Вопросы по ветхому завету почему жестокости много. О «жестокости» Ветхого Завета

Жестокость в Ветхом Завете

Что есть жизнь человеческая?

Дар Божий. Бог – единственный источник и податель жизни и сама Жизнь.

Что есть смерть и убийство?

Не следует путать смерть тела и полное уничтожение человека. Физическая смерть – лишь временное разлучение души и тела человека до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда.
Слово «убийство» обычно употребляется с негативным оттенком, в значении богопротивного, насильственного лишения кого-либо жизни. В ряде же случаев прекращение земной жизни бывает попущено Богом в благих промыслительных целях для пресечения зла (всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры).

Почему убийство человека человеком является грехом?

Одна из заповедей Бога – не убий.
Использованный в ней глагол «רְצָח»«убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (аналогично в английском языке — kill — любое убийство и murder — незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда (в более чем 30 случаях), этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Т.о. шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу и убивать самого себя от отчаяния.

Почему Бог вправе убивать, а человек, будучи образом Божьим, не вправе?

Бог, будучи Всеблагим и Премудрым, всегда действует из побуждений добра. Его действия в отношении людей всегда соизмеряются с нравственной пользой. Здесь мы должны поражаться не Его суровости, а Его долготерпению.
Бог иногда вынужден действовать как хирург, — ампутировать заражённое место, чтобы инфекция не пошла дальше.
Что касается человека, убивающего вопреки воле Божьей, лишая ближнего жизни, он отбирает то, что ему не принадлежит. В ряде случаев убийства лишают убитых возможности покаяния, возможности совершения благодеяний в будущем, что может отразиться на их участи в загробной жизни.
Если мы владеем гостиницей, жители одной из комнат которой ведут себя недостойно, то разве мы не вправе их выселить их, чтобы не превратить в ад жизнь их соседей?

В чём состояла цель Бога, повелевавшего, во Времена Ветхого Завета, истреблять целые народы?

Цель Бога в отношении человека – привести его ко спасению, освободив от власти греха. Спасение подразумевает приобщение человека к Богу, и, как результат, наследование им Царства Небесного, вечное блаженство. Как известно, ко спасению призваны все без исключения люди.
Когда во времена Ветхого Завета Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего Он имел в виду — помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию — быть хранителем истинной веры. Отметим, что в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Достойно замечания, что палестинские племена того времени отличались крайним нечестием (жертвоприношения детей, «священная проституция») и давно переполнили меру беззаконий, а значит — были достойны суровых Божественных кар (подчеркнём, что целью Священного Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни; но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше).
Можно не замечать тактику, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Если бы жизнь человека ограничивалась пределами земного бытия, такой вопрос казался бы основательным. Однако, жизнь продолжается и за гробом; загробная же участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности).
Мы смотрим на историю через призму христианства, через призму Нового Завета. Но если бы мы посмотрели на историю через призму тех религий, с которыми вели войны израильтяне, то не считали бы происходящее ненормальным для человека.
Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
Многим, читающим ветхозаветное повествование об убийствах, становится не по себе. Повторим, что духовное зло значительно пагубнее, чем физическое, ведь оно лишает человека счастья в вечности (в наше время убивают террористов, и «никто» против этого не возмущается; духовный же терроризм, грозящий вечными муками как самим террористам, так и тем, кого они оторвут от общения с Богом, значительно страшнее).

Читать еще:  Точный гороскоп на сентябрь козерог. Аллергия на лекарство – что делать и как лечить? Профилактика лекарственной аллергии

Существовало ли в то время понятие личной ответственности?

Понятие индивидуальной нравственной ответственности было свойственно даже первому человеку, Адаму. Более того, и сам Адам, и его жена, Ева, опытно испытали на себе горечь ответственности за грех.
Во времена Моисея понятие личной ответственности было прописано в Синайском законе. Что касается представителей языческих племен, населявших тогда Палестину, идея личной нравственной ответственности часто заслонялась идей коллективной, племенной. Человек живо ощущал себя членом общины. В своих нравственных (безнравственных) действиях и поступках он старался не выходить за рамки общеплеменных норм поведения и морали. Многие грехи, практиковавшиеся внутри тех или иных племен, носили не частный, а массовый характер. Поэтому проклятие, павшее на хананеев, в виду их чудовищных злодеяний, пало на целые племена (заметим, что сами языческие кодексы подразумевали уместность коллективной ответственности; так, Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – не строителя, а его семью).

Почему Бог не щадил и младенцев?

Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.

Наказывал ли Бог избранный народ Израиля?

По отношению к хананеям израильтяне выступили как «бич Божий» – позднее другие народы (ассирийцы, вавилоняне) сыграли такую же роль по отношению к отступившему от Бога Израилю.

Насколько мы можем судить, дало ли уничтожение языческих племён ожидаемые плоды?

Если бы не дало, то христианство не стало бы мировой религией, а осталось уделом одного народа. Промысл Божий во времена Ветхого Завета был направлен на подготовку человечества к Пришествию Спасителя. Первобытным языческим племенам был неведом гуманизм, однако ко времени Пришествия Мессии ситуация в мире изменилась. Как известно, Церковь первых веков приросла множеством (бывших) язычников.
Люди, критикующие Библию, часто впадают в противоречие — сначала видят злодейства (те же человеческие жертвоприношения) и возмущаются «как же Господь это допустил!». Потом, когда читают о пресечении зла на корню, опять возмущаются: «Как жестоко обошлись с бедными хананеями!».
Жестокости Ветхого Завета по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана, кончено же, кажутся ужасающими. Но сам факт того, что у широкой читательской аудитории создается именно такое впечатление, свидетельствует о том, что крайняя мера воздействия на расчеловечившиеся народы возымела своё действие. Ведь для многих ветхозаветных людей войны и убийства считались нормой, само собой разумеющимся.

Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?

В Ветхом Завете Божий гнев и возмездие, изливающееся на язычников и не раскаявшихся грешников, ужасает.
Это никак не соответствует пониманию БОГА в Новом Завете, как милосердного, полного любви и благодати к людям. В Новом Завете прямо говорится — БОГ есть Любовь. Но также неоспоримо утверждение, что БОГ ВЗ и БОГ НЗ – Единый БОГ.
Может быть, ошиблись Пророки ВЗ, и в результате вольно или невольно исказился Образ БОЖИЙ? Тогда почему БОГ это попустил? Какое вообще имеет значение в Библии человеческий фактор? А может быть мы неправильно всё понимаем? И спотыкаемся «о букву» там, где нужно видеть символическое, духовное описание?

Итак:
1. Почему такая невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?

С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: « А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)

То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.

С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.

Читать еще:  Себек — Египетский бог воды. Себек: очень зубастый бог

БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.

«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)

Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?

2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.

1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ. Тем ни менее, Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи. «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.• Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.

2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев, всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля, и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.

3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно, поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.

4) Но Пророки и Апостолы, писавшие Библию, хотя и использовали несоответствующие БОГУ имена страстей и действий БОЖЬИХ – «гнев, ненависть, ярость, требование жестоко карать и убивать идолопоклонников», тем ни менее, не исказили истины о том, что грех порождает смерть и нераскаянный грешник достоин смерти. Ибо так устроен Мир. Сама природа и люди извергают из себя нечестивца, как заразную болезнь. А злые силы, которым он, отвергнув БОГА, начинает служить, первыми бросаются на него, муча, убивая и ввергая в бездны ада.
«возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23).

Таков Нравственный Закон Мироздания – зло должно быть истреблено. И оно, как и носители зла(люди) истребляется всеми способами и средствами — природой, человечеством, обстоятельствами жизни и поневоле самими силами зла.

*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.

В этом — символическое значение фразы о БОЖЬЕМ гневе на нечестивцев и нераскаянных грешников.

Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.

Читать еще:  В первый день поста что. Что делать в каждый день первой недели Великого поста? Как выйти из поста

3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.

Ради спасения души, БОГ терпеливо пытается вразумить грешника, чтобы он покаянием очистил душу от греха и страстей, но если безбожник ЕГО не хочет слушать, в конце концов, БОГ попускает мучительную смерть беззаконника, а его душа при этом частично очищается от зла через страдания.
К тому же смерть – последнее средство, которое прекращает порчу души грехами и страстями её нечестивым обладателем. (Это не касается смерти самоубийц. Самоубийство – страшный грех, который не может быть вымолен и прощён).

Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.

В Ветхом Завете « …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).

Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).

Как объяснить «жестокости» Ветхого Завета

Часто христианам приходится слышать упреки в том, что Библия очень жестокая Книга, которая, якобы, удобряет геноцид и различную жестокость. Эти упреки начались еще на заре христианства. Образованные язычники Римской Империи, такие как Цельс, или незаурядные современные общественные деятели, такие как Владимир Позднер — они и многие другие адресовали, адресуют и будут адресовать подобного рода упреки.

Действительно, Церковь видит в Библии Слово Божие. Библия, как известно, состоит из Ветхого и Нового Заветов. Эти две части Писания, т.е. Ветхий и Новый Заветы, нельзя отделить друг от друга. Иначе это будет ересь — евионитство, ересь жидовствующих или же это будет маркионитство. Обывателю кажется, что Ветхий Завет жесток. Но что буде, если мы скажем, что Новый Завет еще более жесткий? Как, скажите Вы, ведь Новый Завет есть проповедь Бога-Любви! Да, конечно, но и Ветхий Завет говорит о том же Боге-Любви. Так в чем же дело?

Приведем несколько «жестоких» мест Нового Завета (я буду цитировать по памяти и без указания стихов и глав, но за точность передачи мысли ручаюсь). Помните слова Христа: кто любит отца, мать, жену или детей более Меня, тот недостоин Меня. Разве это не жестко? Мне кажется, что вполне. Или такой стих: Господи, позволь мне пойти и похоронить моего отца. Христос сказал: оставь мертвых погребать своих мертвецов и иди за Мной. Христос не разрешил человеку пойти похоронить своего отца? Да, именно так. Христос учил о том, что тех, кто не будет в Него веровать, кто не будет крещен и кто не будет соблюдать Его заповеди ожидает вечное осуждение . Не временная смерть, а вечность осуждения. Каково? Христос настоящий — это не только Любовь и Прощение. Настоящий Христос — это Любовь праведная и Правда милующая.

Теперь скажем несколько слов о Ветхом Завете. Да, там есть места, в которых от имени Бога даны повеления евреям истребить народы, населявшие Ханаан. Жестоко? Да. Сейчас Бог так поступает? Да. Когда? Где? Да совсем недавно. Бог послал на один народ, который запутался, заблудился, начать строить «рай» на земле другой народ, который точно также запутался. Я думаю Вы поняли, что речь идет о Второй Мировой Войне. Это новозаветные времена, но все примерно тоже самое. Что же касается жителей Ханаана, которых нужно было истребить, то эти «люди» занимались принесением в жертву своим «богам» маленьких детей, там практиковался страшный разврат, храмовая проституция, содомские грехи и прочая мерзость. Чаша беззаконий этих народов была переполнена и долготерпению Божию пришел конец.

Бог Библии — это Бог Живой, это не Бог философов, это Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог пастухов и рыбаков. Это тот Бог, который сказал: и волос с головы Вашей не упадет без воли Отца Небесного. Наш Бог в курсе всех событий, даже самых малейших, поэтому будет трепетать перед Его величием и могуществом, будет бояться оскорбить Его любовь, не допустим панибратства, но исполнимся сыновнего трепета перед нашим Отцом Небесным.

Источники:

http://azbyka.ru/zhestokost-v-vethom-zavete
http://www.proza.ru/2018/01/05/1775
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7c097ead0f22dcb807eb29/5d128cac7dc1f900b030f93d

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector