«всероссийский церковно-общественный вестник. Церковные и духовные издания российской империи синодального периода

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК»

издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода № 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей». Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: № 1 (1 янв.) — № 46 (26 февр.); № 1 (7 апр.) — № 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.).

№ 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов. С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов, начавший нумерацию заново. С № 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский.

Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах.

Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г. С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский. Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

При новом редакторе Титлинове вестник стал либеральнее. Издание, выходившее под девизом: «Свободная Церковь свободного народа», выступало за введение выборного начала на всех уровнях церковного управления, в т. ч. при замещении архиерейских кафедр. Появились резкие статьи с осуждением самодержавной власти («Грех старой власти» — 1917. № 24), обвинявшейся не только в военных поражениях, но и в непросвещенности народа, в отсутствии попечения о неимущих. Революция оценивалась как «суд народный — суд Божий», поэтому звучали призывы к лояльности и доверию новой власти. Издание поддерживало деятельность Всероссийского союза демократического духовенства и мирян. Авторы статей (в частности, прот. Сергий Четвериков) высказывались за расширение свободы в жизни Церкви, пробуждение инициативы на местах (1917. № 35). В статье А. Сперанского делался вывод о возможности и каноничности посвящения в епископский сан без предварительного принятия монашества (1917. № 43). В то же время обращалось внимание на растущую анархию в церковной жизни, случаи изгнания священников с приходов (1917. № 35).

Весной-летом 1917 г. публиковались предложения, выдвигаемые епархиальными съездами духовно-учебных деятелей, подробно освещалась работа и решения Всероссийского съезда педагогов духовной школы (Москва, 25-31 мая), деятельность комиссий по реформе духовной школы (Петроград, май-июль). Обсуждалась проблема автономии духовной школы, вопрос о разделении средней духовной школы на общеобразовательную и профессионально-пастырскую, об уровне необходимого образования для священства. Уделялось внимание организации Всероссийского законоучительского союза (1917. № 76).

Газета подробно освещала деятельность Предсоборного совета 1917 г. , проходивших в июле в Троице-Сергиевой лавре Всероссийского съезда ученого монашества и Всероссийского съезда представителей от мон-рей. На страницах газеты затрагивались и местные церковные проблемы, в частности православие в Прибалтике (1917. № 35, 39). Активными авторами в этот период являлись Уфимский еп. Андрей (Ухтомский), прот. К. М. Аггеев (статьи о проблемах духовно-учебных заведений), профессора прот. Ф. И. Титов, А. П. Дьяконов, Н. Г. Коновалов.

Читать еще:  Сонник денежное дерево. Если снится цветок денежное дерево

Газета подвергалась критике, с одной стороны, за содействие разрушению церковных традиций, подрыв доверия к епископату и монашеству, с другой — за излишне «ученый» характер. С № 24 по просьбе подписчиков открылась новая рубрика «Материалы для церковного учительства» (позже «Народная беседа»). Она содержала поучения и беседы по насущным вопросам совр. жизни, изложенные доступным языком. Авторами были священники, откликнувшиеся на просьбу редакции.

В июне на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве либеральное направление новой редакции вестника было одобрено большинством голосов как «удовлетворяющее потребностям данного церковного момента». Кроме того, съезд принял постановление о сохранении обязательной подписки газеты всеми причтами и об увеличении финансирования издания из местных источников. Гораздо острее вопрос о направлении редакции газеты встал на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Издание и его редактор Титлинов получили резкие оценки. И. М. Бич-Лубенский назвал газету «Церковным противообщественным вестником», а ее статьи о Соборе, содержавшие критику идеи восстановления Патриаршества как монархической, доносом. Издательский отдел Собора признал желательным освещать деятельность Собора в газете, но при непременном условии, чтобы этот печатный орган был в ведении Собора. На соборном заседании 11 окт. было решено передать газету в распоряжение Синода, отменив постановление от 22 марта. Редактором был назначен прот. П. Лахостский.

С № 126 газета имела новый девиз: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32). Структура издания сохранилась, но статьи стали менее тенденциозными. В газете публиковались протоколы заседаний Собора, печатались материалы, относящиеся к истории его созыва. Мн. статьи были посвящены принципу церковного единства (1917. № 128), церковного представительства (1917. № 137). Продолжалось освещение епархиальной и приходской жизни, политических проблем, военных действий.

Издание было прекращено в нач. 1918 г., после захвата здания и имущества Синодальной типографии советской властью. Предприятие было передано в ведомство Комиссариата народного просвещения.

ВОДА ЖИВАЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ВЕСТНИК

  • Адрес: Россия, 191167, Санкт-Петербург, наб. р. Монастырки, 1
  • Телефон: (812) 274-04-54
  • Периодичность: 1 раз в месяц
  • Официальный сайт: http://aquaviva.ru

Основан в 1874 году под названием «Церковный вестник» по инициативе митрополита Новгородского, Петербургского и Финляндского Исидора (Никольского) и утвержден распоряжением Св. Синода от 27 ноября 1874 года № 32695. Журнал издавался при Санкт-Петербургской духовной академии, редактировался и рецензировался её преподавательской корпорацией, которая несла за содержание статей полную ответственность непосредственно перед Св. Синодом.

До 1888 года являлся официальным органом Святейшего Всероссийского Синода и состоящих при нем центральных учреждений. Затем его в этом качестве заменили «Церковные Ведомости».

Выходил еженедельно до 1917 года. Структура издания представляла собой две равные части: официальная и неофициальная. В официальной части публиковались все, как утверждает редакция, самые важные распоряжения и постановления церковных и светских властей (Св. Синода, Учебного комитета, Хозяйственного управления и др.). В неофициальной части публиковалась информация именно частного характера (хроника с мест, научно-богословские статьи, разъяснения к официальной части, новости из-за рубежа, реклама и объявления и т.п.). Прибавления издавались ежемесячно отдельными книжками. Многие статьи журналов носили не только справочный, но и исследовательский характер.

Журнал ставил целью удовлетворить потребности всех образованных людей, не чуждых церковно-религиозного идеала, знать современную жизнь Церкви Христовой вообще, православной восточной в частности и нашей отечественной в особенности, и следить за течением этой жизни во всей ее широте и разнообразии, притом в соприкосновении ее с жизнью светского общества.

  • Передовые статьи, имеющие своим содержанием рассуждения, в которых научный богословский материал предлагается в общедоступной форме
  • Статьи церковно-общественного характера, посвященные обсуждению различных церковных и общественных явлений, по мере того, как выдвигает их текущая жизнь; в этом отделе редакция дает широкое место и голосу своих подписчиков, и читателей, которые соблаговолят высказаться по тем или другим назревающим вопросам жизни
  • Мнения и отзывы — в каковом отделе излагаются и подвергаются критическим замечаниям факты и явления церковно-религиозной жизни, как они отображаются в текущей духовной и светской печати
  • Обозрение духовных журналов
  • Обозрение светских журналов со стороны статей, представляющих церковно-общественный интерес
  • Книжные новости — критические заметки о вновь выходящих книгах и полный список книг, выходящих с разрешения духовной цензуры
  • Корреспонденции из епархий и из-за границы о выдающихся явлениях местной жизни
  • «Из области церковно-приходской практики» — отдел, в котором редакция дает разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики
  • Постановления и распоряжения правительства
  • Летопись церковной и общественной жизни в России, представляющая обозрение всех важнейших событий и движений в нашем Отечестве
  • Летопись церковной и общественной жизни за границей, сообщающая сведения о всех важнейших событиях и движениях церковно-общественной мысли и жизни за пределами нашего Отечества
  • Разные известия и заметки, не укладывающиеся в вышеозначенных отделах
Читать еще:  Сонник льет дождь. К чему снится дождь? Сонник дождь

В 2005 году переименован в «Санкт-Петербургский Церковный вестник», чтобы исключить путаницу с газетой «Церковным вестником» Московской Патриархии (бывш. «Московский Церковный вестник»).

С 2007 года журнал носит название «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК»

издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода № 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей». Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: № 1 (1 янв.) — № 46 (26 февр.); № 1 (7 апр.) — № 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.).

№ 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов. С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов, начавший нумерацию заново. С № 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский.

Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах.

Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г. С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский. Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

При новом редакторе Титлинове вестник стал либеральнее. Издание, выходившее под девизом: «Свободная Церковь свободного народа», выступало за введение выборного начала на всех уровнях церковного управления, в т. ч. при замещении архиерейских кафедр. Появились резкие статьи с осуждением самодержавной власти («Грех старой власти» — 1917. № 24), обвинявшейся не только в военных поражениях, но и в непросвещенности народа, в отсутствии попечения о неимущих. Революция оценивалась как «суд народный — суд Божий», поэтому звучали призывы к лояльности и доверию новой власти. Издание поддерживало деятельность Всероссийского союза демократического духовенства и мирян. Авторы статей (в частности, прот. Сергий Четвериков) высказывались за расширение свободы в жизни Церкви, пробуждение инициативы на местах (1917. № 35). В статье А. Сперанского делался вывод о возможности и каноничности посвящения в епископский сан без предварительного принятия монашества (1917. № 43). В то же время обращалось внимание на растущую анархию в церковной жизни, случаи изгнания священников с приходов (1917. № 35).

Читать еще:  Сила планет в гороскопе. Астрологические показания слабого Кету в гороскопе

Весной-летом 1917 г. публиковались предложения, выдвигаемые епархиальными съездами духовно-учебных деятелей, подробно освещалась работа и решения Всероссийского съезда педагогов духовной школы (Москва, 25-31 мая), деятельность комиссий по реформе духовной школы (Петроград, май-июль). Обсуждалась проблема автономии духовной школы, вопрос о разделении средней духовной школы на общеобразовательную и профессионально-пастырскую, об уровне необходимого образования для священства. Уделялось внимание организации Всероссийского законоучительского союза (1917. № 76).

Газета подробно освещала деятельность Предсоборного совета 1917 г., проходивших в июле в Троице-Сергиевой лавре Всероссийского съезда ученого монашества и Всероссийского съезда представителей от мон-рей. На страницах газеты затрагивались и местные церковные проблемы, в частности православие в Прибалтике (1917. № 35, 39). Активными авторами в этот период являлись Уфимский еп. Андрей (Ухтомский), прот. К. М. Аггеев (статьи о проблемах духовно-учебных заведений), профессора прот. Ф. И. Титов, А. П. Дьяконов, Н. Г. Коновалов.

Газета подвергалась критике, с одной стороны, за содействие разрушению церковных традиций, подрыв доверия к епископату и монашеству, с другой — за излишне «ученый» характер. С № 24 по просьбе подписчиков открылась новая рубрика «Материалы для церковного учительства» (позже «Народная беседа»). Она содержала поучения и беседы по насущным вопросам совр. жизни, изложенные доступным языком. Авторами были священники, откликнувшиеся на просьбу редакции.

В июне на Всероссийском съезде духовенства и мирян в Москве либеральное направление новой редакции вестника было одобрено большинством голосов как «удовлетворяющее потребностям данного церковного момента». Кроме того, съезд принял постановление о сохранении обязательной подписки газеты всеми причтами и об увеличении финансирования издания из местных источников. Гораздо острее вопрос о направлении редакции газеты встал на заседаниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Издание и его редактор Титлинов получили резкие оценки. И. М. Бич-Лубенский назвал газету «Церковным противообщественным вестником», а ее статьи о Соборе, содержавшие критику идеи восстановления Патриаршества как монархической, доносом. Издательский отдел Собора признал желательным освещать деятельность Собора в газете, но при непременном условии, чтобы этот печатный орган был в ведении Собора. На соборном заседании 11 окт. было решено передать газету в распоряжение Синода, отменив постановление от 22 марта. Редактором был назначен прот. П. Лахостский.

С № 126 газета имела новый девиз: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8. 32). Структура издания сохранилась, но статьи стали менее тенденциозными. В газете публиковались протоколы заседаний Собора, печатались материалы, относящиеся к истории его созыва. Мн. статьи были посвящены принципу церковного единства (1917. № 128), церковного представительства (1917. № 137). Продолжалось освещение епархиальной и приходской жизни, политических проблем, военных действий.

Издание было прекращено в нач. 1918 г., после захвата здания и имущества Синодальной типографии советской властью. Предприятие было передано в ведомство Комиссариата народного просвещения.

Арх.: РГИА. Ф. 802. Оп. 11. 1917 г. Ед. хр. 78.

Ист.: ЦВед. 1916. № 47. С. 1; Собор, 1918. Деяния. Т. 2. С. 154-225; Т. 6. С. 25-32.

Лит.: Ильинский Л. К. Список повременных изданий за 1917 г. Пг., 1919; он же. Список повременных изданий за 1918 г. Пг., 1922; Библиогр. указ. периодич. печати в России в 1917 г. Л., 1987. Ч. 1. № 785; Бовкало А. А. Февральская революция и проблемы взаимоотношений Церкви и гос-ва // Церковь и гос-во в рус. правосл. и лат. традициях: Мат-лы конф. 22-23 марта 1996 г. СПб., 1996; Андреев. Христианская периодика. Т. 1. № 123; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен. М., 2002. С. 497-498.

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Источники:

http://www.pravenc.ru/text/155540.html
http://drevo-info.ru/articles/13676783.html
http://pravoslavnaya.academic.ru/4461/%C2%AB%D0%92%D0%A1%D0%95%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99_%D0%A6%D0%95%D0%A0%D0%9A%D0%9E%D0%92%D0%9D%D0%9E-%D0%9E%D0%91%D0%A9%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%92%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%9D%D0%98%D0%9A%C2%BB

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector