За что преподносят к иконам золотые украшения. Риза и украшение икон

Культурология камня. Украшения икон

Вначале напомню то, что многие знают хорошо и без меня, но , думаю, это необходимо сделать.

Ювелирные украшения появились в глубокой древности, а развитие ювелирного искусства было положено после открытия в природе золота, а затем и серебра. Именно эти два металла обладают замечательными свойствами: одинаково хорошо поддаются плавке, ковке и вытягиваются в нити.

Драгоценные ювелирные украшения всегда были показателем богатства их владельца ( вспомним массивные золотые обручи), являлись символом власти, выделяя «хозяина» вещи среди прочих. Все ювелирные украшения из драгоценных металлов, драгоценных камней являются предметами роскоши. Но именно стоимость украшений из драгметаллов была одной их причин их массовой гибели и уничтожения ( переплавка в монеты или драгоценные украшения, зарытые в землю во время войн или погребальных обрядов).

Основную роль в орнаментации ювелирных украшений играет камень. В Древней Руси было широко распространено медицинское сочинение «Прохладный Вертоград» , переведенное в 16 веке, где дается толкование свойств камней, золота и серебра. Камни имели значение талисмана – «оберега», приносящего удачу и счастье владельцу.

В Древней Руси из всех физических свойств камня (цвет, чистота, качество, размер, блеск и пр.) , выделяли именно цвет, поэтому любимыми были – синий сапфир, зелёный изумруд и горяче – красный рубин.

Камни монтировались каждый отдельно в гнезде, так было до 17 века. В связи с привозом из Константинополя роскошных украшений, предметов быта и оружия, а также приглашения ювелиров-греков для работы в мастерских Московского Кремля, наблюдается изменение стиля – резкое сочетание изумрудов и рубинов, которые располагаются в виде розеток, образуя определённый восточный орнамент.

В последней четверти 17 века появляются на украшениях в значительном количестве алмазы (бриллианты греческой грани), которые в последующие годы научились гранить различными видами огранки.

В Древней Руси для изготовления украшений использовался жемчуг. В 16 и 17 веках им расшивали одежду и обувь , украшали пуговицы, головные уборы и пр. Мелкий жемчуг из северных рек продавали на вес, на золотники, крупный – поштучно. Самым дорогим считался жемчуг, добывавшийся в Персидском заливе («Гурмыжское море» – отсюда «гурмыжский» («бурмицкий») жемчуг).

Русские серебряные изделия, дошедшие до нашего времени, хранятся в Музеях, но наиболее полная коллекция серебряных изделий – собрание древнерусского серебра в Государственных музеях Московского Кремля. Ценность коллекции в том, что многие русские золотые и серебряные изделия не имеют аналогов ни в отечественных, ни в мировых музейных собраниях. Бытовые и культовые ювелирные изделия принадлежат к шедеврам мирового ювелирного искусства, высокий художественный уровень произведений определяет её ценность.

А сейчас об украшении икон. Материала об этом мало. До сих пор не могу найти реальных сведений, почему именно использовали те или иные камни, или тот или иной металл. Можно полагаться, что заказчик покупал уже готовое изделие. Или заказывал по аналогии. Здесь много вопросов, ответов нет. Те материалы, что я прочитала, относятся больше к исследованиям современных ученых и просто , как описание украшения иконы.

Понятие «драгоценный убор» весьма условно, наверное, более точно: «kekosmemenai eikones» ( терминология византийских церковных описей) – «украшение иконы», так как убор не существовал отдельно от образа и был связан с ним не только по форме, но прежде всего содержательно и функционально .

В настоящее время древние части драгоценного убора храмовой или домовой иконы (оклад, подвесные украшения, покровы – убрусы, подвесные пелены, завесы, киоты) воспринимаются как произведения прикладного искусства, историческим наслоением, не связанным с авторским замыслом живописного произведения.
Значимость драгоценного убора икон остаётся не всегда понятной. Причин много.

К концу 17 века накопились многочисленные привесы ( приклад) на иконах (кресты наперсные и нательные, иконки, ювелирные украшения, монеты), поэтому облик русских моленных икон не особенно соответствовал новым идеалам государственной, строго регламентированной церковности, насаждаемой Петром 1 по протестантскому образцу, по европейским художественным вкусам .

В 1722 году появились синодальные и императорские указы об иконных привесах, повлёкших за собой преднамеренное разрушение иконного убора. Законы были, но они не всегда исполнялись. Так, привесы с икон вологодского Софийского собора были сняты только в 1818 году ( Рыбаков , 1980, 26, 35).

Несмотря на синодальные указы, драгоценные приклады продолжали появляться на чтимых иконах и в 19 веке. В 1817 году к убору иконы «Богоматерь Страстная» в московском Страстном монастыре был прибавлен дар в виде крупной бирюзы, осыпанной бриллиантами и большой жемчужной серьги от вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Снятые по распоряжению Синода драгоценные привесы к иконам часто сберегались в монастырских или соборных ризницах, а не отсылались в Синод.

В 18-19 веках от икон отторгаются и покровы, и подвесные пелены, а единственным допустимым приношением образу и его единственным украшением остаётся оклад. В 18- начале 19 века оклады чаще всего именуются «ризами» их изготавливают как из драгоценного металла, так и их дешевой металлической фольги. С середины 19 века иконы в окладах имитируются в печатных бумажных образках. С 19 века широкое распространение получили иконы, написанные под оклад.

Читать еще:  Расписание бориса и глеба в дегунино. Где находится храм святых Бориса и Глеба в Зюзино: точный адрес и расписание богослужений

Традиция создания драгоценных ( или украшенных) икон сложилась давно.
Ко времени христианизации Руси в Византии существовала традиция драгоценного украшения икон. Типы уборов были связаны с местом и функцией иконы в храме, монастыре и городе (надвратные иконы), частном доме, а также с материальными возможностями почитателей этих икон. Убор иконы состоит из металлических окладов полей или всей поверхности иконы, отдельных драгоценных материалов. Присутствия тканей на иконах связано с возможностью «брать наиболее чтимые предметы покровенными руками, существовавшим ещё в античной культуре (Цит. По Стерлиговой, с.50). Вместе с тем, ткани воспринимались молящимися как своего рода одежда.

Совершенным и сложным было соединение тканевых и металлических частей в уборе икон Богоматери, где помимо драгоценного венца святости, вокруг головы была серебряная или золотая «коруна». Коруны изготавливали специально для икон, украшали накладными «репьями» с камнями и жемчугом. Голова Богородицы на иконах была покрыта серебряным, золотым или низанным жемчугом «очельем», которое называли почелком / очелком / очельником / почельем / начельником ( Стерлигова, 53).
Очелье под венцом могло быть и на иконах святых мучениц, коруна – на иконах Христа, ангелов, мучеников и мучениц. Эта часть драгоценного убора называлась и «убрусцем», и «багряницей» ( Стрелигова, 53).
Очелье в центральной части обычно украшалось накладной драгоценной запоной, крестообразной или звёздчатой формы, К нижнему краю очелья крепились «поднизь» – жемчужная бахрома, свисающая на лоб Богородицы» Иногда «поднизью» именуется всё очелье: этот тип убора богородичных икон существовал несколько столетий и соответствовал женскому головному убору, который носили до 19 века. «Напереди волосника надо лбом носили прикопленное к нему очелье с подзором (каймою), богато расшитое золотом и унизанное жемчугом и дорогими каменьями « ( Мельников-Печорский 1958, с.371).
Одеяния Богородицы могло украшаться накладным драгоценным воротом – «ожерельем» («ожерельицем») и «опястьями» («зарукавье»). К венцу Богородицы с обеих сторон лика подвешивался « приклад»: «рясы» («ряски», «усерязи», « рясны») – низки из серебряных и золотых бусин, цепочек, «сионцев», плащиков, жемчуга. Это были своего рода колты, серьги различных форм. В убор входили различные нагрудные шейные украшения ; мониста/ «маниста», гривны /гривники, цаты, наперсные кресты, иконки, складни, панагии, бусы.

В убор входили и драгоценные «запястья» (браслеты), перстни.

Традиция украшать иконы окладами существовала на Руси с домонгольских времён.

Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание Московского Страстного монастыря, М., 1897
Мельников-Печерский П.И. На горах. Т.2. Гл.13// Собр. Соч. М., 1958. Т.Х. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII- нач. XXвека, Л. 1980
Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон 11- 14 веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., Прогресс-Традиция, 2000.- 264с.

Зачем вешают ювелирные украшения на иконы

Приходя в храм, мы нередко видим висящие на иконах различные украшения – цепочки, крестики, кольца, кулоны, сережки. Часто это дорогие изделия из золота. Их приносят прихожане. Но зачем?

Благодарность за помощь свыше

Люди часто обращаются за помощью к Богу и святым. Проблемы разные: кто-то болеет, у кого-то сложности с работой, бизнесом, не складывается личная или семейная жизнь, нет детей. Кто-то молится за отпрысков, которые учатся в школе, собираются поступать в вуз… Обычно ставят свечку перед той или иной чудотворной иконой, произносят молитву и слова просьбы.

И нередко чаяния человека сбываются. Улучшается здоровье, решаются проблемы, у бесплодных рождаются дети… Это воспринимается как чудо, ниспосланное свыше. И в знак благодарности человек хочет отдать Высшим силам то, что ему дорого.

Украшения всегда рассматривались как эквивалент достатка и благополучия. Особенно золотые, ведь золото издавна служило мерилом ценности. Некоторые просто приносят в храм деньги, но ювелирное украшение кажется более весомым даром Богу, ведь это зримое свидетельство произошедшего чуда.

Иногда человек приносит украшение из дома, это может быть даже фамильная ценность. Иногда специально покупает в магазине.

Как возникла традиция

По одной версии, традиция «дарить» Господу, Богородице и святым украшения пришла из славянства, когда люди жертвовали ценности языческим божествам. По другой же, ее корни следует искать в эпохе раннего христианства. И родоначальником ее стал преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке.

В миру святой носил имя Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, он служил в Дамаске при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана, а впоследствии принял христианство и был рукоположен во священники. Во время разгула иконоборчества Иоанн выступил в защиту почитания икон, чем вызвал недовольство византийского императора Льва Исавра. Тот составил на имя халифа клеветническое послание, в котором говорилось, что Иоанн якобы предложил ему, императору, свою помощь в завоевании столицы Сирии. в том. Император в гневе не только отстранил Иоанна от должности, но и, как нередко поступали тогда с преступниками, приказал отсечь бывшему министру кисть правой руки. После того как казнь была исполнена, отсеченную кисть повесили на городской площади, а затем вернули Иоанну. Вернувшись домой, тот приложил ее на место и долго молился перед иконой Богоматери. Потом он лег спать, а наутро обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла!

Читать еще:  Известные маньяки близнецы по гороскопу. ФБР рассказало, какие знаки Зодиака — убийцы и преступники

Тогда, в благодарность за исцеление, святой приделал к иконе изготовленную из серебра руку, в знак того, что его десница принадлежит Богородице. Так появился образ «Троеручицы».

Греки, по примеру Иоанна Дамаскина, стали прикреплять к иконам серебряные пластинки, изображающие исцеленных людей или вылеченные органы. Сегодня в лавках при греческих храмах можно купить серебряные изображения сердец, рук, ног, пальцев, глаз или человеческих фигурок. Считается, что в Россию традиция «украшать» иконы пришла именно из Греции.

«Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле, – говорит иконописец, основатель мастерской церковного искусства “Киноварь” Александр Лавданский. – Я вот, например, часто хожу в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там есть маленький придел с Казанской иконой Богородицы, на которой всегда висит масса украшений. Иногда их становится так много, что образ за ними почти не виден. Смотришь и удивляешься, скольких человек исцелила икона, скольким помогла».

Что делают с украшениями потом

Когда украшений становится слишком много, их снимают с иконы. Порой их продают, и деньги тратят на нужды храма или прихода. Часто их переплавляют, чтобы сделать для иконы дорогой оклад. Именно благодаря этому обычаю для многих чудотворных ликов были изготовлены золотые оклады, украшенные драгоценными камнями.

Почему на образа вешают драгоценности – истоки и смысл обычая

В христианстве есть множество ритуалов. Некоторые из них ввёл и соблюдал сам Спаситель, тогда как другие созданы уже его последователями. С одним из таких обрядов и познакомит Вас наша статья – прочитав её, Вы узнаете, что значит ювелирное украшение на иконе, по каким причинам его преподносят и что случается с подобными вещицами!

Богословское толкование традиции

Люди всегда взывали к высшим силам, прося о помощи и поддержке. А когда их чаяния сбывались, верующие демонстрировали свою признательность, отдавая богам ценные вещи. Подобные обряды нередко встречаются в Ветхом Завете. Впервые они описаны в истории о потомках Адама: «Каин принёс от плодов земли дар Господу, и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:3-4). А в книге Исхода Творец велит Моисею: «Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих» (Исх. 20: 24). Посредством таких ритуалов люди демонстрировали Господу покорность, искупали грехи и очищались от скверны.


Ташлинская икона Божьей Матери «Избавительница от бед»

В христианстве смысл жертвы полностью изменился, ведь агнцем, идущим на заклание, стал сам Иисус. Умирая на кресте, Сын Господень дал человечеству шанс на избавление от адских мук. А напоминанием о милосердии Спасителя служит Евхаристия (в греческом языке «εὐχᾰριστία» означает «признательность») – удивительное таинство, когда хлеб и вино обретают сущность духовной плоти и крови. Принимая причастие, люди соединяются с Творцом, получая частичку Его благодати.

Но для того, чтобы удостоиться близости к Создателю, Евхаристии недостаточно. Необходимо следовать заповеди Иисуса «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12-13). Согласно учению Божьего Сына, именно бескорыстная, беззаветная привязанность к ближним – главный источник жертвенности. А вот размер подаяния не столь важен – об этом свидетельствует притча о бедной вдове и двух лептах: «…положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк. 12:43-44).


Святогорская икона Божией Матери

Отсюда следует, что украшение икон – иной вид жертвования. К Господу обращаются с проблемами – от физической немощи до духовных исканий – и Он указывает верный путь, прощает недобрые проступки, оберегает от гнетущих переживаний. А в благодарность за это содействие и покровительство человек отдаёт в церковь любимые аксессуары.

Такие подношения называют вотивными предметами (от латинского слова «votum» – «обет»). Как правило, их делают после исцеления тяжёлой болезни либо разрешения сложной ситуации. В православии дары прикрепляют на цепочки к иконе, у которой молился верующий, и они являются зримым свидетельством произошедшего чуда.

Как возник и развивался обычай?

Традиция «вознаграждать» богов и духов известна ещё с эпохи неолита. Она бытовала в большинстве языческих культов и верований – посвящённые древним идолам клады находят и в античных храмах, и в египетских пирамидах, и в капищах славян, и во мрачных подземельях ацтеков. Вероятно, отголоски этих ритуалов перешли и в христианство.

Икона Божией Матери «Троеручица»

А вот согласно исследователям религии, родоначальником обряда стал преподобный Иоанн Дамаскин (675-753) – богослов и философ, отважно противостоявший еретикам-иконоборцам. Как-то мудреца оклеветали, составив подложное письмо. Правитель, поверив наветам, приказал отрубить подвижнику правую руку.

После казни праведник затворился в келье и начал истово молиться перед образом Девы Марии, прикладывая к культе отсечённую кисть. Вскоре утомлённый болью и отчаянием мужчина уснул. А утром Иоанн обнаружил, что Небесная Царица совершила чудо – его тело вновь было целым и невредимым! В память об этом христианин попросил изготовить оклад иконы с выкованным из серебра изображением пальцев и ладони. С тех пор реликвию, у которой преклонял колени подвижник, именуют «Троеручицей», а у верующих появился ещё один способ выразить свою признательность Творцу.

Читать еще:  Церковный Православный праздник января. Святое Рождество Христово или Богоявление

Похожий ритуал и доныне есть в Греции. Люди вешают подле святынь вотивы – таблички-таматы (от искажённого греческого слова «θαύματα» – «чудо») с рельефной чеканкой, повествующей о помощи Спасителя. Сюжеты таких произведений очень разнообразны: на них запечатлевают излеченные части тела или фигурки тех, кто обращался к Богу. Подобные изделия можно как заказать у ювелира, так и купить в храмовой лавке.


Таматы на иконе Черная Мадонна. Ханья. Греция

А в Мексике роль табличек выполняют настоящие картины – экс-вото («ex-voto»). Как правило, они состоят из трёх частей: изображения ситуации, в которую попал человек (болезнь, несчастный случай, стихийное бедствие), портрета святого, избавившего от опасности, и текста, где рассказано о событии. В XVI ст. такие полотна создавали лучшие живописцы, но к ХХ ст. искусство стало более демократичным – в качестве материала применялась бумага и дешёвая жесть, а манера рисунка значительно упростилась.

Традиция со схожим смыслом – жертвование в церковь изготовленной из ценных материалов реликвии того или иного праведника. В частности, хорошим подношением окажется уникальная икона из янтаря, где показан Ваш тезоименной заступник. Этот образ, ещё называемый обетным, размещают в храме, так что к нему могут припадать все верующие.

Зиновинская икона Божией Матери

Как отдавать драгоценности?

Далеко не все произведения пригодны для подаяния. Да и просто повесить вещицу на образ не получится – сначала необходимо соблюсти некоторые формальности.

Прежде всего определитесь с пожертвованием. Непременно убедитесь, что на изделии нет сторонних узоров, не сообразующихся с христианскими символами – иначе потеряется весь смысл того, зачем вешают украшения на иконы. Не нужно дарить предметы с пентаграммами, черепами, рунными надписями либо иероглифами. Предпочтение отдаётся золотым и серебряным медальонам, нательным крестикам и ладанкам, цепочкам без подвесок, браслетам, простым и гладким кольцам, перстням с одним или несколькими самоцветами.

Когда Вы подобрали подходящий аксессуар, передайте его своему духовнику или другому служителю клира. Во время ближайшего молебна Ваш дар освятят, и только после этого с почестями прикрепят к иконе.

Что происходит с пожертвованными украшениями?

Вотивные предметы – олицетворение непреходящей благодарности, а значит, они обязаны оставаться у чтимого лика как можно дольше. Однако так получается не всегда. Если возле чудотворных и старинных образов накапливается чересчур много даров, они начинают мешать молитве, отвлекая верующих. Вот как поступают с такими вещицами:

  • произведения из золота и серебра переплавляют в драгоценный киот – оклад для иконы, декорируя его извлечёнными из оправ самоцветами. Такой убор воплощает сияние и совершенную гармонию Небесного Царства;
  • миниатюрные кулоны и подобные изделия пришивают к ризам священников. Как правило, в таких нарядных одеждах вершат праздничные богослужения на Пасху и Рождество;
  • порой вотивные предметы продают, выручая деньги для ремонта храма и прочих нужд;
  • ценнейшие дары, сделанные известными людьми, помещают в специальные хранилища либо музеи, чтобы все желающие имели возможность полюбоваться произведением искусства.


Произведения из золота и серебра переплавляют в драгоценный киот – оклад для иконы

Почитаемые образа

Для истинно верующего человека каждая икона свята, ведь её непрестанно осеняет сила Господа. Но некоторые реликвии особо отмечены Творцом – возле них постоянно происходят необъяснимые чудеса. Неудивительно, что подобные лики украшают щедрее! Среди таких образов:

  • Почаевская икона Божией Матери, в 1559 г. врученная дворянке Анне Гойской патриархом Неофитом, сейчас находится в одноимённом городке на западе Украины. В 1773 г. Деву Марию и младенца-Спасителя увенчали двумя золотыми коронами, присланными римским папой Климентом XIV;
  • Святогорская реликвия Божьей Матери. Древний список был утерян в 1922 г., а копия, написанная в XIX ст. посетившим обитель афонским иноком, хранится в Свято-Успенской лавре (Донецкая обл.). Согласно преданию, молитва перед образом лечит бесплодие, и это подтверждают приношения родителей, которыми увешана икона;

  • Касперовский лик Небесной Царицы (Успенский собор, Одесса). В период Крымской войны (1853-1856) им благословляли солдат, отправлявшихся на фронт. Их пожертвования – медные пятаки – переплавили в огромный крест, установив его в приделе храма. Также на реликвии имеются вотивные дары людей, избавленных от немоты, эпилепсии, паралича;
  • Иверский образ Пресвятой Богородицы («Вратарница»). Оригинал находится на Афоне (Греция), и его оклад из позолоченного серебра, изготовленный грузинскими мастерами в XVI ст., почти весь увешан драгоценностями;
  • Табынская святыня Божьей Матери (Уфимская епархия, Россия). Утрачена во время Гражданской войны, но до того слыла чрезвычайно богато украшенной – дары к ней приносили даже окрещённые китайцы.

Этот перечень далеко не полон – есть тысячи реликвий с вотивными предметами. Впрочем, Вам вовсе не обязательно отправляться к одной из них – достаточно купить икону из янтаря в интернет-магазине «Янтарь Полесья»! Лик из солнечных самоцветов защитит Вас от горестей, искушений, скверны и зла.

Источники:

http://www.proza.ru/2017/11/24/701
http://cyrillitsa.ru/actual/46529-zachem-veshayut-yuvelirnye-ukrasheniya-na-i.html
http://yantar.in.ua/blog/dragocennosti-na-obrazah.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: