Выражения из евангелия. Библия

Евангелие от Матфея

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем…

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем.

Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх того, то от лукавого.

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб».

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Он [Отец Небесный] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям истинно постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получили награду свою.

Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам. (…) Не можете служить Богу и маммоне.

Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Не судите, да не судимы будете.

Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

(…) Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное.

Предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Иисус сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Не вливают (…) вина молодого в мехи ветхие.

Жатвы много, а делателей мало.

Даром получили, даром давайте.

Трудящийся достоин пропитания.

Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

От избытка сердца говорят уста.

Кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо, где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди их.

…и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его среди них и сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Многие же будут первые последними, а последние первыми.

Много званных, а мало избранных.

Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу.

Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.

Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.

… Во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег,

И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех.

Дух бодр, плоть же немощна.

Все, взявшие меч, мечом погибнут.

Смотрите также:

Цитаты, афоризмы и высказывания из Евангелие от Марка

Православная Жизнь

Main menu

Крылатые фразы библейского происхождения

Мы с детства слышим множество крылатых выражений, поговорок, пословиц, и каждому из нас обычно ясно, что они значат. Нам кажется, что эти устойчивые выражения существовали всегда. Многие выражения становятся «притчей во языцех»… Каково же истинное происхождение многих известных всем и часто употребляемых словосочетаний и фраз и каково их использование в современной речи.

Читать еще:  Каково происхождение имени алексей. Происхождение и характер имени алексей

На самом деле первоисточник их -– в библейских выражениях. Библия – это духовная сокровищница человечества. Слово Священного Писания – творящее Слово. Посеянное в душах людей Слово дало свой плод в культурах и языках народов мира. В языки мира вошло великое множество высказываний из Библии. (Даже фраза “великое множество” — тоже оттуда).

Вот некоторые крылатые библейские выражения:

Происхождение фразы «Да будет свет» — из Библии: «И сказал Бог: “Да будет свет!” И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро».

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. – «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Кто не работает, тот не ест. – «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3, 10).

Хам. – Так звали одного из трёх сыновей Ноя (Хам, Сим, Иафет), от которых населилась вся земля после всемирного потопа. Он оказался непочтительным к своему отцу и подвергся его проклятию.

«Голубь мира» появился не благодаря рисунку Пикассо или пионерской организации СССР. – Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8, 11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.

Притча во языцех (у всех на устах, предмет общего разговора). – «И будешь… притчею и посмешищем у всех народов» (Втор. 28, 37). По-церковнославянски «у всех народов» – «во всех языцех».

От лукавого (лишнее, ненужное, сделанное во вред). -– «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37), слова Иисуса Христа.

Грехи молодости. -– «Грехи юности моей … не вспоминай … Господи!» (Пс. 24, 7).

Тьма кромешная (символ ада). – «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12). По-церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».

Суета сует. Имеется в виду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. – «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета!» (Еккл. 1, 2).

В поте лица (тяжким трудом). – «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19), – сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). – «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1, 6) (по-церковнославянски «на круги своя»).

Внести свою лепту (внести посильный вклад). -– Лепта была мелкой медной монетой. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41-44; Лук. 21, 1-4).

Во главу угла (главное, приоритетное). – «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1-е Петра 2, 7).

Корень зла (источник зла). -– «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6, 10).

Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). – «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18). Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита — йод, по форме похожий на апостроф.

Кто не со мною, тот против меня. Кто не с нами, тот против нас. -– «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Этими словами Иисус Христос подчёркивал, что в духовном мире существует только один выбор: добра или зла, Бога и отвержения Его. Третьего не дано.

Молочные реки, кисельные берега. -– Выводя иудейский народ из египетского рабства, Господь обещал благодатное место, «где течёт молоко и мёд». Цитируется многократно в Ветхом Завете (Исх. 3, 8; Чис. 13, 28 и др.) Выражение «молочные реки, кисельные берега» как место беззаботной привольной жизни прочно закрепилось в русских народных сказках.

Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему свое время). – «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время войне, и время миру» (Еккл. 3, 1-8). Вторая часть выражения (время собирать камни) употребляется в значении: время созидания.

Выпить чашу до дна (претерпеть испытание до конца). – «Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил» (Ис. 51, 17).

Всякой твари по паре. -– Из повествования о Всемирном потопе, об обитателях Ноевого ковчега. (Быт. 6, 19-20; 7, 1-8). Употребляется часто в ироническом смысле.

Глас вопиющего в пустыне. -– Выражение из Ветхого Завета (Ис. 40, 3). Цитируется в Новом Завете (Мф. 3, 3; Мк. 1, 3; Ин. 1, 23) по отношению к Иоанну Крестителю. Употребляется в значении: отчаянный призыв.

Читать еще:  Читать проповедь чему уподоблю царствие небесное. «Царствие Небесное подобно…

Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). -– Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Мф. 25, 14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он… камнем преткновения и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32-33; 1-е Петра 2, 7).

Умывать руки (устраниться от ответственности). – «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27, 24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21, 6-9).

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). – «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2) – пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через 70 лет после распятия Христа.

Манна небесная (неожиданная помощь). -– Пища, посланная Богом с неба израильскому народу во время скитаний в пустыне (Исх. 16, 14-16; Исх. 16, 31).

Метать бисер перед свиньями – понапрасну тратить слова перед людьми, не желающими или не умеющими оценить их смысл. – «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 7, 6). По-церковнославянски жемчуг – это бисер.

Лезть на рожон (предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу). – Рожон – это заострённая палка для управления бычьей упряжкой; заострённый шест, кол. «Трудно тебе идти против рожна», — предупредил Иисус Христос Савла, ярого гонителя христиан (Деян. 9, 5). Потрясённый встречей с Богом, Савл стал одним из проповедников христианства — апостолом Павлом.

Не от мира сего. – «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.

Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8).

Не судите, да не судимы будете. -– Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1 ).

Не хлебом единым. – «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4).

Невзирая на лица. – «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица» (Иак. 2, 1).

Книга за семью печатями (нечто недоступное). – «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5, 1-3).

Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). – Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом. (Лев. 16, 21-22). По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали.

Ничтоже сумняшеся. Ничтоже сумняся. – «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 6). По-церковнославянски: «Да просит же верою ничтоже сумняся». Выражение употребляется в ироническом смысле: не слишком сомневаясь.

Отделять зерна от плевел (отделять истину от лжи, плохое от хорошего). – Из евангельской притчи о том, как враг посеял плевелы (злостные сорняки) среди пшеницы. Хозяин поля, опасаясь, что при выборке плевел можно повредить неокрепшую пшеницу, решил дождаться созревания ее и тогда выбрать сорняки и сжечь (Мф. 13, 24-30; 36-43).

Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). – «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои -– на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4). Орало -– плуг.

Посыпать голову пеплом (знак крайнего отчаяния и скорби). – Древний обычай иудеев в знак скорби посыпать голову пеплом или землею. «И возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу» (Иов 2, 12); «… разодрал одежды свои и возложил на себя … пепел» (Есф. 4, 1).

Плоть от плоти (родственная близость). – «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» — слова о Еве, созданной Богом из ребра Адама (Быт. 2, 23).

Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). – «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16, 8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32, 10).

Власть тьмы (торжество зла). – «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лук. 22, 53) — слова Иисуса Христа, обращенные к пришедшим взять Его под стражу.

Бог дал, Бог и взял. -– «Господь дал, Господь и взял» (Иова 1, 21).

Не рой яму другому, сам в нее попадешь. -– «Кто роет яму, тот сам упадет в нее» (Книга Притчей Соломоновых 26, 27).

Читать еще:  27 октября лунный день.

Нет пророка в своем отечестве. -– «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).

Что посеешь, то пожнешь. -– «Что посеет человек, что и пожнет» (Гал. 6, 7).

Посеешь ветер, пожнешь бурю. – «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Книга Пророка Осии 8, 7).

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. – «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52).

Соль земли. -– «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

Это неисчерпаемое словесное сокровище Книги книг можно замечательно использовать для того, чтобы заинтересовать в чтении Священного Писания, для «погружения» в библейский материал подрастающего поколения: можно вместе с детьми прочитывать определенные места из книг Ветхого и Нового Завета и выписать попавшиеся крылатые словосочетания, выражения и фразы; вспоминать пословицы и поговорки, считающиеся народными, находить их библейский первоисточник; зачитывать цитату из Библии и разбирать это место в книге с его истинным значением в контексте Священного Писания; проводить разного рода словесные викторины, игры «знатоков библейского слова»; проводить конкурсы иллюстраций к тем или иным крылатым выражениям.

Этот процесс познания истинности употребляемых нами в повседневной речи слов и выражений, а также нахождение их первоосновы может оказаться очень увлекательным для юных исследователей.

Таким образом и знакомство с Библией станет мотивированным и увлекательным, пусть это будет сначала лишь поиск уже знакомых слов и выражений, но со временем эта удивительная, главная Книга человечества, хранящая в себе бесценные сокровища Духа, Книга Книг, может стать самым верным другом для молодых душ на все случаи жизни, и они будут с интересом и радостью обращаться к ней; и уже не только в поисках крылатых выражений, но «с жаждой» припадать к этому вечному источнику живых истин.

Анна Шляпко

Использованные источники:

Лилия Ратнер. Что такое христианское искусство. Интернет-журнал «Решение».

Вечные истины. Крылатые слова библейского происхождения. По оригинальному изданию (г. Новосибирск). Валерий Мельников.

10 крылатых фраз и выражений, которые пришли из Библии (часть 1)

Эта фраза используется в случаях, когда что-то зарабатывается тяжелым трудом. Корни этого крылатого выражения находим в Библии. Так в Книге Бытия Бог сказал Адаму, выгнав их из Рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». (Быт. 3, 19)

Обычно так говорят о том, что все возвращается на свои позиции — туда, где ему и место. Цитата взята из Библии, из книги Екклесиаста: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои». (Екк. 1:6)

Внести свою лепту

Так говорят, когда принимают в чем-то (не обязательно связанном с финансами) посильное участие. Вообще, лепта — это медная монетка. В Евангелиях мы читаем о том, как одна бедная вдова отдала пожертвовала в храме всего лишь две лепты, однако это было ценнее щедрых пожертвований богачей, поскольку она отдала все, что у нее было. Об этом эпизоде можно прочесть в Евангелии от Марка (12, 41-44) и в Евангелии от Луки (21, 1-4).

Так обычно говорят об обманщиках, имеющих корыстные цели, которые внешне выглядят благочестивыми и вызывают только добрые чувства. Цитата взята из Евангелия от Матфея: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». (Мф. 7:15)

Всякой твари по паре

Эту фразу шутливо говорят, когда хотят отметить, что компания собралась очень разнообразная. Пришла цитата из Книги Бытия, где описывалась вся живность, которую следовало взять Ною с собой в ковчег. (Быт. 6, 19–20; 7, 1–8)

Под домом на песке подразумевают что-либо, что может рухнуть в любой момент. Есть, например, фраза, которую говорят мечтателям: «Не строй замки на песке». На самом деле, это Христос учил: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 26–27).

Кто не работает, тот не ест

Искажение этой фразы нам известн из замечательного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А, написал такое повеление апостол Павел в своем послании к Фессалоникийской Церкви: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10).

Не судите, да не судимы будете

Пожалуй, не найдется человека, который ни разу не слышал бы этих слов. А, взяты они из Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Мф. 7:1)

Первым бросить камень

Когда один человек осуждает другого, то его могут образно попросить «первым бросить камень» — то есть, признать «я безгрешен, поэтому могу судить другого». В Библии же слова: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» принадлежат Господу. Это был Его ответ на вопрос книжников и фарисеев о том, что следует сделать с женщиной, уличенной в измене (на востоке за это полагалось побиение камнями. (Ин. 8, 7)

Тратить впустую аргументы и доводы, пытаясь открыть истину людям, которые это не оценят. Кстати, бисер — это по церковнославянски «жемчуг». А, фраза из Писания звучит следующим образом: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими». (Мф. 7, 6)

Источники:

http://vsebasni.ru/aforizmy/evangelie-ot-matfeya.html
http://pravlife.org/ru/content/krylatye-frazy-bibleyskogo-proishozhdeniya
http://zen.yandex.ru/media/id/5ad30d393dceb74b285db516/5ad66a0877d0e6231c950e63

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×