Во многих европейских странах эпоха просвещения ознаменовалась. Эпоха Просвещения (Европа)

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV–XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию — постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией — небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией — высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время — это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.– С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Читать еще:  Какой год петуха по цвету. Год петуха маячит на пороге

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры — земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм — форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается — значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия — политические, экономические, социальные — носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

Эпоха Просвещения в Европе

Главное содержание всей внутренней жизни Западной Европы в XVIII веке составило Просвещение. Его историческая необходимость была связана с крушением феодальных отношений, феодального образа жизни, вызвана потребностями капиталистического развития. Не случайно именно Англия стала родиной Просвещения.

Век Просвещениясвязан с выдвижением идей общественного договора, естественного права, свободы личности, свободы совести. Деятели просвещения боролись за установление «царства разума». Вера в безграничные возможности человеческого ума породили идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие из просветителей возлагали свои надежды на просвещенного монарха, который реализовал бы их идеи на практике. Крупнейшими представителями Просвещения были Дж. Локк (1632 – 1704) в Англии; Вольтер (1694 – 1778), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), Ш. Монтескье (1689 – 1755), Д. Дидро (1713 – 1784) во Франции; Г. Лессинг (1729 – 1781), Н.Г. Гердер (1744 – 1803), Ф. Шиллер (1759 – 1805) в Германии; Т. Джефферсон (1743 – 1826), Б. Франклин (1706 – 1790) в США. В России идеология Просвещения была представлена М.В. Ломоносовым (1711 – 1765), Н.И. Новиковым (1744 – 1818), А.Н. Радищевым (1749 – 1802).

Большое место в достижении нового общественного порядка просветители отводили распространению знаний. Французские мыслители – члены кружка Д.Дидро издали с 1751 по 1776 годы «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Энциклопедия должна была по их замыслу объединить все современные на тот момент знания человечества. Правда, представления просветителей отличались некоторой схематичностью, которая проявлялась, в частности, в их взглядах на природу общества и человека. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда они представляли возможным вывести абсолютные законы, следуя которым, человечество будет счастливо.

Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.

Читать еще:  Во сне в лицо проклинать человека. Выясняем, к чему снится проклятье! Сновидение - Проклинать - чего ожидать

Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции(1789 – 1794).

Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.

В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.

Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.

Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.

К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.

В середине XVIII века в Северной Америке насчитывалось 13 не зависимых друг от друга английских колоний. Колониями управляли губернаторы, назначаемые английским королем. На основе общности территории, английского языка, наличия и осознания единых экономических и политических интересов, единства религии формировалась американская нация. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности. Однако политика английского короля и парламента была направлена на существенное ограничение свободы экономической деятельности в колониях, обрекала их на роль источников сырья и огромных доходов. Подобное положение не устраивало местное население. С весны 1775 года началась вооруженная борьба колонистов с королевскими войсками, позднее была создана постоянная армия на основе регулярного обучения. 4 июля 1776 года в Филадельфии состоялся конгресс, принявший «Декларацию независимости», автором которой был Т. Джефферсон. В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета как основа государственного устройства, утверждалось право народа на восстание против поработителей

На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.

Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.

Эпоха Просвещения

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали [1] .

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII в., другие — к середине XVIII в. [2] . В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.) [3] . В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Читать еще:  Демокрит и атомистическая теория.

Содержание

Историческое значение

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.). Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. В этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект [4] .

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической [5] .

Источники:

http://studwood.ru/1251029/istoriya/epoha_prosvescheniya_–_odna_klyuchevyh_epoh_istorii
http://studopedia.ru/18_6024_epoha-prosveshcheniya-v-evrope.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/88756

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: