критического содержания по отношению к их ребенку.

Для таких родителей, я придумал следующую метафору (обязательно запомните ее, думаю, что вам это пригодится для правильного восприятия информации):

Вы выращиваете цветок (воспитываете своего ребенка). Вокруг него периодически появляются сорняки. Сорняки – это негативные мысли, слова, поступки ребенка. Эти сорняки периодически нужно пропалывать, убирать. То есть работать над ошибками и устранять недостатки, заменяя их достоинствами!

В конце недели обязательно подводить итоги деятельности ребенка. Искать причины и вносить коррективы, если есть замечания или ошибки. Поощрять или наказывать, давать свою родительскую оценку.

Если вышеназванное важно для вас, как родителя, то можно брать данные ориентиры за основу и ежедневно, еженедельно сверять свой воспитательный плановый курс с тем, что вы имеете на самом деле. Анализировать ситуацию. Делать выводы. Вносить коррективы. Снова оценивать и так далее. Делать это нужно всегда. Без выходных и праздников! Но, если вы будете иметь свою родительскую позицию, последовательно ее реализовывать, то через некоторое время, вы поймете, что эта позиция уже сама по себе выполняет воспитательную функцию и дает положительные результаты.

Очень важен личный пример родителей. Требуя что-то от ребенка на словах, родители часто поступают в своих поступках прямо противоположно своим требованиям. Это негативно сказывается на установках ребенка.

Читать еще:  Значение слова махизм. Примеры употребления слова махизм в литературе

То есть позиция родителя и личный пример также являются серьезным инструментом воспитания.

Таким образом, вы испытаете удовлетворение от своего нелегкого родительского труда и это само по себе будет вас мотивировать.

Вы сможете поставить пред собой и ребенком новые, более сложные и амбициозные задачи и приступить (совместно с ребенком) к их реализации.

Помимо всего прочего это сплотив вашу семью, улучшит отношения, сделает вас более счастливыми!

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся “с развивающимися способностями ребенка” (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая – в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 – 1075 ГК РФ); семейно-правовая – в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании” устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Читать еще:  Тереза чье имя. Значение женского имени тереза

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ “Об образовании”, основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ “Об образовании”). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Государство обязано уважать свободу выбора родителями образовательного учреждения и обязывает государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования обеспечить прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (п. 1.1 ст. 16 Закона РФ “Об образовании”). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16 Закона РФ “Об образовании”). В период учебы в образовательном учреждении, согласно п. 7 ст. 15 Закона РФ “Об образовании”, родителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Родительское собрание “Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспекты.”

Беседа с родителями

“Ответственность родителей за воспитание детей.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью

родителей за воспитание детей”

Семья – естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка – это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одни м из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.

Ст. 61 Семейного Кодекса гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Понятие «воспитание ребенка» охватывает все сферы его развития: духовную, физическую, нравственную, психическую. Также этот термин подразумевает собой материальное обеспечение жильем, одеждой, продуктами питания, получением образования.

На законодательном уровне воспитание детей происходит до определенного возраста. Согласно общепринятым нормам полное совершеннолетие и становление личности, способной самостоятельно принимать решения, наступает с момента достижения человеком 18 лет. В некоторых случаях возраст снижен до 14 и 16 лет. До этого за ребенка отвечают отец и мать.

Несмотря на то, что ответственность родителей за ненадлежащее обучение детей во всех сферах жизни прописана законодательно, нельзя забывать и о моральной стороне проблемы. Дальнейшая судьба подрастающего поколения напрямую зависит от основы, заложенной в них с младенческих лет.

За невыполнение или недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей в законодательстве установлены виды ответственности, каждая из которых наступает в зависимости от тяжести наступивших последствий, касаемых жизни, здоровья, душевного состояния ребенка: административная; гражданская; согласно семейному законодательству; уголовная.

Уголовно-правовая ответственность

  • Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним , и влечет наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
  • Часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариального удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей . Данное преступление наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Гражданско-правовая ответственность

  • ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ – родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.
Читать еще:  Как влияет асцендент в натальной карте. Асцендент в натальной карте

Административно-правовая ответственность

  • Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
  • Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.
  • Отсутствие родительской заботы, нормального микроклимата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка.
  • Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.

Комендантский час в Пермском крае

Закон Пермского края № 844-ПК « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию »

  • Комендантским часом в РФ ограничивается посещение детей до 16 лет следующих мест: улиц; стадионов; парков; вокзалов; остановок общественного транспорта; торговых точек и территорий; кафе, ресторанах, особенно в тех, где можно заказать алкоголь; образовательных и культурных учреждений; развлекательных точек.
  • Ночным временем признается время
  • с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно
  • с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.
  • Нарушение закона влекут для родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
  • Те же действия, совершенные повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, – в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации

  • В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
  • – уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • – отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • – злоупотребляют своими родительскими правами;
  • – жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • – являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • – совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Каждая из них может наступить как при полном бездействии и безучастности матери и отца к жизни детей, так и при частичном игнорировании ими своих обязанностей. Для ее наступления противозаконные действия могут быть проявлены разово или систематически.

Разбирательства по данным вопросам начинаются с момента обнаружения правонарушений. Существует определенный перечень служб, имеющих право возбудить дело против недобросовестных родителей: комиссия по делам несовершеннолетних, отдел полиции по месту прописки или проживания ответчиков (отца и матери); органы социальных служб, органы опеки и попечительства. В особо тяжелых случаях жестокого обращения вопросами о недобросовестном выполнении родителями своих обязанностей занимаются суды по месту их жительства.

Виды наказаний за ненадлежащее воспитание

Если воспитание детей препятствует их нормальному росту и развитию, или допустимые условия проживания полностью отсутствуют, отец с матерью несут наказание, которое проявляется в следующих видах:

  • постановка на учет в качестве неблагополучной семьи и регулярный контроль за исполнением родительских обязанностей;
  • ограничение прав на определенный промежуток времени с обязанностью содержания;
  • лишение прав без возможности восстановления с взысканием средств на их содержание.

Такие меры направлены исключительно на защиту интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Осуждение безответственных родителей происходит не только на законодательном, но и на общественном уровне. Средства массовой информации в особо вопиющих случаях игнорирования родительских обязанностей транслируют репортажи для привлечения внимания к неблагополучным семьям и всеобщего порицания их действий. Поведение, которое нарушает установленные законом нормы и может причинить вред здоровью и формированию ребенка как личности должно пресекаться уполномоченными органами. Это делается не только для защиты пострадавших, но с целью предотвращения осознанных нарушений в воспитании детей. Применяемые меры способствуют улучшению и нормализации условий развития в конкретной семье и обществе в целом.

Защита детства – одна из обязанностей государства, которая возникла, сформировалась и укрепилась из-за безответственности родителей и их безразличия к судьбе своих детей.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.

Источники:

http://www.b17.ru/article/86770/
http://rulaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-IV/Glava-12/Statya-63/
http://mega-talant.com/biblioteka/roditelskoe-sobranie-otvetstvennost-roditeley-za-vospitanie-detey-pravovye-aspekty-87226.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: