Возникновение ислама. Ночь Хиджры: из Мекки в Медину

Хиджра Пророка ﷺ в Медину

Всевышний Аллах повелел и пророкам Мусе, Нуху, ‘Исе совершить хиджру (переселение). Всевышний испытал Пророка Мухаммада ﷺ подобно тому, как испытывал прежних пророков, ниспослав им различные трудности. Также это переселение должно послужить уроком для всех мусульман до Конца Света: если их притесняют и не дают им свободно исповедовать Ислам там, где они живут, то они обязаны переселиться туда, где будет возможность следовать Исламу и Шариату.

Именно с переселения Пророка ﷺ в Медину началось Исламское летосчисление.

С этого переселения началась новая эра для мусульман, и это было началом масштабного распространения Ислама. («Фикху-ссирати-ннабавийя», с. 132; «Хаяту-ннабиййи». Т. 2, с. 3).

Хиджра Пророка ﷺ в Медину

Посланник Аллаха ﷺ разрешил мусульманам перебраться в Медину, и они начали покидать город. В Мекке остались только Посланник Аллаха ﷺ , Абу Бакр и Али. Двое последних остались по распоряжению Посланника ﷺ . Остались и те, кого насильно удерживали многобожники. Некоторые мусульмане не совершили Хиджру, потому что неверующие Мекки схватили их и держали взаперти, подвергнув мучениям. Некоторые из них не смогли оставить родину и имущество из-за слабости веры или, будучи не в состоянии перенести трудности переселения.

После того, как курайшитские язычники узнали, что мединские ансары заключили договор с Пророком ﷺ , обязуясь защищать его ценой жизни, они озадачились. Когда мусульмане вместе с семьями стали переселяться в Медину, многобожники поняли, что те нашли для себя защиту, и стали опасаться, что Посланник Аллаха ﷺ тоже покинет Мекку, и тогда он будет представлять собой угрозу для них. Они собрались посоветоваться и пришли к единому мнению: покончить с Пророком ﷺ , пока он не успел переселиться в Медину. От каждого племени курайшитов отобрали по крепкому парню, которые должны были одновременно ударить Посланника Аллаха ﷺ острыми мечами, чтобы ответственность за его кровь разделили все племена и сыновья Абдуманафа не смогли бы отомстить. Среди присутствовавших был шайтан в образе старца из Неджда, ему понравился план, и он согласился с ним.

Однако предписания Аллаха были иные.

Пророк ﷺ получил от Всевышнего долгожданное разрешение на переселение, после чего он сразу пришел к Абу Бакру и рассказал ему об этом. Абу Бакр попросил взять его с собой. Они договорились выйти ночью из Мекки тайком и встретиться за городом. Среди сподвижников Абу Бакр был самым любимым и доверенным человеком для Пророка ﷺ . Он первым уверовал в Пророка ﷺ , поэтому Пророк ﷺ выбрал его спутником при переселении в Медину.

Пророк ﷺ при переселении в Медину оставил Али в Мекке для того, чтобы возвратить чужие сбережения, данные ему на хранение.

К Посланнику Аллаха ﷺ явился Джибриль и сказал: «Не спи в эту ночь в своей постели». Посланник ﷺ велел Али ибн Аби Талибу лечь спать в его постель и укрыться зеленым хадрамаутским плащом. В эту ночь курайшиты договорились окружить дом Пророка ﷺ и покончить с ним. Несколько курайшитов собрались перед дверью, чтобы рассмотреть через щель в ней, что происходит внутри. Они затаились, желая внезапно напасть на Посланника ﷺ . Тогда Посланник Аллаха ﷺ вышел из своего окруженного дома, взял горсть песка с мелкими камушками и, читая аяты из суры «Ясин», рассыпал его над их головами.

Он читал следующий аят из суры «Ясин»:

” وَ جَعَلْناَ مِنْ بَيْنِ َأيْدِيهِمْ سَدّاً وَ مِنْ خَلْفِهِمِ ْسَداّ فَأَغْشَيْناَهُم َفُهْم لا يُبْصِرُون “

Всевышний Своим могуществом усыпил поджидавших неверных, и Пророк ﷺ ушел незамеченным.

Узнав, что Пророк ﷺ вышел из города и направился в сторону Медины, курайшиты отправились вслед за ним.

Посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр укрылись в пещере на горе Савр, паук затянул паутиной вход в нее, а также голубь свил гнездо у входа. У них была договоренность с Абдуллахом бин Урайкат (придерживавшимся веры своих сородичей) встретиться в пещере на горе Савр через три дня после того, как их поиски прекратятся. Что же касается Амира бин Фухейра, то он пас овец Абу Бакра, прислушивался к тому, что говорят в Мекке, и ночью сообщал им услышанное. Курайшиты, которые искали Пророка ﷺ и Абу Бакра, пришли к пещере Савр. И тогда Абу Бакр сказал: «Если кто-либо из них заглянет сюда, то увидит нас». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что ты думаешь о двоих, третьим для которых является Аллах?».

Читать еще:  Развитие отраслей как результат влияния нтр. Глобальные последствия нтр

Всевышний Аллах не дал курайшитам заметить их. Но также язычники подумали, что в пещере никто не может находиться, ибо у входа в пещеру голуби свили гнездо и вход был прикрыт паутиной. («Фикху-ссирати-ннабавийя», с. 134).

Когда язычники не нашли Пророка ﷺ , они в качестве вознаграждения обещали по 100 верблюдов за Пророка ﷺ и Абу Бакра. И когда кто-то в обществе, где сидел и Суракат, сказал, что видел недалеко двоих людей, Суракат понял, что это они. Но он не хотел делить награду ни с кем, и чтобы отвлечь внимание других, он сказал, что это те, которые пошли искать свою скотину, затем немного посидел и вышел, чтобы отправиться в погоню за ними. Когда он увидел Пророка ﷺ , его лошадь споткнулась, и он упал с нее. Он снова встал, сел на лошадь и поскакал за ними. Он приблизился к Пророку ﷺ настолько, что стал слышать его чтение. На этот раз, ноги лошади Сураката погрузились в песок до колен. Суракат упал и стал ругать свою лошадь. Он понял, что Пророк ﷺ защищён.

Испугавшись, он попросил защиты у Пророка ﷺ . Пророк ﷺ остановился и подождал, пока Суракат не приблизился к нему. Суракат попросил прощения и рассказал о том, что курайшиты обещали за них 100 верблюдов и что много людей ищут их. Он предложил им еду и воду, но они отказались и только попросили не выдавать их. («Фикху-ссирати-ннабавийя», с. 134; «Ар-Рахикуль-махтум», с. 251).

Встреча Пророка ﷺ с жителями Медины

По пути в Медину Пророк ﷺ остановился в Кубаъ и провел там несколько дней. В Кубаъ за эти дни построили мечеть, в которой Пророк ﷺ вместе с ансарами и мухаджирами совершил намаз в спокойствии и безопасности, после чего они все отправились в Медину. («Нуруль-якин», с. 77).

Все жители Медины вышли на окраину города, чтобы там встретить Пророка ﷺ . Они очень обрадовались приходу Пророка ﷺ и встретили его, распевая приветственные стихи, нашиды. Они вели его до Медины, взяв за уздечку верблюда. Каждый просил Пророка ﷺ , чтобы он остановился у него и был готов принять его с почетом. Но Пророк ﷺ сказал, что Всевышний повелел его верблюду остановиться на определенном месте, и верблюд сел у дома Абу Аюба аль-Ансари. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 259).

После того, как Пророк ﷺ обосновался в Медине, он отправил в Мекку за своей семьей Зайда бин Хариса и Абу Рафиъ. Им он отдал 500 дирхамов и два верблюда. Вместе с ними Пророк ﷺ отправил Ибн Урайкита, чтобы он указал им путь. Они привели дочерей Пророка ﷺ Фатиму и Уммукульсум, его жену Савдат, Умму Айман, а его дочери Зайнаб переселиться не разрешил ее муж Абу Ас. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 261).

ISLAMDAG.RU

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Сегодня ночь Хиджры. Как это было?

Ночью, 27 месяца Сафар, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, совершил Хиджру – переселение из Мекки в Медину. Это ознаменовало новую эпоху мусульманского призыва. Мусульмане всего мира сегодня вспоминают, как проходило переселение пророка.

Ночь Хиджры – ночь переселения пророка из Мекки в Медину, является В 622 году идолопоклонники решили убить Мухаммеда, и он вынужден был переселиться в Медину, куда к тому времени уже переселилась значительная часть мусульман. Это событие может считаться началом появления первого исламского государства. Период до Хиджры стал именоватся джахилия – доисламским периодом. Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря.

Прибытие пророка Мухаммада в Ясриб (названный позже городом Пророка Мадинат-ан-Набий, или просто Медина) большинство историков 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба и по личному его приказу. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 Мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Как говорят историки этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

Читать еще:  Как узнать сильная ли у меня энергетика. Биоэнергетика по дате рождения

Как проходила Хиджра пророка?

Когда усилились притеснения сподвижников Пророка, он разрешил хиджру в Медину. Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, чувствовал спокойствие за распространение ислама в Медине. Он чувствовал, что Медина готова была принять мухаджиров (переселенцев).

Верующие приступили к хиджре, выступая группами, одна следуя за другой. Пророк остался, вместе с ним остались Абу Бакр, Али и те, кого насильно удерживали курайшиты.

Когда мекканцы узнали, что сподвижники отправляются в Ясриб, где они будут защищены, то они испугались распространения этой религии и решили убить Пророка.

В ночь, когда они запланировали совершить покушение на Пророка, Аллах дал знать ему об этом и приказал ему совершить хиджру и присоединиться к верующим, которые переселились до него. Он повелел ему не ночевать в эту ночь в своей постели.

Пророк попросил Али лечь на его место и укрыться его накидкой. Он велел ему вернуть людям оставленные ими на хранение вещи. Али подчинился его приказу и лег на место Пророка в его доме.

Пророк вышел из своего дома прямо перед глазами тех, кто хотел убить его. Как гласит предание, Аллах ослепил их глаза, назло им. Пророк рассыпал песок над их головами, прошел между ними и пошел к дому своего близкого друга Абу Бакра ас-Сыддыка и они спешно вышли в путь ночью.

Мухаммад и Абу Бакр дошли до пещеры «Савр» и остановились в ней, чтобы переждать пока их поиски чуть утихнут.

Что же касается курайшитов, то их охватила ярость, когда они узнали, что их козни были раскрыты, и план их разрушен. Они срочно отправили гонцов во все стороны и назначили награду в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка или укажет на его местонахождение. Поиски Пророка привели их ко входу пещеры горы «Савр», они остановились возле неё. Но Всевышний спас своего Пророка от их козней, посредством паутины, которая была сплетена пауком. Курайшиты увидели, что паутина цела, значит никто не входил в пещеру. Абу Бакр тогда сказал: «О, Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит под свои ноги, то непременно увидит нас». Пророк ответил ему: «Что ты думаешь о двоих, когда третий с ними Аллах?».

Спустя три дня к ним пришел проводник, которого они наняли до этого, с двумя конями, согласно обговоренному заранее плану, и они отправились в сторону Медины. По дороге Пророк проходил мимо шатра Умм Ма’бад Хузаийя, и ей выпало на долю увидеть баракат (благословение) от Пророка в своей овце, которая не давала ни капли молока. Пророк взял у нее разрешение подоить овцу. Тут ее вымя наполнились молоком. Пророк сначала напоил её, затем своих спутников, потом выпил сам. После этого он наполнил посуду второй раз и затем отправился в путь.

Сурака ибн Малик прослышал, что Пророк взял свой путь по побережью, и он захотел получить вознаграждение курайшитов. Когда он приблизился к ним, Пророк тогда обратился к Всевышнему о помощи, и ноги коня курайшита погрузились в землю. Сурака попросил помощи и дал слово Пророку остановить его поиски. Пророк освободил его коня посредством молитвы. Он вернулся и начал отбивать охоту у людей к поискам в направлении, по которому шел Посланник Аллаха.

Ансары (жители Медины), каждый день выходили к подступам своего города в ожидании прихода Пророка и возвращались в свои дома с усилением жары.

В понедельник, двенадцатого числа месяца Робигуль авваль в начале тринадцатого года пророческой миссии, их глашатай известил о приезде Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего. Он был услышан и повсюду стал слышан такбир «Аллаху Акбар!». Все жители вышли навстречу Мухаммада.

Уроки этого события

Хиджра послужила новым этапом для мусульманского сообщества в целом. Благодаря ей, мусульмане смогли встать на ноги и вести свой призыв за пределами Мекки, при этом, оставаясь под защитой жителей Ясриба. Хиджра – показала, что мусульмане являются единым организмом и должны помогать друг другу, эта история побуждает к построению братских отношений. Главная же мудрость, извлекаемая из Хиджры – эта помощь Аллаха тем, кто искренне полагается на Него и верит, что судьба всецело зависит только от Его власти.

Ночь Хиджры – память о великом событии в исламе

Переселение пророка Мухаммада (с.а.в.) и его сподвижников из Мекки в Медину стало началом новой эры Ислама и почитается мусульманами всего мира как величайший праздник – ночь Хиджры. Выпадает это событие на 27 число месяца сафар, по григорианскому календарю – 5 ноября 2018 года. Из-за разницы в стилях летоисчисления, праздник ежегодно смещается на 11-12 дней назад. Год по календарю Хиджра короче григорианского, так как основывается на лунном цикле. Знать подробности той великой ночи, о мудрости, дальновидности, безграничной вере посланника Аллаха и следовать его заветам – долг всякого правоверного мусульманина.

Читать еще:  Во сне пристальный взгляд красивого молодого мужчины. Магия чисел

Предыстория события

Благословенная Мекка не всегда была прибежищем мусульман и их главной святыней. Древним городом правило племя курайшитов, исповедовавших многобожие и идолопоклонничество. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сам происходил из этой общины, но был отмечен волею Аллаха и изменил религиозные убеждения.

После прочтения мусульманской проповеди, он стал подвергаться гонениям со стороны соплеменников. Посланнику и его сподвижникам запрещали молиться, совершать религиозные обряды, за непослушание угрожали физической расправой над семьями.

В это же время в городе Ясрибе, ныне Медина, было неспокойно. Вражда между евреями и арабами грозила вылиться в серьезный конфликт. Старейшины, заинтересованные в мирном разрешении, предложили Пророку (с.а.в.) и его последователям, переселиться в Ясриб, надеясь, что мудрое правление положит конец междоусобным распрям.

Как происходило переселение

Мухаммад (с.а.в.) принял предложение, но открытые действия могли нанести большой вред зарождавшейся мусульманской общине. Было принято решение осуществлять переселение тайно, небольшими группами, практически с пустыми руками, оставляя дома и нажитое имущество.

Так продолжалось несколько лет. Мусульманская диаспора в Ясрибе росла, укоренялась, обретала новых приверженцев. Благополучный исход вызвал гнев курайшитов. Язычники приняли решение убить пророка Мухаммада (с.а.в.) изощренным способом, дабы избежать кровной мести.

В дом Посланника(с.а.в.) были направлены представители знатных родов Мекки, по одному от каждого. Им предписывалось совместно совершить злонамеренное деяние – одновременно нанести смертельный удар. Но Всевышний Аллах предупредил Мухаммада (с.а.в.) о готовящемся покушении и велел немедленно совершить хиджру.

В ту же ночь Пророк (с.а.в.) в сопровождении тестя, праведного халифа Абу Бакра (р.а.), покинул родную, но неласковую Мекку. Место на ложе, которое должно было стать смертным одром, занял Али, муж любимой дочери Пророка – Фатимы. Явившись в назначенный час, убийцы откинули покрывало и обнаружили подмену. Их не интересовал Али, была организована погоня за Мухаммадом (с.а.в.).

Помощь Аллаха воздается по вере

Внезапные сборы не дали возможности подготовиться к длительному пути. Требовалось время и место для отдыха, разумная осторожность побуждала запутать следы. Пророк Мухаммад (с.а.в.) и Абу Бакр (р.а.) остановились в пещере Савр, неподалеку от Мекки, и пробыли там 3 дня.

Преследователи быстро достигли этой местности. Но, осмотрев окрестности, не вошли внутрь пещеры. Причиной тому стал паук, свивший гигантскую паутину на входе. Раз тенеты не разрушены, в гроте никого нет – рассудили они. Непосвященные даже подумать не могли, что эту иллюзию создал Всевышний Аллах для защиты своего посланника.

Убийцы объявили награду за поимку Мухаммада (с.а.в.)т – 100 верблюдов, целое состояние по тем временам. Поиском занялся Сурака ибн Малик. Следопыт настиг путников, но вдруг ноги его коня начали погружаться в песок, прирастая к земле. Малик взмолился о помощи, был освобожден Пророком (с.а.в.), после чего вернулся в Мекку и стал убеждать соплеменников не совершать грех.

Длинный нелегкий путь завершился в месяце раби-уль-авваль, 12 числа. Мухаммад (с.а.в.) благополучно прибыл в Ясриб, названный позже Мединой. Шел тринадцатый год великой пророческой миссии. Друг и сподвижник Абу Бакр (р.а.) много переживал о безопасности Посланника, но безграничная вера Мухаммада (с.а.в.) в святое заступничество Аллаха берегла путников от козней недоброжелателей.

Какие уроки необходимо вынести

Пророк Мухаммад (с.а.в.) свято верил в могущество Всевышнего и завещал это своим последователям. Благодаря убежденности в правоте Единого Бога, Посланник смог спасти мусульман от преследований, организовать сплоченную общину, распространить ислам по всему миру.

Он не убоялся преследователей. Отправляя людей из недружелюбной Мекки, ждал, когда смогут уехать или уйти все, кто способен передвигаться и ощущает ислам в сердце, как единственную религию. Пророк (с.а.в.) покинул город только при реальной угрозе жизни, и то по велению Аллаха.

Именно поэтому ночь Хиджры считается столь важной и значимой. С этого момента ведется летоисчисление по лунному календарю. Все правоверные мусульмане искренней молитвой воздают хвалу Аллаху и его Посланнику Мухаммаду (с.а.в.).

Это ночь не праздного веселья, а праведных мыслей и добрых дел. Все в мире даровано милостью Аллаха и вершится по его воле.

Источники:

http://islamdag.ru/istoriya/31027
http://www.info-islam.ru/publ/stati/statji/segodnja_noch_khidzhry_kak_ehto_bylo/5-1-0-20081
http://www.ummatour.ru/articles/noch-hidzhry-pamyat-o-velikom-sobytii-v-islame

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: