Все о гегеле. Философия гегеля: кратко

Философия Гегеля – кратко

В формате статьи учение знаменитого немецкого философа можно изложить лишь кратко. Ведь он разработал целую систему научных взглядов на процесс развития мироздания и его познание.

Как и любой плод человеческой деятельности, философия Гегеля возникла не на голом месте. Это был результат осмысления идей его великих предшественников Лейбница, Канта, других мыслителей и собственного жизненного опыта. Слава Георга Гегеля (1770-1831) настигла еще при жизни. Он преподавал в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Авторитет признанного ученого позволил ему быть избранным на должность ректора столичного университета в течение двух лет.

Диалектика

По убеждению Гегеля, изначально существует абсолют (мировой разум, абсолютная идея), который породил миры, звезды и планеты, дошел в своем развитии до создания минерального мира, а затем сотворил живые существа. Многообразие мира нарастает. Все формы бытия взаимосвязаны и проистекают друг из друга. Как только созревают условия к появлению чего-то нового, оно тут же возникает. После появления растений, как низшей формы жизни, лишенной свободы и самосознания, не могущей передвигаться и не имеющей индивидуальности, появились животные, обладающие способностью к перемещению. Растения эксплуатируют для своего существования неорганические компоненты природы, животные же поедают растения.

Нематериальная сущность абсолюта выражается в существовании и совершенствовании сознания человека. После своего рождения человек пользуется природными инстинктами, но в процессе образования и познания мира он дорастает до осознания себя как духовной личности. Он ощущает необходимость свободы для себя и начинает понимать, что другие люди также обладают духовностью и требуют свободы и уважения. На этой почве возникают государство, право и гражданское общество, мораль и нравственность. Таким образом субъективное сознание индивидуума трансформируется в объективное. В озарениях творцов искусства, верующих, в образованном и упорядоченном мышлении ученых (философов) мировой разум проявляет себя как идеальную, нематериальную сущность. Мировой разум → природа → логическое мышление → материализация совершенствующихся в самопознании идей – бесконечный путь все более высоких витков развития. Помимо этой идеальной субстанции ничего нет. Отсюда проистекает знаменитое высказывание ученого: «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». В этом суть диалектики Гегеля. Процесс развертывания мировой идеи последовательно изложен в работах «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».

Вечный двигатель

Все видимое и невидимое находится в бесконечном движении, необходимым источником которого является противоречие. Противоречие легко найти во всем и оно разумно, так как вне разума ничего не существует. Оно возбуждает процесс мышления, заставляет искать объяснение странного соседства. Примером может послужить сосуществование в человеке добра и зла. Возможно, кто-то в детстве не любил строгих учителей и через силу исполнял их требования. Став взрослым, он смог убедиться, что именно знания, полученные им из-под палки, открыли перед ним возможность получить желаемые образование и работу. От «добрых» учителей он сохранил лишь приветливые улыбки. Рассмотрение противоречий с разных сторон приводит к пониманию их единства в более широком понятии, где они дополняют друг друга. Для нового понятия вскоре обнаруживается другое противоречие, которое не нужно пытаться уничтожить, но нужно открыть примиряющую закономерность. С этим сталкиваются ученые в своих исследованиях, таким способом расширяя знания или делая открытия.

Читать еще:  Знак зодиака дева характер мужчины. Характеристика мужчины-девы в браке

Логика

Если из головы выбросить все мысли, то окажется, что бытие не существует. Сознание заполнит пустота. Бытие перейдет в небытие. Этот пример снимает противоречие одновременного существования идеального сознания и материального окружения. Отсюда делается идеалистический вывод, что мышление творит бытие, а не наоборот.

Цивилизация

Подобно тому, как в природе меняются виды, замещаясь более совершенными, в истории человечества государства, воплощающие более правильные идеи, одерживают победы над народами, свернувшими с правильного пути. Сам факт победы подтверждает следование божественной воле. Войны неизбежны и играют положительную роль, предохраняя человечество от застойных явлений и неправильного развития. Современные войны—не прихоть деспотов, а очистительная борьба политических идей. Интересы индивидуумов должны подчиниться воле государства, наиболее близко воплощающего абсолютную идею.

История

Как и природа, она проникнута и творится разумом. Как в почке дерева заложены вид, форма, сроки развития, так и ход истории предопределен развертыванием мировой идеи, существовавшей прежде мироздания.

Познание

Самой совершенной наукой Гегель считал философию, так как она не оперирует материальными инструментами или средствами, а использует лишь чистое мышление, имеющее природу абсолюта. Задачей науки он считал изучение и раскрытие истории развития мирового разума. Природа духа такова, что добровольно он признает верховенство лишь духовного начала. Поэтому высшее удовлетворение человеческому духу может предоставить только наука. Гегель был сторонником познаваемости мира.

Философия Гегеля

Философия Гегеля – важный этап немецкой классической философии.

В то же время среди других классических учений она выделяется особо, и выделяется своей декларативной самостоятельностью: в работах Гегеля отсутствуют ссылки на своих предшественников и современников, в том числе на Шеллинга.

И это при том, что Гегель охотно пользовался творчеством многих философов, включая названного Шеллинга, у которого он позаимствовал и перетолковал практически всю его концепцию.

Из-за этого Гегеля многие считали и продолжают считать интеллектуальным мошенником, который ничего существенного не дал науке, а лишь поставил своё имя в подборке нескольких идеалистических учений.

Основные положения гегелевской философии

Между тем Гегель отзывается на актуальные для своего времени философские явления, такие как учение Иммануила Канта, и на основе их переосмысления строит свою концепцию.

  1. Гегель считал, что окружающий мир познаваем, и чувственный и рассудочный опыт является инструментом познания. В этом он противоречил Канту, который считал, что «вещь в себе» не может быть познана, а то, чем она кажется, не может быть истиной.
  2. Противоречие – критерий истины, тогда как отсутствие противоречия должно говорить о заблуждении. Этот пункт – также возражение Канту, у которого всё было с точностью до наоборот. Всякая вещь по Гегелю – это сочетание противоположностей, которые противоречат друг другу, но вместе с тем друг друга дополняют.
  3. Основой всего сущего Гегель полагал безличное начало – Абсолютную идею, которая создаёт различные категории с целью самопознания. Природа же не может быть основой мироздания, поскольку она является пассивной субстанцией, над которой Абсолютная идея производит те или иные действия, изменяя её.
  4. Гегелевская диалектика – переход количественных изменений в качественные и наоборот. Это можно проиллюстрировать на примере кипения воды. Когда её температура 30 градусов, она имеет жидкое состояние. Когда температура воды повышается, то это количественное изменение; когда же она достигает 100 градусов, вода из жидкого состояния переходит в газообразное – это качественное изменение. Пример противоположного перехода – то же кипение воды: переходя в газообразное состояние, вода начинает занимать больший объём, чем в жидком виде.
  5. Закон двойного отрицания. Это тоже обычно иллюстрируют примером, на сей раз с зерном. Чтобы появился колос, нужно, чтобы умерло зерно, то есть колос как бы отрицает зерно. Но затем в колосе появляются новые семена, а сам он умирает (зерно отрицает колос). Таким образом, жизненным процессом колоса (и всего остального в мире) движет закон двойного отрицания.
Читать еще:  Желтые розы во сне. Сон “желтые розы”

Значение философии Гегеля

Как показывают исследователи, Гегель интересовался актуальными проблемами Нового времени и предвосхитил концепцию Модерна и модернизма. Гегель описывал такие проблемы, как социальная разобщённость, отчуждение, поиск свободы и внутренней гармонии, а также пытался соединить рациональное начало с идеалистическим.

Все эти мысли приобрели широкую популярность в эпоху Модерна – на рубеже XIX и XX веков. Утверждается, что Гегель также внёс большой вклад в формирование социальных наук, которых в его время не существовало. Вместе с тем заметна и вторичность его работ.

Она проявляется не только в известном «воровстве» идей у современников: ряд его идей – это воспроизведение общеизвестных истин и древнейших философских положений. К примеру, тезис о единстве и борьбе противоположностей как основе мироздания развивался ещё древнейшими античными мыслителями, а учение об Абсолютной идее и безличном творческом первоначале – это вариация платоновской концепции.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.

Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.
Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление – то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте:Философия Канта
Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны.
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения. Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.
Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира. Ключевая задача у абсолютной идеи – это, ни что иное, как самопознание.
Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий. Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)

Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Читать еще:  Письмо к менекею. Эпикур Самосский: афоризмы, цитаты, высказывания

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Существует три закона диалектики Гегеля:
1. Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:
Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени.
Качество – эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является.
Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.
Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это – понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.
Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.
Различия – категория неравенства самому себе, А? А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира.
Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.
Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

Источники:

http://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/16044-filosofija-gegelja-kratko.html
http://2mir-istorii.ru/lichnosti-novaya-istoriya/1619-filosofiya-gegelya.html
http://neo-humanity.ru/84-filosofiya-dostupnym-yazykom-filosofiya-gegelya-absolyutnaya-ideya-dialektika-gegelya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: