Взаимосвязь идей античной философии и медицины (Гиппократ, Демокрит Алкмеон, Эмпедокл, Аристотель, Лукреций Кар). Философские основы древнегреческой медицины

Взаимосвязь идей античной философии и медицины (Гиппократ, Демокрит Алкмеон, Эмпедокл, Аристотель, Лукреций Кар).

Геродот в своих произведениях отмечал, что в Древней Греции врач имел высокое общественное положение, а врачебная профессия была одной из самых уважаемых. По его свидетельству, города Греции переманивали друг у друга лучших врачей.

Античная медицина находилась в тесном соприкосновении с философией.

Влияние философии на медицину началось под воздействием пифагорейских кружков, главным образом под влиянием известного в то время врача и философа Алкмеона (ок. 500 г. до н.э.). В центре интересов Алкмеона было человеческое тело, рассматриваемое им как микрокосм.

Утверждают, что он был молод, когда Пифагор был уже стариком. Он учился у Пифагора мудрости жить и творить, культуре человеческого общения. У пифагорейцев философия здоровья была тесно увязана с проблемой гигиены, правилами содержания души и тела в чистоте.

Фактически при Алкмеоне вошли в научный лексикон понятия «эмбриология», «физиология», «теория ощущений», «психология». Алкмеон впервые ввел в медицинскую практику вскрытие трупов, первым высказал мнение, что мозг человека является источником и основой мышления. Нервы он называл путеводными каналами органов чувств.

Эти новые взгляды на взаимосвязь материальных, телесных структур человека с его духовной, психической жизнью, в то же время находились в единстве с теорией противопоставления мышления ощущениям, т.е. выявлены функции органов человека, обусловливающие духовную и психическую жизнь человека, но мышление противопоставлялось ощущениям.

Алкмеон-философ много размышлял о принципиальном различии небесного, космического совершенства и земного несовершенства. Его привлекали объемные идеи и мысли пифагорейцев, придававшие большое значение оценкам человеческих поступков. У Алкмеона влияние пифагорейских взглядов выразилось в определении им «здоровья». Он считал, что «здоровье человека» – это гармония противоположных сил.Это, прежде всего, гармония основных жидкостей, их равномерное сочетание. Преобладание какой-либо одной из них, или недостаток другой влечет патологическое состояние организма.

Врач и философ Эмпедокл(ок. 483 – 423 гг. до н.э.) первым ввел в обиход философско-медицинского знания теорию четырех элементов -огонь, воздух, вода и земля. Согласно его представлениям, эти четыре элемента наиболее равномерно смешаны в крови. Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элементов.

Большой интерес представляют взгляды Эмпедокла в области биологии, в частности, на процесс эволюции всего живого. На первой стадии, согласно его точке зрения, возникли не животные, а одночленные органы будущих животных. Затем появились цельноприродные существа. В итоге появляются растения, животные, состоящие из элементов, но возникшие уже друг от друга путем размножения. Движущей силой этой эволюции Эмпедокл назвал Любовь и Вражду.Преобладание того или иного направления силы определяет различные стадии циклически происходящего развития в мире.

Гиппократ – врач и философ (460 -377 гг. до н.э.) считается «отцом» современной медицины.

Гиппократ впервые выделил медицину из философии как область знаний о человеке, требующую особого искусства осмысления. Он понимал медицину как искусство возвращать человеческому телу утраченную вследствие болезни красоту.

Гиппократ ввел новый подход в лечение больных, отличный от господствовавшего в то время симпатического подхода врачей школы г. Книдоса. Гиппократ считал, что необходимо при помощи обширных и тщательных наблюдений определять причины болезней, т.е. выявлять эмпирические причины болезни. Отдавая должное эмпирическому опыту, первопричиной всего происходящего, включая болезни, он считал действие высшего, трансцендентного начала.

Гиппократ в основном разделял мнение Алкмеона об особой роли и значении соотношения жидкостей в организме. Главным положением своей медицинской теории он сделал вопрос о смешении четырех основных жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи.

В медицинской школе Гиппократа существовала теория анатомии и физиологии человека. В анатомии отмечалась роль головного мозга и нервной системы, в физиологии было создано учение о прирожденном тепле. Именно в этом врожденном тепле организма Гиппократ видел причину жизни. Источником тепла он считал дух, двигающийся по жилам как воздухообразное вещество. Эта идея считается предвосхищением научных идей о роли кислорода для жизнедеятельности организма.

Читать еще:  Гороскоп на месяц апрель скорпион. Лекарственная аллергия — симптомы

Главный вклад Гиппократа в развитие философии и медицины – это придание медицине статуса науки. Это означало выделение врачевания в вид человеческой деятельности, основанной на точном опытном (эмпирическом) методе познания. Выбор этого метода познания как наиболее предпочтительного позволял:

– дать естественное объяснение каждому феномену жизни;

– понять поведение живого через нахождение причины его взаимодействия с внутренними и внешними факторами;

– открыть универсальный и необходимый порядок вещей и явлений, вера в который, как и вера в возможность проникновения во все тайны мира, была безусловной и нерушимой.

Научность стала принадлежностью профессионального мышления врача, основанного на базе философской методологии.

Таким образом, Гиппократ придал медицине не просто статус науки, а статус теоретической науки. Впервые в медицинской практике была указана исключительная роль философии для медицины.

Гиппократ и его последователи определили и свод морально-этических норм и принципов профессиональной деятельности медика.

Труд врача определялся нравственным долженствованием, которое побуждало действовать в рамках жестких моральных норм врачевания, вытекающих из философии человеческого бытия. Врач должен был видеть в больном высшую социальную ценность. Гиппократ, говоря о взаимосвязи философии и медицины, отмечал: «. должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен Богу».

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Философские идеи в античном естествознании и медицине. Пифагорейская медицина. Гиппократ и его школа. Гуморальная теория. Гален. Этика в контексте античной философии и медицины.

Античная философия, возникшая на рубеже VII-VI в. до н.э. в малоазиатской части тогдашней Эллады – Ионии, означала зарождение философии как отдельной дисциплины. Античной философией мы называем учения, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме. Ей предшествовала мифология Древней Греции, нашедшая свое выражение, главным образом, в эпических произведениях Гомера «Иллиада» и «Одиссея», а также Гесиода (VI-VII вв. до н.э.).

Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на формирование мировоззрения Гиппократа (460-337 гг. до н.э.) — наиболее известного представителя древнегреческой медицины. Все, изучавшие творения Гиппократа, видят его историческое значение в двух следу- ющих важных заслугах: во-первых, в том, что он положил начало собственному методу медицины — «наблюдению у постели больного» и, во-вторых, в том, что он является автором учения об основных типах телосложения и темперамента у людей, давшего тем самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека, и, следовательно, к его врачеванию.

Многие годы считалось, что Гиппократ выделил медицину из философии. Правильнее, наверное, говорить о том, что он поставил философию на службу медицине, синтезировал философские и медико- гигиенические представления.

Гиппократ является родоначальником клинической медицины. Он рассматривал организм как сложную систему органов. Установил зависимость между состоянием организма и окружающей средой, а также то, что исход лечения находится в прямой зависимости от защитных сил организма («природа лечит, а врач наблюдает»). Велика заслуга Гиппократа в изучении нравственных основ врачевания, примером чему служит неувядаемая «клятва Гиппократа».

Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное восприятие окружающего мира и, таким образом, открыл возможность для дальнейшего развития медицины как науки и как искусства.

Гуморальная теория (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов. Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Что же касается челов. тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу челов. тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Читать еще:  27 августа по 2 сентября гороскоп. Гороскоп для Стрельцов

Учение о четырех «соках» тела и базирующаяся на нем классиф. темпераментов оставались в силе примерно до 1400 г. н. э. и продержались до наступления эпохи Ренессанса и возрождения медицины. Хотя эти представления и не дожили до наших дней, они оставили свой след в таких выражениях английского языка, как, например, good humor (благодушие, букв. «хорошая телесная жидкость»), bad humor (дурное настроение, букв. «плохая телесная жидкость») и humorous (забавный, смешной, веселый). Отголоски этих представлений слышны также в теориях типов личности, которые описывают людей по преобладанию определенного темперамента.

Пифагорейская школа была основана Пифагором (род. 580-570 гг. до н.э.). Он первым назвал философию этим именем, а началом ее полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил Пифагор, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. В школе Пифагора жизнь должна была содействовать очищению души и тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. В этой школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками. Пифагор называл своих учеников «математиками», т.к. обучение начиналось с учения о числах. Священная математика была у него наукой принципов, в которой числа есть сущность вещей. Число у Пифагора – не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии: и в мирах (макрокосме), и в человеке (микрокосме).

К. Гален (131-201 гг. н. э.) написал более 400 сочинений, из них около 200 по медицине, а также по философии, математике и т.д.

В своих философских взглядах следовал больше Аристотелю, но в отношении целесообразности стоял на точке зрения Платона о «вечном разуме», поэтому мировоззрение Галена скорее дуалистично. Медицинская система Галена, изложенная им в 14-томном труде «Methodus medendi» и в руководстве «Ars medica», представляет собой (с некоторыми отступлениями) систему Платона, о которой подробно говорилось выше. Гален считал, что «здоровье есть равновесие и гармония 4-х элементов, влаг, однородных частей, органов, наконец, управляющих всем организмом сил», т.е. выступал сторонником гуморальной теории.

Галена с полным правом можно считать основоположником анатомии человека, экспериментальной физиологии и местной диагностики. Если у Гкппократа рельефнее выступает медицина как искусство, то у Галена обе стороны медицины, и научно-теоретическая, и практическая, дошли до высшего своего расцвета. С.Г. Ковнер пишет: «Медицина Галена есть венец здания древней медицины, фундамент которой заложен Гиппократом. после него, в течение всего средневековья и даже позднее, не возникло ни одной новой медицинской школы. »

Таким образом, в период античности натурфилософия в силу своего научного содержания являлась единственной философской и естественно-научной основой медицины. Кроме того, на основе именно натурфилософии в той или иной степени разрешается вопрос о природе человека и, следовательно, целый ряд других вопросов практики и теории медицины.

Дата добавления: 2015-08-29 ; просмотров: 4804 . Нарушение авторских прав

Философские идеи в античной медицине: Эмпедокл, Гиппократ, Гален.

Эмпедокл (490-430) – высказывает положение о существовании четырех материальных начал-огонь, воздух, вода и земля. Жизнь природы состоит в соединении и разделении этих вещественных элементов. В медицине он основоположник направления, представители которого полагали, что знать врачебное искусство невозможно тому, кто предварительно не исследовал, что такое человек. Уделял вопросам анатомии и физиологии. В основу представлений о строении организма он кладет учение о 4 элементах. Гиппократ(460-377)-примыкал к натурфилософии ,сводя все существующее к огню,как действующей причине,и к воде,как питательному началу,4 типа темперамента. Гален(130-200)-идеалист, соединивший в своем учении отдельные идеи Платона, стоиков и Аристотеля.

Философские идеи в античной медицине

Современный врач наиболее результативно и рационально может действовать тогда, когда он будет в каждом конкретном случае опираться не только на частные знания, но и на знание общих закономерностей функционирования организма, когда будет рассматривать человека как существо и биологическое, и социальное. Решением данной задачи является синтез философского и медицинского знания, с позиций и через призму философского знания.

В греко-римские время этим вопросом занимались такие известные мудрецы, как: Гиппократ, Аристотель, Лукреций, Гален и др. Так, Алкмеон (VI век до н. э.) один из первых включил в свои труды физиологию ,эмбриологию, теорию ощущений и психологию, а также открыл перекрест зрительных нервов ,писал о головном мозге как органе познания.

Читать еще:  Озе (общество здравоохранения евреев). СМИ и Media

Гиппократ размышлял о естественной природе всех болезней.

Аристотель считал, что сердце является органом мышления и основным органом движения крови. Он полагал, что все процессы в организме-результат взаимодействия и смешения, различных по своим свойствам его жидких сред.

Лукреций в своей поэме описывает причины возникновения заразных болезней, которые видит в миазмах – смертоносных испарениях, обращает внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы.

Еще одним крупнейшим представителем античной медицины был древнегреческий врач и философ Гален. Основным его научным сочинением является « О назначении частей человеческого тела». Издательство этой книги стало возможным благодаря заслугам и достижениям эпохи Возрождения. Гален в теории познания склоняется к опыту как источнику знания, что позволило ему сделать важные открытия в экспериментальной анатомии. Однако все жизненно важные процессы мыслитель объяснял действием нематериальных сил (именно в этом проявился его дуализм как философа).

Подводя итог сказанному, философия и медицина всегда дополняют друг друга; особенно актуальной и разработанной философия медицины становится в ХХ веке, вобрав в себя лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.

Гален (131—201 н. э.) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путешествовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Александрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отправился в Рим, где и провел более 30 лет.

Освоив знания и опыт лучших врачей своего времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке добытые до него медицинские знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области

медицины. По многим вопросам Гален внес но Гален (131—201) вое, что отражало его личный опыт и собственные наблюдения.

В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.

Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями,, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии. Анатомические знания того времени получались преимущественно во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вследствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разрешалось производить вскрытие трупов людей.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение. труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, ^прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач». Такой взгляд в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа материалистическим противопоставлениям концепции идеалистической, в частности витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для остановки кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни.«В сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные».

Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни. Этому вопросу Гиппократ посвятил особое сочинение «Прогностика». «Мне кажется, — писал Гиппократ, — что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения». В «Прогностике» получил отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный Гиппократом.

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также окружающих его и врачей между собой. «Клятва» не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников: весьма сходного содержания профессиональные обязательства врачей встречались и в более ранних источниках Египта и Индии, других стран, в том числе и России. В несколько измененном виде обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты врачей.

Источники:

http://studopedia.ru/19_7243_vzaimosvyaz-idey-antichnoy-filosofii-i-meditsini-gippokrat-demokrit-alkmeon-empedokl-aristotel-lukretsiy-kar.html
http://studopedia.info/3-76904.html
http://cyberpedia.su/6×5207.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: