Захоронение русских царей. Архангельский собор Московского Кремля: описание, история и интересные факты

Содержание

Архангельский собор Московского Кремля: описание, история и интересные факты

Испокон веков русские князья считали Архистратига Михаила, победившего сатану и охраняющего врата Эдемского сада, покровителем своих дружин. Каждый раз, отправляясь в поход, они служили ему молебен. Именно поэтому в середине XIII века в столице появился посвященный ему деревянный храм, ставший предшественником нынешнего Архангельского собора Московского Кремля, превратившегося в период XIV-XVIII вв. в царскую и великокняжескую усыпальницу. Обратимся к его истории.

Деревянная предшественница будущего собора

По мнению историков, деревянная церковь в честь Архангела Михаила появилась на Соборной площади Кремля около 1248 года, в период правления брата Александра Невского – Великого князя Михаила Хоробрита, и не предназначалась для захоронения правителей государства. Об этом свидетельствует тот факт, что прах самого князя Михаила, погибшего во время литовского похода, был погребен не в Москве, а во Владимире. Лишь два представителя великокняжеского рода были захоронены в этой церкви. Ими стали племянник Хоробрита Великий князь Даниил и его сын Юрий.

Храм, возведенный по обету

Эта самая ранняя церковь простояла чуть меньше ста лет, и в 30-х годах следующего века уступила место первому каменному собору. Он был возведен в 1333 году по указу Великого князя Владимирского и Московского Ивана Калиты, давшего обет построить его на территории Кремля, если Господь убережет Русь от голода, вызванного неурожаем хлебов.

Сейчас трудно судить о том, как выглядело это сооружение, поскольку его изображений не сохранилось. Но описание Архангельского собора Московского Кремля той поры, дошедшее до нас среди прочих исторических документов, говорит, что он был небольшой и, судя по всему, четырехстолпный. Впоследствии к нему добавили два новых придела.

Храм, ставший жертвой молнии

Несмотря на то что этот храм построили из камня, его век также оказался недолгим. В середине XV века во время страшной грозы в него попала молния, и хоть начавшийся пожар удалось своевременно загасить, стены получили серьезные повреждения. Образовавшиеся в них трещины со временем увеличивались, и к концу столетия этот второй Архангельский собор Московского Кремля грозил в любой момент обвалиться. Чтобы предотвратить несчастье, правивший в те годы Великий князь Московский Иван III – дед будущего царя Ивана Грозного – повелел разобрать аварийное сооружение и на его месте строить новый собор.

Кто построил Архангельский собор Московского Кремля?

Надо заметить, что момент для возведения храма был весьма подходящий. В ту пору Москва, активно разрастаясь, украшалась новыми церквями, монастырями и боярскими палатами, что вызвало в нее приток зарубежных строителей и архитекторов, выписываемых главным образом из Италии. Их памятником могут служить зубцы кремлевских стен, выполненные в виде «ласточкиных хвостов» и являющиеся ярким образцом ломбардского стиля.

Вот и для сооружения Архангельского собора Московского Кремля, фото которого представлены в статье, был приглашен из Милана зодчий, вошедший в российскую историю под именем Алевиз Фрязин Новый. Не следует удивляться тому, что у итальянского архитектора была русская фамилия. На самом деле слово Фрязин являлось прозвищем, обозначавшим на жаргоне того времени наемных мастеров, выписываемых князьями из-за границы. Характерно, что именно так итальянец был зарегистрирован в расчетных книгах, по которым получал жалование.

Решение сложной архитектурной задачи

Известно, что еще до начала работ по возведению Архангельского собора Московского Кремля Алевиз создал проекты нескольких светских построек, весьма понравившихся заказчикам. Но одно дело строить жилое или общественное здание, и совсем другое – культовое сооружение, в котором необходимо строго придерживаться установленных канонов. Сложность же заключалась в том, что Иван III желал, чтобы храм отвечал требованиям европейской моды и в то же время не выходил за рамки православной традиции.

Читать еще:  Помощь божья калекам в наше время. Чудесная помощь и явления богородицы на войне

К чести мастера Алевиза следует сказать, что он блестяще справился со столь трудной задачей. Его детище как нельзя лучше сочетает в себе строгую геометрию итальянского Возрождения с характерными элементами русской храмовой архитектуры. Возведенный им пятиглавый собор имеет в планировке традиционную крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что роднит его с теремным стилем древнерусских храмов.

Кроме того, в соответствии с требованиями канона, внутри была сооружена двухъярусная паперть и хоры, с которых за ходом службы могли наблюдать представительницы княжеской семьи. В остальном же архитектура Архангельского собора Московского Кремля соответствует стилю, получившему тогда распространение в Западной Европе и ставшему отличительной чертой эпохи Возрождения.

Под патронажем Василия III

Началу строительных работ предшествовала полная (а по некоторым данным – частичная) разборка прежнего храма, возведенного еще Иваном Калитой. По ее завершении в октябре 1505 года Иван III собственноручно заложил первый камень в основание будущего сооружения, и по роковому стечению обстоятельств через несколько дней скончался, передав княжение своему сыну, вошедшему в отечественную историю под титулом Великого князя Московского Василия III и ставшего отцом первого русского царя Ивана Грозного. Он и контролировал весь ход строительных работ, продолжавшихся четыре года.

Именно Василию III принадлежит идея сделать Архангельский собор Московского Кремля усыпальницей российских царей. Соответствующий указ он издал в 1508 году, когда строительство подходило к своему завершению. Характерно, что вплоть до двадцатого столетия в соборе хоронили только мужчин, тогда как представительницы царского рода находили вечное упокоение в стенах кремлевской церкви Вознесения Богоматери. Лишь после того, как она была взорвана большевиками, все женские останки перенесли в Архангельский собор.

Собор, ставший гробницей царей

Сегодня под сенью Архангельского собора Московского Кремля размещены 54 мужских захоронения. До того как в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, возле каждого из них в годовщину успения совершались архиерейские панихиды. За небольшим исключением, здесь нашли вечный покой все российские правители от Ивана Калиты до родного брата и соправителя Петра I царя Ивана V Алексеевича. Сюда же в 1730 году поместили прах скончавшегося от оспы 15-летнего царя Петра II. Несмотря на то что к тому времени местом захоронения царей стал Петропавловский собор новой столицы, для него сделали исключение, опасаясь распространения инфекции.

Среди российских правителей тех веков, чьи останки не вошли в число захоронений Архангельского собора, можно назвать лишь двух – это Великий князь Московский Даниил Александрович (1261-1303), похороненный в Даниловом монастыре, и царь Борис Годунов (1552-1605). Его прах был выброшен из собора Лжедмитрием, а в дальнейшем перезахоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Тайна смерти Ивана Грозного

К числу наиболее прославленных исторических лиц, связанных с историей Архангельского собора Московского Кремля, относится и царь Иван Грозный. При жизни он многократно оделял его богатыми дарами, а на исходе дней пожелал себе и двум своим сыновьям выделить особые места для погребения. Выполняя волю государя, после кончины его тело поместили в южной части алтаря – так называемом дьяконнике, где принято держать священные предметы, такие как Евангелие, кресты, дарохранительницы и т. д.

К числу интересных фактов об Архангельском соборе Московского Кремля следует отнести исследования выдающегося советского ученого-антрополога М.М. Герасимова, в 1963 году вскрывшего могилу Ивана Грозного и на основании изучения черепа сумевшего воссоздать портрет умершего монарха. Любопытно, что в костях царя и его супруги Марфы, чьи останки также находятся в соборе, он обнаружил высокое содержание ртути, свидетельствующей о том, что их систематически травили, и царь-кровопийца умер отнюдь не своей смертью. Такая гипотеза выдвигалась и ранее, но в данном случае ей было дано научное подтверждение.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Что принес собору XX век?

Большой объем работ по благоустройству и реставрации собора провели в 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Царствующего Дома Романовых. К торжествам, организованным по случаю столь знаменательной даты, была сооружена мраморная сень над гробницей основателя династии – царя Михаила Федоровича. Ее выполнили по эскизам, сделанным собственноручно великим князем Петром Николаевичем – внуком императора Николая I.

Очередной раз значительные повреждения были нанесены собору в 1917 году, когда после октябрьского вооруженного переворота он оказался под огнем артиллерии, обстреливавшей Кремль. Вскоре после этого богослужения в нем прекратились, и длительное время двери храма оставались запертыми. Лишь в 1929 году их отворили, чтобы внести в подклеть (нижний этаж) гробницы с останками женщин, принадлежавших к династиям Рюриковичей и Романовых. Как уже говорилось выше, это случилось после того, как была взорвана церковь Вознесения Богородицы, где они до той поры находились.

Читать еще:  К чему снятся жестяные банки. Приснились банки - толкование сна по сонникам

Возрождение из небытия

В 1955 году в помещении собора, где давно уже не проводились богослужения, открыли музей, благодаря чему появилась возможность провести некоторые реставрационные работы, и уберечь его от дальнейшего разрушения. Этот статус за ним сохранялся вплоть до падения коммунистического режима, положившего начало возвращению Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

Среди прочих святынь в ее лоно вернулся и Архангельский собор Московского Кремля, адрес которого предельно прост и известен всем жителям столицы. Он состоит всего из двух слов: Москва, Кремль. С этих пор в нем возобновилась духовная жизнь, прерванная почти в течение восьми столетий.

Архангельский собор Московского Кремля: описание, интересные факты

Архангельский собор Московского Кремля — православный храм, возведенный в начале XVI века по проекту итальянского архитектора Алевиза Нового. Именно здесь похоронены первые московские цари и первые Романовы.

Проект Алевиза Нового

Первый каменный храм на месте нынешнего Архангельского собора был возведен в 1333 году. К концу XV столетия он обветшал, да и не вписывалась старая церковь в величественный ансамбль, построенный итальянцами. А потому по приказу Ивана III венецианский зодчий Алоизио Ламберти ди Монтаньяни (тут же переделанный москвичами в Алевиза Нового) в 1505-м берется за сооружение нового собора.

Приказ о начале строительства был чуть ли не последним в жизни Ивана III: в том же году он скончался в весьма почтенном по тем временам возрасте — 65 лет.

Для Ивана Архангельский собор Московского Кремля стал гробницей. Закончил строительство его сын Василий III (1508 г.) .

Архангельский собор Московского Кремля внешне напоминает итальянский palazzo — только с куполами. Внутри он в точности повторяет планировку Успенского собора, правда, в несколько усеченном виде.

Из-за обилия надгробий кажется, что в соборе тесно. Этому способствует и темно-синий фон настенных росписей: в отличие от наполненного светом Успенского собора, здесь господствует полумрак.

Войдя внутрь Архангельского собора, вы окажетесь среди укрытых бронзовыми саркофагами белокаменных надгробий раннемосковских князей и русских царей. Надгробия эти, покрытые церковнославянской вязью, были установлены во времена Михаила Романова, а сами захоронения находятся не на уровне пола, а под землей .

Всего могил в соборе 53, а вот надгробий — 46 (умерших в малолетстве царских детей иногда хоронили рядом). Все захоронения — мужские: великих княгинь и цариц традиционно погребали в Вознесенском монастыре. Когда в 1929 году монастырь снесли, их останки все-таки перенесли в Архангельский собор, но поместили в подклет, куда туристам нет доступа.

Почти все погребенные в Архангельском соборе так или иначе связаны с Москвой — за единственным исключением князя Михаила Черниговского, золоченая рака которого находится в левом дальнем от входа углу.

Могилы московских князей « доцарского » периода занимают пространство вдоль всей правой (южной) стены собора. На самой же стене — изображения этих князей — изображения, но ни в коем случае не портреты. Написаны они были в царствование Алексея Михайловича по более ранним образцам. У всех князей — нимбы, как у святых.

В Архангельском соборе Московского Кремля, за иконой «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», похоронены первые московские цари: Иван Грозный и его сын Федор Иоанновича. Похоронены они в алтарной части, за иконостасом, так что увидеть их не получится. Там же могила другого сына Грозного, Ивана-младшего , убитого отцом в припадке бешенства в 1581 году.

Во времена Московского княжества Архангельский собор служил усыпальницей не только собственно московских князей, но и их ближайших родственников, удельных князей близлежащих территорий. Их надгробия можно увидеть вдоль западной стены собора, справа и слева от входа.

В центральной части Архангельского собора, непосредственно возле столов, похоронены первые Романова. Совершенно отдельное место занимает покрытая красной парчой рака царевича Димитрия возле правого столпа собора. Димитрий, младший сын Ивана Грозного, при до сих пор не вполне ясных обстоятельствах был убит в 1591 году в Угличе, где находился в фактической ссылке вместе со своей матерью. Существуют две взаимоисключающие версии этого убийства.

Первоначальные фрески Архангельского собора Московского Кремля не сохранились — их уничтожил пожар 1547 года. По приказу Ивана IV храм был расписан заново. Сюжет тех росписей дошел до наших дней. Однако краски XVI века оказались некачественными и спустя столетие стали осыпаться.

Читать еще:  Именины 21 октября женские по церковному календарю. Именины Пелагеи по православному календарю

Поэтому в 1650-х годах по распоряжению царя Алексея Михайловича по старым контурам была выполнена новая, третья по счету , роспись: ее-то мы и видим. Но хотя кистями по стенам водили мастера Степан Рязанец и Яков Казанец (фамилии «холопам» заменяли названия их родных городов), общий замысел целиком принадлежит времени Ивана Грозного.

По традиции фрески южной и северной стены относятся к посвящению храма — там мы видим различные эпизоды из деяний архангела Михаила. Однако на западной стене к традиционной иконографии Страшного суда в царствование Ивана Грозного были добавлены мотивы Символа веры.

Иван Грозный, интенсивно ожидавший скорого конца света, искренне считал, что современники его погрязли в безбожии и разврате, и жаждал напомнить им о библейских идеалах. В нарастающем своем безумии огнем и кровью он хотел заставить людей вернуться к праведности.

Общий замысел задуманного грандиозен. Росписи Архангельского собора Московского Кремля историки считают главной библейской цитатой в эсхатологических видениях Ивана Грозного. Продолжение этих видений можно видеть на фресках Благовещенского собора — другой достопримечательности Московского Кремля.

Архангельский собор Московского Кремля

Первая царская усыпальница

Архангельский собор в Кремле посвящен Архангелу Михаилу, покровителю московских князей. Одноименная церковь была на этом месте еще в XIV веке. Но выделяет этот собор расположенный в храме древний некрополь великих князей и русских царей.

В 1333 году Иван Калита заложил небольшую Архангельскую церковь в память об избавлении Москвы от эпидемии чумы. Там он завещал себя похоронить.

Привычный нам облик собор получил уже при Иване III — в 1505-1508 годах. Строить храм пригласили архитектора Алевиза Фрязина Нового из Венеции. Фрязиными (от «фряги» или «варяги») москвичи называли всех иностранцев, поэтому настоящие фамилии итальянских зодчих того времени не сохранились.

Архангельский собор стал полной противоположностью Успенскому — традиционный русский храм оформили в стиле ренессансного палаццо. Церковь получилась так хороша, что русские зодчие стали активно использовать детали европейской архитектуры. А в 1772 году для укрепления здания храма появились контрафорсы из белого камня. Автор этой архитектурной хитрости — Василий Баженов.

Купола Архангельского собора — единственные из кремлевских церквей не позолоченные, потому что здесь находится древнейшая усыпальница московских князей.

В соборе покоятся все русские цари до Петра I, кроме Бориса Годунова. Также здесь погребен император Петр II. Всего в усыпальнице 53 захоронения. Большинство находятся под плитами пола с надгробиями XVII века. При подготовке к празднованию 300-летия дома Романовых их закрыли еще и медными застекленными футлярами.

Отдельно от всех захоронен Иван IV. Он считал, что достоин особого места погребения. Тело царя покоится в дьяконнике вместе с прахом двух сыновей. В 1963 году могилу Ивана IV вскрыли для научного исследования, и Михаил Герасимов воссоздан портрет царя (его можно увидеть в Музее Москвы). Тогда же в костях Ивана IV обнаружили много ртути. Кто-то считал, что так царь лечился от венерических заболеваний, но, скорее всего, его медленно травили. Много ртути нашли и в крови Марфы Собакиной — третьей жены Ивана IV, умершей почти сразу после свадьбы. Ее похоронили в Вознесенском монастыре, но когда в XX веке обитель разобрали, все захоронения перенесли в подклет пристройки Архангельского собора.

В Архангельском соборе также погребен царевич Дмитрий, погибший в Угличе. До сих пор никто не знает, то ли он упал на нож в припадке эпилепсии, то ли его зарезали. В 1812 году французы увезли с собой серебряную раку усыпальницы, где находились мощи царевича, но сами мощи сохранились. Уже в 1813 году изготовили новую раку.

Также в Архангельском соборе находится пустая гробница Бориса Годунова, чей прах по приказу Лжедмитрия I в 1605 году выбросили на улицу, чтобы «не осквернять» храм. Позднее Бориса Годунова перезахоронили в Троице-Сергиевой Лавре.

Фрески в Архангельском соборе писали 92 художника при царе Алексее Михайловиче.

Уникальность росписи в так называемых надгробных портретах. Это условные портреты в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Конечно, галерею исторических лиц открывает изображение Ивана Калиты.

Большое место в живописи Архангельского собора занимает военная тематика и сюжеты о борьбе Архангела Михаила с падшим ангелом Сатанаилом. Архангела Михаила считали небесным покровителем и заступником князей в ратных делах. Поэтому, отправляясь в военные походы, русские монархи совершали в Архангельском соборе обряд поклонения предкам и просили у них духовную силу для победы.

В советское время службы в кремлевских храмах запретили. Но с 1990 года в Архангельский собор вернули православной церкви, хотя там продолжает работать музей. По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. При этом перед службой его освящают заново.

Источники:

http://fb.ru/article/63115/arhangelskiy-sobor-moskovskogo-kremlya-usyipalnitsa-russkih-tsarey
http://www.novina24.ru/arhangelskij-sobor-moskovskogo-kremlya-opisanie-interesnye-fakty/
http://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/arkhangelskii-sobor-moskovskogo-kremlya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: