Воля к власти определение. Основные идеи

Основные идеи

Воля к власти

«Воля к власти» – фундаментальное онтологическое понятие, разрабатываемое на основе учения Шопенгауэра и вместе с тем несущее новый смысл. Когда Ницше пишет, что “жизнь – это воля к власти” то складывается впечатление, что он просто заменяет шопенгауэровское понятие “воля к жизни” понятием “воля к власти”. Это, однако, означало бы, что Ницше смотрит на мир как на проявление некоего изначального единства, трансцендентного этому миру. На самом деле в зрелый период творчества он не только не разделяет подобной идеи, но и резко критикует различение нашего мира, мира явлений, с одной стороны, и “истинного” мира, с другой. Следует учитывать, что, согласно Ницше, чувственно-воспринимаемый мир – это отнюдь не “видимость”, иллюзия, создаваемая неким субстанциальным началом. Мир явлений и есть единственная реальность, представляющая собой динамическую целостность. Понятие воли к власти оказывается у немецкого философа универсальным объяснительным принципом, с помощью которого он характеризует процесс непрерывного становления. Гипотезу воли к власти нужно рассматривать скорее как определенную интерпретацию реальности, угол зрения и способ описания, нежели как метафизическую доктрину о запредельной видимому миру реальности.

«Воля к власти» для Ницше есть конкретная индивидуальная воля человека, сущность любого существования и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти». Волю считает первичной по отношению к сознанию и мышлению и связывает ее с человеческой деятельностью. «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Ницше понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира. Человек, ставший господином природы, господином своей собственной дикости представляет колоссальное количество власти. “Жизнь только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти”. Самодовольная человеческая субъективность возомнила себя господином мира, нигде не встречая сопротивления в ей же самой созданном мире. Нет двух миров – мира в себе и мира для нас, есть один мир – мир жизни, борьбы и поражения. Жизнь для Ницше находится между природой и культурой. Жить – это значит быть иным, нежели природа, не подчинятся ни природной, ни человеческой необходимости. Жизнь как реализация человеком “воли к власти” – это сфера творения смысла, это сверхжизнь, лишенная нормативности.

Ницше, разумеется, опирался на Шопенгауэра, однако эта идейная преемственность не носит прямого и непосредственного характера. В своей концепции мира как воли к власти он идет не от общего к частному, а в обратном направлении: применив сначала это понятие к объяснению психических процессов, он затем распространяет его и на всю органическую природу. Он пишет: “Прежде всего нечто живое хочет проявлять свою силу – сама жизнь есть воля к власти: самосохранение есть только одно из косвенных и многочисленных следствий этого”. В дальнейшем философ применяет данное понятие и к миру в целом: “Допустим, наконец, что удалось бы объяснить совокупную жизнь наших инстинктов как оформление и разветвление одной основной формы воли – именно воли к власти, как гласит мое положение; допустим, что явилась бы возможность отнести все органические функции к этой воле к власти. тогда мы приобрели бы себе этим право определить всю действующую силу единственно как волю к власти. Мир, рассматриваемый изнутри, мир, определяемый и обозначаемый в зависимости от его “интеллигибельного характера”, был бы “волей к власти”, и ничем, кроме этого”.1В архиве философа сохранились многочисленные наброски, в которых он стремился дать всеохватывающее описание действительности с позиции волюнтаризма.

Для разъяснения того, как воля к власти работает в природе, Ницше использует аналогию с атомистической моделью строения материи. Он считает возможным говорить о мельчайших количествах, или квантах, власти (силы, энергии), которые находятся в постоянном соперничестве и борьбе, ибо каждое из них стремится бесконечно увеличивать свое могущество. Что касается органического мира, то Ницше пишет следующее: “Известное количество сил, связанных общим процессом питания, мы называем “жизнью”. В другом месте он определяет жизнь как “длительную форму процессов уравновешения силы, в течение которых силы борющихся в свою очередь, растут в неодинаковой степени”2. Иными словами, организм – это совокупность взаимодействующих систем, главное стремление которой заключается в повышении чувства власти. Это достигается за счет преодоления препятствий, противодействия тому, что оказывает сопротивление.

Говоря о биологической эволюции, Ницше яростно критикует дарвинизм. Он, в частности, обращает внимание на то, что в течение длительного времени, которое требуется для закрепления какого-либо полезного свойства, это свойство не приносит выгод своему носителю в плане приспособления к внешним обстоятельствам и борьбы с врагами. Влияние “внешних обстоятельств” переоценено у Дарвина до нелепости: существенным в процессе жизни представляется именно та огромная созидающая изнутри формы сила, которая обращает себе на пользу, эксплуатирует “внешние обстоятельства”. Ницше не согласен с мнением, что естественный отбор способствует прогрессированию биологических видов за счет сохранения их наиболее совершенных и индивидуально сильных особей. Как раз наоборот: наиболее совершенные, с его точки зрения, погибают легче всего; хорошо сохраняется лишь посредственность. Чувство страха и опасности объединяет слабых, и они благодаря своей численности получают преимущество в силе перед удачными, но все же редкими “детьми природы”. Слабый – доволен легкой добычей, предпочитает слабого врага, чтобы быстрее достичь победы, всегда благожелательно относится к страждущему, видя в последнем собственную жертву, и превозносят до небес сострадание. Сильного легкая добыча унижает, сильный, по мнению Ницше, предпочитает равного себе, сильные (они же рыцари), выработали по отношению друг к другу изысканную вежливость, а к страждущему часто бывают жестоки.

Читать еще:  Лунный гороскоп по дате рождения индийский рассчитать. Тотемный гороскоп северо-американских индейцев

Если выводить какую-то мораль из дарвиновской теории эволюции, то, согласно Ницше, получится, что “средние более ценны, чем исключения, слабые более ценны, чем средние”. Поэтому, чтобы говорить о высших ценностях, придется принять в расчет и иные факторы, кроме естественноисторических. Надо заметить, что Ницше несправедливо требует от дарвиновской естественнонаучной теории объяснения сугубо культурологических вопросов.

Воля к власти определение. Основные идеи

Ф. Ницше придавал большую значимость воле, воплотив идею о воле как первооснове всего существующего. Его взгляды развивались под влиянием пессимизма А. Шопенгауэра [10], дарвиновской эволюционной концепции и вагнеровской музыки. Осуществление попытки привести разные психические состояния (интеллект, эмоции, инстинкты) к единому основанию вылились в формирование идеи «воля к власти», которую он рассматривал как движущую силу мирового процесса. Понятие «воля к власти» появилось в его ранних произведениях и постепенно заняло одно из центральных мест в его философии жизни.

Ф. Ницше в начале своего пути опирался на идеи А. Шопенгауэра, утверждающего, что в основе мира находится воля, которая является причиной наличия в нем неразумного, случайного и необъяснимого. А. Шопенгауэр рассматривал волю как совокупность желаний, инстинктов, страстей, которые проявляются как бессознательные побуждения или неконтролируемые действия. По его убеждению, воля формируется благодаря слепому инстинкту, или воле к жизни. С точки зрения А. Шопенгауэра, человек, будучи разумным существом, по сути, являются рабом воли, которая превращает его жизнь в вечную борьбу [10]. Оттолкнувшись от идей А. Шопенгауэра, Ницше рассматривал «волю к власти» как иррациональное, естественное начало всего, что в мире существует, утверждая, что она формируется из подавленной агрессии, вытесненной в бессознательное. Наличием воли он объяснял и иррациональность мира. По Ницше, способность живых существ выживать обусловлена их способностью побеждать в борьбе воль; всем живым существам присуща воля к власти. Позиция Ницше заключалась в следующем: воля не может быть сведена к простому инстинкту или к желанию, в основе всякого желания лежит воля. Воля как основная черта всего живого представляет «единство трех модусов: я хочу, я могу, я должен», что и есть власть [6, с. 222]. Власть в то же время является сущностью воли. «Воля к власти» является сутью бытия вещей и рассматривается как основополагающее стремление к жизни всего сущего. Следовательно, у Ницше происходит отождествление понятий «власть» и «жизнь». Понятие «жизнь» трактовалось им как «инстинкт роста. и накопления сил, власти». Он утверждал, что там, «где отсутствует воля к власти, там декаданс », а там, где «воля к власти», там и обнаруживается «воля к жизни» [4, с. 178].

Гармоничное устройство мира, в основе которого лежит разум, А. Шопенгауэр определял как мировую волю, эксплицирующую стремление к цели. По убеждению Шопенгауэра, мировая воля разумна, разум является ее порождением и находится на службе воли. В то же время и причину всех человеческих страданий Шопенгауэр видел в воле. Искренне веря в то, что, отказавшись от «воли к жизни», человечество обретет спасение, он призывал противостоять воле, освобождаться от нее через аскетизм [10, с. 478].

В понимании Ницше жизнь представляет «жизненный поток» непрерывных падений, становлений, взлетов. Для того чтобы выстоять, проходя через этот поток, все живые существа должны обладать стремлением и усилием. Усилие расценивается им как неразрывное единство «сохранения и возрастания» жизни. Стремление к росту является условием существования, а сама жизнь является сутью становления.

Выражение «воля к власти» появилось в произведении «Происхождение трагедии из духа музыки» и вначале трактовалось как власть художника, способного творить новые образы. В этом произведении вагнеровская музыка становится для Ницше выражением «мировой воли» А. Шопенгауэра. В «Веселой науке» он развивает идею «воля к власти»: «Благодеянием и злодеянием упражняются в своей власти над другими», отождествляя «волю к власти» и стремление к знаниям [4, с. 253]. Позднее в его творчестве понятия «религия» и «мораль» рассматриваются как формы воли к власти, из чего следует, что понятие «воля к власти» Ф. Ницше распространял на все сферы жизни. Ницше понимал волю к власти как становление, как игру «большого количества природных сил, где нет ни добра, ни зла» [5]. Как утверждал философ, «признание жизни как воли к власти может стать основой правильного воспитания». Сильным человека делает «жестокость и беспощадность ко всему, что становится слабым и старым» в человеке, а существующие «моральные запреты ограничивают поведение человека, делают его слабым, нечестным, нежизнеспособным» [5, с. 261]. Ницше считал, что стремление к власти не заложено в природе человека, воля формируется в процессе жизни. Сама жизнь является волей к власти, «везде, где. живое, там . воля к власти». Ницше отождествляет понятия «воля к власти», «становление», «жизнь», «бытие», но высшей властью он называет становление, которое рассматривает как «игру стихийных сил бытия» [3, с. 573-599]. В его понимании жизнь в пределах становления складывается в определенные центры воли к власти, осуществляющие господство. К центрам воли он отнес основные формы духовной жизни общества: искусство, религию, науку [6].

Читать еще:  Совместимость нины и алексея. Тайна реальной совместимости

С точки зрения Ницше, воля к власти может быть как активной, так и реактивной, направленной против себя. У слабых людей воля к власти подавляется, вытесняется, меняет формы, становится бессознательной. Он считал христианство религией «рабов, презревших волю к жизни», и в этом видел причину упадка, в чем наши позиции не совпадают. Мыслитель видел в христианстве «ненависть к уму, гордости, мужеству, свободе», желание обрести «господство над дикими зверями. сделать их слабыми» [4, с. 207] . Он обвиняет христианскую мораль в лицемерии, в сокрытии истины, где с именем Бога на устах оправдывалось насилие. Ницше осуждает христианство за подавление свободы, духовных сил в человеке и обвиняет в создании благоприятных условий для появления людей с комплексом неполноценности (рессентимента). Антихристианскую позицию Ницше резко осуждал В. Соловьев, указывая на то, что идеи Ницше у многих «возбуждают досаду». В. Соловьев критиковал его, считая идею «антихриста» трагичной [8, c. 88]. В его творчестве появляется работа «Исторические дела философии», где Соловьев обращается к идее «воля к свободе», но ничего общего с идеей Ницше «воля к власти» в ней не обнаруживается.

Позиция осуждения Ф. Ницше христианской морали, обвинение иудеев в использовании «Иисуса. в качестве орудия мести» и в совершении «восстания рабов в морали», противоречит нашей. Он отмечал, что с принятием христианских понятий «аристократическое уравнение ценностей (хороший, знатный, могучий, счастливый) было вывернуто наизнанку», произошла переоценка всех ценностей [6, с. 111-121]. В понимании Ницше мораль разрушает волю к власти, но ценность определяет смысл существования человека. Философия Ницше пронизана отрицанием добродетели, которая, по его убеждению, поддерживает слабых и провозглашает справедливость как волю к власти. Ницше утверждал, что любое существо стремится к утверждению своего господства, а воля к власти чаще проявляется в стремлении подчинить себе все и всех: людей, природу, стихии. По глубокому убеждению мыслителя, воля к власти представляет собой принцип господства, обнаруживающегося во всех сферах на всех ступенях существования: в искусстве, науке, религии, политике. Воля к власти людей, находящихся в рабстве, рассматривается им как стремление к свободе, к господству над теми, кто более силен и свободен. В противоположность им, у сильных, независимых людей «воля к власти проявляется через любовь к человечеству, к ближнему, к Богу». Ницше писал, что самые влиятельные и всемогущие «преклонялись перед святым, чувствуя в нем силу, которую он обрел через преодоление себя» [7, с. 341-350].

К нашему удовлетворению, у Ницше «воля к власти» не сводится только к внешнему господству. С его точки зрения, воля к власти является и внутренней сущностью бытия, которая предписывает человеку стремиться к лучшему, расти духовно, создавать ценности. Основная идея заключается в императиве: «Прежде чем осуществлять господство над другими, научись властвовать над собой». Эта позиция не противоречит нашей. Следовательно, «волю к власти» нужно рассматривать как способность к самовластвованию, где в «единстве трех модусов воли: хочу, могу и должен – основополагающим должен быть “я могу”». Человека, обладающего волей к власти, Ницше назвал сверхчеловеком [6, с. 474-520].

В понимании философа «сверхчеловек» – это высшее совершенство, уничтожившее в себе животные инстинкты, выступающее как цель для всего человечества. Человек, согласно мыслителю, на пути к «сверхчеловеку», проходит три стадии управления волей. На первой стадии воля человека еще находится в плену нравов, иллюзий, идеалов современного общества. На второй – воля постепенно освобождается от морального плена, создаются новые ценности. На заключительном этапе воля освобождается, происходит рождение творца, что возвышает индивида до идеала сверхчеловека [2]. По Аристотелю, именно свободная воля делает человека ответственным за свою судьбу [1].

По Ницше, сверхчеловек – это личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития. В процессе восхождения к сверхчеловеку необходимо отречься от всего мелкого, ничтожного; освободиться от негативных эмоций: злобы, зависти, ненависти; развивать в себе «волю к мощи» как природную добродетель, как влечение души к творческой силе через преодоление своего «я»; формировать чувство любви не только к ближнему своему, но и к «дальнему» [7, с. 292]. Идеал сверхчеловека представляет собой символический образ человека, сумевшего избавиться от пороков через реализацию собственной воли, в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с попыткой определения новых смысложизненных ориентаций [ 2].

Читать еще:  Святой григорий чудотворец о чем молятся. Биография григория чудотворца

Волей современных людей управляют инстинкты, в сознании формируется искаженное представление о действительности. В противоположность им сверхчеловек способен управлять своими эмоциями. В нашем представлении «сверхчеловек» – это совершенная личность, чья воля ориентируется на преодоление собственных страстей, на реализацию заложенных в себе возможностей и способностей, на достижение высоких социально значимых целей. Сверхчеловек – это нравственный идеал, в котором соединены все высшие добродетели, благородство, величие духа, и объединены в одном лице мудрец, воин, созидатель-творец, нацеленный на устроение мирового порядка [2, c. 2311]. Суть учения воли к власти содержится в изречении: «мир есть то, что мы с ним сделали» [6, с. 735], следовательно, в нашей воле сделать все, чтобы он стал совершеннее.

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.филос.н., профессор, профессор Института менеджмента и бизнеса ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Статья №5: Да пребудет с тобой сила. Концепт «воли к власти» Фридриха Ницше

Свое начало идея воли к власти как общемирового закона берет в тексте «Так говорил Заратустра», где само описание Заратустры дается автором через понятие воли к власти. Но что же имеет в виду Ницше под этими интригующими словами?

Начнем с того, что ни в одном произведении, даже в работе с названием «Воля к власти», Ницше не дает определения этому загадочному термину. На смысл термина косвенно указывают некоторые фразы из разных работ, например, оговорка Ницше о том, что о воли к власти осмеливались говорить только в Афинах.

В философии Ницше воля становится не просто одним из терминов, сквозь призму воли Ницше объясняет все совершающееся. Воля для Ницше – это принцип, который структурирует всю идейное содержание его философии. По Ницше, воля к власти есть неотъемлемая часть всех жизненных явлений, которую нельзя втиснуть в рамки философской категории, поскольку она шире всякой категории.

Именно сложность этого понятия привела к разночтениям и послужила названием для отдельной работы, которая, кстати говоря, не является целиком работой Ницше. Речь идет о книге «Воля к власти. Переоценка всех ценностей», где можно найти варианты определений термина «воля к власти». Ницше на самом деле собирался произвести переоценку всех ценностей, но только вот не успел, зато за него это сделали другие.

«Воля к власти» представляет собой произвольную компиляцию черновиков Ницше, которую структурировала его сестра, увлеченная профашистскими настроениями своего мужа. По сути, эта работа не может в полной мере считаться работой самого Ницше.

В работе «Воля к власти» идея Ницше подвергается искажению, так как вместо «воли к власти» читателю подсовывают «волю властвовать, господствовать», а это большая разница. И вот почему. В прижизненных работах Ницше не было и не могло быть такой откровенной фашистской направленности, звучащей как однозначный призыв к захватническим действиям, призыв к реализации воли сильного доминировать над слабым. Ницше трактовал волю к власти как волю к мощи, силе, жизнеутверждающему началу. Недаром некоторые переводчики вместо двусмысленной «воли к власти» употребляли «волю к мощи», а это уже совсем другое дело.

В работе «Европейский нигилизм» другой великий немецкий философ Хайдеггер писал, что воля к власти не тождественна стремлению захватить политическую власть.

Воля к власти согласно Ницше – это постоянное утверждение жизни и реализация творческого потенциала. Поэтому она противостоит другой воле, ограниченной существующим и не способной это существующее преобразовывать, что приводит эту волю к самоотрицанию. «Воля есть созидательница», – говорит Ницше устами Заратустры.

Сама жизнь для Ницше – это безостановочный процесс столкновения множества индивидуальных воль, которые хотят стать еще сильнее, то есть получить больше власти. Волю нельзя постичь через логику, как жизненно стихийное явление она не поддается рациональному объяснению, выходит за пределы познавательных возможностей человека.

Ошибочно трактовать противостояние воль как банальную борьбу за выживание, желание подчинять, доминировать. По Ницше, «борьба идет за преобладание, за рост и расширение, за мощь воли к власти, которая и есть воля к жизни».

Поскольку философия Ницше есть философия жизни, то мы не найдем итога, которым он завершает свои размышления о жизни как хаотическом, находящемся в постоянном становлении потока.

Противник сухой, безжизненной системности, Ницше дал «волю к власти» как «живую» альтернативу всем мертвым формам современной философии, таким как каузальность, субстанция, субъект, объект и др.

Роль главного атрибута «воли к власти» Ницше отводит свободе, снова говоря устами Заратустры: «Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе». Однако речь идет о такой свободе, которая не мешает процессу развертывания самой жизни. Жизнь и есть единственная цель воли. И волей этой обладает уже сверхчеловек. Именно сверхчеловека называет Ницше «наивысочайшим самоосуществлением воли».

Источники:

http://studwood.ru/957877/filosofiya/osnovnye_idei
http://science-education.ru/ru/article/view?id=18166
http://concepture.club/post/5-konceptov-filosofii-nicshe/statja-5-volja-k-vlasti-kak-sozidajuschee-nachalo-v-filosofii-fridriha-nicshe

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: