Закон и пророки до иоанна, с сего времени царствие божие благовествуется — толкование. Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского

Закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется — толкование

Давайте вместе посмотрим на эти тексты с учетом контекста повествования.

Но сначала замечу, что некоторые христианские церкви, выдергивают из контекста часть указанной выше цитаты, а именно «Закон и пророки до Иоанна” и считают, что эта фраза Христа говорит об отмене с того времени закона и пророков. Итак, посмотрим, о чем говорится в этих отрывках.

Вы правильно заметили, что в Матф.11:13 и в Лук.16:16 говорится об одном и том же. Это параллельные места, в них евангелистами изложена одна и та же мыль, так как они ее поняли и вспомнили благодаря Духу Святому, поэтому и понимать суть данных фраз нужно с учетом обоих этих текстов.

В Евангелие от Луки, Евангелист вспоминает слова Христа после рассказа притчи о неверном домоуправителе. После нее делается вывод о пагубности сребролюбия. Сребролюбие было осуждено в Божьем законе (см. Исх.18:21, Пр. 28:20, Пс.9:24, Пс.118:36). Лука после данной притчи вспоминает Божий закон и говорит, что актуальные заповеди в нем не будут отменены, пока не закончится небо:

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» Лук.16:16,17

А далее Лука вспоминает заповедь о запрете развода без причины прелюбодеяния.

В Евангелие же от Матфея, которое в целом более объемное по содержанию, лучше виден контекст, касаемый Иоанна Крестителя.

Посмотрите, видно, что в Мафт. 11:7 Иисус начинает проповедь об Иоанне:

«Иисус начал говорить народу об Иоанне»

И далее речь идет только об Иоанне Крестителе . В 8 стихе сказано, что Иоанн не простой человек одетый в мягкие одежды, в 9 тексте Иисус говорит, что Иоанн больше чем пророк, в 10-м, что он предсказанный Ангел, который приготовляет путь Господу, в 11-м, что Иоанн больше из всех рожденных женами.

То есть с 7 по 11 тексты речь идет ТОЛЬКО об Иоанне. Что Иисус нам хочет сказать в этих текстах? Христос указывает нам на знаковость Иоанна Крестителя и на его особую миссию! А далее идет 12 и 13 тексты, где продолжается речь об Иоанне и раскрывается его миссия:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мафт. 11:12,13)

А здесь о чем говорит Иисус ? Неужели до Иоанна не нужно было прилагать усилия до вхождения в Царствие Божие? Я сильно сомневаюсь.

Давайте посмотрим, что сказано в параллельном месте в Лук. 16:16: «С сего времени Царствие Божие благовествуется»

Что это за указание на период времени: «с сего времени» и «от дней же Иоанна Крестителя»?

Тут я думаю, ответ очевиден: Иисус проповедует об Иоанне Крестителе и говорит, что с него начинается какое-то особое время. То есть речь идет о чем-то, что начинается со времени Иоанна Крестителя. А что начинается?

Ответ дан тут же: «Царствие Божие благовествуется»

Если мы объединим оба отрывка, то у нас получится такая фраза: «от дней же Иоанна Крестителя Царствие Божие благовествуется»

И действительно, до Иоанна Крестителя, пророки так прямо не благовествовали о приближении Царствия Небесного. Такую проповедь начал Иоанн в преддверии прихода не Землю Господа, Судьи и Искупителя:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:1,2)

Потом и Иисус подхватил проповедь Иоанна, относя к Себе приблизившееся Царство Небесное

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17)

А в чем же покаяние? Иоанн прямо говорил, что покаяние должно заключаться в раскаянии и реальном изменении своей жизни:

«Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф. 3:8)

Если теперь посмотреть на исследуемые слова Иисуса об Иоанне, то можно увидеть в них глубокий смысл:
До Иоанна Крестителя было Священное Писание, в котором было все проречено (другой перевод с оригинала — предсказано). Писание тогда называли “закон и пророки”. Словосочетание “закон и пророки” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др., см. об этом также здесь http://apologetica.ru/kniga/3-1.html ) . А с приходом Иоанна началась новая эра – эпоха в жизни Земли и верующих.

Иисус указал, что Иоанн стал своеобразным водоразделом. Это видно и в параллельном тексте Лук. 16:16. До Иоанна были закон и пророки, где было все рассказано и предсказано, а Иоанн начал возвещать людям Евангелие — приближение Царствия Божьего с призывом к покаянию и изменению своей жизни («силою берется, и употребляющие усилие восхищают его») для наследия этого Царствия.

То, что в Матф. 11:12,13 главным действующим лицом является Иоанн – его личность и миссия, а не отмена закона, понятно и из 13 текста, следующего за 12-м:

Читать еще:  Крестный и крестная между собой. Обязанности крестной мамы

«И если хотите принять, он (Иоанн) есть Илия, которому должно придти» (Матф. 11:14)

То есть, как мы видим, Иисус продолжает далее речь об Иоанне.

Итак, подводя итог рассмотренному выше, можно сделать один вывод: в исследуемых текстах Иисус говорил об Иоанне, о том, что раньше у верующих были только «закон и пророки», которые все сие и предсказали. Теперь же с Иоанна началась новая эра в жизни Земли и верующих в Бога Израилева. Иоанн начал благовествовать Евангелие о том, что наконец приблизилось Царствие Небесное, и нужно более серьезно задуматься о своей жизни, и если Вы хотите в попасть в это Царство, то нужно покаяться и прилагать со своей стороны определенные усилия для изменения своей жизни.

Сегодня не все правильно понимают суть вести Евангелия, предлагаю прочитать об этом статью Что такое Евангелие? Чем Евангелие апостола Иакова отличается от Евангелия Павла?

Евангелие дня с толкованием на 30 ноября

Евангелие от Луки, 16:15-18,17:1-4

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердцá ваши, ибо что высоко у людей, тó мерзость пред Богом.

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Лк.16:15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо, что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16, 5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс. 52,6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Лк.16:16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным имением, а Закон (Лев. 26, 3–9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис. 19) обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? – поэтому Господь говорит: «Закон и пророки имели время до Иоанна» и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени.

Лк.16:17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший.

Лк.16:18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого.

Читать еще:  Сонник толкование снов видеть кровавые ноги свои. Кровь во сне к чему снится (толкование по соннику Магини)

Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде?

Лк.17:1. Сказал также: Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;

Поскольку любостяжательные фарисеи роптали на Господа за то, что Он говорил о нестяжательности, то Он сначала сказал притчу о богатом и Лазаре, показывая им чрез нее, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству; а потом обращает речь свою к ученикам о самих фарисеях, что они производят соблазн и удерживают других от Божественного пути и что за сие в удел их предлежит им «горе». Посмотрим же, что Он говорит. «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят», то есть невозможно не прийти соблазнам или препятствиям в доброй и боголюбезной жизни. Ибо при многой злобе людей необходимо оказаться и множеству препятствий проповеди и истине. Но горе только «тому, чрез кого они приходят», то есть виновнику их, каковы фарисеи, соблазняющие и препятствующие проповеди. Многие с недоумением спрашивают: если необходимо прийти соблазнам и невозможно проповеди не встретить препятствий, то за что же, Господи, ты осуждаешь и называешь несчастными виновников соблазнов? Они стали такими по необходимости, а все, что делается по необходимости, достойно прощения.

Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свободном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам. Итак, злоба, которой люди услаждались, – дело произвола, а произведение соблазнов необходимо следовало от злобы; поэтому-то виновники соблазнов и достойны наказания. Можно пояснить это примером. Врач, видя, что такой-то ведет дурной образ жизни и предается неумеренности, может сказать, что он необходимо заболеет. Ужели эта болезнь необходима? Да, как следствие дурного образа жизни, необходима. Поэтому, горе препятствующим проповеди за то, что они дошли до такой злобы, что необходимо стало прийти соблазнам.

Лк.17:2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

Лк.17:3. Наблюдайте за собою.

И подлинно, человеку, производящему соблазны и препятствия, лучше, чтоб «ему… повесили… жернов… мельничный… и бросили его в море», нежели чтоб соблазнить и совратить «одного из малых», то есть верных. Поэтому Господь предостерегает учеников: «Наблюдайте за собою». Вот, – говорит, – Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин. 7, 5).

Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: «если… брат твой… согрешит против тебя», ты «выговори ему» наедине, и «если послушает тебя, ты… приобрел» его, «если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух», и прочая, что евангелист Матфей (Мф. 18, 15–17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот «да будет… тебе как язычник и мытарь», то есть мерзок и недостоин называться братом.

Лк.17:4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.

Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: «если… и семь раз в день обратится,… прости ему». А слово «семь раз в день» поставлено здесь вместо слова «многократно», подобно как в выражении: «даже бесплодная рождает семь раз» (1 Цар. 2, 5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, «семь раз в день» понимай вместо «многократно» и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что «семь раз в день» употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (Мф. 18, 21–22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не «до семи, но до седмижды семидесяти раз», обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

Читать еще:  Инна на греческом языке. Инна – значение имени, черты характера и варианты судьбы

Толкование Евангелия на каждый день года.
Пятница 27-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.

Господь обличает фарисеев за то, что они выказывают себя праведниками перед людьми. «Фарисейство — это внешняя видимость, — говорит святитель Феофан Затворник, — а внутри — пустота». Они изображают из себя особую святость и благочестие, чтобы их все видели и хвалили. И действительно, им всюду кланялись, приветствуя их. Но они не могут утаиться от взора Божия. «Бог знает сердца ваши», и в Его глазах — это мерзость. Не безумие ли выказывать себя праведниками в глазах людей и думать, что этого довольно для нас? Бог знает наши сердца и знает все плохое, что есть у нас, как никто другой не может знать. Не должно ли это заставить нас переменить мнение о себе? Если Бог знает наши сердца, у нас есть причины быть более смиренными и не доверять себе. Не безумие ли судить о людях и жить, следуя только людскому мнению, ибо «то, что высоко ценится у людей, то может быть мерзость перед Богом», видящим все в истинном свете. А те, кого люди презирают и осуждают, могут быть одобряемы Богом.

Господь обращает нашу мысль к мытарям и грешникам, которые оказываются более восприимчивы к Евангелию, чем самодовольные фарисеи. «Закон и пророки до Иоанна, — говорит Христос, — с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него». Будь он язычник или иудей, — всякий, сознающий, что у него бессмертная душа. Ныне Царствие Божие благовествуется, и блаженны нищие, плачущие и гонимые. Кто хочет взойти на небо, тот должен прилагать усилие. Духовная жизнь требует трудов, это путь против течения, не так, как плывет большинство.

Но Господь отвергает всякую попытку обесценить закон. «Скорее небо и земля прейдут, чем одна черта из закона пропадет». Нравственный закон непоколебим. Грехи, запрещенные законом, остаются грехами. Ни одна черта не пропадет, напротив, то, что было тенью в Ветхом Завете, раскроется многоцветием в Евангелии. Новый Завет — благовестие любви, это значит — полноты правды, из которого ни одна черточка правды не может пропасть. Христова благодать с корнем исторгает грехи людей, и потому не может быть и речи у нас о снисходительном отношении ко греху.

Всякий грех есть вражда против Бога. Но худший из всех грехов — научить другого человека греху. Мы не можем ждать, что в этом мире исчезнут соблазны. Но горе тому, через кого они приходят. Соблазнители погибнут в пучине под тяжестью собственной вины, которую Господь сравнивает с тяжестью мельничного жернова, повешенного на шею. Соблазнители хуже гонителей. Мы видим, что ныне они утверждают грех как норму. Как говорят святые отцы, в Евангелии сказано, что диавол прежде — отец лжи, и только потом — человекоубийца. Извращая истину и правду Христову, они смущают сердца верных. И если они в Церкви, их собственная жизнь — соблазн не только для внешних.

«Наблюдайте за собою», — говорит Господь. Чтобы не соблазнить никого из малых сих. И чтобы исполняться вам сострадания к согрешающим. «Если согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему». А если не покается, — молись, чтобы Господь даровал ему покаяние. И если он семь раз в день согрешит и покается, не переставай прощать его. Христианство — это дух прощения, потому что Бог наш есть Бог кающихся. Христианство — это способность видеть в каждом человеке лучшее, что в нем есть, потому что мы — ученики Христовы.

Источники:

http://apologetica.ru/otvet/zakon-i-proroki-do-ioanna.html
http://dalnegorsk-blagoch.ru/2018/12/02/%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%BD%D1%8F-%D1%81-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-30-%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80-2/
http://pravoslavie.ru/3803.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector