Все пророки до иоанна. Толкования на Лк

Закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется — толкование

Давайте вместе посмотрим на эти тексты с учетом контекста повествования.

Но сначала замечу, что некоторые христианские церкви, выдергивают из контекста часть указанной выше цитаты, а именно «Закон и пророки до Иоанна” и считают, что эта фраза Христа говорит об отмене с того времени закона и пророков. Итак, посмотрим, о чем говорится в этих отрывках.

Вы правильно заметили, что в Матф.11:13 и в Лук.16:16 говорится об одном и том же. Это параллельные места, в них евангелистами изложена одна и та же мыль, так как они ее поняли и вспомнили благодаря Духу Святому, поэтому и понимать суть данных фраз нужно с учетом обоих этих текстов.

В Евангелие от Луки, Евангелист вспоминает слова Христа после рассказа притчи о неверном домоуправителе. После нее делается вывод о пагубности сребролюбия. Сребролюбие было осуждено в Божьем законе (см. Исх.18:21, Пр. 28:20, Пс.9:24, Пс.118:36). Лука после данной притчи вспоминает Божий закон и говорит, что актуальные заповеди в нем не будут отменены, пока не закончится небо:

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» Лук.16:16,17

А далее Лука вспоминает заповедь о запрете развода без причины прелюбодеяния.

В Евангелие же от Матфея, которое в целом более объемное по содержанию, лучше виден контекст, касаемый Иоанна Крестителя.

Посмотрите, видно, что в Мафт. 11:7 Иисус начинает проповедь об Иоанне:

«Иисус начал говорить народу об Иоанне»

И далее речь идет только об Иоанне Крестителе . В 8 стихе сказано, что Иоанн не простой человек одетый в мягкие одежды, в 9 тексте Иисус говорит, что Иоанн больше чем пророк, в 10-м, что он предсказанный Ангел, который приготовляет путь Господу, в 11-м, что Иоанн больше из всех рожденных женами.

То есть с 7 по 11 тексты речь идет ТОЛЬКО об Иоанне. Что Иисус нам хочет сказать в этих текстах? Христос указывает нам на знаковость Иоанна Крестителя и на его особую миссию! А далее идет 12 и 13 тексты, где продолжается речь об Иоанне и раскрывается его миссия:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мафт. 11:12,13)

А здесь о чем говорит Иисус ? Неужели до Иоанна не нужно было прилагать усилия до вхождения в Царствие Божие? Я сильно сомневаюсь.

Давайте посмотрим, что сказано в параллельном месте в Лук. 16:16: «С сего времени Царствие Божие благовествуется»

Что это за указание на период времени: «с сего времени» и «от дней же Иоанна Крестителя»?

Тут я думаю, ответ очевиден: Иисус проповедует об Иоанне Крестителе и говорит, что с него начинается какое-то особое время. То есть речь идет о чем-то, что начинается со времени Иоанна Крестителя. А что начинается?

Ответ дан тут же: «Царствие Божие благовествуется»

Если мы объединим оба отрывка, то у нас получится такая фраза: «от дней же Иоанна Крестителя Царствие Божие благовествуется»

И действительно, до Иоанна Крестителя, пророки так прямо не благовествовали о приближении Царствия Небесного. Такую проповедь начал Иоанн в преддверии прихода не Землю Господа, Судьи и Искупителя:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:1,2)

Потом и Иисус подхватил проповедь Иоанна, относя к Себе приблизившееся Царство Небесное

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17)

А в чем же покаяние? Иоанн прямо говорил, что покаяние должно заключаться в раскаянии и реальном изменении своей жизни:

«Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф. 3:8)

Если теперь посмотреть на исследуемые слова Иисуса об Иоанне, то можно увидеть в них глубокий смысл:
До Иоанна Крестителя было Священное Писание, в котором было все проречено (другой перевод с оригинала — предсказано). Писание тогда называли “закон и пророки”. Словосочетание “закон и пророки” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др., см. об этом также здесь http://apologetica.ru/kniga/3-1.html ) . А с приходом Иоанна началась новая эра – эпоха в жизни Земли и верующих.

Читать еще:  Что значит родинка на спине. Значение родинок

Иисус указал, что Иоанн стал своеобразным водоразделом. Это видно и в параллельном тексте Лук. 16:16. До Иоанна были закон и пророки, где было все рассказано и предсказано, а Иоанн начал возвещать людям Евангелие — приближение Царствия Божьего с призывом к покаянию и изменению своей жизни («силою берется, и употребляющие усилие восхищают его») для наследия этого Царствия.

То, что в Матф. 11:12,13 главным действующим лицом является Иоанн – его личность и миссия, а не отмена закона, понятно и из 13 текста, следующего за 12-м:

«И если хотите принять, он (Иоанн) есть Илия, которому должно придти» (Матф. 11:14)

То есть, как мы видим, Иисус продолжает далее речь об Иоанне.

Итак, подводя итог рассмотренному выше, можно сделать один вывод: в исследуемых текстах Иисус говорил об Иоанне, о том, что раньше у верующих были только «закон и пророки», которые все сие и предсказали. Теперь же с Иоанна началась новая эра в жизни Земли и верующих в Бога Израилева. Иоанн начал благовествовать Евангелие о том, что наконец приблизилось Царствие Небесное, и нужно более серьезно задуматься о своей жизни, и если Вы хотите в попасть в это Царство, то нужно покаяться и прилагать со своей стороны определенные усилия для изменения своей жизни.

Сегодня не все правильно понимают суть вести Евангелия, предлагаю прочитать об этом статью Что такое Евангелие? Чем Евангелие апостола Иакова отличается от Евангелия Павла?

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 16:16

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-18 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным именем, а Закон (Лев. 26, 3-9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис. 19) обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? — поэтому Господь говорит: Закон и пророки имели время до Иоанна и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому, фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени. Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший. А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого. — Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде?

Читать еще:  К чему снится знакомство с отцом девушки. К чему снится знакомство с родителями? к чему сниться бывший и знакомство с его родителями

Еп. Михаил (Лузин)

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него

Закон и пророки до Иоанна (Крестителя) и пр.: см. прим. к Мф. 11:12-14. У ев. Матфея это изречение стоит в другой связи речи, чем здесь, и сказано при другом случае. Если здесь Господь повторил это изречение и направил его против фарисеев, то оно значит, что время фарисейской лицемерной праведности и мнимого исполнения закона в глазах народа прошло, и прошло так, что и фарисеи и не заметили этого. Со времени Крестителя настала новая эпоха Царства Божия на земле, где уже ясно открывается, что праведность фарисейская — ничтожная праведность; теперь усилием входят в Царство Божие, и это начинают понимать люди, только не фарисеи. Имея в виду более обширный контекст речи, блаж. Феофилакт толкует связь этого изречения с предшествующими так: «Господь словами вышесказанными учил нестяжательности и богатство назвал неправедным имением, а закон (Лев. 26:3—9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис. 1:19) обещали в награду блага земные. — Дабы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что ты говоришь? Ты противоречишь закону. Он благословляет, а Ты учишь нестяжательности, Господь говорит: закон и пророки имели время до Иоанна, и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн и проповедал Царствие Небесное, блага земные не имеют уже времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность».

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Ст. 16-18 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует

Эти три стиха содержат изречения, которые уже объяснены в комментариях к Евангелию от Матфея (см. Мф.11:12–14, 5:18, 32). Здесь они имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению 18-го стиха. Евангелист Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия (ср. Рим.7:1–3). Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает чрез это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом. Тот грешит с точки зрения непреложности закона (стих 17), а этот – как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни (стих 16).

Евангельское чтение с толкованием на 1 декабря

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ […]

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Читать еще:  Самые коварные знаки зодиака. Самый подлый знак зодиака: рейтинг, описание, особенности характера, советы астрологов

От Луки 16:15-18

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Лк.16:15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо, что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что «Бог знает сердца ваши» и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16, 5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс. 52,6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Лк.16:16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

По-видимому, это отдельная речь, не имеющая ничего общего с вышесказанным, но для внимательного она не покажется непоследовательной, а напротив очень связанной с предыдущим. Господь вышесказанными словами учил нестяжательности и богатство назвал неправедным имением, а Закон (Лев. 26, 3–9) поставлял благословения и в богатстве (между прочим), и пророки (Ис. 19) обещали в награду блага земные. Чтобы кто-нибудь подобно фарисеям не сказал Ему с насмешкой: что Ты говоришь? Ты противоречишь Закону: он благословляет богатством, а Ты учишь нестяжательности? – поэтому Господь говорит: «Закон и пророки имели время до Иоанна» и хорошо так учили, потому что слушатели были тогда в юном возрасте. Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти по бесплотности, и проповедал Царствие Небесное, блага земные уже не имеют времени, а проповедуется Царствие Небесное. Поэтому желающие небес должны на земле усвоить себе нестяжательность. Поскольку пророки и Закон не упоминали о Царстве Небесном, то справедливо обещали блага земные людям, еще далеко несовершенным и неспособным представить себе ничего великого и мужеского. Поэтому фарисеи, Я справедливо учу нестяжательности, когда несовершенные заповеди Закона не имеют уже времени.

Лк.16:17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

Потом, чтобы не сказали, что, наконец, все законное отвергнуто как суетное и совершенно пустое, Господь говорит: Нет! напротив, ныне еще более исполняется и совершается. Ибо что Закон начертал в тени, говоря образно о Христе или о заповедях, то ныне исполняется, и ни одна черта из того не пропадет. Что там в виде тени указано о Христе, то ныне совершится яснейшим образом. И заповеди Закона, данные тогда приспособительно и сообразно с разумением несовершенных, ныне будут иметь смысл высший и совершеннейший.

Лк.16:18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А что Закон несовершенным говорил несовершенно, видно из следующего. Например, Закон по жестокосердию евреев дал приговор о расторжении брака, именно: муж, если возненавидит жену свою, имел право развестись с ней, чтобы не случилось чего-нибудь худшего. Ибо склонные к убийству и кровожадные евреи не щадили ближайших родных, так что закалали в жертву бесам своих сыновей и дочерей. Но это недостаток и несовершенство Закона. Тогда было время такого законоположения, а ныне нужно другое учение, совершеннейшее. Поэтому Я и говорю: всякий, кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Поэтому нет ничего удивительного, если Я учу о нестяжательности, хотя Закон ничего о ней ясно не говорит. Вот, Закон равнодушно дал заповедь о брачном разводе, для предотвращения смертоубийства в иудеях; а Я, приучая слушателей к высшему совершенству, запрещаю развод без благословной причины и повелеваю так не вопреки Закону, но с тем, чтобы не было убийств между мужьями и женами. И Я подтверждаю это, когда учу, чтоб супруги заботились друг о друге и берегли друг друга как собственные члены. И Закон желал этого, но поскольку слушатели были несовершенны, то Он определил расторгать брак, чтобы, по крайней мере, при таком условии муж и жена щадили друг друга и не ярились один на другого.
Итак, Христос все требования Закона подтвердил; а поэтому и хорошо сказал, что невозможно пропасть ни одной черте из Закона. Ибо как бы она погибла, когда Христос исправил его (Закон) в лучшем виде?

Источники:

http://apologetica.ru/otvet/zakon-i-proroki-do-ioanna.html
http://bible.optina.ru/new:lk:16:16
http://pravoslavie.fm/evangelie/evangelskoe-chtenie-s-tolkovaniem-na-1-dekabrya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector