Вольтер и лошадь что за история. Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия

Вступление

XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества.

Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей.

Одним из ярчайших представителей Французского просвещения был Вольтер.

Краткая биография Вольтера

Вольтер, при рождении получивший имя Мари Франсуа Аруэ, — великий французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист — появился на свет в Париже 21 ноября 1694 г. В 1704 отец-нотариус отдал его на обучение в иезуитский колледж Людовика Великого, где он учился до 1711 г. Мальчик прекрасно учился, но увлечение вольнодумной литературой и озвученные сомнения в христианских постулатах, продемонстрированные уже в столь юном возрасте, чуть было не привели к его исключению. По окончании колледжа Мари Франсуа стараниями отца оказался в адвокатской конторе, но труды на литературном поприще казались ему более привлекательными.

Мечтая о признании, молодой Мари Франсуа принял участие в организованном Академией конкурсе, написав «Оду на обет Людовика XIII», но посчитал себя уязвленным, когда победа досталась протеже влиятельного академика. Его сатирическую поэм «Трясина», высмеивающую Академию, переписывали, она оказалась очень популярной, и Мари Франсуа пришлось скрываться от неприятностей у знакомых. С тех пор его литературная деятельность неоднократно становилась причиной преследований со стороны власть имущих, провоцировала события, игравшие в биографии немаловажную роль. Так, за сатирические стихи в адрес герцога Орлеанского в 1717 г. он угодил в Бастилию почти на год. Влиятельные знакомые помогли вернуться на волю, а уже в 1718 г. на сцене «Комедии Франсез» была впервые поставлена трагедия «Эдип», удостоившаяся статуса первой классической французской трагедии XVIII века. Она прославила 24-летнего автора и его творческий псевдоним: с 1718 г. он стал известен как Вольтер.

Из-за конфликта в конце 1725 г. с известным дворянином, которого Вольтер имел неосторожность высмеять, он снова оказался в Бастилии, освободили его из заключения с условием, что он уедет за границу. Таким образом весной 1726 г. Вольтер оказался в Англии, где его принимали как видного деятеля литературы, а он, в свою очередь, уделял большое внимание изучению социального устройства страны, ее историческому, философскому, культурному наследию. По итогам пребывания в Англии, откуда он возвратился спустя три года, в 1733 г. им были опубликованы «Философские письма», проводившие очень смелые и не лестные для Франции параллели. Книгу приговорили к сожжению, а опальному автору удалось спастись от ареста бегством, после чего еще очень долго он не рисковал объявляться в столице.

Почти два десятка лет Вольтер жил рядом с границей Лотарингии в замке Сир, принадлежавшем маркизе дю Шатле, очень образованной женщине, которая увлекалась науками и приобщила к ним возлюбленного. Этот период биографии был решающим для становления Вольтера как выдающегося литератора и мыслителя.

В 1736 г. между ним и наследным принцем Пруссии завязалась многолетняя переписка, которая способствовала повышению престижа и будущего правителя, и самого Вольтера. Кроме того, в 1740 г. принц стал королем Фридрихом II, и французские власти воспользовались доверительными отношениями, попросив писателя прояснить некоторые моменты внешней политики нового монарха в отношении их страны. Вольтер успешно выполнил возложенную на него миссию, что способствовало повышению его авторитета, который постепенно возрастал не только на родине, но и на всем континенте. В 1745 г. его назначают на должность королевского историографа и придворного поэта, он становится членом Французской академии. Однако его хорошие отношения с двором длились недолго.

Летом 1750 г. Вольтер прибыл в Потсдам, приняв приглашение Фридриха II. Обнадежившись поначалу более свободными порядками, мыслитель затем почувствовал охлаждение к вменявшейся ему в обязанность правке сочинений монарха на французском языке. Содействовали ухудшению отношений его сомнительные денежные операции и конфликт с президентом Академии. В итоге в 1753 г. он покинул Германию, чтобы в общей сложности на четверть века переехать в Швейцарию, где он обзавелся несколькими имениями.

Вольтер на склоне лет был очень богатым человеком, владел землями, часовыми и ткацкими мастерскими, солидным капиталом, давал аристократам деньги в долг, поэтому к финансовой независимости добавилась возможность свободно, без опасения репрессий выступать провозвестником общественного мнения, критиковавшего существующий строй. И все же основным занятием всегда оставалось творчество, выступавшее с обличением войн и преследования инакомыслящих, отстаивающее политические и религиозные свободы.

Читать еще:  Искать что то сне найти. Сонник искать, к чему снится искать, во сне искать

Не оставлял творческой деятельности 84-летний Вольтер и когда в феврале 1778 г., поддавшись уговорам, возвратился в Париж. Земляки-горожане устроили ему восторженную встречу. Спектакль по его последней пьесе — «Ирен» — стал настоящим триумфом. В роли директора Академии Вольтер начал перерабатывать академический словарь, но уже в мае того же года скончался.

Его творческое — литературное, историческое, философское — наследие составило 50 томов (издание Молана). Влияние, которое фернейский мудрец, как называли Вольтера, оказывал на умы современников, в том числе весьма высокопоставленных, например, Екатерину II или Густава III, сложно переоценить. XVIII век и в наше время иногда называют его именем, несмотря на то, что столетие подарило миру немало видных деятелей Просвещения.

Философия истории Вольтера

С философских позиций осмысливает мировую историю и Франсуа Мари Аруэ (Вольтер — псевдоним) 1694-1788 г. Его кредо — единство Разума, Природы, Человечности.

Вольтер обращается к истории Франции, России, Индии, Персии и других стран. Результатом явились «Философия истории»-1765 г. и «Опыт о правах и духе народов» 1769 г. Кстати, Вольтер ввел в обиход термин «философия истории».

Свою задачу он видел в том, чтобы с позиции рационализма, выдержанном в духе деизма, очистить историю от искажений, критически переосмыслить прошлое, вскрыть подлинные причинно-следственные связи, опираясь только на факты.

История не собрание сказок и не статистика. Это наука, исследующая нравы народов, раскрывающая предрасудки, демонстрирующая последствия невежества и человеческих страстей. История призвана помочь нам освоить наши права и обязанности, обрести любовь к добродетелям и Родине, преодолеть невежество и тщеславие, обрести иммунитет против фанатизма и деспотии. Другими словами история имеет просветительный и дидактический характер.

С точки зрения Вольтера не божественное провидение определяет ход истории, а мнения людей. «Мнения людей правят миром». Это идеи, сумма которых образует идеологию. Мнения — это не субъективные сиюминутные интересы и пристрастия людей, даже очень значительных (правителей), а результат рефлексии жизненного опыта и убеждения в истинности идей как базовых ценностей, определяющих последующую деятельность людей.

Мнения (идеи) могут быть ложными, и тогда они являются источником бед. Истинные мнения не измышляются, а выводятся из опыта средствами философии (!).

Овладевая умами, идеи приводят в движение массы, становятся силой. Поэтому история — «это не история королей, а история людей», в первую очередь ученых, ремесленников, земледельцев, торговцев. Что касается «черни» — необузданной и невежественной части народа, то она легко продается и становится добычей фанатизма. Это разрушительная сила общества.

Насилие оправдано только в случае борьбы за свободу, ибо «свобода священна». Признавая революцию как средство радикальных перемен, Вольтер видел в ней и ее отрицательную сторону — разрушительность. В «Истории Российской империи» он отмечает с каким трудом выстраивается здание культуры, и как легко оно разрушается.

Ни одну из эпох Вольтер не идеализирует, но рассматривает как ступеньки исторического прогресса, который по своей сути является прогрессом человеческого разума, шаг за шагом преодолевающего невежество людей, утверждая их юридическую свободу и равенство перед законом. Основа прогресса — Труд.

Идеалом Вольтера была сильная государственная власть просвещенного короля, формирование взглядов которого может обеспечить философия. Убеждение в том, что история есть история народа, сочеталось с верой в особую миссию ученых, философов, призванных воспитать мудрого правителя, который своей деятельностью приблизит «царство Разума» как конечную цель человечества. P.S. Похоже, что эту идею Вольтер списал с тандема «Аристотель — Александр Македонский».

Итак, кульминационной точкой философии истории Просвещения была идея исторического прогресса как прогресса человеческого разума, который в своем развитии проходит ряд этапов, совпадающих с конкретными историческими эпохами.

Построение «лестницы» прогресса человеческого разума было обусловлено пониманием того, что сам человеческий разум нуждается в совершенстве. Он должен насытиться научными знаниями и очиститься от невежества.

Характерный пример даёт сочинение знаменитого французского просветителя ВОЛЬТЕРА (1694–1778) «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756–1769).

В этом произведении Вольтер одним из первых попытался представить не только европейское прошлое, но историю всего человечества. Такой подход был противопоставлен теологической концепции, в которой излагалась история народов, упомянутых в Библии, а их единство рассматривалось как следствие происхождения от потомков Адама и Евы. Согласно «философской истории», люди не были изначально грешны, они обладали особым даром – разумом. В древности силы природы, а также инстинкты и страсти не позволяли людям в полной мере воспользоваться этой способностью. Но в новое время, по убеждению Вольтера и многих других просветителей, человечество достаточно повзрослело для того, чтобы определять свою судьбу.

Читать еще:  Святые отцы о рождественском посте. Основание всякого духовного делания

В сочинении Вольтера положение о неизменности человеческой природы вступало в противоречие с идеей поступательного движения цивилизации – становления культуры, смягчения нравов и выработки «храбрости» народа. По мысли автора, человечеству удавалось всего четыре раза на короткий срок зафиксировать равновесие между высоким моральным духом и кротостью нравов – во времена Александра Македонского, римского императора Августа, правления Медичи во Флоренции и Людовика XIV во Франции.

Вольтер последовательно писал о цивилизациях Древнего Китая и Индии, Японии, Ближнего Востока, Африки, Америки и Европы. Приведенные примеры должны были свидетельствовать о непрерывности процесса цивилизационного развития. Однако у разных народов прогресс осуществлялся не одинаково; вот почему при единстве разума сохранялось многообразие традиций и укладов жизни Согласно Вольтеру, Запад опережал Восток, Америку и Африку в утверждении рационального взгляда на мир. Философы Просвещения представляли историю прогресса как постепенное освобождение разума от суеверий и ошибок на протяжении веков. «Отставание» неевропейских обществ было связано с тем, что в них ещё сохранялись предрассудки, законы, обычаи и верования, подавлявшие свободу мысли.

Большинство людей, как полагал Вольтер, едва ли станет полностью рациональным в своём поведении и способе рассуждать. Но тем, кто уже пришел к этому, следовало выработать правильные законы и дать народу разумных правителей. В результате все люди смогли бы прикоснуться к счастью как высшей цели прогресса. Такая «философская история» предлагала общие объяснительные модели для истории всего человечества, демонстрируя при этом небольшой интерес к деталям, разнообразию, которое вначале так завораживало философов. Вольтер писал о разных народах с сочувствием и интересом, но сохраняя большую дистанцию и ориентируясь на систему ценностей «своей» цивилизации.

Краткая биография и основные идеи Вольтера

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер) — величайший мыслитель и писатель, один из основателей французского Просвещения. С его именем связано распространение так называемого вольтерьянства — политического и религиозного свободомыслия. Ознакомившись с краткой биографией Вольтера, можно сделать вывод, что весь жизненный путь философа сопровождался неутомимой общественной борьбой с феодальным деспотизмом и господствующими в Европе религиозными догматами.

Детство и юность

Будущий философ-просветитель и публицист родился 21 ноября 1694 года в столице Франции. Википедия гласит, что его родители принадлежали к правящему классу: отец занимал почетную должность в налоговой службе, а мать являлась дочерью секретаря уголовного суда. Мальчик рос в большой семье, где был пятым по счету ребенком. Когда Вольтеру стукнуло 7 лет, он лишился матери, и его воспитанием всецело занялся отец, который не особо баловал сына, приучая его к строгой дисциплине и упорному труду.

Первым учебным заведением молодого человека стал иезуитский колледж, в котором он обучался латыни и «всяким глупостям», о чем свидетельствуют его собственные слова. Требовательный отец желал, чтобы его отпрыск стал юристом, поэтому в 1711 году способствовал зачислению Вольтера в парижскую Школу права.

Юридическая карьера не приносила морального удовлетворения юному философу. Еще будучи студентом, он увлекся литературой и начал писать стихи. Вдобавок ко всему он никогда не питал теплых чувств к отцу. Чем старше становился Вольтер, тем меньше ему хотелось быть сыном зажиточного чиновника. Интересен тот факт, что уже в зрелом возрасте просветитель как-то обмолвился, что его настоящий отец — бедный мушкетёр, а вовсе не преуспевающий буржуа.

Первые шаги в литературе

Первые произведения Вольтера Франсуа-Мари вышли в свет, когда начинающий писатель обитал в знатных домах в качестве поэта-нахлебника. Дальний родственник матери аббат Шатонеф, разделявший увлечение юноши литературой и оказывающий всяческую поддержку, ввел его в среду вольнодумцев-аристократов, объединившихся вокруг герцога Вандомского.

У молодого писателя был настолько острый язык, что его смелые, переполненные едкой сатирой строки приходились некоторым представителям власти не по нраву, за что Вольтер неоднократно становился узником знаменитой королевской тюрьмы Бастилии. В 1717 году он был заточен на длительный срок, но времени даром не терял: в этот период шла кропотливая работа над поэмой «Генриада» и трагедией «Эдип».

После очередной ссылки в тюрьму в прессу стали просачиваться сообщения о желании властей депортировать опального философа из страны. В случае неповиновения Вольтеру грозил внушительный срок. Недолго думая, он собрал вещи и направился в Англию, где прожил примерно три года, занимаясь изучением различных гуманитарных дисциплин и периодически выступая с докладами перед общественностью. Вернувшись на родину, он пишет свой знаменитый труд «Философские мысли», в котором делится с читателями тем, как устроена политическая жизнь у англичан.

Книга вызвала широкий резонанс в обществе, ее тираж был срочно конфискован, против издателя завели дело, а сам писатель успел скрыться в Лотарингии, где нашел приют у маркизы дю Шатле, с которой прожил 15 лет.

Известные произведения

Один из ярчайших представителей эпохи Просвещения писал как прозу, так и поэзию. Мировую славу ему принесли следующие драматические произведения:

Читать еще:  Огненный аспект воды кто по гороскопу. К каким стихиям относятся знаки зодиака

  1. «Кандид». В этой повести автор описывает идеальную, по его мнению, страну Эльдорадо. Она кардинальным образом отличается от жестокого мира, которым писатель считал современную Европу.
  2. «Орлеанская девственница». Основная идея книги заключается в обличении несправедливости и высмеивании сомнительных ценностей феодального строя. Вольтер кратко рассматривает все темные стороны сословно-классовой структуры общества, доводя поэму до фарса.
  3. «Царевна Вавилонская». Это целый цикл небольших произведений, в которых автор рассуждает о смысле человеческого существования. По мнению философа, главная миссия человека в этом мире — счастье, но жизненные неурядицы мешают его достигнуть, поэтому люди обречены на страдания и лишения.

Огромное количество трагедий писателя, хотя они прославили его имя, нынче не на слуху и редко ставятся на сцене. Среди них лучшими считаются:

Основные философские идеи

Вольтер разделял взгляды английского педагога и философа Джона Локка, который стоял у истоков психологического эмпиризма. В то же время французский просветитель являлся ярым противником материалистической философии. Он беспощадно критиковал Барона Гольбаха, против которого было написано его «Письмо Меммия к Цицерону». Что касается вопроса бессмертия души, то Вольтер не отрицал, но и не признавал тот факт, что после смерти душа обретает новую форму жизни.

Все философские положения Вольтера базировались на скептицизме. Он полагал, что люди должны избавиться от навязанных принципов и иррациональных постулатов. Кроме того, просветитель призывал придерживаться оптимистического подхода к бытию. Если сейчас не всё гладко, считал Вольтер, то в будущем ситуация обязательно наладится.

Политическая позиция

Далеко не все современники Вольтера, активно участвовавшие в формировании общественного мнения, были приверженцами абсолютизма. Не стал исключением и французский просветитель, выступающий против неограниченной власти монарха, но в то же время отрицательно относящийся к идее социального равенства.

Правильный правитель, способный позаботиться о гражданах и создать для них достойные условия жизни, непременно должен быть просвещенным человеком.

Портрет идеального слуги народа философ подробно описывает в своих произведениях. Власть имущие в его поэмах изображены светилами, которые прилагают максимум усилий для того, чтобы их страна стала процветающей. Людям недворянского происхождения отводилась роль сатирических персонажей.

Философ Вольтер не ратовал за демократию как власть народа. Необразованные рабочие не имеют представления, какой должна быть хорошая жизнь, им не обойтись без твердой правящей руки, иначе общество погрузится в хаос. Тот, кто отрицательно относится к монархизму, в действительности выступает против развития человечества.

В ситуации, когда на троне восседает жестокий и недальновидный человек, виноваты сами граждане. Мыслитель не верил в божественное предначертание короля, считая, что правитель — такой же смертный человек, подданные его могут как привести к власти, так и свергнуть.

Отношение к религии

Всю свою сознательную жизнь Вольтер беспощадно критиковал официальную религию и ее последователей. В своих произведениях философ, прибегая к логическим умозаключениям, доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мышления. Мыслитель не стеснялся в выражениях относительно христианства и иудаизма, осуждал клерикализм и церковные устои, мешающие поступательному развитию общества. Несмотря на свою критическую позицию по отношению к вере, Иисуса философ описывает с большим уважением, не отрицая существование Создателя, но осуждая бездумное поклонение ему.

Высказывания против церкви не мешают ему критиковать атеизм. Симпатизируя деизму, мыслитель говорит, что Бог существует, благодаря ему была создана Вселенная, однако со временем его точка зрения немного изменится. В его публичных выступлениях по-прежнему проскакивают слова о божественном создании, но сам он начинает сомневаться в существовании высших сил. В приватных беседах с другими философами Вольтер говорит, что Бога нет.

Тем не менее он убежден в необходимости веры во Всевышнего. Без внешнего контроля зыбкое общество погрязнет в пучине острых противоречий, и люди попросту поубивают друг друга. Бог выполняет роль справедливого судьи и сдерживающего фактора, поэтому вера не вносит раскол в общество, а, наоборот, помогает сохранить человеческий род.

Последние годы жизни

Смерть возлюбленной в 1749 году и разочарование в версальском дворе вынудили философа принять приглашение прусского монарха Фридриха, с которым он долгое время находился в переписке, и обосноваться в Берлине. До этого, в 1745 г., Вольтеру выпала честь стать придворным поэтом и историографом, а в 1746 году его избрали во французскую академию наук. Поссорившись с прусским королем, Вольтер решает начать новую жизнь в Швейцарии, куда приезжает в 1753 г.

В 1778 г. философа пригласили обратно на родину. Казалось, что в Париже, окруженный всеобщей любовью, он спокойно доживет отведенное ему время, но тут вмешалась тяжелая болезнь — у мыслителя диагностировали рак. Чтобы хоть как-то облегчить свое состояние, Вольтер пристрастился к опиуму. В конце мая 1778 года великого философа не стало. Церемония прощания с просветителем состоялась в Шампани. В 1791 году его останки были перенесены в Парижскую национальную усыпальницу людей, оставивших значимый след в истории Франции.

Источники:

http://m.studwood.ru/572473/filosofiya/kratkaya_biografiya_voltera
http://studopedia.ru/9_175115_filosofiya-istorii-voltera.html
http://1001student.ru/biografii/kratkaya-osnovnye-idei-voltera.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector