Возникновение науки. Наука в доисторическом обществе и Древнем мире

Возникновение и развитие науки в древнем мире, её основные черты. Полит. Наука в системе научного знания

Наука Древней Греции

1)Когда мы говорим о Древнем мире, речь идёт о гуманитарных, общественно- политических науках.

2 вида школьных учебных заведений:

А)Палестрии-мальчики до 18 лет. Учились писать, считать, музыка, танцы, физ-ра

Б)Гимнасии- после 18 лет. Грамматика, арифметика, диалектика, геометрия, риторика, астрономия, теория пения.

Были учебные дисциплины, значит, были и научные дисциплины. Существовали научные школы: Академия Платона, Школа последователей Аристотеля, сад Эпикура. В этих школах давалось высшее образование (как мы его понимаем), они не были государственными. Не было постоянного состава. Было ядро. Масса учеников. Были платные школы.

Всё о чём шла речь, относилось к политике как к науке. Полит. Наука являлась центральной в системе гуманитарного знания.

2) Древнегреческая наука развивалась как теоретическая наука. Здесь отсутствует полностью научные исследования, которые начинали бы с опыта или эмпирии. Древнегреческая наука не знала эмпирические методы исследования. В древней Греции не было индуктивной логики.

Теоретическая основана на дедуктивности. Теоретики-это рационалисты. Древнегреческая наука- это содержательная наука. Источником общего знания считалось содержание, а содержание- способность видеть общее в частном явлении. Это называлось мудростью.

Важнейший признак-появление формальной логики Аристотеля. Свидетельствует о появлении науки. До сих пор основополагающий. Описывали фактический материал.

Полит. Наука в Древней Греции- умозрительная наука. Школа Аристотеля использовала нормативистскую теорию. Нельзя считать, что Аристотель- нормативист, созерцатель. Он родоначальник прогматистского направления. В поисках понимания, что такое власть и государство, исследовал существующие государства.

3) Наличие институциональности науки в Древней Греции. Социальные институты, в которых развивалась наука, были иными и не похожи на современные. Они формировались в виде научных сообществ, на добровольной основе. Учёных объединяло не государство, а научный интерес. ПР.: в рамках школы Аристотеля создана группа людей, изучающих формы государственности. Было описано приблизительно 150 форм.

Читать еще:  Числа удачи: определяем свои счастливые дни по дате рождения. Нумерология, или Как узнать свое счастливое число

Полит. Наука в системе научного знания

1. Политика как наука. Демокрит.

2. Политика как искусство, как политическое творчество.

Демокрит считал, что политика не может быть наукой, только как искусство.

Полит. Наука в Древней Греции достигла совершенной, классической формы своего существования. Речь идёт применимо к древности.

Полит. Наука была самой развитой. Это объясняется тем, что центром жизни полисов была проблема государства. Свободный грек знал 2 вида деятельности: 1) Политика. Участие в управлении государством.2) Военное дело. Защита государства.

Высшим предметом полит. Науки являлось благо, все остальные науки должны были помогать полит. Науки изучать его.

Место полит. Науки: Полит.наука стоит на вершине наук. Она замыкает иерархию наук.

109.201.143.233 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Наука в доисторическом обществе и Древнем мире

Понятие преднауки. Преднаука возникает вместе с человеческой культурой. Под преднаукой мы будем понимать любые накопление знания, выходящее за пределы обыденного опыта индивида и являющееся результатом первичного разделения труда. Потребность в накоплении знания существовала уже в доисторическом обществе и древних цивилизациях (Египет, Месопотамия, Китай и т. п.). Значительный шаг к формированию науки был сделан под влиянием философских учений в эллинистическом мире, когда были сформулированы принципы теоретической систематизации знания. И наконец, наукой в собственном смысле слова называют возникший в XVII— XVIII вв. новый способ познания мира, стержнем которого является математизированное естествознание с его опорой на опыт и эксперимент. Новоевропейская наука значительно расширяет технические возможности человека и преобразует общество, его политические, правовые и экономические институты. Она формирует новые тип культуры, систему ценностей и ментальность. Если античный идеал науки предполагал соответствие знания принципам, то теперь добавляется новый идеал — соответствие фактам.

Специфика преднауки древних цивилизаций в том, что она аккумулировала знания и умения в неразделимом единстве. Ее содержание может быть представлено как совокупность рецептов и инструкций. Человек, владеющий такими инструкциями, знает только последовательность действий или операций, приводящих его к искомому результату. Однако преднаука не может быть сведена к простой совокупности умений, случайно собранных в ходе практического взаимодействия с природой. Преднаучные знания и умения неразрывно связаны с мифом, магией и ранними формами религии.

Читать еще:  Кому поклоняются и во что верят агностики. Агностицизм как мировоззрение

Миф есть исторически первое рациональное отношение человека к миру, особый способ понимания природной и социальной действительности. Миф ориентирован на гармонизацию отношений человека к миру и окружающим его людям. В мифе человек не выделяет себя из окружающей среды, метафорически очеловечивая ее (антропоморфизм) и одушевляя природные явления (анимизм). Мифологическому мышлению свойственно соединение рационального и эмоционального. Вещи и слова, существа и их имена, предметы и знаки оказываются равноправными участниками событий, описываемых в мифе. Мифологическое объяснение основывается на генетизме и этиологизме: все вещи и мир в целом объясняются через повествование о происхождении и творении. В мифе берут начало и философия, и религия, и наука, и искусство.

Магия — обряды и поступки, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир. Магические обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных и следующих одно за другим явлений. В основе первобытной магии лежит чувство парти- ципации (сопричастия) человека и природы, сопоставление стихий и частей тела, вещей и их изображений или названий. Миф и магия дополняют друг друга. Миф антропоморфизирут природу, а магия делает человека участником природных процессов. Преднаучные формы объяснения мира направлены на преодоление отчуждения человека от окружающей среды (враждебного, полного опасностей и неизвестности мира).

Возникновение науки и стадии ее развития

Появление науки

В современной исследовательской литературе нет единого мнения о времени появления науки. Одни считают, что момент ее рождения установить в принципе невозможно, она всегда сопутствовала жизни человека. Некоторые находят исток науки в античности, т.к. именно здесь было впервые применено доказательство (доказательство Пифагором теоремы в $VI в. до н.э.$). Также появление науки связывают с созданием классической методологии научного познания в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт) или с идеей классического европейского университета, соединяющего в себе педагогические функции и функции научной лаборатории (А. фон Гумбольдт).

Этапы развития науки

Наука в ходе своего развития прошла следующие этапы: древняя наука, средневековая наука, нововременная, классическая наука и современная наука.

1 этап. Наука в древности характеризует синкретичностью, нерасчлененностью знания. Знанием чаще всего становилось умение. Кроме этого, зачатки науки этого периода основывалась на религиозных, мифологических, магических воззрениях.

Настоящий прорыв для науки древности и это открытия в геометрии, произведенные в Древнем Египте, Вавилоне и Древней Греции. Древние греки начинают мыслить мир абстрактными категориями, оказываются способными делать теоретические обобщения наблюдаемого. Этому доказательством служат рассуждения древнегреческих философов о первоначалах мира и природе.

Читать еще:  Знаки зодиака по порядку начиная с овна. Как знаки зодиака распределены по месяцам и числам

Предметом научных рассуждение на этапах ее зарождения являлся в целом универсум. Человек понимался как органического часть этой целостности.

2 этап. Христианский этап развития науки связан с переосмыслением античных научных достижений. Средневековая наука не отринула античное наследие, но по-своему его в себя включила. На первый план среди наук в эпоху христианства выходит теология.

На развитие и уровень средневековой науки повлияло появление университетов.

Предметом средневековой науки было прояснение природы Бога, мира как Его творения и взаимоотношения «Бог-человек».

3 этап. Наука Нового времени отличается антирелигиозной направленностью. Христианские максимы и положения выводятся из сферы науки, оставаясь всецело уделом теологии, которая также теряет приоритетное положение в данную эпоху. Авторитетом становится естествознание, основанное на математике. Начало эпохи Нового времени ознаменовано научной революцией.

Нововременная эпоха занята выработкой методологии (Ф. Бэкон). Для Ф. Бэкона – наука это сбор эмпирических данных и их анализ. Достигнув определенного количества, знание может рождать новое качество, образовывать закономерности, тем самым расширяя представления человека о мире. Для нововременной науки крайне важен опыт и эксперимент.

Наука Нового времени ввела новую онтологию, имеющую материалистические установки, окончательно утвердила гелиоцентрическую систему мира. Для ученого $XVII в.$ окружающий мир – это исследовательская лаборатория, открытое для исследования пространство.

В $XVIII-XIX вв.$ указанные тенденции в развитии науки получили свое продолжение. Естественные науки окончательности закрепили за собой эталон научности. В эпоху Просвещения философы выступают с идеей популяризации науки. Посредством создаваемой ими «Энциклопедии» наука стала открыта более широкому кругу общественности. Наука XIX в. была ознаменована открытиями в области термодинамики и электричества, Ч. Дарвиным была сформулирована эволюционная теория и т.д. $XIX в.$ – расцвет классической науки.

Предметом исследования нововременной науки является микромир.

4 этап. Появление современного этапа развития науки связано с развитием квантовой физики на рубеже XIX-XX вв. и открытием А. Эйнштейном теории относительности. Современная наука включает в себя неклассический и постнеклассический типы рациональности. Ее методология основывается на вероятностных и синергетических методах познания.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источники:

http://studopedia.ru/2_112516_vozniknovenie-i-razvitie-nauki-v-drevnem-mire-ee-osnovnie-cherti-polit-nauka-v-sisteme-nauchnogo-znaniya.html
http://studref.com/653873/pravo/vozniknovenie_nauki_osnovnye_stadii_istoricheskoy_evolyutsii
http://spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_nauki/vozniknovenie_nauki_i_stadii_ee_razvitiya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: