Всемирная история прогресс в сознании свободы. Смысл истории и идея исторического прогресса

Всемирная история прогресс в сознании свободы. Смысл истории и идея исторического прогресса

Доказан факт – зрительная память для гуманитарией – второй по важности навык в его профессиональной деятельности. Бесплатный тренажер “Тайная комната” помогает развитию данного навыка. По отзывам обучающихся – первые результаты видны через 3-5 занятий на тренежере.

История – раскрытие смысла во времени через свободное творчество людей. В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от “золотого века” к “серебряному веку” и от него к “железному”.

Всеобщее спасение – центральный смысл истории в христианстве. В библейской традиции бытие исторического человека есть лишь один из моментов бытия уже спасенного человека. Два момента доктрины всеобщего спасения искупительный и эсхатологический (связан с концом света) – определяют истоки двух традиций христианского понимания конца света – ожидание внезапного разрушения мира и наказание неуспевших раскаяться, и надежда на мирное обращение всех к Христу, и через это – к преображению мира.

Для Восточного христианства характерно внеисторическое понимание смысла истории, где каждый исторический момент в равной степени приближен к эсхатологическому смыслу (это проявляется в отсутствии противопоставления на спасенных и неспасенных, ибо все люди во все моменты жизни в равной степени приближены ко спасению).

Для Западного христианства характерно внутри историческое истолкование эсхатологического смысла (отсюда противопоставление людей на спасенных и неспасенных). Если для западного человека достаточно руководствоваться заповедями, верить в Бога и быть праведным, чтобы быть уверенным в правильности пути, то православный лишен этой уверенности, обречен быть свободным, постоянно делать заново выбор, и от ошибки его не могут застраховать ни предшествующие заслуги, ни праведность, ни вера в Бога.

В истории, по словам И. Бердяева, нет прогресса добра, совершенства, свободы человека – есть лишь трагическое раскрытие внутренних начал бытия, как божественных, так и дьявольских. В раскрытии этих противоречий и в выявлении их заключается величайший внутренний смысл исторической судьбы человечества.

Г. Гегель на основе признания субстанциальности истории, наличия в ней в качестве основополагающей субстанции разума, который обладает бесконечной мощью, и утверждения целостности и целесообразности исторического процесса, видит конечную цель всемирной истории в свободе духа. Гегелевский рационалистический принцип “Все разумное – действительно, все действительное – разумно”.

“Бог”, человек, развитие – три основных элемента гегелевской социально-философской системы, которая опирается на понимание сверхчеловеческой сущности законов развития общества и индивида как средства реализации Абсолютного духа в истории. Всемирная история – процесс расширения относительных границ свободы. Принцип восточного мира – свобода одного. Принцип греческого мира – свобода некоторых. Принцип современного мира – свобода всех. Главный критерий общественного прогресса – развитие личной свободы.

К. Маркс, В. Ленин усматривают смысл истории в реализации определенных принципов, идей, ценностей. Такие объективно существующие всеобщности конституируют историческую жизнь человечества в организованное и упорядоченное целое, прозрачное для философской рефлексии. Сама эта рефлексия, прозревая и утверждая смысл исторической жизни, служит целям просвещенного освобождения человечества, полной реализации “сущности” человека, воплощению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человечества.

Критерий прогресса исторического процесса

В истории человечества сложилось не так уже и много критериев определения уровня прогрессивности общества – уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Зарождением третьего критерия прогресса – уровня нравственности в обществе – можно быть обязанным русской философии. Н. Бердяев считал, что сущность общественного прогресса проявляется в увеличении добра и уменьшении зла. Прогресс реакционен, если рушится человек. Идея прогресса безнравственна, если она основана на использовании предыдущих поколений. С. Франк критерий прогресса связывал с постижением смысла жизни.

Читать еще:  Обряд венчания у католиков. Обряд венчания

Мифологема прогресса отрицает наличие пределов распространению деятельности человека. Вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Ядро прогресса составляет триединство: неограниченное производство, абсолютная свобода и безбрежное счастье. Новый Земной Град Прогресса должен был заменить Божий Град. Д. Емко, А. Р. Тюрго, Ф. М. Вольтера и Ж. А. Кондорсе принадлежит идея о прогрессе как атрибуте исторической непреложности и безграничности возможностей человеческого разума и способности человеку к совершенству. И. Кант обосновывает точку зрения о том, что прогресс в истории обеспечивается за счет сил, заложенных в самом человеке. И. Фихте видит истоки совершенствования человечества в прогрессивном развитии разума человека. О. Конт, считая интеллектуальный прогресс фундаментальным принцип человеческого общества, усматривает в нем причину исторического развития.

Критика идеи прогресса. Платон ожидал от всякого изменения только худшего. Русский философ Сергей Николаевич Булгаков (1873 – 1944) был убежден в том, что вопросы общественного прогресса и социального идеала можно формулировать и решать только как религиозно-метафизические. Человечество, согласно этому воззрению, беспрерывно идет вперед, к какой-то конечной цели, к последнему идеально завершенному состоянию, и все сменяющиеся исторические эпохи суть лишь последовательные этапы на пути продвижения к этой цели. Прогрессистские воззрения, по мнению русского философа, произвольно обобщая совершенствование в течение последних веков, забывают о том, что это был лишь относительный прогресс, сопровождающийся утратой некоторых других культурных ценностей; что эта история наряду с эпохами подъема знает и эпохи упадка, разложения и гибели. Если история вообще имеет смысл, то он возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеет собственное значение в ней, является творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен поэтому лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в ее целом.

Проблема конца истории

В современной философии истории фактически не предпринимаются попытки создать единую концептуальную картину всемирной истории, в которой нынешнее состояние человечества предстало бы как естественный или как закономерный результат предшествующего исторического развития. Это означает, по существу, отказ от постулирования или конструирования универсального исторического смысла, который охватывал бы все временные измерения исторической жизни человека. “Конец истории” в этом смысле выступает как перевод на повествовательный и образный язык того, что на философском языке выступает триумфом абсолюта – идеи технологического детерминизма.

Конец истории как преображение человека. Конец истории как смерть человека.

Постистория как царство игры и насмешки. Ирония и сарказм (вплоть до окарикатуривания форм) как способ низвержения идеологических авторитетов и разрушения жестких идеологизированных структур культуры.

Философская проблема периодизации истории

В мировой культуре выработаны критерии периодизации истории, в основе которых лежат следующие классификационные признаки: орудия труда (У. Ростоу выделяет пять стадий в развитии общества, Д. Белл, О. Тоффлер), рост народонаселения (Т. Мальтус), географическая среда (Ш. Монтескье), свобода и степень отдаленности ее от инстинктов (И. Фихте различает эпохи господства инстинкта, авторитета, разума, науки и искусства), формационный (К. Маркс), цивилизационный (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Проблема смысла истории. Общественный прогресс и его критерии

Сущность и социальную роль любого общественного явления можно понять, только если рассматривать его в единстве с развитием всего общества, в рамках всеобщего исторического процесса.

Поиск цели, смысла истории имеет свою собственную длительную эволюцию в социально-философской мысли человечества. Можно выделить несколько подходов, которые предложили свое собственное понимание смысла и направленности человеческой истории.

Эсхатологическая идея. Западноевропейская христианская философия (начиная с Августина Аврелия) – стремилась показать единство исторического процесса, отправным пунктом которого считала явление Христа. Божественное бытие порождает весь мир и сама история человечества предстает как «сотворенное бытие» (вторичное существование), включает идею конца мира («Страшный суд»). Мотивы этой идеи прослеживаются в историософских концепциях российских религиозных философов (Соловьева, Бердяева, Леонтьева). В христианской концепции впервые сложились предпосылки для постижения целостности исторического процесса с внутренне присущей ему логикой исторических событий и целью.

Естественный порядок. Первую попытку отделить земную (человеческую) историю от небесной (Божественной) предпринял итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668-1774). Не отрицая роли Божественного провидения, он связывает смысл истории с понятием естественной необходимости. Этот естественный порядок определяет поступательное движение всех народов и наций, которые идут в своем развитии одним путем, проходя последовательно три века: век Богов (детство), век Героев (юность), век Людей (зрелость). Достигнув высшей ступени развития, когда совесть, разум и долг регулируют отношения между людьми, человечество вновь начинает путь, повторяя поступательное движение при «возрождении наций».

Читать еще:  Значение имени: Азарий. Происхождение имени Азарий

Идея прогресса. Просветительский подход – исходя из разумной природы человека. Обосновал этот подход Кондорсе. Рассматривал прогресс в качестве основополагающей тенденции человеческой истории. Выделил в развитии человечества 10 эпох, критерием различия которых служат успехи совершенствования человеческого разума, достижения более полной свободы.

Смысл истории по Канту. История как целостная и единая никогда не дается в опыте, поэтому в поисках смысла ее следует исходить не из «начала», а из «конца» – из ее предполагаемых результатов. Рассматривает историю человеческого рода как выполнение тайного плана природы – установления совершенного государственного устройства как «единственного состояния, в котором она может полностью развить все задатки, вложенные ею в человечество».

Историцизм – концепция Гердера. Все исторические события равноценны, они совершаются не ради каких-либо других, а для себя самих. И учение о конечной цели истории – золотом веке человечества, не применимо в исследовании исторического процесса. Общая направленность исторического процесса к воспитанию и совершенствованию человека не исключает многообразия исторических форм культуры, их самоценности. Многообразие культур создает «гармонию движения» всемирной истории, которая выступает как единая цепь развития человеческой общности и традиций. Этот подход к пониманию истории называется историцизм. Фундаментальное же обоснование историцизм получил в философии истории Гегеля.

Историцизм Гегеля. Всемирная история выступает у Гегеля как «разумное необходимое обнаружение мирового духа», который проходит несколько ступеней развития и в качестве своей конечной цели имеет осознание свободы. Как и Кант, Гегель считает, что всемирная история «не есть арена счастья». В ней господствуют страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма ведущие к уничтожению процветающих государств. Гегелевский историцизм включает в себя 2 основных принципа: наличие в истории разума и утверждение целостности исторического процесса.

Культурологический подход. Данилевский, Шпенглер, Тойнби.

Утверждение существования множественности культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности.

– Данилевский развивает теорию обособленно существующих культурно-исторических типов (цивилизаций), проявляющихся через своеобразные формы общественного развития – религиозного, промышленного, политического, научного, художественного. Прогресс всемирной истории состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле человеческой деятельности исходить в разных направлениях. Наибольшее внимание уделяет славянскому культурно-историческому типу (России). Ставит вопрос о высоком общественно-экономическом и культурном предназначении славянского типа. Предостерегает от бездумного заимствования западных традиций.

– Шпенглер пересмотрел основы историцизма. Отрицает целостность и единство всемирной истории. Рассматривает мировую историю, как существование в разное время множества культур: расцветающие и стареющие культуры. Отвергает привычную для европейца схему, согласно которой все высокие культуры совершают свои пути вокруг западной культуры как предполагаемого центра всего мирового процесса, и утверждает одинаковое значение всех культур в историческом процессе.

Тойнби разрабатывал категорию «цивилизация». Выделяет в каждой цивилизации основные фазы исторического существования: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение. Во всемирной истории насчитывает 21 цивилизацию, различая их по религиозному признаку. Смысл всемирной истории видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

Экзистенциальный подход Ясперса. Такой подход стремится увязать смысл истории со смыслом человеческого существования. Истоки человеческого единства следует искать не в биологической природе человека, а в человеческой сущности – в свободе (свободное проявление духовных сил человека). Для объяснения исторического единства вводит понятие «осевая эпоха» (середина последнего тысячелетия до н.э.) – с этого момента мировая история человечества обрела структуру.

Марксистская теория – формационный подход. Маркс рассматривает развитие истории как естественно-исторический процесс. Основные категории: «общественно-экономическая формация», «общественные отношения», «историческая закономерность». Определяющие факторы смены исторических ступеней (формаций) – диалектическая взаимосвязь производительных сил и производственных отношений, а также сознательная деятельность народных масс. В отличие от экзистенциального подхода (эволюция представлений и идей), единство исторического процесса по Марксу объясняется общественным бытием, развитие которого подчинено социальным законам.

Читать еще:  Когда родился козерог по гороскопу. Козерог даты рождения

Антиисторицизм Поппера. Отрицает существование каких-либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории. А также единую историю человечества. Отрицание исторического прогресса. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы. Объективные критерии исторического прогресса отсутствуют.

Проблема общественного прогресса тесно связана с проблемой единства всемирной истории. Поэтому те концепции, которые признают какие–либо общие черты в развитии стран и народов, допускают наличие и определенной направленности общественного развития. Прогрессистские теории французских и немецких просветителей связывают поступательность развития общества с прогрессом человеческого разума.

Марксистская концепция отвергает такое толкование прогресса и дает его обоснование с позиций материалистического понимания истории: содержание прогресса – историческое развитие основных форм собственности, критерии прогресса – совершенствование форм собственности, развитие производительных сил, духовной культуры, возрастание степени свободы личности и развитие ее способностей.

Культурологические концепции Тойнби и Шпенглера ограничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

В определении содержания прогресса имеет значение точка отсчета всемирной истории. Маркс – первобытная общественно-экономическая формация. Ясперс – «осевая эпоха» – формирование философии и мировых религий. Тойнби – утверждает непрерывность пространства-времени, каждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего момента.

Прогресс всемирной истории не протекает гладко. Он включает случаи регресса – возвратного движения к ранее пройденным ступеням и формам развития, циклического движения – возврат к исходному состоянию повторяется в определенном естественном порядке. Прогресс человечества в целом выступает в спиралевидной форме, когда каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического процесса. Прогрессивные преобразования, однако, могут быть неодномерными: прогресс науки и техники может не совпадать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности. Формы общественного развития многовариантны. Поэтому в исследовании социального опыта людей следует применять всесторонний анализ с разных точек зрения.

Всемирная история как прогресс в осознании свободы

Всемирная история, – писал Гегель, – есть прогресс в сознании свободы. – Прогресс, который мы должны познать в его необходимости”. Следовательно, зрелость свободы в практике и человеческом сознании есть одновременно показатель исторической зрелости общества, или критерий общественного прогресса.

Степень зрелости свободы – основа периодизации всемирной истории.

Первый ее этап – восточные народы, которые еще не знают, что дух (а в истории человек) свободен. Они думают, что свободен один (деспот). Но эта свобода представляет собой произвол и покоится на несвободе всех остальных. Этот один – не свободный человек. Греки полагали, что свободны лишь некоторые. Германские народы благодаря христианству поняли, что свободен каждый.

Сознание свободы ≠ реализованной свободе. Христианство не положило конец рабству и не сделало государство и правителей разумными. Принцип свободы – симптом возможности всеобщей свободы, осуществление которой требует дальнейшем работы всемирной истории.

Роль государства. Подлинный субъект истории надиндивидуален и воплощен в реальной предметной структуре. Государство позволяет понять свободу не как атрибут атомизированной личности, а как качество социума, и не как природный дар, а как историческое достижение и стремление.

Осуществленная свобода человека начинается с гражданского состояния, которое было бы неверно рассматривать как ограничение свободы. Только политически организованная нация способна действовать как историческая сила. Безгосударственным народам Гегель отказывал в историческом развитии.

При разработке концепции свободы Гегель исходит из утверждения наличия объективной закономерности и необходимости ее познания и освоения.

Свобода это субстанция духа, заявляет Гегель. Дух есть всегда у себя бытие, имеет свой центр в себе, а это и есть свобода. Нечто свободно тогда, когда оно есть у самого себя. Целью духа может быть только сам дух, и субстанция духа – свобода. Условие свободы не необходимость вообще, а необходимость внутренняя “своя”. Иначе необходимость выступает лишь как внешнее принуждение, что со свободой несовместимо.

Гегель представил всемирно-исторический процесс как движение духа к свободе, ставит и проблему человека в истории, прежде всего, в связи с вопросом о средствах, которыми свобода как субстанция духа осуществляет себя в мире.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источники:

http://filosofedu.ru/index.php/filosofija-konspekt-lekcij/58-smysl-istorii-i-ideja-obshhestvennogo-progressa
http://studopedia.ru/10_265040_problema-smisla-istorii-obshchestvenniy-progress-i-ego-kriterii.html
http://studopedia.org/6-148055.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: