Взаимоотношение церкви и государства. Взаимодействие государства и церкви в россии

Государство и церковь в России

Взаимодействие государства и церкви

История многих государств, включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время, влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется, в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии, как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения, нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это-законопослушание, не сопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения и др.

На современном этапе характер государственно-церковных отношений – один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

  • 1. Теократия. Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах – в Папской области, а с 1929 г. – в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.
  • 2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.
  • 3. Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве. Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах.
  • 4. Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.
  • 5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины.

Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь, предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.

Выдающийся русский философ И.А. Ильин, так определил соотношение государства и церкви: “Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны, в этом смысле церковь “аполитична”, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг”.

Читать еще:  Магия чисел. Сонник императрицы Екатерины Великой

Анализ законодательства и практики, позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

  • 1. Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
  • 2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви, предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Для статуса государственной церкви, характерен ряд особенностей:

В сфере экономических отношений, за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д., во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Церковь наделяется рядом юридических полномочий, она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев, регулировать брачно-семейные отношения.

В области политических отношений, церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах.

Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию.

В области религиозных отношений, союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления, дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения.

Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов.

Религия регулирует все стороны жизни общества, посредством правовой системы, основанной на учении.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах – в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение, не исключает, и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство, не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов.

При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что взаимоотношения церкви и государства в истории религии приобретали крайне разнообразные формы.

Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом.

В двадцатом веке, при образовании тоталитарного режима, как форму взаимоотношений государства и церкви выделяют принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

Взаимоотношения государства и церкви

Рассмотрим особенности и подходы к построению системы взаимоотношений государства и церкви.

В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога. В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.

Читать еще:  Что ждет овнов женщин в году.

Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви:

– наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями;

– отделение государства и школы от церкви.

Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.

Статусу государственной церкви свойственны следующие черты:

– церковью на праве собственности владеет широким набором объектов, который включает земли, здания, предметы культа и т.д.;

– государство на постоянной основе оказывает ей материальную помощь и выделяет субсидии;

– церковь обладает определенными юридическими полномочиями (например, в сфере брачно-семейных отношений);

– она вправе принимать участие в политической жизни, например, через своё представительство в отдельных государственных органах;

– она имеет широкие полномочия в воспитании и образовании молодого поколения. В образовательных учреждениях обычно присутствует обязательное изучение религии.

Режим отделения церкви от государства (Россия, Бельгия, Франция и т.д.) характеризуется следующими чертами:

– государство регламентирует и контролирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутренние вопросы и внутрицерковную деятельность;

– церковь не получает от государства материальной и финансовой помощи;

– церковь не вправе выполнять государственные функции и не вмешивается в государственные дела;

– отношения государства и церкви базируются на юридически закрепленном принципе свободы совести и вероисповедания.

Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие.

В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.

Правовое развитие и конкретизация положений Конституции отражены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания.

В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.

Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Секция: 9. Регионоведение

XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В РОССИИ. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В истории религии взаимоотношения между государством и церковью принимали крайне разнообразные формы. К этим формам можно отнести теократические монархии, в которых власть государства и господствующая религия были единым целым. В государствах с демократическим режимом основой взаимоотношений религиозных институтов и политических структур является их независимость друг от друга, а к одним из прав личности относится возможность исповедовать всякую веру либо существовать атеистом. XX в. с его тоталитарными строями породил прежде неизвестную форму взаимоотношений такую, как подневольный атеизм, который стал национальным миропониманием, неотъемлемым для каждого человека.

На сегодняшний день мы можем наблюдать строительство и возрождение храмов, а так же усиление авторитета и влияния Русской Православной Церкви.

Духовная жизнь, господствующая в современном российском обществе, значительно отличается от духовной жизни советских времен.

Существенную роль в данном течении выступило установление Конституции РФ, согласно статье 14 в которой РФ считается светской страной. Никакая вера не имеет возможности находится в качестве национальной или неотъемлемой. Религиозные организации независимы от страны и равноправны пред законодательством.

На сегодняшний день проблема взаимодействия церкви и государства остра как никогда. Это связано с тем, что наиболее крупной и структурированной церковной организацией в нашем государстве считается Русская Православная Церковь, которая осуществляет достаточно активное взаимодействие с государством, из чего становится совершенно очевидным потребность в исследовании ее конституционно-правового статуса в Российской Федерации через научный подход.

В российском государстве практически в течение всего периода его существования, начиная еще от Киевской Руси, религия и политика всегда были тесно сопряжены между собой. Православие несло собой не только идеологическую составляющую, но считалась символом русской культуры и народного самосознания, оно было выше иных конфессии и вероисповеданий, но и само оставалось, зависимым как при императоре, так и при советской власти.

Читать еще:  Молитва божественной матери мира. Вселенская матерь, великая матерь мира! Материнские молитвы за детей

На сегодняшний день взаимоотношения между церковью и государством достаточно наполнены как политическими, так и исключительно духовными делами, принимающие напрямую участие,как представители политической элиты России, так и епископат РПЦ. Официально церковь и ее священнослужители не имеют возможности принимать участие в тех или иных политических организациях, но она заведомо приняла собственное место в политической сфере общества.

Духовные иерархии находятся на всех торжественных процедурах государственной власти, по побуждению церкви ведутся, как только «духовные процедуры, так иобщероссийские, где нахождение уполномоченных гос. власти и политической элиты достаточно велико. В сущности, не одно мероприятие в государстве не происходит без внимания церкви. Праздники Рождество Христово, формально, а Пасха Христова, неофициально, были признаны, по сущности, исключительно российскими духовными государственными торжествами.

Если в советский период деятельность церкви жестко регламентировалась государством и ее внешняя и внутренняя работа подлежала строгому контролю, то сегодня обстановка во внутренней жизни церкви неподвластнадирективам органов государственной власти, да и они не желают этого.

Главный концепт взаимоотношений церкви и государства основывается на призме общественного, духовного и нравственных аспектов, однако участи в данных областях затрагивает непосредственно политическую жизнь страны. Увеличение влияния Русской православной церкви сопряжено с ее культурным и историческим вкладом в создании государственности России. Взаимоотношения государства и церкви, которые состоят в непосредственной зависимости обоих институтов друг от друга.

Так же стоит отметить, что на сегодняшний день взаимоотношения между Русской Православной Церковью и государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в социальной жизни и активно сотрудничает с Русской Православной Церковью в сфере религиозно-нравственного воспитания.

У Русской Православной Церкви впервые за тысячелетнюю историю ее существования появилась идеологическая теория «Основы Социальной концепции РПЦ». Все это стало базой для изучения Русской Православной Церкви с позиции процесса ее индустриализации как сферы гражданского общества, которое обладает собственной стройной теорией в обосновании и способностях решения особенно важных проблем современности.

В этой концепции отображается служебная позиция Московского Патриарха в области отношений со страной и светским обществом. Изготовленный документ презентует долговременный проект социального служения церкви, которая опирается на православное духовное понимание заявления церкви в плюралистическом секулярном обществе. В основах социальной концепции Русской Православной Церкви церковь показала собственную теорию взаимоотношений государства и церкви и отобразила собственные убеждения на ее природу.

Ключевой составляющей доктрины Русской Православной Церкви считается нынешняя трактовка православного учения о «симфонии» религиозной и гос. власти — как обоюдной совместной работе и ответственности при абсолютном паритете и «невмешательстве в дела друг друга.

На сегодняшний день Церковь, в лице ее священнослужителей изолировавшись от страны, защищала и защищает в собственных взаимоотношениях с властью конституционное право верующих исповедовать собственные религиозные верования и воздействовать на жизнь социума.

Даже больше, страна обеспечивает равноправие человека и гражданина и независимого от его отношения к вере. Воспрещаются всевозможные фигуры лимитирования прав граждан по религиозной принадлежности.

Церкви обязаны согласиться с тем, что государство больше не ставит собственной целью защиту и поддержку христианства. Но государство обязано помогать и защищать культурные и религиозные формы жизни собственных граждан. На сегодняшний день христианство уже не считается преобладающей религиозной силой, а только меньшинством, которое состоит их многообразных, иногда противоречивых направлений. Но, вопреки тому, что государство независимо стало мирской силой, церковь не может снять с себя религиозную ответственность за состояние общества.

Государству в свою очередь пришлось согласиться с тем, что оно уже не может и не должно основываться на божественном авторитете, как это было прежде. Оно приобретает собственный авторитет не от церкви и не может прямо выведено от Бога. Соответственно,по мирским законам, оно обязано служить всем гражданам неверующим, верующим, инаковерующим.

Источники:

http://m.vuzlit.ru/835893/gosudarstvo_tserkov_rossii
http://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/127-vzaimootnosheniya-gosudarstva-i-tserkvi
http://nauchforum.ru/studconf/social/xxiv/7388

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: