Взгляды восточных ученых на природу психических явлений. Развитие представлений о природе психических явлений

Развитие представлений о природе психологических явлений;

Людей всегда интересовал внешний мир («макрокосмос»), но чтобы достигать своих целей в нем, человеку было необходимо понимать поведение других людей и себя. Поэтому люди издавна пытались изучать внутренний мир человека («микрокосмос»).

1 этап:Всеобщее одушевление природы.

С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом.

2 этап:Психология как наука о душе.

Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. Демокритсчитал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня.

Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По Платону она состоит из 3-х частей: вожделения (находится в животе), мужества ( в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество. Первые влачат примитивное полуживотное существование, вторые становятся философами, а третьи – воинами или героями. Платон также разработал учение об «идеях» – вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала).

Аристотель– автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях, как образах предметов, ранее действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

3 этап –Психология как наука о божественной и бессмертной душе

Этот этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Это период застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап:Психология как наука о сознании(сознанием называли способность человека думать и чувствовать).

Основой метод – интроспекция(самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса– ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. Подобные взгляды. В частности, пропагандировал английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри написавший книгу «Человек – машина». Ламетри помимо казанного сочинения написал еще две работы – «Естественная история души» и «Человек – больше, чем машина», в которых отстаивал материалистический взгляд на психику.

Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир, и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Он открыл феномен «центрального торможения» в нервной системе и предположил наличие рефлексов, возникающих изнутри человеческого организма. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности.

5 этап:Психология как наука о поведении.

Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна­ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления явился Б.Ф.Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основным методом бихевиоризма является создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами.

Рис. 1.11 Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Бихевиористы использовали механизм условных рефлексы для объяснения сложных поведенческих актов. Они открыли также условные рефлексы второго рода (инструментальные рефлексы) – основа преобразования внешней среды – переходный этап к осознанной деятельности человека.

6 этап: Психология как наука о бессознательном.

Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном – том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.

Согласно З. Фрейду, психика состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно»), из осознаваемого, рационального компонента («Я» или «Эго») и социального цензора («Сверх-Я» или «Супер Эго»).

Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и некоторых других формах измененного сознания.

Вторая часть сознания человека – «Эго» в большей степени соответствует представлению человека о себе, и выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью, а, во-вторых, осуществляет связь с бессознательным.

Читать еще:  О чем поговорить с девой мужчиной. Как себя вести с мужчиной Девой, чтобы влюбить его в себя

Наконец, третий компонент нашего сознания – «Супер Эго» – совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого Отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил.

Для выявления этих трех компонентов психики З. Фрейд разработал новый метод – психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя метод «свободных ассоциаций».

7 этап:Изучение механизмов функционирования психики.

Данный этап начался с первой трети ХХ века, и опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работу мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций.

Среди ученых – представителей данного этапа можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей» и других исследователей.

Благодаря исследованиям ученых различных специальностей, психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека.

[1] Под отражением понимают способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Развитие представлений о природе психических явлений.

Обычно выделяют четыре этапа развития психологии, в которых данная наука последовательно являлась наукой о душе, сознании, поведении и механизмах деятельности психики, однако при этом из истории психологии выпадают некоторые важные моменты. Поэтому имеет смысл выделить больше стадий развития науки о психике.

1 этап. Всеобщее одушевление природы.С первобытных времен люди пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека наличием особой субстанции – души. В те времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы. С тех пор в нашей речи укоренились такие выражения, как «ласковое солнце», «суровый ветер», «жестокий мороз». Такое всеобщее одушевление природы называется анимизмом.

2 этап. Психология как наука о душе.Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа – частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ – разработал учение о темпераментах. Он полагал, что темперамент человека связан с преобладанием в его теле какой-то жидкости. Например, желчный и вспыльчивый характер холерика вызван избытком желчи (по-гречески – «холе»), а медлительный и спокойный характер флегматика определяется слизью, преобладающей среди других жидкостей тела. Механизмы психики были раскрыты Гиппократом неверно, но феноменология (описание явлений) оказалась столь точна, что данная систематика темпераментов (холерики, сангвиники, меланхолики и флегматики) используется и сегодня. Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. По его мнению, она состоит из трех частей: вожделения (находится в животе), мужества (в сердце) и разума (в голове). У одних людей преобладает вожделение, у других – разум, у третьих – мужество.. Реальные вещи по Платону – лишь слабые тени идей. Платон считается родоначальником «дуализма» (учения, которое рассматривает тело и психику как два самостоятельных, антагонистических начала). Аристотель – автор первой известной работы по психологии – «О душе». Он выдвинул идею о неразделимости души и тела. Впервые ввел понятие о представлениях как образах предметов, действующих на органы чувств. Указал основные типы ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).

3 Этап. Психология как наука о Божественной и бессмертной душе.Данный этап совпадает с так называемым «средневековьем», когда во всех науках доминировала христианская церковь. Эту эпоху можно считать периодом застоя в психологии. В эти времена господствовало представление о душе как о некой бестелесной субстанции, которую Бог при рождении вкладывает в тело человека, а после его смерти забирает обратно. Тело объявлялось смертным, а душа – бессмертной. Христианская церковь подчеркивала противоречие «Божественной души» и «греховного тела», что провоцировало развитие психосоматических заболеваний.

4 этап. Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать).Основой метод здесь – это интроспекция (самонаблюдение). Рене Декарт ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение. В это время отмечается возврат к дуализму – то, что нельзя было объяснить рефлексами, объяснялось деятельностью души. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Еще одно направление научной мысли того периода – «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель – Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта.

Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории. Ему также принадлежат законы мышечного сокращения, в частности «закон активного отдыха», который гласит, что лучший отдых – это смена деятельности.

5 этап. Психология как наука о поведении.Этот этап начинается в начале ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок». Такое направление психологии получило название бихевиоризма. Основной метод здесь – создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. С точки зрения бихевиористов, психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами (рис. 1.11).

6 этап. Психология как наука о бессознательном.Параллельно науке о поведении развивалась наука о бессознательном, то есть о том, что находится за пределами сознания человека. Основателем этого направления в психологии считается Зигмунд Фрейд, выдвинувший концепцию трехуровнего строения психики человека.

7 этап. Изучение механизмов функционирования психики.Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. При этом психология опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. С его именем связаны экспериментальные попытки понять механизмы работы мозга. Он открыл и изучил условные рефлексы, которые являются материальной основой памяти и ассоциаций. Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса, впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга, Абрахама Маслоу, создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей.

Читать еще:  Зина поздравляю с юбилеем день рождения. Именины зинаиды, поздравление зинаиде

3. Мозг и психика.

Психика является свойством мозга отражать окружающую среду и регулировать поведение и деятельность человека. Органом психики является мозг. Мозг работает рефлекторно. Рефлекс (от лат. Reflexus – отражение) – это ответ живого организма на то или иное воздействие, которое осуществляется через нервную систему, центральным органом которой является мозг. Отвечая на внешние воздействия, организм приспосабливается к внешнему миру.

Понятие о рефлексе как закономерный ответ организма на внешнее воздействие было сформулировано еще в XVII в. Р. Декартом, однако впервые положение о том, что все акты психической жизни по своей структуре и динамике являются рефлекторными, выдвинул И. М. Сеченов (1829-1905). В работе “Рефлексы головного мозга” (1863) он назвал психические процессы “средним звеном” рефлекторного акта. Рефлекторная теория И. М. Сеченова была значительным шагом в развитии психологии, поскольку она обосновала происхождения всех психических явлений.

Идеи И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности мозга развил и экспериментально обосновал И.П. Павлов (1849-1936). Он раскрыл ряд закономерностей регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с окружающим миром. Например, такая закономерность, как сиг-горючий характер психического отражения, означает, что любая живая система отбирает только значимые для нее внешние воздействия. Даже у животных отражение всегда является биологическим анализом – выделением существенных элементов информации, своеобразным кодированием раздражителей (кошки мало реагируют на чистые тона, но легко замечают едва ощутимое поскабливании). Все это значительно усложняется и совершенствуется в отображающей деятельности человека, поскольку избирательность человеческого отображения чрезвычайно высока.

Сферу значимых воздействий определяют доминантные потребности человека. Сущность сигнала-раздражителя заключается не в его физико-химических свойствах, а в том, что его привело, для чего он нужен (красный цвет семафора мы воспринимаем не как физическое явление определенного свойства, а как сигнальный раздражитель, который предупреждает об угрозе и вызывает определенные ответные).

Одна и та же информация может передаваться разными по своим свойствам сигналами, одновременно один и тот же раздражитель может иметь разное сигнальное значение. Результаты осуществленных действий отражает мозг, затем происходит корректировка обратных действий в соответствии с достигнутым эффектом. Этот процесс получил название обратной связи. Обратная связь необходимо для любой саморегулирующейся системы, которой и является живой организм.

Эту универсальную особенность психической деятельности доказали П.К. Анохин и Б.А. Бернштейн. Они открыли, что в коре головного мозга имеется аппарат оценивания – акцептор действия, который принимает обратную информацию и сравнивает ее с первичной целью действия. Результатом этого сравнения может быть новое, более точное действие. Так происходит саморегуляция. Мозг при этом выполняет функции восприятия и выделения сигналов, переработки их в корректирующие сигналы и регулирования с помощью этих сигналов-действий и состояний организма.

Связь психики с мозгом прослеживается разнопланово. Зависимость уровня отражения от созревания мозга можно наблюдать в онтогенезе. Анатомическая недоразвитость мозга у человека или нарушения его функциональной деятельности также сопровождаются расстройством психики.

Мозг человека – очень сложная система, которая работает как дифференцированное целое. Головной мозг состоит из двух частей – правого и левого полушарий, которые включают кору головного мозга. Кора головного мозга – верхний слой полушарий – это прежде всего нервные клетки. Они называются нейронами. По данным исследователей, мозг состоит из 100 000 000 000 нейронов – индивидуальных нервных клеток. Каждая такая клетка головного мозга связана с примерно 15000 других нейронов и создает своеобразную сеть, которая объединяет и сохраняет большое количество информации.

Нейроны объединены в крупные сети и являются основой для функционирования всех психических явлений: процессов, состояний, интеллекта и сознания человека. Каждый нейрон уникален по форме и размеру и состоит из волокон, принимающих входные сигналы и волокон, которые выносят сигнал из тела нервной клетки. Связь этих волокон обеспечивает передачу сигналов между нейронами.

Доказано, что тот или иной вид психической деятельности связан с определенными центрами коры головного мозга. Это так называемый “принцип структурности” (по И. П. Павловым) работы мозга. Однако под «центром» следует понимать не просто определенный участок коры головного мозга, а сложные взаимодействия многих мозговых отделов, которые могут более или менее легко заменять друг друга.

Открытая такая общая закономерность: чем орган важнее для животного или человека, тем больше места занимает в коре мозга его представительство.

Однако у человека центры, которые имеют узко специализированное учреждение, занимают незначительные участки коры головного мозга, большая часть которых относится к ассоциативной зоны, объединяющей работу мозга в единое целое. Мозг действует как единая функциональная система, каждый элемент которой участвует в целостном процессе специфическим образом. Для сложных психических функций, таких как мышление, творческое воображение, воля, не существует специальных центров, они осуществляются как сложно организованная и саморегулирующаяся система.

Развитие представлений о природе психических явлений и структуре психологии в XX веке

Бихевиоризм(от англ. Behaviour – поведение) – направление в американской психологии 20 в., основоположником которого был Джон Уотсон (1878-1958).

1. Психология – есть чисто объективная отрасль естественной науки; её теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним.

2. Предмет психологии – поведение, которое можно изучать только объективным путем (эксперимент, наблюдение). Поведение – это совокупность реакций человека или животного на внешние раздражители (S→ R).

Развитие представления о поведении привело к появлению необихевиоризма (Эдуард Толмен, Кларк Халл, Миллер, Беррес Скиннер), основная идея которого во включении в схему S→R промежуточного звена (намерений, целей, образов, планов и пр.): S→ O→ R.

Психоанализ. Представители: Зигмунд Фрейд (1856-1935) Карл Юнг (1875-1961), Альфред Адлер (1870-1937). Предмет психологии – бессознательное, именно оно определяет поведение человека.

Основные положения теории З. Фрейда (основателя психоанализа).

Сознательное – то, что человек осознает на данный момент;

Предсознательное – информация, которая не осознается, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимальных усилий;

Бессознательное – хранилище инстинктов и подавленных переживаний.

Структура личности:

Ид (оно) представляет собой примитивные, инстинктивные и врожденные механизмы функционирования личности. Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной и иррациональной форме;

Эго (Я) – отвечает за принятие решений. Стремится удовлетворить Ид в соответствии с ограничениями во внешнем мире. Подчиняется принципу реальности;

Читать еще:  Покойная бабушка во. К чему снится бабушка родная умершая

Супер-Эго (Сверх-Я) – компонент личности из усвоенных норм, стандартов поведения (совесть, идеал). Осуществляет принцип идеального.

Сознание обеспечивает приспособление иррационального индивида к реалиям жизни.

К. Юнг – основатель аналитической психологии. Структура психики, по Юнгу, включает: сознание, личностное бессознательное, коллективное бессознательное.

А. Адлер – основатель индивидуальной психологии. Считал, что стиль жизни человека зависит от того, насколько в нем развито чувство общности, а основным источником энергии развития личности – стремление к превосходству и чувство неполноценности.

Неопсихоанализ – отличается преодолением биологизма классического психоанализа и поворотом к изучению социальных детерминант поведения человека. (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен).

Гештальтпсихология – направление в психологии, утверждающее, что в основе психических явлений лежат гештальты – целостные и динамичные структуры. Именно они должны стать предметом психологии.

Свойства отдельных частей гештальта определяется структурой, в которую они входят, свойство целого не является суммой свойств ее частей.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на исследовании познавательных процессов. В частности, исследуя восприятие, они описали ряд его законов: фигуры и фона, транспозиции, константности и пр.

Макс Вертгеймер (1880-1943) исследовал механизмы творческого мышления, законы и свойства восприятия (законы гештальта), в частности, восприятие движения и феномены , сними связанные.

Вольфганг Кёлер (1887-1967) исследовал законы образно-схематического мышления, инсайты, сформулировал положение об изоморфности психического, психофизиологического и физического полей.

Курт Коффка (1886-1941) изучал законы восприятия, законы развития гештальтов.

Гуманистическая психология. Предмет гуманистической психологии – здоровая, творческая личность, целью которой является самоактуализация, т.е. реализация своих творческих возможностей.

Гордон Олпорт (1897-1967) – основоположник гуманистической психологии и автор теории черт. Он утверждал, что каждый человек неповторим, так как является носителем уникального сочетания потребностей или черт. Он выделял основные черты или врожденные и инструментальные, формирующиеся в процессе жизни. Набор этих черт составляет ядро личности и придает ей неповторимость.

Карл Роджерс (1902-1987) развивал идеи феноменологической психологии, автор теории «Я- концепция». Считал, что внутреннюю сущность человека отражает его самооценка.

Абрахам Маслоу (1908-1970) – автор теории пирамиды потребностей, предложил термин самоактуализация.

Когнитивная психология. В рамках этого направления психика рассматривается как система, занятая поисками информации и последующей её переработкой.

– решающую роль в поведении человека играют знания;

– представления человека о мире не являются точным воспроизведением реальной жизни, а представляют трансформацию, обусловленную особенностями личности;

– внутренняя презентация информации о внешнем мире находится под влиянием предшествующего опыта человека;

– процесс познания можно разложить на ряд этапов и представить в виде модели переработки информации.

Дж. Келли (1905-1967) предложил теорию личностных конструктов. Личностный конструкт – это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений и объектов по их сходству друг и с другом. На основе личностных конструктов человек интерпретирует окружающий мир.

Л. Фестингер (р. 1919) предложил теорию когнитивного диссонанса. Когнитивный диссонанс – напряженное и дискомфортное состояние личности, обусловленное наличием противоречивой информации об объекте или явлении и побуждающее снять это противоречие.

Ф. Хайдер, Г. Келли, Л. Росс и др. заложили основы теории каузальной атрибуции. Эта теория объясняет, как и почему люди стремятся объяснить причины поведения других людей.

Советская школа:

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского (1896-1934). Л.С. Выготский разработал понятие высших психических функций, обосновал, что решающую роль в формировании психики играет социальная среда, прежде всего обучение.

2. Психологическая теория деятельности.

С.Л. Рубинштейн (1889-1960) обосновал принцип единства сознания и деятельности, доказывал, что деятельность является первоосновой формирования мышления.

А.Н. Леонтьев (1903-1979) разработал проблему единства внешней и внутренней деятельности. В отличие от Рубинштейна считал, что первоосновой формирования мышления выступают знаки (общение).

3. Теория социальной установки – Д. Н. Узнадзе.

4. Теория отношений – В. Н. Мясищев.

5. Концепция «человекознания» – Б. Г. Ананьев.

Тема 2: Методологические принципы и основные категории современной психологии. Методы исследования в психологии – 4 часа

Лекция 4. Методология психологии и методологические принципы– 2 часа

Основные вопросы.

1. Методология психологии как область научного познания.

2. Проблема выбора парадигмы.

3. Методологические принципы в психологии.

Методология (от греч. Methodos – путь исследования или познания, logos – учение) – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности исследователя; учение об этой системе.

В узком смысле методологию понимают, как науку о способах (методах) научного знания.

В широком – это рефлексия научного знания в его многообразии, целостности, изменчивости.

Методология – парадигмальное, общетеоретическое, практическое знание, смыслом которого является прояснение оснований научного знания, его структурирование.

Методология ставит границы научного знания, определяет объект, предмет и принципы исследования, отделяет одну науку от другой.

Анализом методологических проблем занимаются философы и представители конкретных наук. Возникает особый вид методологической рефлексии – внутренняя методологическая рефлексия (взгляд методологии на саму себя).

В основании структуры методологического знания лежит мировоззрение (совокупность всех правил, норм, знаний о мире). В методологии любой науки выделяют несколько уровней:

Уровень отдельных, методов и приёмов

Частнотеоретический уровень

Уровень общетеоретической методологи

Уровень философский методологии

1. Уровень философской методологии – проясняет научную картину в целом и в каком направлении двигаться. Его задают философские науки. Философия является «теорией всеобщего»: раскрывает общие законы развития природы, общества, познания. На этом уровне определяются общие методологические принципы. Это уровень определения методологической установки исследователя. Один из основных вариантов такого выбора предполагает два подхода (две парадигмы): естественнонаучный и гуманитарный.

2. Уровень общетеоретической методологии, в который входят общенаучные принципы, организующие саму науку, ее категории. Разграничивает научное знание от ненаучного.

3. Частнотеоретический уровень – совокупность методологических принципов, которые применяют в данной области знания и теории. Например, физиологическое понимание принципа детерминизма в рефлексологии: психика – продукт деятельности мозга. В логотерапии принцип детерминизма рассматривается через призму ценностного подхода: психика опосредована целями и средствами субъекта. Частнотеоретический уровень включат всю теоретическую базу, способы познания отдельных отраслей науки.

4. Уровень отдельных, частных методов и приёмов (методики, техники, инструменты).

1 уровень: естественнонаучная парадигма гуманитарная парадигма

2 уровень: бихевиоризм гуманистическая психология

3 уровень: теория научения теория потребностей

4 уровень: наблюдение, эксперимент биографический метод

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования:

1. методология исследования – система принципов и способов организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе.

2. метод исследования – путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления.

3. методика – конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

методика исследования

Источники:

http://studopedia.su/4_13953_razvitie-predstavleniy-o-prirode-psihologicheskih-yavleniy.html
http://lektsia.com/8×198.html
http://megaobuchalka.ru/9/17797.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: