Возможные подходы к катехизации взрослых в условиях современной приходской жизни. Таинство крещения и христианское воспитание
Содержание
- 1 Возможные подходы к катехизации взрослых в условиях современной приходской жизни. Таинство крещения и христианское воспитание
- 1.1 Миссионерский отдел московской епархии
- 1.2 Катехизация взрослых в современных условиях. Протоиерей Илья Настевич
- 1.3 Катехизация перед крещением и венчанием: как проводить и о чем предупреждать
- 1.4 Как мотивировать человека, которому предстоят огласительные беседы
- 1.5 Зоя Дашевская
- 1.6 Как оглашать физически и психически больных людей
- 1.7 Протоиерей Артемий Владимиров
- 1.8 О каких опасностях предупредить молодых перед венчанием
- 1.9 Протоиерей Александр Дягилев
- 1.10 На какие темы говорить с молодыми перед венчанием
- 1.11 Как преодолеть отношение к катехизации как к “пропуску” на Таинство Крещения?
- 1.12 Использованная литература
Миссионерский отдел московской епархии
Катехизация взрослых в современных условиях. Протоиерей Илья Настевич
Катехизация – это обучение вере, которое является одной из основных забот пастырей Церкви на протяжении всего времени ее существования.
Православная Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации, который зафиксирован в канонических памятниках. Напомним, что катехизация по заповеди Иисуса Христа является одной из важнейших задач Церкви: «Шедше научите» – такими словами напутствовал Он Своих учеников. Это наставление нашло свое отражение и в канонических нормах, в соответствии с которыми от изучения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть, а в случае выздоровления каноны предписывают изучать веру. Отметим также, что древней практике крещения соответствовали и правила, действовавшие в 19 веке. Согласно указу Святейшего Синода от 22 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический сорокадневный срок.
Однако сейчас, к великому сожалению, реальная ситуация в большинстве случаев совершенно не соответствует ни историческому опыту Церкви, ни каноническим нормам. В то же время все чаще клирики и активные миряне высказываются в поддержку достаточно длительной и серьезной подготовки взрослых перед собственным таинством Крещения, крещением их детей или же перед венчанием. Вопрос о катехизации взрослых людей остро стоит в настоящее время перед Русской Православной Церковью. По статистике большинство населения страны, около 80%, относят себя к православным. Однако действительно воцерковленных православных христиан оказывается сравнительно совсем немного. И когда мы говорим о катехизической работе со взрослыми людьми, речь идет не только и не столько об оглашении тех, кто в сознательном возрасте принял решение креститься. В еще большей степени это проблема обучения вере и воцерковления уже крещенных в детстве или когда-либо еще людей, фактически отпавших от Евхаристического общения в Церкви, однако желающих крестить своих детей или венчаться. В некоторой мере катехизация должна была бы быть организована и для многих прихожан, имеющих зачастую весьма смутные представления даже об основополагающих положениях Православной христианской веры.
Что же должна дать катехизация некрещеных или невоцерковленных людей? Результатом этой работы должно стать обретение человеком понимания христианского мировоззрения, осознанное его вхождение в богослужебную жизнь Церкви и участие в Евхаристии. Это очень сложная задача. Поэтому при организации катехизаторской работы необходимо придерживаться определенных норм, которые призваны направить ее в правильное русло и уберечь от уклонений. Прежде всего, надо помнить, что обучение вере – долг пастыря, основанный на словах Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19). Священник не может уклониться от научения людей, он должен стать не «требоисполнителем», а духовным наставником, готовым потратить силы и время на то, чтобы привести еще одну душу к Иисусу Христу. К сожалению, реальность приходской жизни такова, что времени на эту важную обязанность остается немного, кроме того, успех катехизации определяется и уровнем богословских знаний самого пастыря, но богословское самообразование на приходе в нынешних условиях вещь сложная, но заниматься им нужно.
В то же время, катехизация – педагогический процесс, это в буквальном смысле «детоводительство» ко Христу. По сути, это воспитание человека, пусть уже и взрослого, истинное воспитание, христианское. Но если это педагогика, то, как и в любой педагогической деятельности, здесь надо учитывать возрастные особенности, психологические качества, нравственное и культурное развитие человека, уровень светского образования, социальный статус, религиозную мотивацию. Следует учитывать на кого ориентирована катехизация и принять тот факт, что характерные черты потенциальной аудитории наложат свой отпечаток на организацию всего процесса.
Мы уже сказали, что огласительная работа ведется, прежде всего, среди так называемых «этнически православных». Для людей далеких от Церкви Крещение, также как и Венчание, по свидетельству многих приходских священников, нередко является либо просто обрядом, данью традиции, либо чем-то вроде получения оберега. Однако в таком случае гораздо проще осуществить это «мероприятие» там, где к нему не надо долго готовиться, а можно просто придти, заплатить деньги и получить желаемое. Отсюда следует необходимое требование – правила и нормы совершения таинств Крещения и Венчания должны быть единообразными во всех храмах епархии. Если же люди будут знать, что требования везде одинаковые, что катехизация обязательна для участия в Таинствах вне зависимости от того, в каком храме они собираются крестить, креститься или венчаться. Это заставит их серьезнее отнестись к оглашению, и они скорее будут выбирать тот храм, где огласительные беседы будут более живыми, интересными, приближенными к реальной жизни. Из сказанного следует, что необходима координация действий и централизованная организация катехизации на уровне епархии.
В качестве подготовительной формы работы с теми, кто приходит в храм по случаю или же для того, чтоб совершить таинство Крещения или Венчания, могут быть проведены предварительные консультации дежурного священника или квалифицированного храмового работника-катехизатора, которые могли бы привлечь редко бывающих в храме людей к более частому его посещению. Цель этих консультаций – прежде всего, просто расположить нового человека к церкви через благожелательное общение, знакомство с храмом, его иконами, святынями, а также посредством содержательных ответов на возникающие вопросы, совета и помощи, в случае необходимости, и, наконец, разумного объяснения норм поведения в храме и правил участия в катехизационных беседах.
Уместно, конечно, поставить и вопрос о конкретных программах катехизации взрослых. Здесь, прежде всего, мы должны обращать свой взор к святоотеческому наследию, искать общее руководство в тех трудах святых отцов, которые посвящены оглашению и Крещению обращающихся к вере, например, это огласительные и тайноводственные поучения св. Кирилла Иерусалимского и огласительные слова св. Иоанна Златоуста. Их труды не потеряли и не могут потерять своей актуальности и в наше время, несмотря на изменившиеся условия жизни. Природа человека остается неизменной.
В наше время нередко встречаются попытки в целях более успешной катехизации использовать западный конфессиональный опыт. Никоим образом не отрицая то, что может быть в нем полезного, приведем все же слова выдающегося богослова протоиерея Георгия Флоровского об относительности ценности современных богословских схем. Размышляя о современном богословии в целом, он указывает на актуальность опыта Святых Отцов в «такое время, как наше» и на надуманность схем современных богословов: «У меня часто бывает странное чувство. Когда я читаю ранних классиков христианского богословия, Отцов Церкви, я нахожу, что они для моего времени с его бедствиями и проблемами более актуальны, чем продукция современных богословов. Отцы имели дело с жизненными проблемами, с разрешением вечных вопросов, которые описаны и изложены в Священном Писании. Рискну утверждать, что св.Афанасий и бл. Августин гораздо более современны, чем многие из наших теперешних богословов. Причина здесь проста: они говорили о реальных вещах, а не о схемах, они были озабочены не столько тем, во что человек может поверить, сколько тем, что Бог сделал (курсив – прот. Георгия Флоровского) для человека. Нам в «такое наше время», следует расширить свои горизонты, признать древних учителей и попытаться создать для нашего времени жизненный синтез всего христианского опыта»1.
В то же время, необходимо в наибольшей степени приблизить огласительные беседы к внешним обстоятельствам современной жизни. И тут мы можем с удовлетворением указать на тот факт, что к настоящему времени силами инициативных священников и мирян создано уже немало достаточно хороших, продуманных программ, готовящих взрослого человека к принятию крещения или к воцерковлению его, в случае если он был когда-то ранее крещен и отпал от Церкви. В общих чертах примерная программа первоначальной катехизации могла бы выглядеть таким образом.
Прежде всего, нужно обсудить с пришедшими вопросы о смысле жизни, о Боге и о вере в Бога. Человек должен понять, куда и зачем он пришел, он должен обратиться к Богу сознательно и целостно, а для этого ему надо дать верное понятие о состоянии человека без веры, об истинной вере и о Боге, в Которого верят христиане.
Следующие собеседования надо посвятить ключевым понятиям, без которых невозможно воцерковление – понятию греха и покаяния. Осознание добра и зла должно быть важнейшим моментом перед Крещением или Венчанием. Если люди пришли в церковь для совершения Таинств, они не могут по-прежнему совершать те действия, которые христианство признает греховными, значит они должны изменить свою жизнь в соответствии с нравственными требованиями Церкви. А нередко современный далекий от религии человек имеет весьма искаженное представление о грехе.
Приходящий в Церковь должен также увидеть путь спасения человека и осознать, что Христос – Спаситель, Бог, явившийся во плоти. Возможно, следует побуждать оглашаемых самостоятельно читать Евангелие.
В результате всего этого обсуждения человек должен придти к пониманию необходимости соблюдения заповедей и постоянной церковной и домашней молитвы. Более того, пришедшие в храм только ради совершения Таинства люди должны понять, что без Церкви нет спасения, что только в ней возможен путь христианина.
Длительность огласительного цикла хотя и не должна быть слишком большой (ради того, чтобы не отвлекать обучением загруженных работой, заботами о семье и бытовыми проблемами людей на долгое время), но все же не может быть и__ менее месяца, по крайней мере, из соображений методических: перемена сознания человека требует определенного времени, периода проживания внутренних изменений. Видимо, самый оптимальный срок – около двух-трех месяцев. Наиболее приемлемым режимом бесед, очевидно, следует признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и откликнуться своей жизнью на призыв Церкви. Представляется необходимым участие оглашаемых в церковных богослужениях на протяжении всего цикла огласительных бесед. Это даст им личный опыт литургической жизни.
Важно помнить, что цель катехизации – не сообщение определенной суммы знаний, а приобщение человека к жизни в Церкви, к Евхаристическому общению. Поэтому надо смотреть на процесс оглашения как на первую ступень в христианской жизни человека, но отнюдь не как на короткий период подготовки к совершению Таинства, после которого слушатель вернется к своей обычной жизни. Именно поэтому так важны участие в богослужениях Церкви, домашняя молитва, чтение Евангелия.
Непосредственно перед совершением Таинства катехумены должны либо исповедаться, если они уже крещены, либо провести исповедально-доверительную беседу со священником. Это позволит выяснить, насколько оглашаемый готов к участию в Крещении или Венчании, верует ли он православно, отказался ли он в своей жизни от того, что несовместимо с христианской верой, понимает ли смысл жизни в Церкви.
Одновременно, если мы определяем катехизацию как элемент процесса вхождения человека в Церковь, мы, несомненно, сталкиваемся с проблемой согласования катехизической деятельности с последующей за нею пастырской деятельностью. Человек, прошедший оглашение не должен остаться без внимания после совершения Таинства, к которому готовился. Священник, руководивший огласительным циклом бесед, призван осуществлять и дальнейшее пастырское окормление новообретенных членов Церкви.
Полноценное воцерковление невозможно без участия в христианской общине. В этот период оглашаемый входит в Церковь как общину учеников Христовых, а это значит, что сама жизнь членов Церкви и будет важнейшим основанием для свидетельства о Христе и Церкви и для воцерковления человека. Катехумен знакомится на данном этапе с живыми, реальными людьми, называющими себя христианами и прихожанами определенного храма. Все проблемы катехизации – это не проблемы теоретического научения основам веры, это скорее проблемы организации нашей приходской жизни. Поэтому основной задачей священника в деле оглашения должно быть создание реальной христианской общины из уже верующих и воцерковленных людей. Не может быть успешной катехизации новых людей там, где нет нормально организованной жизни прихода. А уже в сплоченной, неформальной общине, объединенной совместными делами и заботами, под непосредственной опекой священника должно проходить воспитание активных мирян, способных помогать в процессе воцерковления новоначальных. Одной из форм продолжения катехизации воцерковляющихся может быть приходская школа или курсы для взрослых. Во-первых, в качестве следующей ступени, уже после совершения Крещения или Венчания, можно было бы проводить более углубленные занятия по Закону Божиему, истории Церкви, основам литургики.
С другой стороны, это могут быть не только богословские курсы, более глубоко раскрывающие православное учение. Не менее важно для взрослых людей, входящих в Церковь, научится правильно строить взаимоотношения в семье с Богом и в Боге, как в малой Церкви – и между супругами, и родителей с детьми. Курсы молодой православной семьи могли бы быть поддержкой тем, кто недавно венчался или крестил ребенка, и помогли бы создать на приходе сообщество православных духовно здоровых семей. Так же актуальна была бы и школа православной матери.
Надо отметить, что нередко сами новокрещаемые взрослые люди хотят узнать больше о Православной вере, о Библии, активно участвовать в жизни Церкви, однако их интерес и неофитский энтузиазм часто не находит ни отклика, ни какого бы то ни было удовлетворения на приходе. Так что порой катехизаторам не надо даже прикладывать особых усилий, а достаточно лишь просто поддержать нового человека на его пути в Церковь.
В завершение отметим, что в настоящее время разработано множество различных планов катехизации, немало их и в Интернете. Иногда бывает впечатление, что главная задача в катехизаторской работе некоторыми сводится к поиску новых форм преподнесения знания о православном христианстве. Однако средоточием катехизации должно быть все-таки ее содержание, свидетельство о жизни вечной и явление этой жизни в проповеднике. Успех в катехизации может быть достигнут лишь через богословие, явленное не только в слове, но и в жизни пастыря – проповедника или катехизатора.
Еще раз подчеркнем, что катехизация не может быть сведена к интеллектуальному обучению вере, а должна включать и исполнение заповедей. Катехизация взрослых людей открывает возможность для приобщения к христианской жизни людей, пока стоящих в стороне от Церкви. Этот вариант миссии проще и намного более действенен, чем многие миссионерские проекты со светскими организациями. Этот путь – исторический путь Церкви. Поэтому нам надо обязательно возрождать катехизацию взрослых людей.
Катехизация перед крещением и венчанием: как проводить и о чем предупреждать
Как сделать огласительные беседы перед Крещением неформальными? Можно ли катехизировать душевнобольных? О чем говорить с теми, кто собирается вступить в брак? Эти и другие вопросы обсуждались на семинаре «Оглашение и предвенчальная катехизация», который прошел в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Предлагаем вашему вниманию по 10 советов от докладчиков.
Иерей Георгий Казанцев, секретарь комиссии по миссионерской работе Калужской епархии:
Как мотивировать человека, которому предстоят огласительные беседы
1. Самому осознать важность катехизации. Если оглашение не имеет ценности в глазах священника и постоянных прихожан, то смысла в нем никакого нет.
2. При самой первой встрече нужно дать понять человеку, что его знания о вере недостаточны. Чтобы человек не воспринимал катехизацию как нечто ненужное.
3. Важно учесть, кто проводит беседы. Предпочтительнее – священник, можно чередоваться с мирянами.
4. Распространять рекламу оглашения в храмах, в прессе, на телевидении. Объявления в храмах должны быть типовыми, узнаваемыми.
5. Беседы должны чередоваться. С человеком проводят огласительные беседы то в большой группе (он чувствует, что он не один, не только его «заставили»), то в режиме индивидуальной работы.
6. Необходим раздаточный материал.
7. Огласительная система должна иметь продолжение.
8. Важно сформировать у человека представление, что Таинство Крещения, Таинство Венчания – не самоцель, не конец пути, а наоборот начало.Люди приходят с иллюзиями, ожидая, что от Крещения получат нечто… Нужно разрушить иллюзии, объяснить, что без церковной жизни, без движения по этому пути, ничего в человеке не произойдет.
9. Идти от простого к сложному. Сначала – «напугать» человека, как сказано выше, ликвидировать ложные стереотипы, а потом уже говорить о Высоких Истинах.
10. Все должно быть с любовью, иначе у катехизатора ничего не получится.
Зоя Дашевская
декан богословского факультета Свято-Филаретовского православно-христианского института:
Как оглашать физически и психически больных людей
1. Понять, каковы возможности человека, которому предстоят огласительные беседы. Потому катехизатору важны не только богословские, но и некоторые медицинские знания. Так, например, в СФИ есть курс «Основы психиатрии для катехизаторов».
2. Оглашение должно быть индивидуальным или в группах до 4-5 человек.
3. Катехизатору следует наладить доверительные отношения.
4. От катехизатора требуется внимание, чуткость.
5. Даже если беседы проводятся с тяжело больным человеком, делать акценты на светлые стороны, а не на «подготовку к уходу».
6. Упростить оглашение, сделать его более кратким.
7. Если вера и болезнь – идут параллельно, то огласительные беседы можно проводить.
8. Когда вера и болезнь накладываются друг на друга, катехизаторскую деятельность следует отложить.
9. Если душевная болезнь выражается в религиозной форме, катехизаторскую деятельность лучше отложить, чтобы не усугублять состояние человека.
10. Помнить, что оглашения таких людей – не социализация, а именно воцерковление.
Протоиерей Артемий Владимиров
настоятель храма всех святых в Красном селе б. Ново-Алексеевского монастыря ( Москва):
О каких опасностях предупредить молодых перед венчанием
1. Если он и она смотрят в разные стороны в вопросах веры, им сложно будет сохранить единство.
2. Если один из новобрачных идет под венец только потому, что этого захотела другая половинка, не стоит рассчитывать на то, что он сразу станет жить духовной жизнью.
3. Противоречий между женихом и невестой после свадьбы может обнаружиться больше, чем предполагалось.
4. Мужчина может быть грубым. Сегодня никто не получает должного воспитания. Благоговейного отношения к прекрасному полу у мужчины может хватить только на период жениховства.
5. Мужчина может не чувствовать ответственности за «ребрышко» и «кровиночек», которых «ребрышко» подарила ему.
6. В семейной жизни необходимо умение выкладываться на все 100% — далеко не все молодожены это понимают и стремятся осуществить.
7. Невесты – не те золушки, которые могут превратить дом в рай. Мужья потом сердятся, что жены – не умеют погладить рубашки, готовят фаст-фуд.
8. Молодые не умеют благодушно встречаться с трудностями, в том числе и психологическими.
9. Гиперактивные мамы. Они сами, за детей, которых «растили для себя», женятся, выходят замуж и потом пытаются жить чужой жизнью. Сохраняя уважение и признательность к родителям, важно беречь пространство собственной семейной жизни.
10. Гиперактивные мамы могут разрушить семью.
Протоиерей Александр Дягилев
соруководитель сектора семейных образовательных программ ОРОиК Санкт-Петербургской митрополии, вместе с супругой руководит центром «Православные супружеские встречи»:
На какие темы говорить с молодыми перед венчанием
1. «Что мы знаем друг о друге». Иногда выясняется, что человек полюбил образ, а не реального другого человека.
2. «Что для нас важно». Здесь поднимается тема, что такое чувства. Здесь же – обсуждение проблем коммуникации, неправильных проявлений чувств.
3. «Понимание в любви». Ожидания в отношении брака. Необходимость смириться с тем, что не все ожидания сбудутся.
4. «Мы и Бог». Участники осознают место Бога в их жизни.
5. «Наша близость». Посвящена интимным отношениям мужа и жены. Излагаются основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. Ответы на вопросы о планировании детей, разговоры о супружеской верности
6. «Рождение и воспитание детей».
7. «Что такое супружество». Что такое Таинство Венчания? Почему люди хотят именно церковного брака? Ведь Таинство Венчания – не только церемония в храме, брак длится всю жизнь…
8. «Забота о супружестве». Тема – уход из родительского дома. Будущая семья должна быть автономна.
9. «Таинство венчания». Объясняются все этапы Таинства.
10. После бесед всем предлагается приготовиться к исповеди и Причастию.
Как преодолеть отношение к катехизации как к “пропуску” на Таинство Крещения?
Доклад преподавателя кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского института Натальи Александровны Адаменко, прочитанный на круглом столе “Роль общины в деле катехизации и миссии” (XVIII Рождественские чтения).
Сейчас можно услышать в нашей церкви, что “без катехизации крестить нельзя”, что это “неправильно” и “не соответствует церковной традиции”. Трудно не согласиться с этим, но что стоит за этим утверждением? Ведь в практике приходской жизни катехизация (там, где она есть) часто сводится к нескольким лекциям-беседам (от 2-х до 12-ти), которые священник или катехизатор проводят для желающих креститься. Прослушавший (или посетивший) их человек крестится, но отнюдь не всегда после этого начинает ходить в храм и участвовать в других таинствах Церкви, не всегда начинает как-то участвовать и в жизни прихода. Почему так происходит? Как преодолеть отношение к катехизации как к формальности, как к “лекциям”, которые часто проводятся “для галочки” и которые с неохотой посещают желающие креститься взрослые и родители, желающие крестить своих детей? Почему катехизация, если к ней подходить только как к индивидуальному обучению азам христианской нравственности, храмового благочестия, молитвы, знакомства с текстами Священного писания – очень часто не помогает реальному воцерковлению человека, вхождению его в церковную жизнь? Эти вопросы мне и хотелось сегодня предложить для обсуждения на нашем семинаре.
Свидетельство о Христе и Церкви, как явление силы Духа Святого, имеет одновременно личностный и церковный характер, и в нем очень важно соблюдать известный принцип совместного и согласного свидетельства. Поэтому катехизация (воцерковление) не может быть сведена только к индивидуальному обучению, она не является делом лишь “специалистов” – катехизаторов или священников. Во время катехизации оглашаемый (катехумен) входит в Церковь как общину учеников Христовых, а это значит, что сама жизнь членов Церкви, точнее, качество этой жизни является важнейшим основанием и свидетельства о Христе и Церкви, и воцерковления человека. Нельзя вне общения с христианами, просто через чтение книг и пособий или просмотр фильмов стать христианином, воспринять полноту традиции, полноту церковного Предания и Священного Писания. Самое важное в христианстве, его дух и смысл, передаются лицом к лицу, от глаз к глазам, из уст в уста, в общении и совместной церковной жизни и молитве. Убеждает именно подлинность жизни, подлинность духовного опыта, вера, воплощенная в делах любви, она побуждает оглашаемого обретать полноту смысла в своей жизни, всерьёз изменять свою жизнь. Важно, чтобы катехизация в Церкви совершалась не просто силами одного-двух катехизаторов или священника, но силами церковной общины или братства, т.е. людей, которые объединены друг с другом христианской любовью, которая всегда являлась и является самым главным свидетельством для оглашаемых. Например, описывая огласительную школу св. Ипполита Римского, дьякон Павел Гаврилюк пишет, что “огласительная школа была местом, где люди в первую очередь познавали любовь Божью и сами учились любить. Согласно апостольскому учению, тот, кто не живет с ближними в мире и любви, не знает Бога. Церковь была школой любви, сострадания и прощения” [1]. Очень важно здесь для оглашаемых видеть живой пример жизни христианской общины, пример иных, построенных не на выгоде, отношений.
Из истории катехизации известно, что уже на самом начальном этапе оглашаемые (катехумены) приобщались к жизни в христианской общине. Это выражалось, прежде всего, в том, что со всеми желающими креститься проводилось обязательное предварительное собеседование, на котором задавались вопросы о характере жизни каждого из них, и предполагалось, что каждый из желавших войти в Церковь имел поручителя из знавших его христиан [2]. Роль поручителей была очень велика, т.к. с их помощью будущие христиане совершали первые шаги к вере. Например, в письмах паломницы IV века так описывается прием людей на оглашение:
[В первый день поста приходит епископ, пресвитеры.] Затем один за другим вызываются имеющие принять крещение, при том, если мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями. Епископ задаёт отдельно вопросы соседям имеющего принять крещение, расспрашивая: “Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” А также ищет в человеке и другие более тяжелые пороки. И когда человек бывает признан безупречен во всём, о чем расспрашивались свидетели, то епископ сам своей рукой записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдется в чем-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения”. Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чужестранец же не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его[3].
Эти же поручители в дальнейшем, при переводе оглашаемых с этапа на этап, свидетельствовали об изменении жизни оглашаемых, об их участии в жизни церковной общины, о совершенных ими делах милосердия. Все они также молились и постились вместе с оглашаемыми перед крещением. Крещение в ранней церкви было общим событием, делом всей Церкви, а не частным семейным обрядом (требой). Например, из огласительных поучений свт. Кирилла Иерусалимского видно, что он говорил свои слова не отдельно собравшейся группе оглашаемых, а в присутствии или всей общины, или в присутствии части общины в лице поручителей и крестных (восприемников).
“Предложив теперь сокращенно, не оставим предложить о том и пространнее. А совершеннейшие из предстоящих, имеющие навык и “чувствия обучена в рассуждение добра же и зла” (Евр. 5:14) терпеливо да снесут, что будут слушать учение, более свойственное младенцам, и наставление подобное млечной пище; дабы вместе и те, кои имеют нужду в оглашении, получили пользу; и те, кои стяжали ведение, воспомянули то, что узнали уже прежде”.[4]
Из истории Церкви известно, что Таинство Крещения совершалось не ежедневно, но лишь по большим праздникам, таким как Пасха, Рождество, Пятидесятница. Крестили, как правило, не одного человека, а большую группу людей, которые в течение долгого времени до того находились в чине оглашенных, которых церковная община уже знала как “своих”. Крещение оглашаемых (просвещаемых) было торжеством, в котором участвовала вся община. Свт. Иоанн Златоуст называет крещение и вступление в Церковь новых членов праздником всей Церкви:
“И это праздник всей Церкви, а не только тех, кто готовится ко крещению: “Радость сегодня настала на небе и на земле. Ибо если об одном грешнике кающемся такое бывает ликование, то [какая же радость наступает у ангелов и архангелов, и у всех небесных] сил, и у всех на земле о столь великом множестве тех, кто, посмеявшись над ловушками дьявола, поспешает быть причисленным к стаду Христову”.[5]
И сейчас оглашаемые должны почувствовать, что их катехизация и крещение – это церковное, а не просто их частное дело, и что ответственность за это лежит на всей Церкви, а не только на катехизаторах и поручителях. Христианам нельзя проявлять равнодушие к будущим членам их конкретной церковной общины, ведь именно с ними им придется потом вместе молиться и вместе служить Богу. Несмотря на то, что основная ответственность за оглашаемых всё равно лежит на тех, кто непосредственно более всего общается с ними (на священниках, катехизаторах, поручителях), необходимо, чтобы вся церковная община помогала в воцерковлении её новых членов, деятельно в этом участвовала, подавала пример иной, христианской жизни. Прежде всего, эта помощь может выражаться в молитве и посте за оглашаемых и просвещаемых, в неравнодушии к их проблемам, в доброжелательном и внимательном отношении, в стремлении помочь им более полно войти в жизнь церкви.
Очень важно, чтобы такая забота о вступающих в жизнь церкви “младенцах во Христе” (1Кор. 3:1) не заканчивалась в Крещении, но продолжалась бы до тех пор, пока новые члены Церкви не войдут “в меру полного возраста Христова” (Еф. 4:13-14), то есть не начнут сами служить даром Святого Духа в общине верных. Эта забота более всего лежит, конечно, на катехизаторах и поручителях оглашаемых, которые несут личную ответственность за качество воцерковления нового члена Церкви, но участвовать в духовном возрастании человека должна вся община.
Вполне возможно уже сейчас сделать Крещение праздничным событием для всей приходской общины, для этого всего лишь нужно проводить его не часто, а как традиционно это было в Церкви – по большим церковным праздникам, к дате которых можно приближать окончание циклов традиционной, т.е. длительной и поэтапной катехизации. Тогда же становится возможно (и крайне необходимо!) участие в торжественных Крещальных Литургиях всех членов приходской общины, а не только поручителей и катехизаторов, тогда (если заранее известны имена крещаемых) возможна и совместная молитва (и пост) за них и вместе с ними. Такая же общая молитва возможна и при начале катехизации, когда происходит первое знакомство желающего войти в церковь с членами этой церкви – общины верующих. Тогда и включение новых членов Церкви в жизнь конкретной общины будет более полным, ведь они с самого начала своей подготовки (катехизации) будут чувствовать и понимать, что их Крещение – не просто “красивый обряд” или индивидуальная “треба”, к которой ещё нужен некий “пропуск” в виде катехизации.
Примечание МС. Не могу не указать, что Наталья Адаменко – член общины& протоиерея Георгия Кочеткова, которую немало священников и религиоведов считает псевдоправославной сектой.
Смотрите наш раздел: Кочеткова Георгия – псевдоправославная секта.
Использованная литература
1. Гаврилюк Павел, дьяк. История катехизации в Древней Церкви. С. 77-78
2. Там же. С. 65, 155
3. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. C. 217, 218
4. Кирилл Иерусалимский, свт. “Поучения огласительные и тайноводственные”. С. 51
5. Иоанн Златоуст, свт. “Поучительные беседы к намеревающимся принять просвещение и к новопросвещенным”. Слово первое. С. 67
Источники:
http://missia.me/katehizatsiya-vzroslyh-v-sovremennyh-usloviyah-protoierej-ilya-nastevich/
http://www.pravmir.ru/sovety-katexizatoru/
http://www.k-istine.ru/mission/mission_adamenko.htm