Воспоминания мотовилова о серафиме саровском. Беседа преподобного серафима саровского с николаем мотовиловым о стяжании святого духа

Содержание

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на ул. Софьи Ковалевской

Публикуется ко дню памяти преподобного Серафима 15 января (н. ст.)

«…Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом…»

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых святых в России. 15 января по новому стилю празднуется день его преставления, а 1 августа – его прославление в лике святых и обретение его мощей.

Много лет иеромонах Серафим провел в подвиге, а затем, по воле Божией, он вышел на путь особого — старческого — служения, принимая тысячи людей… Так на нем самом исполнились его собственные слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Несмотря на все скорби своей жизни он настолько жил Богом, что в течение всего года искренне и с любовью говорил приходящим к нему людям: «Радость моя, Христос воскресе!» В то время как у нас искренней пасхальной радости обычно хватает: у кого – только до дня Святой Троицы, а у кого — только на время Светлой седмицы…

Хорошо известна беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым «О цели христианской жизни». Приведем некоторые поучения и слова самого преподобного Серафима, сказанные им во время этой беседы:

«Всё… не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: « кто не собирает со Мною, тот расточает»».

Преподобный Серафим говорил еще: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни,… они… служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого». «Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей… Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный». Говоря о благодати, батюшка Серафим так пояснил написанный царем Давидом 118-й Псалом (105-й стих): «Если бы не… благодать Духа Святого… просвещала [Его] во тьме забот, сопряженных со… званием [его] царского сана, то откуда бы [он] взял себе хоть искру света, чтобы озарить путь свой по дороге жизни»!

Преподобный Серафим продолжал: «Всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва… на нее всякому и всегда есть возможность – и богатому, и бедному;… и сильному, и слабому; и здоровому, и больному; и праведнику, и грешнику». «Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, «торгуйте» теми из них, которые вам больший прибыток дают… Дает вам более благодати Божией молитва и бдение — бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост — поститесь; более дает милостыня, милостыню творите».

И добавил: «Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свечи возженной, которая и сама светит,… и другие свечи, не умаляя своего собственного огня, зажигает… Богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати чем более раздается, тем более приумножается у того, кто его раздает».

Батюшка Серафим упомянул и об утрате человеком благодати: «Что может быть выше всего на свете и что драгоценнее Даров Духа Святого, ниспосылаемых нам свыше в Таинстве Крещения… В том… беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в [познании] Бога. а напротив того, развращаясь мало-помалу, лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего… Но…те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и недопускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи, приити к Нему, Спасителю нашему,… нудятся расторгнуть узы их, — такие люди являются потом действительно пред лице Божие паче снега убеленными Его благодатию». Ведь «Благодать Духа Святого, даруемая при крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа, несмотря на грехопадения человеческие, несмотря на тьму вокруг души нашей, все-таки светится в сердце… Божественным светом безценных [искупительных] заслуг Христовых».

Читать еще:  Что представляет собой знание. Знание (понятие)

…Желал бы я, ваше боголюбие, [- говорил преподобный Серафим Мотовилову, -] чтобы… вы… всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если – в Духе Божием, то… хоть сейчас – на страшный суд Христов! Ибо «в чем застану, в том и сужу». Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый… Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатью».

Во время беседы с Мотовиловым прп. Серафим не только говорил о стяжании благодати Духа Святого, но и поделился той полнотой благодати, которую имел сам, с Мотовиловым. В своих воспоминаниях Мотовилов с трудом подыскивает слова, чтобы передать то, как это происходило:

«Отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: Мы оба теперь… в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: Не могу, батюшка, смотреть, потому что… лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

Отец Серафим сказал: Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть… Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом».

Так святой Серафим Саровский сделал ощущаемой и видимой для Мотовилова ту полноту благодати Божией, которую он имел в себе. Преподобный Серафим просиял перед Мотовиловым тем нетварным светом благодати, которым Сам Христос просиял во время Своего Преображения на горе Фавор перед апостолами. Которые воскликнули: «хорошо нам здесь быти» (Матфея 17:4).

И Мотовилов воскликнул, обращаясь к преподобному Серафиму: «Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу». На что батюшка Серафим ответил ему: «Это… тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, — Я даю вам». Что же еще вы чувствуете, ваше боголюбие?…

— Теплоту необыкновенную. И батюшка отец Серафим сказал:… Заметьте,… ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих… Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза».

Таково свидетельство преподобного Серафима Саровского о полноте благодати Духа Святого. Мы не имеем такой благодати. Но, по милости Божией, и у нас бывают моменты, когда мы ощущаем особую для нашего духовного состояния благодать. В такие моменты мы, подобно преподобному Серафиму и Мотовилову, не замечаем, тепло нам или холодно; не замечаем, сколько времени мы стоим на молитве. Мы чувствуем особый мир в душе, ясность ума и силу духа.

Если же такого состояния у нас не почти не бывает – вспомним те наставления, которые дает преподобный Серафим для стяжания благодати Духа Святого: о приумножении добрых дел, причем, именно ради Христа совершаемых. И об упорном искании Духа Святого, несмотря на «узы» своих страстей.

О цели христианской жизни (Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым.)

Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым.

Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушателем является будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.

Сергей Нилус
О цели христианской жизни – беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым
(полный вариант)

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной на ближней пажинке своей, возле той же его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

– Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали.

Я должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я действительно ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы их меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

– Но никто, – продолжал отец Серафим, – не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Читать еще:  Преподобный амфилохий. Из поучений преподобного Амфилохия Почаевского

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: » всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает «. Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: » во всяком языце бойся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть. » И, как видим из священного повествования, этот » делаяй правду » до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: » пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечного, в них спасешися ты и весь дом твой «. Итак, Господь все свои Божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Пришедшего в мир грешные спасти, и приобретением себе благодати Духа Святого, Вводящего в сердца наши царствие Божие и Прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: » аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете – видим, и грех ваш пребывает на вас «. Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностью Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого и притом, как сказано: » не в меру бо дает Бог Духа Святого, Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его «.

Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.

– Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю.

БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ

Здесь есть возможность читать онлайн «БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Религия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Неизвестный Автор: другие книги автора

Кто написал БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Читать еще:  Имя Ева: происхождение и характеристика. Происхождение и характер имени ева

БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО С НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ С СИМБИРСКИМ ПОМЕЩИКОМ И СОВЕСТНЫМ СУДЬЕЙ НИКОЛАЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ МОТОВИЛОВЫМ

(Из рукописных воспоминаний Н.А.Мотовилова)

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит.

I

«Однажды, — пишет в своих записках Мотовилов, — это было в Саровской пустыни, вскоре после исцеления моего, в начале зимы 1831 года, во вторник конца ноября, я стоял во время вечерни в теплом соборе Живоносного Источника на обыкновенном, как и потом всегда бывало, месте моем, прямо против чудотворной иконы Божией Матери. Тут подошла ко мне одна из сестер Мельничной общины Дивеевской. О названии и существовании этой общины, отдельной от другой церковной, тоже Дивеевской общины, я не имел тогда еще никакого понятия. Эта сестра сказала мне:

— Ты, что ли, хроменький барин, которого исцелил вот недавно наш батюшка, отец Серафим? Я отвечал, что это именно я и есть.

— Ну, так, — сказала она, — иди к батюшке — он велел позвать тебя к себе. Он теперь в келье своей в монастыре, и сказал, что будет ждать тебя.

Люди, хоть раз при жизни великого старца Серафима бывшие в Саровской пустыни и хоть только слышавшие о нем, могут постигнуть вполне, какою неизъяснимою радостию наполнилась душа моя при этом нечаянном зове его. Оставив слушание Божественной службы, я немедленно побежал к нему, в келию его. Батюшка Серафим встретил меня в самих дверях сеней своих и сказал мне:

— Я ждал ваше Боголюбие! И вот только немного повремените, пока я поговорю с сиротами моими. Я имею много и с вами побеседовать. Садитесь вот здесь!

При этих словах он указал мне на лесенку с приступками, сделанную, вероятно, для закрывания труб печных и поставленную против печки его, устьем в сени, как и во всех двойных кельях Саровских, устроенной. Я сел было на нижнюю ступеньку, но он сказал мне:

— Нет, повыше сядьте!

Я пересел на вторую, но он сказал мне:

— Нет, ваше Боголюбие! На самую верхнюю ступеньку садиться извольте. — И, усадив меня, прибавил:

— Ну, вот, сидите же тут и подождите, когда я, побеседовав с сиротами моими, выйду к вам.

Батюшка ввел к себе в келью двух сестер, из коих одна была девица из дворян, сестра Нижегородского помещика Мантурова, Елена Васильевна, как о том мне на мой спрос сказали оставшиеся со мной в сенцах сестры.

Долго я сидел в ожидании, когда и для меня отворит дверь великий старец. Думаю, сидел я так часа два. Вышел ко мне из другой, ближайшей ко входу в сени сей кельи, келейник о.Серафима, Павел, и, несмотря на отговоры мои, убедил меня посетить его келью и стал мне делать разные наставления к жизни духовной, в самом же деле имевшие целью, по наущению вражьему, ослабить мою любовь и веру в заслуги перед Богом великого старца Серафима.

Мне стало грустно, и я со скорбью сказал ему:

— Глуп я был, о.Павел, что, послушавшись убеждений ваших, вошел к вам в келью. Отец игумен, Нифонт — великий раб Божий, но и тут в Саровскую пустынь я не для него приезжал и приезжаю, хотя и весьма много его уважаю за его святыню, но лишь для одного только батюшки о.Серафима, о коем думаю, что и в древности мало было таких святых угодников Божиих, одаренных силою Илииною и Моисеевою. Вы же кто такие, что навязываетесь ко мне с вашими наставлениями, тогда как, догадываюсь я, вы и пути-то Божьего порядочно сами не знаете. Простите меня — я сожалею, что послушал вас и зашел к вам в келью.

С тем и вышел я от него и сел опять на верхнюю ступеньку лесенки в сенцах батюшкиной кельи. Потом я слышал от того же о.Павла, что батюшка грозно за это ему выговаривал, говоря ему: «Не твое дело беседовать с теми, которые убогого Серафима слова жаждут и к нему приезжают в Саров. И я сам, убогий, не свое им говорю, но что Господь изволил мне открыть для назидания. Не мешайся не в свои дела. Себя самого знай, а учить никогда никого не смей; не дал Бог тебе этого дара — ведь он подается недаром людям, а за заслуги их перед Господом Богом нашим и по особенной Его милости и Божественному о людях смотрению и Святому Промыслу Его». Вписываю я это сюда для памяти и назидания дорожащих и малою речью и едва заметною чертою характера великого старца Серафима.

Источники:

http://hram-tbm-spb.ru/2015/01/o-tseli-hristianskoy-zhizni-beseda-sv-serafima-sarovskogo-s-motovilovyim-v-sokrashhenii/
http://dom-knig.com/read_263529-1
http://libcat.ru/knigi/religioznaya-literatura/religiya/288232-beseda-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-s-nikolaem-aleksandrovichem-motovilovym.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector