Вячеслав Гончаренко. Сострадание к ближнему

Жажда сострадания, — Рейнхард Боннке

Проповедуя Евангелие можно приобрести популярность, успех, карьерный рост, но такая есть говорить о Сыне Бога должна основываться на жажде сострадания к погибающим людям. В этом заключается основная идея послания Рейнхарда Боннке. Святой Дух — тот самый помошник, который приносит успех в проповедовании Радосной Вести.

Страсть сострадания в христианстве

Евангелие от начала и до конца пронизано открытостью Господа к человечеству. «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Плач Иеремии 3:22). Любовь Господа к нам неизменна, Его настроение неизменно.

Непоколебимая позиция Бога, как ось, вокруг которой вращается отношение к людям. «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он» (1 Царств 15:29). В 15 главе, 11 стихе, этой же книги Бог говорит, «жалею, что поставил Саула царем». Нет, решения своего не отменил, хотя Саул и отвернулся от Бога, но наполнилось Божье сердце сожалением. Не было Его воли, чтобы так произошло.

Так обстояло дело с Саулом. Это касается и нас, другими словами, обретя нас, Господь держит нас. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его, ибо ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь. Бог! – Непорочен путь Его» (Псалом 17:26-30).

Твердое основание

Евангелие покоится на твердом основании Божьей верности в человеколюбии. Небесное сострадание отвечает на земную страсть. Вспомним, как Господь был разгневан на горе Синай, где разбитые скрижали Десяти Заповедей лежали у Его ног, которые Он дал израильскому народу. Народ ранил Его сердце, однако Он сказал: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исход 34:6,7).

Безграничная милость Бога стала революционной идеей в древнем мире, народы которого находились под страхом изменчивых и жестоких лже-богов. Пророк Иона молился Господу: «Я знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ионы 4:2). Иона был послан в Ниневию, самый развращенный город. Он был первым чужеземным миссионером в истории, и единственным пророком Израиля, который сумел привести город к покаянию. Его глубокая вера в истину о Боге, которая была открыта на горе Синай, возможно, и объясняет причину, по которой Господь избрал посланником в Ниневию именно этого человека, который с такой неохотой пошел на это.

Не только Иона понимал природу Бога. Все пророки Израиля проявляли духовную страсть в деле обращения людей к Богу. Эта страсть коренилась в знании Божьей милости и Его готовности принять всех приходящих к Нему. Для примера обратимся к пророчеству Осии, где говорится, как разрывалось сердце Господа за неверным Израилем, а пророчество Михея завершается словами, «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Михей 7:19)

Божественная тема

В Писании Евангельская весть не просто учение или идея, но всегда сострадание имеющее определенную форму, которое достигло своей вершины в акте смерти и воскресении Христа. «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8).

Один за другим персонажи Старого Завета свидетельствовали о великом сострадании Бога. В Новом Завете эта тема звучит в изречениях Апостолов, писавших Евангелия. Их воодушевляло то же страстное желание спасать людей для Христа, а без этого Новый Завет не был бы понят должным образом. Каждая строчка Нового Завета насыщена проповедью Евангелия. Только тот, кто всего себя посвятил делу спасения, может оценить слова Павла «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Римлянам 9:3).

Только Евангелие может быть ответом своевольному миру. Церковь стала мостом, объединяющим упрямое человечество и Божественное спасение. Проповедующий Евангелие это ангел, посланный в непокорный и обреченный на уничтожение мир. Его работа не в навязывании религии ради роста церквей, или проповеди с целью достижения эмоций; Евангелие не религиозная технология, а драгоценный источник, свидетельствующий о Христе распятом. Евангелие это ответ на вопросы, но не те, которые, зачастую, ставит этот мир; эти вопросы ведут к ложному пути. Евангелие не тема для телевизионных ток-шоу. «Покайся и будешь спасен» — приказ и его не обсуждают.

Евангелие – Добрая Весть, но любая весть в этом мире становится вестью, если только опубликована или передана по телевидению. Каждый человек должен иметь возможность услышать Евангелие, независимо от того, принимает он его, или нет. Иисус пришел призвать не праведных, а неверных. Примером для современных проповедников может служить Иона, которому пришлось проповедовать в самом нечестивом городе на земле. Труд проповедника не для проведения эффектных служений для членов церкви.

Христиане горят огнем страсти и сострадания за свое поколение, и не должны ожидать Божьего обновления для Его дел, постоянно жалуясь на состояние, в котором находятся церкви. Миллионы могут быть спасены в это время.

Устав Евангелистов

Сострадание должно проповедоваться сострадательно, любовь – искренно, так говорится о проповедующих Евангелие в 2 Послании к коринфянам (6 глава). В душе проповедующего не должно быть искусственной страсти. В действительности же, ему нет нужды зажигать свой собственный огонь, он уже получил его на алтаре Божьем – голгофском Кресте. «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Римлянам 5:5). Явившись своим ученикам сразу после воскресения, Христос сказал, чтобы ожидали Духа Святого. Принятие Духа и будет подтверждать готовность и способность проповедовать. Христианство это присутствие Духа во свидетельство Христу.

Наш характер по свой природе склонен к порывам, чувствам, которые, как пламя, возгораются, но тут же гаснут. Так когда-то Моисея привлек горящий, но несгорающий куст. И когда Моисей узнал причину, то охватил его страх, ведь там был Сам Бог. В этом и кроется секрет проповедников Евангелия, которые и в наши дни горят тем же огнем, неся Добрую Весть миру. Огонь, вошедший в сердце Моисея, и есть огонь Пятидесятницы, который сходит на всех послушных учеников.

Иисус осуждал новообращенных, у которых не было любви. В Иерусалиме Он сказал религиозным фанатикам: «Обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случиться, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матфея 23:15). История церкви помнит трагическую хронику, повествующую о страсти без сострадания, религиозных фанатиков, которым не хватало человеческих чувств, они ранили и наносили вред христианскому свидетельству.

Биение Божьего сердца

В Евангелии слышится биение Божьего Сердца, оно задает ритм тем, кто его проповедует. Если основой проповеди Евангелия не является любовь, тогда эта проповедь не имеет ценности. Проповедь Евангелия может принести слугам Божьим известность, карьерный рост, возможность проявить себя. Тем не менее, Иисус умирал совсем не для этого.
Примером должны служить слова из Евангелия от Иоанна 3:16, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». Бог должен был принести одну единственную жертву, и Он принес единственное дорогое Ему – Сына. Иисус говорил: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48). Какое совершенство должно служить нам примером? «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалом 102:13). Суть проповеди Евангелия – быть верным сыном, дочерью Отца. Дети Отца никогда не станут просто созерцать. Бог специализируется на спасении из огня. «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Исаия 43:11) Иметь возможность быть рядом с Ним, помогать Ему – это уже само по себе является самой ценной наградой для нас.

Рейнхард Боннке — евангелист и основатель международной миссии «Христос для всех народов». Бог мощьно использует его для распространения Радостной вети в Африке, а также для исцеления людей от различных заболеваний.

Милосердие как путь к радости

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

Читать еще:  Боги древней греции. Греческие и римские боги: в чем отличие

Милосердие – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обожения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в Великий четверг этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на Пасху выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно молиться о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Читать еще:  В Екатеринбурге снесен монастырский собор XVIII века. Зачем РПЦ разбрасывает камни? Управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Н.В. Гоголь уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с любовью. Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь ближнему можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

Урок 12 Милосердие

Вы узнаете:
— Чем милосердие отличается от дружбы
— Кого называют «ближним»

Сначала размышляем сами
1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его — «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.
Родные и близкие не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний — это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно – становится неважно, на каком языке говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.
Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»
Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.
Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время — и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более милосердным.
Одно из дел милосердия —
Милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню каквстречу двух древнерусских рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк правильно говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Нужда одного человека и помощь другого сливались в братской любви. Нищий был для благотворителя лучший богомолец. «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину. Или: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться. Никакими методами нельзя вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого.

Читать еще:  Сонник волосы перекрасить. Перекрасить в рыжий цвет волосы

Вопросы и задания

1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
2. Можно ли за милосердную помощь брать плату?
3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).

Поговорим по душам Легко ли ответить на призыв Христа Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом?

Илл.:
К. Петров-Водкин. Богоматерь Умиление Злых сердец. 1915
Фото: Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. 1915 г.
. Добрый самарянин

Теперь вариант Л. ШЕВЧЕНКО:

УРОК 11. МИЛОСЕРДИЕ

Главные слова. Милосердие. Ближний. Добрые дела. Добродетели.

Прочитай и ответь на вопросы:

КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?

Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный — это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.

Из Священной истории

Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Милосердный – добрый, милующий, жалеющий. Самарянин – житель самарянской земли.

1. Ответь на вопросы. Какой вопрос был задан Христу? Как ответил Христос? Кто шёл по дороге, куда и откуда? Что с ним произошло? Кто шёл по той же дороге? Что сделал каждый их них? Кто оказался ближним пострадавшему человеку?
Почему христиане называют своим ближним каждого человека, который нуждается в помощи? В чем проявляется милосердие христианина?

ЗАПОМНИ. Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Оно проявляется в делах любви.

2. Обсуждаем – размышляем. «Доброта человека и его добрые дела».
Ответь на вопросы. Можно ли требовать за совершённое доброе дело оплату или оно должно быть бескорыстным? Назови те добрые дела, которые ты сможешь выполнить. Подумай, готов ли ты быть добрым, если знаешь, что вся твоя работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит? Готов ли ты делать добрые дела, если никто тебя за них не похвалит и их не заметит? Можно ли приобрести (купить) доброту за деньги? Можно ли просить плату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане? Ответь на эти вопросы письменно в небольшом сочинении-эссе на поставленную тему.

3. Обсуждаем – размышляем. «О христианских добродетелях». Прочитай стихотворения и сравни поведение двух людей:

Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным? Что заставляло его так поступать? Назови добродетель, проявленную нищим. Как можно назвать поступок другого человека, вместо милостыни подавшего камень? Какие качества души в нем проявляются? О каком качестве души говорит бытующее выражение «держать камень за пазухой»? Зависит ли доброта души человека от его благосостояния (денег, имущества)? Что делает человека добрым? Можно ли приобрести (по-славянски – стяжать) доброту души? Выдели и назови в указанном славянском слове его корень и подумай, легким ли для христиан был труд стяжания добродетелей души? Как стать добрым? В каких поступках и делах можно проявить добрые качества своей души? Что мешает человеку быть добрым?

3. Обсуждаем – размышляем. «О милосердии». Прочитай, объясни, как взаимосвязаны приведенные тексты Евангелия?

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 9

Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12

Найди в стихотворении М.Ю. Лермонтова строки, основанные на словах Евангелия. В Евангелии говорится о сыне, то есть родном, близком (ближнем) человеке. Но разве нищий является таким для всех людей? Вспомни Притчу о милосердном самарянине и скажи, кого христиане называли своим ближним? Оцени на основе заповеди Евангелия поступок человека, положившего камень в руку нищего. Какое недоброе качество он проявил? Назови противоположное ему положительное качество и действие, которое следовало совершить христианину. Назови христианскую добродетель, проявленную нищим в стихотворении Я.П. Полонского.

4. Объясни, о чём сказано в поговорке:

Где тяжко дышится, где горе слышится, будь первым там!

5. Догадайся, почему связаны эти слова:

МИЛОСЕРДИЕ – БЕСКОРЫСТИЕ – ДОБРОТА – СЛУЖЕНИЕ – РАДОСТЬ – БЛАГОЧЕСТИЕ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6. Прочитай и подумай, встречаются ли в нашей жизни случаи, подобные описанному в стихотворении поэтом 19 века:

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Хорошо вам, детки,
Зимним вечерком;
В комнате уютной
Сели вы рядком.
Радость, любопытство
На лице у всех;
Часто прерывает
Маму звонкий смех.
Но не всем такое
Счастье Бог даёт;
Есть на свете много
Бедных и сирот.
Если приведётся
Встретить вам таких,
Вы, как братьев, детки,
Приголубьте их.
А.Н. Плещеев

Что означает слово «приголубить»? В стихотворении поэт называет зимний вечер. Значит ли это, что жалеть следует только людей, страдающих от холода? Как следует вести себя человеку милосердному? Какими добрыми делами ты можешь помочь нуждающимся людям: слабым, больным, бедным?
***

Источники:

http://www.imbf.org/propovedi-tekst/2015/zhazhda-sostradanija.html
http://pravoslavie.ru/62922.html
http://diak-kuraev.livejournal.com/48631.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector