Время написания посланий апостола павла. Необходимость создания посланий

Краткое содержание (план) Апостольских Посланий

В числе авторов Апостольских посланий – пять апостолов: Иаков, Петр, Иоанн, Иуда и Павел.

Иакову и Иуде принадлежит по одному посланию, Петру – два, Иоанну – три, Павлу же – целых четырнадцать. Итого общим счетом двадцать одно. Семь посланий, принадлежащих первым четырём апостолам, составляют особый отдел и носят название соборных. Остальные 14 составляют другой отдел и известны под именем посланий апостола Павла.

Соборные послания

1. Смысл скорбей (искушений) (Иак.1:4, 5)

3. Бедность и богатство, отношение к миру (Иак.1:2, 5)

4. Проблема учителей. Два вида мудрости (Иак.1:3)

5. О Таинстве Елеосвящения (Иак.1:5)

Петра 1-е

2. Учение о Церкви как новом Израиле и царственном священстве (1 Пет.2:4-10)

3. О сошествии Господа во ад (1 Пет.3:18-20, 4:6)

5. Отношение христиан к властям (1 Пет.2:13-3:8)

Петра 2-е

1. «Лествица» христианских добродетелей (2 Пет.1:5-11)

2. Свидетельство о Преображении (2 Пет.1:12-21)

3. Обличение лжеучителей (2 Пет.2)

5. Свидетельство о Посланиях ап. Павла (1 Ин.3:15-16)

Иоанна Богослова 1-е

1. Признаки истинного богообщения

а) хождение во свете

в) исполнение заповедей

г) любовь к ближним

д) вера в Сына Божия

3. Учение об антихристе

4. Comma lohanneum (1 Ин.5:7-8)

Иоанна Богослова 2-е

2. О соблюдении заповеди о взаимной любви, которая состоит в исполнении заповедей Божиих (2 Ин.1:4-6).

3. Предостережение о приходе многих обольстителях и антихристах (2 Ин.1:7-9).

Иоанна Богослова 3-е

1. Мольба Богу и радость о странноприимстве Гайя (3 Ин.1:1-8);

2. Напоминание о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом (3 Ин.1:9-10).

3. Просьба Гайю не подражать злу, похвала добродетели Димитрия.

1. Примеры суда над лжеучителями (Иуд.1:5-7, 11)

2. Характеристика лжеучителей (Иуд.1:8-19)

3. Наставления верующим (Иуд.1:20-23)

Послания апостола Павла

Послания апостола Павла обыкновенно делятся на две неравные группы: 1) Послания общехристианские и 2) Послания пастырские (два Послания к Тимофею и Послание к Титу, потому что в них указываются основы и правила доброго пастырствования).

1. Послание к Римлянам

I. Благовестие св. ап. Павла как откровение правды Божией через веру (Рим.1:16-17)

II. Греховность (виновность) всех людей перед Богом (Рим.1:18-3:20)

1. Естественное откровение язычникам и их уклонение в идолопоклонство. Пороки язычества (Рим.1:18-32)

2. Неверность иудеев закону не уменьшает ценности Откровения (Рим.2:1-3:20)

III. Оправдание верою во Христа. Пример Авраама (Рим.3:21-5:11)

1. Смерть (умилостивительная жертва) (Рим.3:25) и Воскресение (Рим.4:25) Христа как наше оправдание

2. Примирение с Богом и получение благодати верою (Рим.5:1-11)

IV. Христос и Адам (Рим.5:12-21). Царство греха и смерти, пришедшее через Адама, сменяется через Христа царством благодати, праведности и жизни

1. Крещение — участие в смерти и Воскресении Христа (Рим.6:1-9)

2. Смерть во Христе для греха и закона и освобождение для праведности (Рим.6:9-7:6)

VI. Жизнь под законом — бессилие человека в отношении добра (Рим.7:8-25)

VII. Единение со Христом (Рим.7:8).

Преодоление власти плоти в Духе Святом и усыновление Богу (Рим.8:1-16)

VII. Иудеи и язычники в домостроительстве спасения (Рим.8:9-11)

VIII. Практические наставления (Рим.8:13-15)

1. Отношение к власти (Рим.13:1-7)

2. Вопрос о «немощных в вере» (Рим.13:14-15)

2. Первое Послание к Коринфянам

I. О разделениях и апостольском служении (1 Кор.1:1-4:21)

1. Разделения в Коринфской общине — нарушение единства во Христе (1 Кор.1:10-3:4)

2. Апостольское служение (1 Кор.3:5-4)

II. Нравственные нормы христианской жизни (1 Кор.5:1-7:40)

1. «Предание сатане» блудника (1 Кор.5)

2. Запрещение судиться пред неверными (1 Кор.6:1-8)

3. Общий принцип христианской нравственности и вопрос телесной чистоты (1 Кор.6:9-20)

4. Брак и девство (1 Кор.7)

III. Об идоложертвенном (1 Кор.8:1-10:33)

1. Самоограничение по любви к «немощным» братьям (1 Кор.8)

2. Личный пример самоограничения ап. Павла (1 Кор.9)

3. Предостережение от идолослужения (1 Кор.10:1-22)

4. Общее правило: «Все делайте в славу Божию» (1 Кор.10:23-33)

IV. Поведение на богослужебных собраниях (1 Кор.11:2-14)

1. О поведении женщин (1 Кор.11:2-16)

3. О дарах духовных в Теле Церкви. Гимн любви (1 Кор.12:1-14:40)

V. О Воскресении (1 Кор.15)

VI. Заключительная часть (1 Кор.16)

1. О сборе для Иерусалимской Церкви (1 Кор.1:1-4:21)

2. Личные планы Апостола (1 Кор.5:1-12:31)

3. Второе Послание к Коринфянам

I. Коринфская община и скорби ап. Павла (2 Кор.1:15-2:11)

1. Отложенное посещение Коринфа (2 Кор.1:15-24)

2. О «строгом» (4 ст.) послании (2 Кор.2:1-4)

3. Прощение обидчика (2 Кор.2:5-11)

II. Ап. Павел и его служение (2 Кор.2:12-7)

1. Скорби и утешение апостола (2 Кор.2:12-3:2)

2. Сущность апостольского служения (2 Кор.3:4-7:4)

а) служение Нового Завета (2 Кор.3:4-18)

б) внешнее и внутреннее содержание апостольского служения (2 Кор.4:1-5:21)

в) призыв к церковному единству (2 Кор.6:1-7:4)

3. Утешение после встречи с Титом (2 Кор.7:5-16)

III. Денежный сбор в пользу Иерусалимской Церкви (2 Кор.8:1-9:15)

1. Пример Македонских церквей (2 Кор.8:1-7)

2. Обнищание Господа нашего Иисуса Христа нас ради (2 Кор.8:8-10)

3. Организация и принципы сбора (2 Кор.8:11-24)

4. Призыв к щедрости (2 Кор.9:1-10)

5. Сбор как выражение единства и любви (2 Кор.9:11-15)

IV. Автоапология ап. Павла (2 Кор.10:1-13:10)

3. Предупреждение коринфян перед приходом (2 Кор.12:11-13:10)

4. Послание к Галатам

I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (Гал.1:6-2:21)

1. Свидетельства о призвании к апостольству (Гал.1:18-1:24)

2. Второе посещение Иерусалима (Гал.Апостольский собор) (Гал.2:1-10)

3. Апостолы Петр и Павел в Антиохии (Гал.2:11-21)

II. Закон и обетование в истории спасения (Гал.3:1-25)

1. Верующие — семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа (Гал.3:1-14)

2. Закон, данный позднее, не отменяет обетования (Гал.3:15-22)

3. Закон — детоводитель ко Христу (Гал.3:23-25)

III. Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила (Гал.3:26-4:31)

IV. Свобода — основание нравственной жизни (Гал.5:1-6:18)

5. Послание к Ефесянам

I. Начальное приветствие (Еф.1:1-2)

II. Вступительная молитва, благодарение за искупление Иисусом Христом (Еф.1:3-14)

а) молитва об ефесянах (Еф.1:15-2:10)

б) догматическое учение о соединении иудеев и язычников во Христе (Еф.2:11-3:13)

в) молитва и славословие (Еф.3:14-21)

а) единство в вере (Еф.4:1-16)

б) духовное обновление (Еф.4:17-5:20)

г) о духовной брани. Верующий — воин Христов (Еф.6:10-17)

6. Послание к Филиппийцам

2. Благодарение Богу за Церковь в Филиппах (Флп.1:3-8)

3. Молитва о возрастании филиппийцев в любви и познании Бога (Флп.1:9-11)

Читать еще:  К чему сниться что видишь разбивается самолет. К чему снится упавший самолет? К чему снится падающий самолет по соннику Миллера

II. Обстоятельства написания Послания и призыв к терпению в страданиях (Флп.1:12-30)

1. Узы ап. Павла и их влияние на проповедь (Флп.1:12-18)

2. Призыв к страданию за Христа (Флп.1:18-30)

III. Поучение филиппийцам (Флп.2:1-3:1)

1. Призыв к единодушию и единомыслию (Флп.2:1-4)

2. Пример Христа. Кеностический гимн (Флп.2:5-11)

3. Повторный призыв к единству (Флп.2:12-18)

4. Тимофей и Епафродит — помощники ап. Павла в деле проповеди (Флп.2:19-3:1)

IV. Противопоставление «праведности по закону» и «праведности по вере». Пример ап. Павла

1. Призыв не надеяться на «плоть» (Флп.3:2-7)

2. Через отвержение своих «плотских» преимуществ ап. Павел надеется быть участником Воскресения Христа (Флп.3:8-11)

V. Цель христианского жительства — преображение со Христом (Флп.3:12-21)

1. Пример ап. Павла в постоянном стремлении к достижению Христа (Флп.3:12-19)

2. Будущее небесное преображение (Флп.3:20-21)

VI. Заключительные части (Флп.4:1-23)

1. Заключительные наставления (Флп.4:1-9)

2. Благодарность филиппийцам за заботу (Флп.4:10-20)

3. Заключительные приветствия (Флп.4:21-22)

7. Послание к Колоссянам

2. Благодарность колоссянам и радость за их общину (Кол.1:4-11)

II. Учение ап. Павла о Христе

1. Первенство Христа Спасителя в творении и искуплении (Кол.1:12-20)

2. Примирение с Богом (Кол.1:21-23)

3. Тайна, сокрытая от веков: благовествование Христа язычниками (Кол.1:24-29)

4. Обитание божественной полноты в человеке Христе (Кол.2:9-10)

III. Укрепление в вере и осуждение ложных представлений о Христе

1. О стойкости веры колоссян (Кол.2:1-7)

2. Увлечение ложным мудрованием «по стихиям мира» (Кол.2:8)

3. Обрезание как символ и предначертание Крещения (Кол.2:11-15)

4. Ненужности ветхозаветных постановлений (Кол.2:16-18)

5. Ложная протогностическая ангелология и сотериология (Кол.2:18-23)

IV. Практические указания: разные стороны христианской жизни

1. Христианская жизнь: смерть во Христе и скрытая в Нем слава, которая явится при Его втором пришествии (Кол.3:1-4)

2. Христианская этика как новая жизнь во Христе. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (Кол.3:5-10)

3. Единство верующих (Кол.3:11-15)

4. Домашний кодекс: семейные и общественные отношения (Кол.3:16-25)

1. Увещевание к молитве (Кол.4:1-6)

2. Посланники и сотрудники апостола. Приветствия и распоряжение. Подпись ап. Павла и благословение (Кол.4:7-18)

8. 1-е Послание к Фессалоникийцам (к Солунянам)

I. Апостольская проповедь в Фессалониках (1 Сол.1:1-2:13)

1. Успех проповеди в Фессалониках (1 Сол.1:1-10)

2. Характер проповеди (1 Сол.2:1-13)

II. Гонения на христиан и состояние Фессалоникийской Церкви (1 Сол.2:14-3:13)

III. Призыв к чистоте, святости и братолюбию (1 Сол.4:1-12)

IV. О судьбах умерших и сроках Второго Пришествия (1 Сол.4:13-5:5)

1. Призыв к бодрствованию (1 Сол.5:6-10)

9. 2-е Послание к Фессалоникийцам (к Солунянам)

I. Увещание к терпеливому перенесению скорбей (2 Сол.1:3-12)

II. Признаки Второго Пришествия (2 Сол.2:1-12)

III. Хранение апостольского предания (2 Сол.2:15-3:5)

IV. Заключительные наставления. О необходимости жить собственным трудом (2 Сол.3:6-16)

10. 1-е Послание к Тимофею

I. Введение с приветствием (1 Тим.1:1-2)

II. Наставления Тимофею как блюстителю веры (1 Тим.1:3-20)

1. Противопоставление «Божьего назидания» и лжеучения (1 Тим.1:3-11)

2. Самосвидетельство ап. Павла (1 Тим.1:12-17)

3. Задачи, порученные ап. Павлом Тимофею в Эфесе (1 Тим.1:18-20)

III. Наставления Тимофею как предстоятелю Церкви (1 Тим.2:1-4:16)

1. Относительно церковных собраний (1 Тим.2)

2. Относительно лиц, избираемых в клир (1 Тим.3:1-13)

3. Об основной истине христианского вероучения (1 Тим.3:14-16)

4. Правила учительства словом и жизнью (1 Тим.4:1-16)

IV. Дисциплинарные наставления (1 Тим.5)

V. Наставления о руководстве разными категориями пасомых (1 Тим.6:1-19)

1. О рабах и господах (1 Тим.6:1-2)

3. Об опасности сребролюбия (1 Тим.6:6-10)

4. О целях Божиих людей (1 Тим.6:11-16)

5. О нравственности состоятельных христиан (1 Тим.6:17-19)

11. 2-е Послание к Тимофею

I. Введение с надписанием и приветствием. Обозначение главного предмета Послания (2 Тим.1:1-6)

II. Наставления Тимофею о пастырском служении (2 Тим.1:7-4:8)

1. Пастырство Тимофея: свидетельство, ответственность (2 Тим.1:7-14)

2. Судьба некоторых сотрудников ап. Павла (2 Тим.1:15-18)

3. Качества пастыря, передающего Предание (2 Тим.2:1-13)

4. Обличение лжеучителей (2 Тим.2:14-26)

III. Последние времена: эсхатология (2 Тим.3:1-9)

IV. Наставления о твердости в гонениях (2 Тим.3:10-17)

1. Верность Тимофея примеру ап. Павла в страданиях (2 Тим.3:10-13)

2. Твердость Тимофея, о богодухновенности Священного Писания (2 Тим.3:14-17)

V. Последнее обращение ап. Павла (2 Тим.4:1-18)

1. О проповеди Слова Божия (2 Тим.4:1-5)

2. Ап. Павел о своей кончине (2 Тим.4:6-8)

3. Личные просьбы, предостережение от Александра, о первом слушании судебного дела и апостола (2 Тим.4:9-18)

VI. Заключение с прощанием и благословением (2 Тим.4:19-22)

12. Послание к Титу

I. Введение с надписанием и приветствием (Тит.1:1-4)

II. О пастырях Церкви (Тит.1:5-16)

1. Требования к пастырям (Тит.1:5-9)

2. Обличение лжеучителей (Тит.1:10-16)

III. Наставления об учительной деятельности пастыря (Тит.2:1-2:10)

2. Мужчины и женщины (Тит.2:4-8)

IV. Спасительная сила благодати (Тит.2:11-15)

V. Нравственные качества христиан (Тит.3:1-7)

VI. Заключение: прощальные распоряжения апостола, приветствия и благословение (Тит.3:8-15)

13.Послание к Филимону

II. Похвала Филимону (Флп.1:4-7)

III. Оправдание Онисима (Флп.1:8-22)

14. Послание к Евреям

1. Христос выше пророков и ангелов (Евр.1:1-2:18)

2. Христос выше Моисея (Евр.3:1-4:13)

3. Христос выше Аарона (Евр.4:14-7:28)

4. Жертва Христова выше левитских жертвоприношений (Евр.8:1-10:18)

5. Призыв укрепляться в вере (Евр.10:19-12:29)

Билет 4;

Вопрос 1. Послания святого апостола Павла, их перечень и время написания. Классификация посланий.

Подлинность посланий.С глубокой древности за подлинные принимаются 13 посланий(кроме Послания к Евреям). Мураториев фрагмент (ок.170 г.) упоминает все 14. Еретик Маркион (ок.150 г.) исключаетПастырские послания, но тем самым он свидетельствует об их существовании. У мужей апостольских, в частности, у Климента Римского, а также у Тертуллианаимеются выдержки из всех 14 посланий святого апостола Павла.

Способ написания.Апостол Павел пользовался услугами переписчиков. В Послании к Римлянам (16,22) таким был некий Тертий; Послание к Филимону (1,10) и к Галатам (6,11) написаны собственноручно. Иногда апостол Павел вел собственноручную переписку (1Кор.16,21; Кол.4,18), – это или приветствие, или благословение.

Порядок расположения посланий.Порядок посланий сложился в Церковном каноне постепенно. Послания к Церквам помещаются всегда первыми. Только Послание к Евреям помещали в разных местах, но наиболее часто в конце всех, поскольку оно было признано каноническим позднее других.

Современный порядок посланий в каноне Нового Завета:

А) По признаку важности обсуждаемых в них вопросов и постепенностью их раскрытия.

1. Вначале помещается послание с изложением вопроса об оправдании (Послание к Римлянам). Затем идут послания об усвоении его в жизни верующих (1-е и 2-е Коринфянам). Обоснование оправдания против всяких возражений и сомнений изложено в Послании Галатам.

Это так называемая группа сотериологических посланий.

2. Далее идет группа христологических посланий, раскрывающих учение о Лице совершителя спасения – Иисуса Христа: Ефессянам, Колоссянам, Филлипийцам, Евреям. Сюда же относится и Послание к Филимону.

Читать еще:  Максим Грек – краткая биография. По преставлении Максима Грека началось поклонение ему как великому богослову и учителю

3. Третья группа посланий – нравственно-эсхатологического содержания (1-е и 2-е Фессалоникийцам), – о последних судьбах мира.

4. Четвертая группа – пастырские послания (1-е и 2-е Тимофею и Титу) с изложением правил устройств и руководства христианскими общинами для достижения спасения.

Б) С точки зрения хронологической (4 группы):

1. Послания из второго путешествия: 1-е и 2-е Фессалоникийцам, (ок.53 г.);

2. Послания третьего путешествия: 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Римлянам (ок.57-58 гг.) – с изложением вопросов об условиях и средствах оправдания.

3. Послания из первых Римских уз: Ефессянам, Филлипийцам, Колоссянам, Филимону, Евреям (ок.63-64 гг.). Это догматико-христологические посланияо лице Искупителя Иисуса Христа, как Божественной Ипостаси.

4. Группа пастырских посланий (1-е и 2-е Тимофею и Титу), написанных в конце жизни апостола Павла, после освобождения его из первых римских уз (64-67 гг.), выражающих заботу о каноническом устройстве Церкви. Как предсмертный завет великого апостола звучит Второе послание к Тимофею, написанное им во время вторых римских уз, в ожидании близкой своей кончины (67 г.).

В основном каждое послание по содержанию состоит из 4-х частей:

2) вероучительная часть;

3) нравоучительная часть;

Вопрос 2. Послание к Галатам: Апостол Павел принял Евангелие от Самого Христа; сравнение Павла с прочими Апостолами (гл. 1-2).

Уже в самом начале послания святой Павел называет себя «апостолом» с целью подчеркнуть свое право на это звание, ибо он «избран не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (1,1). Его апостольство не присвоено самовольно, и не воспринято от других, пусть даже самих апостолов, но принято от Самого Господа.

Защитительная часть послания: доказательство Павлом своего апостольского авторитета:

а) Божественный авторитет благовестия апостола Павла (1,2-24)

Для доказательства истины своего учения о свободе от Моисеева закона и о необязательности обрезания, об оправдании только верой в Иисуса Христа апостол Павел указывает на его богооткровенный источник: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через Откровение Иисуса Христа» (1,2-12).

Поэтому, хотя апостол Павел и не был непосредственным учеником Христа при Его земной жизни, но Самим же Христом был поставлен на один уровень со всеми остальными апостолами.

Сама история обращения Савла в христианство должна показать галатам божественный авторитет его апостольства. До своего обращения он «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (1,13), преуспевал в иудействе более своих сверстников, «будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» (1,14). Здесь только Божественная сила могла так изменить внутренний мир Павла, что из гонителя он стал гонимым, из фарисея – апостолом. В предвидении будущей ревности в христианстве Бог избрал его «еще от утробы матери» (1,15), чтобы открыть в нем «Сына Своего» для благовестия язычникам (1,16).

Апостол указывает, что он даже физически не имел возможности научиться у других апостолов: сразу после обращения он ушел в Аравию, где пробыл неотлучно три года (1,16-19). Вероятно, в Аравийской пустыне он был посвящен Духом Святым во все тайны христианского учения. Через три года (от обращения) апостол Павел ходил в Иерусалим «видеться с Петром». Апостол Павел специально уточняет, что у апостола Петра он пробыл около 15 дней (1,18), тем самым, показывая, что за это короткое время не мог ни изучить христианское учение, ни заимствовать его от других апостолов.

Тогда же апостол Павел встретился и с апостолом Иаковом, «братом Господним» (1,19). Он почитался «столпом» Церкви, наравне с апостолами Петром и Иоанном (Гал.2,9). Он же был епископом Иерусалимской Церкви и председательствовал на Апостольском Соборе (Деян.15,13)

И за все последующие 14 лет после первого посещения Иерусалима апостол Павел ни разу не был больше во святом Граде, но пошел в страны Сирии и Киликии уже с проповедью нового христианского учения (1,21-2,1).

б) Одобрение благовестия апостола Павла «столпами апостолов» (2,1-10)

В подтверждение истинности своего благовестия апостол Павел отмечает его полное согласие с учением всех остальных апостолов. При свидании со «столпами апостолов» последние не нашли в его благовестии ничего отличного от своего учения. Свидание это состоялось, как уточняет апостол Павел, через 14 лет в Иерусалиме, на «Апостольском Соборе» (2,1). 14 лет отсчитывается со времени первого свидания с апостолом Петром (1,18), которое было через три года после обращения. Таким образом, если обращение апостола Павла произошло в 34 году, то апостольский Собор был в 34+14+3 = 51 году*.

(* Католические богословы считают, что указанные 14 лет нужно отсчитать со времени обращения апостола Павла. Тогда Апостольский Собор будет в 48-49 году; однако, контекст Послания (особенно 2,1 – «потом через 14 лет опять ходил я в Иерусалим») говорит, что считать следует после первой встречи с апостолом Петром)

Когда же апостол Павел изложил «столпам апостолов» свое учение о свободе от Моисеева закона и о спасении благодатью по вере в Иисуса Христа, то «знаменитые» не возложили на него ничего более, но подали ему «руку общения» (2,6-9), т.е. согласились с его благовестием, что и подтвердили решениями Апостольского Собора в Иерусалиме (2,2).

Во время Апостольского Собора «вкравшаяся лжебратия» приходила тайно подсмотреть за свободою деятельности апостола Павла, решится ли Он и здесь, в Иерусалиме, так смело отступать от Моисеева закона (2,4-5). Но апостол Павел остался принципиальным до конца, несмотря на то, что даже «знаменитые» сообразуясь с местом и временем, иногда дозволяли и в христианстве иудеям держаться своих обычаев.

Апостол Павел бескомпромиссно защищал истину благовестия Христа, зная, что всякая уступка иудейским обычаям ведет к ослаблению веры, умалению заслуги Иисуса Христа и что в споре о роли иудейских обычаев, обрядности и закона решается судьба Евангелия и Церкви.

в) Обличение святого апостола Петра (2,2-21)

Когда апостол Петр в Антиохии захотел сделать уступку иудействующим; стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из иудеев, вместе ел и общался, то апостол Павел смело обличал его «лицемерии» (2,2-13). Это говорит о том, что для апостола Павла авторитетом является только Иисус Христос.

Из этого обличительного места становится ясно, что апостол Павел :

– имел полное равноправие со всеми остальными апостолами;

– апостол Петр не имел никакого особого преимущества или главенства над другими, как бы то хотели видеть католические богословы, считающие, апостола Петра «князем апостолов»*.

(* В Вульгате вместо имени Петра в Послании к Галатам 2,2 стоит имя «Кифа» в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между апостолом Петром и неким иным благовестником Кифой)

Читать еще:  Сонник ирисы цветок живой красный. Что если снится цветок ирис? Сонник Миллера: предстоит радость

Вопрос 3. Литургическое применение текста (ц.-сл.): 1 Кор. 11:23,24

к7г Ѓзъ бо пріsхъ t гDа, є4же и3 предaхъ вaмъ: ћкw гDь ї>съ, въ н0щь, въ ню1же прeданъ бывaше, пріeмъ хлёбъ, к7д И# благодари1въ, преломи2, и3 речE: пріими1те, kди1те: сіE є4сть тёло моE, є4же за вы2 ломи1мое: сіE твори1те въ моE воспоминaніе.

На литургии во время евхаристического канона:Возглашeніе: Пріими1те, kди1те, сіE є4сть тёло моE є4же за вы2 ломи1мое во њставлeніе грэхHвъ.

Время написания посланий апостола павла. Необходимость создания посланий

Данная тематическая детализация показывает справедливость представления Посланий святого апостола Павла как целостного текста, объединенного общей темой и раскрывающего в Откровении Нового Завета богословие Апостольской Церкви.

Группировка Посланий по догматическим темам позволяет сделать ряд теоретических и практических выводов [Рис. 6].

В теоретическом отношении такой способ дает результаты в области библейского богословия, исагогики и истории Апостольской Церкви.

Во-первых, мы получили наглядное представление о Посланиях как целостном богословском тексте, главное содержание которого — догматическое. Таким образом подтверждается место Павловского корпуса в системе тем Нового Завета: именно в его Посланиях нам раскрывается богословие Церкви. Мы видим, как постепенно богословие Древней Церкви приобретает отчетливый вид полной богословской системы, содержащей все разделы догматического богословия в том виде, как принято структурировать догматику сегодня. Расположение Посланий в хронологическом порядке позволяет выявить процесс генезиса богословия апостола Павла. Можно говорить, что разделы богословия, раскрываемые апостолом Павлом, находятся в полном соответствии с логикой исторического развития Древней Церкви. Таким образом, в Посланиях святого апостола Павла мы видим последовательное развертывание системы богословия Древней Церкви.

Во-вторых, именно традиционные для православия, святоотеческие выводы о времени, месте и авторе написания Посланий апостола Павла позволяют выстроить стройную и исторически непротиворечивую картину. Время, место и повод написания Посланий получают тематическое обоснование. Особенно это касается Посланий к Галатам и к Евреям. Северо-галатийская теория оказывается наиболее соответствующей реалиям Древней Церкви, соответственно, сверхранняя датировка Послания к Галатам не позволяет увязать исторические и богословские аспекты апостольской истории воедино. Послание к Евреям, как христологическое, не может занимать иное место в такой системе, как среди христологических Посланий, написанных в первых римских узах, 61–63 гг. Соответственно, датировка этого Послания согласно блаженному Феодориту Кирскому представляется наиболее разумной. Решается вопрос и авторства Послания к Евреям: среди новозаветных писаний ему нет места нигде, как среди Посланий апостола Павла. Соответственно, никто, кроме апостола Павла и кроме как во время первых римских уз не мог написать такое Послание. В противном случае оно полностью выпадает из логики как Нового Завета, так и истории Апостольской Церкви. Таким образом, мы выходим на более широкую проблему: исагогические сведения оказываются вовсе не второстепенными, они — главные, именно с них— по мысли Отцов — должно начинаться изучение книг Писания, и именно они формируют не только исторический, но и догматический контекст Посланий.

В-третьих, можно говорить о более глубокой картине истории Апостольской Церкви. Она преставляет собою не только событийную последовательность, но и возникновение богословских, пастырских, литургических проблем в процессе формирования и развития христианских общин. Можно говорить о более тесной взаимосвязи Деяний Апостолов и Посланий святого апостола Павла применительно к истории Древней Церкви. Необходимо уже по-новому использовать жизнеописание апостола Павла для изучения новозаветной истории. Если же использовать жизнеописания других апостолов и Соборные Послания и Евангелия в хронологической последовательности их возникновения, то мы сможем выстроить комплексную, системную картину того, что происходило в первом веке.

Практическое применение данного метода анализа осуществимо в двух, на наш взгляд, направлениях: методики преподавания и практике миссионерства.

В первую очередь это методика преподавания Посланий апостола Павла. Подобная историко-догматическая схема Посланий дает возможность учащимся сразу и в целом уяснить содержание Посланий, а также увидеть генезис богословия апостола Павла в связи с его жизнью. Поскольку Послания апостола Павла очень трудны как для изучения, так и для преподавания, то движение от простого к сложному, соответственно, от первых Посланий к кульминации его богословской мысли, представляется продуктивным. Здесь особняком стоит Послание к Филимону, написанное к частному лицу по частному вопросу. Однако, это Послание можно изучать в первую очередь. Именно так преподавал архимандрит Матфей (Мормыль) в Московской духовной семинарии, начиная курс Посланий святого апостола Павла с Послания к Филимону. Краткое, выстроенное по форме Послание фактически является как бы сжатым образом всех Посланий апостола языков. Именно на примере этого Послания удобно говорить о форме античных писем, о стиле, о взаимосвязи жизни апостола Павла и его богословия. На основании такого подхода легко выстроить логическую структуру учебного курса.

Наконец, в миссиологии такой способ анализа Посланий также позволяет сделать интересные выводы. В хронологической последовательности Посланий перед нами предстают темы, которые волновали христианские общины. Но Апостольская Церковь — это образ любой исторической Поместной Церкви. Какова была она — таковы были и последующие. Таким образом, можно попытаться связать хронологический порядок возникновения этих тем с иерархией важности этих тем в деле проповеди христианства. Тогда оказывается, что тема Второго Пришествия — главная тема, которая волнует христиан в первую очередь. Эту тему надлежит уяснить в самом начале, ибо она самая первая, которая смущает христианское общество, только-только принявшее Христа. В нашем, XXI веке, происходит то же самое: апокалиптические темы сейчас одни из самых острых, т.к. фактически ныне происходит второе оглашение России. Следующие темы — тема церковной дисциплины и духовных дарований. Это, видимо, вторая по значимости тема в процессе оглашения, актуальность которой сегодня столь же ясна. В ряду экклесиологических тем лежит и тема Евхаристии. Третья тема — это уже святая святых православного богословия — сотериология и догмат Искупления. Не только апостол Павел, но и апостол Петр писал в конце своей жизни: «. и у вас будут лжеучители, которые … отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет.2:1). Таким образом, следуя последовательности катехизических тем, раскрываемых апостолом Павлом, можно выстроить программу оглашения. Насколько она будет удачной — это уже должна показать практика и соответствующее изучение вопроса.

Итак, можно утверждать, что структурно-смысловой анализ Посланий апостола Павла показывает, что это особый, выстроенный в последовательную систему богословский текст, открывающий перед нами глубину богословия Древней Церкви, направленного как на созерцание божественных истин, так и на практические нужды первых Церквей.

Источники:

http://azbyka.ru/shemy/kratkoe-soderzhanie-plan-apostolskikh-poslanij.shtml
http://studopedia.su/13_72609_bilet-.html
http://sfi.ru/science/srietienskiie-chtieniia/xx-sretenskie-chteniya/plenarnoe-zasedanie/glavnye-temy-poslanij-svyatogo-apostola-pavla-i-bogoslovie-drevnej-cerkvi.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: