Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности
Религия,мораль,искусство как формы духовного осмысления реальности
Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Р. — вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. “. Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных” (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Р. человека порабощают продукты его собственного воображения. Р. представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.
Согласно современным научным данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40—50 тыс. лет назад на относительно высокой уже ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании — о “мире мёртвых” и “душе”, которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.
Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни Р.): общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое “существо”, так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни Р.). Р. есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром на первоначальных стадиях человеческой истории. В первобытных религиозных верованиях запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её “таинственными” силами и непрестанные поиски средств воздействия на них. Исторически наиболее ранними проявлениями Р. были магия, тотемизм, ведовство, погребальный культ, шаманизм; более поздние формы доклассовой Р. — тайные союзы, культ вождей и др.
Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, — фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувственные свойства стали отделяться от него, превращаться в самостоятельные существа — “духов”; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу “душу” (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъестественный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р. пришли Р. классового общества. По мере социального расслоения общества складывалась иерархия и в мире “духов”. С развитием земледелия всё более важную роль стали играть “духи” растительного мира, культ умирающих и воскресающих богов, ритуалы, связанные с сезонными явлениями в природе (проводы зимы и т.п.). С развитием патриархальной семьи родовой культ предков превратился в культ предков семьи, культ домашних богов. Получили развитие эсотерические (тайные) верования и культы, были закреплены мифы (см. Мифология) — сначала в устной традиции, затем появились письменные памятники Р. — священные книги. С разделением общества на классы и зарождением государственности возникли политеистические (см. Политеизм) Р. раннего классового общества: ведическая религия Древней Индии, японский синтоизм, Р. Древнего Египта, Ирана (маздеизм), Р. греков, римлян и др. Выделилась особая социальная прослойка профессиональных жрецов (см. Жречество) и служителей культа, историческими предшественниками которых в первобытной Р. были колдуны, знахари, заклинатели, гадатели, шаманы. Развилась система жертвоприношений, усложнился и приобрёл большую социальную значимость культ, появились предназначенные для жертвоприношений и богослужений святилища (храмы), возникла система религиозного обучения и образования. Р. стала одним из институтов классового общества, защищавшим привилегии и власть эксплуататорской верхушки. С появлением профессионального жречества Р. всё чаще стала использоваться в целях сознательного обмана масс.
В племенных культах доклассового общества боги выступали прежде всего как олицетворение сил природы, а также моральных предписаний. В Р. рабовладельческого общества боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. “Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога. Так возник монотеизм. ” (там же, с. 329).
В Р. раннего классового общества сохранялись и многие традиционные культы, возникшие в родовом обществе: тотемистически окрашенные культы животных и растений, культ предков и разного рода духов, демонов, фетишей, разрабатывалась богатая мифология. По своему характеру это — племенные, а в дальнейшем национально-государственные Р., в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (таковы, например, существующие и ныне конфуцианство,синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, Р. — буддизм (6—5 вв. до н. э.), христианство (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм. Характерный для христианского монотеизма своего рода культ “абстрактного человека” (см. там же) обусловлен отношениями товарного производства и связан с таким пониманием человека, в котором реальные социальные характеристики человека, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия отбрасываются и “преодолеваются” как несущественные с точки зрения главного отношения, определяющего сущность человека, — отношения к богу. Вера в бога здесь связана с принижением “мирского”, она ориентирует человека не на социальные преобразования, а на “спасение” от мирских уз, на уход от мирской суеты как идеал достойной человека жизни. Складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений — церковь, духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология. Одной из форм распространения мировых Р. является миссионерство. Специфические особенности различных мировых Р. обусловлены различиями материальной жизни, политических и культурных форм той общественной среды, в которой они возникли и получили распространение.
Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, который продолжил и развил традиции критики Р. прогрессивной общественной мыслью, подняв эту критику на качественно новый уровень, органически связав её с борьбой за революционное преобразование тех социальных отношений, которые создают потребность в религиозных иллюзиях. Не боги создают человека, но человек создаёт богов по своему образу и подобию — основной тезис атеистической критики Р. со времён античности и вплоть до Л. Фейербах; согласно последнему, человек, поклоняясь богу, поклоняется своей собственной сущности, которую он отчуждает от себя самого. Фейербах сводит религиозный мир к его земной основе, но при этом остаётся открытым вопрос о том, почему происходит это удвоение, самоотчуждение человека, почему “. земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство. ” (Маркс К., там же, т. 3, с. 2). Марксизм, опираясь на материалистическое понимание истории, показывает, что это “. может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы” (там же). Марксизм объясняет существование Р. реальными общественно-историческими отношениями; с появлением классового общества это — отношения, построенные на эксплуатации человека человеком. Превратный мир торжествующего зла и несправедливости рождает превратное сознание, в котором растоптанная в этом мире человечность обретает фантастическое существование в потустороннем мире. Перенося осуществление своих идеалов за пределы “этого” мира, Р. примиряла человека с реально существующей общественной несправедливостью. Именно эту социальную функцию Р. имел в виду К. Маркс, характеризуя её как “опиум народа” (см. там же, т. 1, с. 415). Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию Р., марксизм подчёркивает, что в основе религиозного отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в котором “. человеческая сущность не обладает истинной действительностью” и потому получает иллюзорное осуществление в боге. “Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир”. Р. есть “. самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял” (там же, с. 414).
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.[2]
Иску́cство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[3] внутреннего[4] или внешнего[5] мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной[6], так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области[7]. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному[8]. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.[9][10]
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[11], так и всего человечества[12], многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
Этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке — «искусство, мастерство, умение, ремесло») подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.
Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали и религии
Наряду с наукой, искусством, моралью и религией философия входит в систему духовной культуры общества, где все они существуют в качестве важнейших форм общественного сознания. Каждая из них отличается от другой по своему предмету, способу проявления, функционирования и роли в обществе.
Напомним, что философия возникла и исторически развивалась под влиянием мифологии, религии, обыденного и научного знания. Она рационально осмысливает транслируемые из более ранних форм мировоззрения проблемы бытия – о происхождении, устройстве, развитии, гармонии, перспективах мира и человека, связях между ними, ценностях и смысле человеческой жизни. Различные стороны этих проблем находят свое решение в современных науке, искусстве, морали.
Философское мировидение, формирование проблемного поля философии, включая смысложизненные вопросы человеческого существования, вырабатываются при помощи философской рефлексии над основаниями всех сфер человеческой деятельности, культуры в целом, включая отмеченные выше области духовной культуры.
Фундамент всех сфер культуры составляют как знания, которые сформулированы в принципах, законах и понятиях и зафиксированы в соответствующих языковых конструкциях, так и ценности, служащие удовлетворению человеческих потребностей и обусловливающие интересы людей. Знания и ценности, накопленные культурой, являются предметом критического философского анализа, выявления общезначимых и непреходящих свойств бытия, смысложизненных ориентаций, поддерживающих стабильность человеческого существования в различные исторические эпохи, с учетом меняющегося мира и условий жизни.
В этом отношении философия зависит от других форм культуры. Однако благодаря такой связи она приобретает возможность выстраивать теоретическое обоснование перспектив жизни цивилизации во взаимосвязи с тенденциями развития мира, транслировать соответствующее знание, включая и сведения о несовершенстве человека, общества, их отношения к миру, самой культуре, будущим поколениям и тем самым воздействовать на мораль, искусство, науку, формирование новой культуры в целом.
Особое значение в подобной связке критической, интегрирующей, транслирующей, прогностической, конструирующей ролей философии придается постоянному переосмыслению и формированию новых знаний о непреходящих ценностях сфер морали, религии, искусства и науки: добре и зле, истине и заблуждении, красоте и уродстве, жизни и смерти, свободе и зависимости и т. д.
Особо следует подчеркнуть, что философия развивается во взаимодействии с наукой, имеющей первостепенное значение в сохранении жизнеспособности современного общества.
Древнегреческая философия фактически представляла собой поле объединения существующих в то время научных знаний, выступала их синонимом. Уже в античности во взаимосвязях философии и науки наметились три важнейшие тенденции, обусловившие их дальнейшее взаимозависимое развитие.
Во-первых, на состояние науки оказывал воздействие натурфилософский подход, основу которого составляли догадки и предположения, не подтвержденные опытными исследованиями, в силу этого соответствующее знание имело умозрительный характер.
Во-вторых, происходил процесс дифференциации наук, отделение их от философии как единственной аккумулирующей структуры познавательной деятельности. От философии отделились физика, астрономия, медицина. Этот процесс продолжался в эпоху Возрождения и в Новое время. В результате возникли классическая механика, биология и химия. Одновременно шел процесс разграничения сфер исследований частных наук и философии. Однако частные науки оперировали в основном эмпирическими данными, а философия в своих теоретических разработках обходила опытные данные науки, что вело к противопоставлению этих двух направлений познания и способствовало продолжению существования натурфилософского подхода.
Дифференциация областей научных исследований, усиливающийся разрыв и противопоставление теоретического и эмпирического знания, односторонность натурфилософского и эмпирического подходов, стремление представителей естествознания освободиться от влияния умозрительного знания обусловили возникновение в 30-х гг. XIX в. позитивистского способа решения проблемы взаимодействия философии и науки.
Согласно этому подходу позитивным (положительным) считалось знание, производимое естественными науками, поскольку его истинность можно было подтвердить в опытах, оно оказывалось необходимым и полезным в практической деятельности. Философское же знание, привносящее в науку мировоззренческие вопросы, не выдерживало проверки на практическую полезность, рассматривалось как помеха для нормального развития науки, получения истинного знания и исключалось позитивистами из сферы научных исследований.
Позитивистский разрыв науки и философии фактически выражал требование их отождествления. Однако философия и наука не могут быть тождественными. Полем проверки истинности философских положений и выводов является не узко понимаемый опыт и даже не знания, подтвержденные в отдельной части мира, а историческая практика на длительных отрезках времени или даже за всю историю, культура в целом, включая и естествознание, общие структуры мироустройства, атрибутивные свойства бытия и т. д.
Философия и наука имеют сходство в том отношении, что выстраивают знания, свои выводы в логически доказательной теоретической форме. И философия, и наука имеют своей целью открытие и формулирование законов изучаемой реальности. Однако законы науки и философии отличаются по масштабу обобщения и глубине сущностных характеристик. Каждая наука «отыскивает» законы отдельной части мира, которую она изучает. Философия же исходит из целостности, единства, интеграции, взаимного, совместного развития, общих структур различных частей мира.
Хотя философия и опирается на науку и ищет в ней подтверждение своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводится к совокупности научных знаний, а выражает в своих теоретических конструкциях, повторим, самые общие, существенные свойства всех тех областей реальности, которые исследуются различными науками.
Наука, стремясь к получению истинного знания, не только дифференцируется, избирает все новые неизученные фрагменты реальности, но и интегрируется, соединяет разнообразные знания, отыскивает общие принципы такого объединения и использует для этих целей категориальный аппарат философии, ее принципы, законы, знание общих закономерностей познавательной деятельности в качестве методологического руководства. Философия, в свою очередь, стремится включить фундаментальное научное знание в систему мировоззрения, разработку теории познания, философский метод, создание новых концепций о существовании мира, общества, человека и, тем самым, выстроить обновленную систему истинного философского знания.
В-третьих, тенденция плодотворного взаимодействия философии и науки зародилась еще в натурфилософской традиции (идея атома, идея гелиоцентристской системы и др.). Дифференциация знания, отделение от философии естественных наук стимулировали процессы уточнения специфики их предметных областей, акцентировали внимание части исследователей на познании единых принципов существования различных областей мира, изучаемых отдельными науками, способствовали поиску новых направлений взаимодействия философии и науки, разработке теории и методологии научного познания, соединению эмпирического и теоретического направлений научных поисков, осмыслению философских оснований развития науки.
Позитивистское разграничение философии и науки вызвало в итоге ответную активизацию философских и научных размышлений на путях формирования их нового единства в период бурного роста науки (XIX–XX вв.), глубокой и масштабной дифференциации, появления множества новых научных дисциплин и необходимости интеграции науки и философии для решения общекультурных проблем гармонизации отношений человека и мира, сохранения человечества в ситуации глобальных кризисных явлений.
В своем развитии, начиная от возникновения, философия опирается и одновременно воздействует на искусство как форму художественно-эстетического познания и представления сущностных связей, гармонии и красоты мира в художественных образах.
Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
Философия как особое явление и состояние общественного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами – наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоззренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной деятельности людей.С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой “живую душу культуры“. Здесь возникает непростая проблема качества философского сознания. Высказывается мнение, что оно не содержит в себе объективной научной истины. Б. Рассел, например, трактует философию как нечто “промежуточное между теологией и наукой”. А русский философ С.Л. Франк утверждает, что по своим коренным основаниям “она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи. с религиозной мистикой”. [10] [11]
И Рассел, и Франк верно подметили, что в философии есть нечто родственное с религией – претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, В.С. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и религию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию – с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения – с другой.
Но в таком случае, может быть, правы те, кто рассуждает, как Н. Бердяев: “Философия. есть искусство, а не наука”? (3. С.284). Русский мыслитель выступал противником “научности” философии, поскольку, по его мнению, “научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке”. Философия – одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся произведения искусства всегда несут глубокие философско-нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как оригинальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее, функция искусства – удовлетворение эстетической потребности людей, отражение действительности в художественных образах, а предназначение философии – создание целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий.
Часто философии отказывают в претензии на научность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто “философствование”. Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что “философствовать – значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены”. Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что “философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь”, а “есть философствование. “. “Философия – последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно”. [11] [12] Здесь верно подмечено, что уже на уровне обыденного сознания у людей возникает потребность в размышлениях над вопросами мировоззренческого характера. Такое “философствование”, однако, ограничено обычно рамками здравого рассудка и сформировавшимися предрассудками. Между тем подлинная и глубокая рефлексия (размышление) над философской проблематикой облегчается использованием наработанных в истории познания понятий, концептуальных схем и методологии.
Как специализированное теоретическое обоснование мировоззрения, философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: системностью, фиксированием в логических категориях и законах, доказательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее “лучшей из наук”. Многие мыслители (античные философы, П. Гольбах, Гегель и др.) видели преимущества философии в том, что она позволяет чисто умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Такое воззрение получило название натурфилософии. Ее приверженцы истолковывали истину философии как абсолютную, а утверждения науки – как относительные знания. Критерий их истинности искали в самой философии.
Но сравнительно чаще приходится встречаться с антиподом натурфилософии – позитивизмом. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер и др.) объявляли, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Наука якобы вообще не объясняет, а лишь, опираясь на опыт и эмпирические исследования, описывает, что и как происходит, но не почему происходит. Современные позитивисты истолковывают мировоззренческие вопросы как псевдопроблемы и ограничивают компетенцию философии лишь анализом логической структуры научного знания.
Позитивизм, конечно, прав в критике претензий натурфилософии на обладание абсолютной истиной и на роль высшего судьи науки. Но равно неразумно вытеснять философию вообще за рамки научного знания. Ведь в процессе развития философии накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общественно-исторической практикой человечества и обладающие, следовательно, объективной истинностью. Таковы, например, выводы о бесконечном многообразии и единстве материального мира, взаимопревращении противоположностей, закономерном движении материи, противоречивости развития и др.
Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мыслителями-идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и другие разрабатывали концепцию космизма. Ее огромное значение стало ясным только теперь, когда обострились проблемы отношения человека с природой и все более очевидны космические масштабы человеческой деятельности.
В философии может содержаться приведенное в теоретическую систему объективно истинное знание. И все-таки философия представляет собой специфический элемент культуры, такое духовное явление, которое не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований. Наука исследует мир во всем его конкретном многообразии, при все увеличивающейся дифференциации и интеграции ее составляющих дисциплин. А философия выявляет человеческое видение действительности как системногоединого целого. Для науки важно максимально устранить субъективность в анализе своего предмета, – философия же стремится выразить в понятиях многоаспектные (в том числе и познавательные) отношения человека к миру. Тем самым она обязательно дает ценностную их интерпретацию. Мера соотношения объективно-истинного знания и привнесенной субъективности (заблуждений, фантазии, социальной заинтересованности, интуиции, логики, абстракции, вымысла и пр.) в конкретных философских учениях различна. Нужно уметь выявлять в разных философских концепциях возможную рациональную постановку и решения смысложизненных, мировоззренческих проблем.
В наши дни, как и в прошлом, наблюдается многообразие философских учений, школ, течений, направлений. Западные мыслители разрабатывают существенные аспекты философского понимания действительности. Среди современных учений выделяются экзистенциализм, неопозитивизм, различные философско-религиозные концепции, прагматизм, структурализм, постмодернизм, герменевтика, критический рационализм, неофрейдизм и многие другие. В них прослеживается давняя традиция пытливого исследования бытия, жизни человека, его ценностей и познания, действий в мире культуры. Результаты и достижения подобных философских исканий обогащают наше знание. Несомненной заслугой экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания индивида, свободы его действий и ответственности в условиях социального отчуждения, в кризисных пограничных ситуациях. В последующем изложении курса еще будут краткие экскурсы в анализ современными учениями отдельных проблем философии. Здесь же отметим, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоззрения, не означает их слияния в какую-то единую “синкретическую” философию. Взаимоотрицание материализма и идеализма – вопреки возобновляющимся периодически заявлениям об “устарелости” их противопоставления – сохраняется и в двадцать первом столетии. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственны философским размышлениям, путь к адекватному восприятию действительности лежит, как считают авторы, в конечном счете, в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Именно таково содержание философии диалектического материализма как одного из наиболее влиятельных типов современного мировоззрения.
Диалектический материализм – это опирающаяся на научные знания и общественно-историческую практику система философских идей о мире как закономерном саморазвитии материи, познании мира, ценностном его осмыслении и изменении в социальных действиях человека.
Подобное учение, равно как и другие формы теоретического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую доктрину лишает ее качества быть “живой душой” культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение. Например, социально-политическая философия тесно связана с идеологией современного белорусского государства, являясь ее мировоззренческой и методологической основой.
Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указываются две основные функции философии: мировоззренческая и методологическая. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии. Но их можно охарактеризовать и более обобщенно, если принять во внимание сказанное ранее о структуре философского знания. Соответственно строению целостной, но внутренне дифференцированной философской теории могут быть выделены ее главные функции – онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксеологическая.
Онтологическую функцию философия выполняет тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии природной и социальной действительности, человека и его предметной деятельности.
Гносеологическая функция философии заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления.
Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентацией людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения человека в мире культуры.
Праксеологическая функция философии проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и массовых действий.
В большей или меньшей мере эти функции с разным их акцентированием и содержанием выполняют все философские учения. Усиливающийся ныне плюрализм общественного сознания придает особую значимость способности и умению верно ориентироваться в сложном конгломерате взаимоисключающих часто друг друга идей и взглядов. Это тем более важно, что в XIX и XX веках фокус философского умозрения все очевиднее смещался с объективного мира на воспринимающего, переживающего субъекта. В прежние времена, обращаясь к философии, ожидали от нее помощи в осмыслении вселенского бытия. Неважно при этом, как трактовалась философия: как царица наук или как служанка религии; как обслуга политики или же вообще как фундаментальное событие в человеческом существовании, или же просто как самоценность пытливого духа.
И сейчас, конечно, философия в целом продолжает выполнять свои функции “дозорного культуры” и “честного брокера” (Р. Рорти), опосредующего отношения между мировоззренческими ориентациями различных поколений, стран и цивилизаций.
Для студентов и в первую очередь для будущих инженеров, специалистов в сфере новейших и высоких технологий, творцов компьютерно-информационной цивилизации сегодня предлагается широкий спектр философских размышлений. По нашему убеждению, им должно помочь в выборе личной мировоззренческой позиции глубокое изучение философии, дающей системный взгляд на мир, формирующей культуру рационально-критического мышления и отстаивающей гуманистические ценности мировой культуры.
Философия существует более 2500 лет. Согласно укрепившейся в европейском сознании традиции, основными периодами развития мировой философии являются:
философия Древнего мира, философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, немецкая классическая философия, философия эпохи Просвещения, Постклассическая философия, современная философия, отечественная и русская философия (табл. 7).
Источники:
http://infopedia.su/19×8539.html
http://studopedia.ru/2_77880_vzaimosvyaz-filosofii-nauki-iskusstva-morali-i-religii.html
http://studopedia.info/3-50187.html