Воспитание детей в славянской традиции. Во что играли славянские дети

Воспитание детей в славянской традиции. Во что играли славянские дети

Мы уже писали о том, что воспитание детей у славян в корне отличалось от того, что происходит сейчас, в современном, якобы «цивилизованном» мире. Однако в предыдущем материале мы не затрагивали духовный аспект, так и не ответив на вопрос – какие этические догматы славяне старались привить своим детям. Что ж, продолжим наш разговор о воспитании детей в славянской традиции.

Чем занимались дети древних славян? Конечно, они, как и мы в детстве, озорничали, находились в постоянном движении, познавали окружающий мир, скажем так, в динамике. Но все это происходило вне каменных джунглей городов, горизонт не застилала серая дымка смогов, по дорогам не носились вместилища ядовитых выхлопных газов. И если вы полагаете, что подобный «расклад» соответствующим благоприятным образом отражался лишь на физическом здоровье наших Предков, то вы глубоко заблуждаетесь.

Близость к природе всегда делает человека мудрее и проницательнее. Это сегодня мы боимся идти в лес, «потому что там клещи, змеи и прочая мерзость». Славяне воспитывали своих детей в непосредственной близости, фактически вместе с этой «мерзостью», которая не воспринималась как что враждебное. Наши Предки учили своих детей, что каждый элемент мироздания – это органичная его часть, закономерная и необходимая. Да, тогда, кстати, не было колорадского жука или еще пары десятков искусственно созданных видов, так что паззл отлично складывался.

Дети буквально дышали природой, они умели чувствовать энергетические линии земли, которые сейчас принято называть сеткой Хартмана. Лозоходство – грубый и весьма поздний осколок искусства, которое для наших предков было чем-то само собой разумеющимся. Найти точку силы – все равно, что руки помыть в ручье. Не сложнее. И вес это – от близости к природе, от естественности отношений. Ведь главный тезис, которым можно охарактеризовать воспитание детей в славянской традиции, — это непосредственное взаимодействие детей и родителей (зачастую, в более широком смысле, превосходящем кровное родство). Ребенок учился не по учебникам (хотя и по ним тоже), он овладевал ремеслом непосредственно, так сказать, из первых рук. И каждое действие было осмысленно, обусловлено, занимало определенное место в мировоззренческой концепции родителей.

Воспитание детей у славян проходило достаточно «миролюбиво». Розгами на лавке, конечно, секли, но лишь в исключительных случаях, например, если ребенок по глупости сгубил скотину (в смысле – животное). Это уже серьезный проступок, который мог нанести ущерб всему роду. Тогда секли нещадно. В целом же рукоприкладство никогда не поощрялось, потому что мощный всплеск негативных эмоций и как следствие – гормонов (в случае с розгами речь идет о гормоне страха, адреналине) действует на организм разрушительно, особенно на детский организм. Это очевидно, поэтому ни один родитель в здравом уме не будет наносить своему ребенку подобного урона. Хотя, опять же, в особых случаях подобный метод вполне мог стать реальной необходимостью.

Славянское воспитание детей подразумевает, что родители в первую очередь прививают ребенку уважение. Уважение буквально ко всему – к себе самому, к окружающему миру, к родителям, к близким, к животному и растительному миру, но в первую очередь – к Богам и Предкам. Глупо полагать, что боги славян – это персонификация сил природы. Если кто-то считает, что его предки были настолько недоразвиты, что обожествляли гром и молнию, — это его личная проблема. Славяне учили своих детей на примерах великих Пращуров, легендарных героев былых времен, которые стали Асами – богами на земле, и вознеслись в миры более совершенные (многомерные миры Светлой Нави). Здесь же воплощено отношение славян к смерти, как к естественному процессу, который не должен приносить огорчения, потому что является закономерным и необходимым, как рождение (имеется в виду физический, трехмерный мир).

Читать еще:  К чему снится замужество с незнакомцем. Сонник: к чему снится Замуж выходить

Уважение к старшим, уважение к родителям и собственному Роду, вот то, что ребенок усваивал в первую очередь. И это логично, потому что процветание Рода – залог стабильного развития каждого члена рода. В конечном счете славянский Род – это несколько сотен, если не тысяч человек. Не сравнимо с современным понятием семьи, включающим в себя в лучшем случае человек десять, не правда ли?

Вот в чем заключатся основные отличия воспитания детей в славянской традиции. Конечно, в итоге к 12-летнему возрасту эти «дети» вполне могли быть полноправными членами общины, они несли за свои действия абсолютную ответственность. Они умели вести хозяйство, они умели содержать тело, разум и дух в оптимальном, продуктивном состоянии. Они умели выживать и при необходимости сражаться за себя и своих родичей.

Сейчас сложно сказать, насколько в действительности воспитание детей у славян было совершенным. Но факт остается фактом – современная, насквозь порочная воспитательная система (а точнее – ее полное отсутствие) чудовищно далека от того, что было характерно для общества наших Предков. Быть может, нам не хватает именно этого – воспитания детей в славянской традиции. Быть может, если бы мы и сейчас придерживались своих исконных устоев, все было бы иначе. И мир был бы лучше, и солнце – ярче, и трава – мягче, и рассвет – алее…

Зеленые решения — тематическое сообщество

Познание мира начинается с игры. Мы, маленькие, ещё в неосознанном возрасте играем, чтобы познать мир. Поэтому то, во что играют дети, и то, как они играют – говорит, какие из них вырастут взрослые.

У славянских детей были свои игры. В них, словами и жестами, действиями и эмоциями, сохранено живое и вечное, что уже давно потеряно. Многие из девичьих игр пережили века, если не тысячелетия, и стали пропадать только в начале девяностых годов двадцатого века, собственно, когда пропало и ушло многое.

Читайте также:
5 способов уберечь детей от тупого потребления
Школа без компьютеров в Силиконовой Долине
3 причины, почему пестициды влияют на успеваемость в школе
Связывает ли их некая языческая общность? Скорее всего – да. И в основном – именно языческая. Ведь игр, появившихся в эпоху христианства, несущих его смысловую нагрузку, нет, и не было. Играть было запрещено вообще, это считалось грехом, как и любое развлечение. Потому, видимо, игры пережили тёмные века христианской ортодоксальности, что они были средоточением радости, красоты, буйства и самой жизни во всех её разумных и неразумных, бесшабашных и забавных проявлениях. Все они из далёкой древности. Они копируют архетипы анимизма и тотемизма, неистощимого многообразия мира, природного и человеческого единения.

Герои игр

Героем детских игр теперь может быть кто угодно, ведь дети сегодня впитывают информацию из множества источников, но в старые времена, когда и горожане, и селяне жили примерно в одинаковых условиях, игры были похожи. Герои игр городских детей не отличались от героев игр детей деревенских. Это были, прежде всего, животные – кони, медведи, волки и лисы, барашки и козы, птицы (гуси, ласточки, жаворонки, перепёлки, воробьи, куры и петухи, утки, журавли) Всё, что окружало ребёнка, перекочёвывало в его игровой мир.
Мать и дитя – любимейшая тема детской игры. Она и сейчас невероятно актуальна – да и разве может быть подругому, когда всё завязано на этом. Девочки лет восьми-тринадцати всегда нянчили младших детей в семье, а иногда делали их непосредственными участниками своих забав.

Всего же существует несколько видов детских традиционных игр. Некоторые до сих пор пользуются популярностью у детей.
Пальчиковые игры — для самых маленьких (“Сорока-сорока”, “Киселёк”, “Коза рогатая”) — самые древние.
Хороводные игры для юношества произрастают из языческих корней, со времён, когда хоровод, танок, вьюн, считался непременным атрибутом весенне-летнего обряда. Это “Ручеёк”, “Лён”, “Лебедь”, “Костромушка”. Дети также играли в игры, похожие на элементы свадебного обряда и других обрядов вообще – умыкания невесты, хождения в рожь, в лён, вождение колоска, отпирание земли, закличек и прочих.
Особо любимые мальчиками состязательные игры направлены, конечно, на силовой результат, выносливость, ловкость, смелость и внимательность. Здесь немаловажна поддержка друзей и взаимовыручка. Таковы сами эти игры: “Лапта”, “Городки”, “Чехарда”, “Слон” (“Лось“) и другие.

Читать еще:  Почему в новолуние плохое самочувствие. Что происходит в полнолуние? Что делать в трудные периоды

Что же осталось в наше время от древних игр наших маленьких предков? Пусть только для самых маленьких, но всё же любопытных современников остались “Салки-ловишки” всевозможных видов (“Салки-приседалки”, “Колдунчики”, “ Пристеночки”), “Прятки”, поистине бессмертная игра всех без исключения детей, “Казаки-разбойники” и т.д.

“КОЛДУН»

В двух разных местах чертятся два города, шагах в сорока от играющих. Между ними — Колдун. Дети перебегают из одного города в другой, а Колдун их ловит и делает своими пленниками. Первого “запятнанного” Колдун делает Сторожем. Сторож следит за тем, чтобы играющие не освободили пленников, запятнав их. Играющие же, стараются завлечь Колдуна в другую сторону, чтобы он не знал, на кого напасть. Когда все играющие запятнаны, Колдуном становится последний пойманный.

“ГОРЕЛКИ”

Сначала выбирают водящего. Он называется Огарыш или Горелка. Позади него на расстоянии 80-160 см парами выстраиваются играющие. Они распевают:

“Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо!
Птички летят,
Колокольчики звенят!”

В это время последняя, задняя пара, отделяется от всех и идёт шагом вперёд, разъединившись, один — направо, другой — налево. Поравнявшись с Горелкой, они бегут со всех ног, стараясь схватиться за руки. Горелка старается поймать кого-то из них или коснуться ладонью. Пойманный становится с водящим в одну пару, а тот, кто остался, становится Горелкой.

Воспитание детей в славянской традиции. Часть 1

Дети – ключевой показатель любой культуры, это первостепенная черта, которая характеризует отдельно взятую страну или народность лучше любых учебников или статистических сводок. Поэтому если мы хотим понять, чем принципиально наши далекие Предки отличались от нас, достаточно хотя бы в общих чертах рассмотреть процесс воспитания детей у славян.

Для начала стоит отметить, что ребенком у наших предков считался человек, не достигший возраста 12 лет. Как только чадо (а именно так славяне называли детей, без разграничения по половому признаку) перешагивало через двенадцатилетний барьер, оно больше не считалось безвольным дитятей, которого постоянно следует контролировать. Ребенок получал имя (процесс имянаречения), при необходимости проходил соответствующий обряд инициации и становился полноправным членом общины, в полной мере могущим отвечать за свои деяния.

Итак, чем же славянское воспитание детей отличается от нашего, современного? Нет смысла останавливаться на банальных и очевидных моментах, о которых можно просто упомянуть. Разумеется, у наших Предков не было ни телевизоров, ни Интернета, но причина этого крылась вовсе не в низком уровне технологического развития, если говорить об эпохе, уходящей «вглубь веков» хотя бы на пару десятков тысяч лет. Привычные нам средства массовой информации во многом заменялись элементарными навыками телепатии, а также (при необходимости) стационарными «установками», многократно усиливающими природные способности человека. Таковыми «установками» являлись (и по сей день являются) объекты, современной науке известные под именем дольменов. Также к этой категории относятся сейды, искусственные мегалитические объекты из соответствующих каменных пород, являющиеся по сути своей ментальными резонаторами.

Так или иначе, но воспитание детей у славян подразумевало отсутствие негативного влияние любой техники, в частности – обладающей искажающими электромагнитными полями. В отличие от других народов, исконно населявших Мидгард, наши Предки осознавали всю пагубность воздействия технологий и предпочитали духовное, энергетическое развитие классическому механистическому прогрессу, который в сущности лишь облегчает жизнь, делая нас все более несовершенными. Это первое и основное отличие воспитания детей в славянской традиции от тех процессов, которые характерны для современного мирового сообщества в целом.

Читать еще:  К чему снится швабра для пола. Мыть полы шваброй толкование сонника

Дети славян сызмальства учились понимать природу, уважать ее и управлять ей (к последнему утверждению стоит относиться с максимальной осторожностью). Дети древних славян учились «чувствовать» растения, постигали основные биологические законы, управляющие всеми процессами Вселенной. Разумеется, у детей были наставники, подобные современным учителям. Но они скорее не учили детей, а пробуждали их, позволяя самостоятельно открывать окружающий мир во всех его проявлениях. Хотя при этом классические методики преподавания знаний все равно имели место, потому что они продуктивны и удобны. Среди базовых предметов преподавались астрономия, геометрия, физика, биология и история. Наши Предки, как позже Пифагор, почитали математику матерью всех наук, но здесь речь идет о значительном уклоне в сторону физики.

Важно отметить, что наставники (волхвы, жрецы) начинали обучать детей в исключительно раннем возрасте, в среднем – с четырех лет. Но при этом стоит учесть, что у наших Предков исконно действовала образная система передачи информации, в том числе и на письме (Буквицы, Молвицы, Тьраги, Каруна), поэтому ребенку, даже совсем маленькому, было значительно проще усваивать преподаваемую информацию. Проще, чем при современной БЕЗобразной системе. Кстати, один из немногих языков, сохранивших это самое образное наследие, является санскрит, но это тема для другого разговора.


Конечно, огромную роль в воспитании детей у славян играли родители, а вовсе не школы и прочие «университеты». Ребенок постоянно находился либо с отцом, либо с матерью, либо с другим членом семьи. Поэтому современная ситуация, когда родители буквально «живут на работе», не имея ни малейшего представления о пристрастиях своего ребенка, для наших Предков была принципиально невозможна. Если отец уходил на весь день работать в поле, он мог взять сына с собой. Мать, хлопотавшая по дому, всегда держала дочь рядом. Все просто – так дети, наблюдая за своими родителями, учились у них самому элементарному, перенимали бытовые навыки, без которых жизнь в общине невозможна в принципе.

Что же касается наставников, то здесь все несколько сложнее. Чаще всего ребенок перенимал ремесло родителей, и если отец был великим воином, кузнецом или резчиком, то ребенок в большинстве случае получал ту же специальность, в раннем детстве открывая в себе соответствующие предрасположенности. С одной стороны немалую роль играет кровная линия, генетическая память. В тоже время ребенок, который растет в окружении резных произведений искусства, созданных твердой, но заботливой рукой отца, вполне вероятно обретет ту же любовь к дереву, свойственную его предкам. Отсюда – родовые ремесла. Исконно определенные веси и лани (области) ценились мастерами в соответствующих специальностях.

А вот если дитятя выказывал достаточно неординарные способности в сфере, не характерной для его родовой линии (к примеру, в семье кузнеца рос явный ведун, или в семье орача – ратник-амбидекстер), такой ребенок направлялся к волхву, определяющему для него наставника. Наставником мог стать признанный мастер, который действительно имел возможность развить в ребенке вполне определенные таланты. Фактически ребенок всегда сам определял свою судьбу, которая, образно выражаясь, подтверждалась и закреплялась во время обряда имянаречения (об этом обряде вы можете узнать в соответствующей статье).

Конечно, о воспитании детей в славянской традиции можно говорить еще очень и очень много. Ведь традиционный славянский уклад – это огромный и во многом непонятный для нас океан устоев, ритуалов и действий, большинство из которых просто не может быть реализовано в мире современном. Тем не менее, мы еще не раз вернемся к этой теме в рамках других материалов.

Источники:

http://radogost.ru/vospitanie-detej-u-slavjan2.html
http://rodovid.me/slavian_tradition/vo-chto-igrali-slavyanskie-deti.html
http://slavicnews.ru/vospitanie-detei-v-slavianskoi-tradicii-chast-1/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector