Владыка сергий воронежский. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Человек должен знать, что Бог есть и что с Богом нельзя шутить

Культура ВРН

Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира

Персона

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий принимает поздравления с юбилеем

  • Текст: Эдуард Ефремов.
  • Фото:
  • Правка

«… Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным».
Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия Радонежского.

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин Виталий Павлович) родился в Краснозаводске Загорского района Московской области. В 1970 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1974-м – Московскую духовную академию. После аспирантуры – референт отдела внешних церковных сношений. 1978-1982 годы – представитель Московского патриархата на Христианской мирной конференции; 1982-1984 – заместитель председателя отдела внешних церковных сношений. Епископ (с 1983 г.), архиепископ (с 1988 г.), митрополит (с 1999 г.) Солнечногорский, викарий Московской епархии. Представитель Русской Православной Церкви на Всемирном Совете Церквей в Женеве (1985-1991 г.г.). Председатель отдела Московского патриархата по социальному служению и благотворительности (с 1991 г.). Управляющий делами Патриархии и Постоянный член Святейшего Синода (1996-2003 г.г.). С мая 2003 года – митрополит Воронежский и Борисоглебский…

Патриарх Пимен 30 января 1983 года, вручая архиерейский жезл епископу Солнечногорскому Сергию, сказал:
«…Всегда помни слова апостола Павла: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением». (Тит. 1, 7-9).

…От епископа требуется светлость души, чтобы он был «светом мира» (Мф. 5, 14).

От владыки Сергия слышу, постоянно повторяемое в обращениях к пастве: «Будьте святыми!» Это, стало быть, и я, и ты, читающий эти строки, и любой из наших родных, близких и знакомых должен нести в себе тот духовный свет, который может обрести душа только в общении с Господом, стремлении быть Ему подобным. А не слишком ли дерзновенно? Хочу поделиться записями, сделанными мною в разное время после выступлений или проповедей нашего митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.

— Быть святым… Понимание данного приходит с опытом. Грех поглощает человека, делает его рабом. Происходит духовная ломка, и человек начинает задумываться, как ему надо выйти из этого состояния, а внутренний голос ему начинает подсказывать: «А кто ты такой, чтобы обратиться к Богу? Ты же погряз в грехах, ты же мерзость, ты вообще ничто — тебя Бог за всё испепелит». Человек не понимает, каково место покаяния в его жизни…

Мы все созданы как дети Божии. Все равны перед Богом. Это у нас сейчас на земле, в жизни неравенство – один владыка, другой крестьянин, третий строитель, один богатый, другой бедный. Общая беда, что порою поздно задумываемся о нашем равенстве перед Господом. Должны жить так, чтобы нам не было стыдно, чтобы приблизить нашу жизнь к Богу, должны любить не себя, а любить ближнего, понимать его. Всех. Прощать и не поддаваться вспышкам греха. Мы призваны к любви, к святости. Любой святой не родился святым, но он так работал над собой, что стал святым. Он приблизил насколько возможно свою жизнь, свою душу к Богу. Он этому жизнь посвятил. Далее наша жизнь будет вечной, совершенно иной, нежели земная

Мы же рождаемся абсолютно без опыта для земной жизни, постепенно что-то обретаем, что-то приходит на генном уровне от родителей. Благодаря воспитанию родителей, других людей, мы становимся теми, кто есть. И с этим багажом идём к Богу. Если грешные, то идём туда, о чём даже подумать страшно. Если к святости стремились, то уготована жизнь неземного счастья, благоденствия. К чему мы себя подготовили, то и получим.

И нельзя говорить, что меня от верного пути муж совратил или жена, или друг. Никогда нельзя говорить: «Что же Бог со мною сделал?!» Бог всех нас любит, но он нам даёт абсолютную свободу воли, а мы нарушаем Его волю, нарушаем данные Им законы любви. Да, у нас есть Ангел- хранитель, есть совесть. Они направлены на добро, они, так называемый, внутренний голос, подсказывают нам — сделай то, но выбор, опять же, делаем мы. Сотворим непотребное – и земля не разверзается, и гром с молниями с неба в нас не летят. Какой бы грех мы ни совершили, ничего особенного не происходит. Осознание греха приходит по-разному – у кого-то через год, два, десятилетия, а у кого-то только в конце жизни. Мы сами творцы своей жизни. Как мы её складываем, так она и получается.

Молитва даёт общаться с Богом. Мы просим Господа помочь нарушить нашу волю и привести нас к тому состоянию, когда приходит понимание воли Божьей. Богу наши молитвы не нужны, они нужны нам. Они дают возможность общения нашего общения с Богом без посредников. Напрямую. Желаю, чтобы каждый человек чувствовал силу этой молитвы и становился святым.

Никогда не осмысливал, что меня привело в церковь. Просто жил её духом. Жизнь в церкви всегда была меня той потребностью, которой является для всех нас воздух.

В школу, надо сказать, пришёл уже вполне сознательным человеком, и меня ничуть не смущало, что я «не такой, как все». Никакого раздвоения личности у меня не было. Всё уживалось: и то воспитание, которое получал как школьник, ложилось на добрую христианскую почву. Трудности были у людей, которые являлись носителями коммунистической идеологии, и они меня не понимали, боялись, что со мною что-то будет. Иные даже считали, что я могу с ума сойти. Свидетельствую на собственном примере, что это был ложный страх. ничего со мною страшного не произошло.

Я всегда был образцовым школьником, занимался спортом, всегда принимал участие в общественных мероприятиях. Одно не устраивало учителей – я ходил в храм Моя вера была головной болью для руководства школы. Одна учительница мне даже бойкот объявляла. Но это «бойкот» я ощущал только под её наблюдением, в её присутствии, как только она исчезала из поля зрения, другие учителя, хотя они и были поставлены в известность об этом, хорошо ладили со мною, ничего не изменялось во взаимоотношениях с моими товарищами.

Я видел и сельский труд, и ощущал «городское» воспитание. С удовольствием сено косил, картошку сажал, за саженцами в саду ухаживал, животных очень любил. Меня никто не заставлял трудиться – сам тянулся к труду, потому что трудиться было интересно.

В двенадцать лет твёрдо решил, что моя жизнь – Церковь. Иного пути для меня нет. Это были нелёгкие годы, годы хрущёвского гонения на православие. Возможно, они даже пострашнее кровавых лет уничтожения верующих. Здесь беседовали с каждым, каждого воспитывали. Но я представить не мог, что можно предать обретённую веру.

Постоянно посещал службы в Лавре. Часто оставался в Лавре на ночь. Не спал. Радовался людям, которые ночевали в храме, радовался их пению, слушал их рассказы, тянулся к старшим. Нравилось, как верующие пели. Это была моя жизнь.

…Неподалёку от Акатова монастыря жил схииеромонах Нифонт, благодатный старец. В день приезда в Воронеж нового митрополита, митрополита Сергия, батюшка людей, которые пришли к нему, отправил со словами: «Немедленно идите в Покровский собор. Там сегодня будет служить новый митрополит. Господь послал нам очень хорошего пастыря… Прошу всех – старайтесь не пропускать ни одной службы, которую проводит он. Внимайте его проповедям…»

Среди духовных чад старца Нифонта была Татьяна Александровна Махинько:
— Все эти годы, как могла, исполняла волю любимого батюшки. Вслед за митрополитом ездила по многим приходам Воронежской области. Я очень многое обрела. Наш владыка даёт в проповедях то, что не всегда получишь от чтения книг, от общения с другими священнослужителями… Удивительно добрый и благодатный у нас владыка. Понял главное – с ним не страшно. Он вооружает православных такой силой духа, такой верой в Господа, таким личным служением Ему, что понимаешь – любые невзгоды ничто перед сравнением с тем, к чему себя человек должен готовить на этой грешной земле.

Читать еще:  Иеромонах рафаил берестов последние беседы. Открытое письмо старцу Рафаилу (Берестову)

…С новой силой разгораются споры – преподавать ли в школах «Закон Божий» или только историю православной культуры? Должен ли этот «культурологический» предмет воспитывать или только давать знания? Владыка Сергий отвечает:

— Это предмет, который ни в коем случае нельзя зубрить. Надо, главное, понять, почему культура отечественная возрастала именно на православии. Евангелие, история христианства, Священное Писание — вещи, которые надо понимать. Если человек понимает, к чему призывает православие, то поймёт и то, как ему жить надо. Если мы дадим даты, знания, когда родился тот иной святой, когда образовался монастырь на Соловках, но через призму евангельского восприятия не поймём, почему Сергий Радонежский действовал так, а не иначе, почему он влиял на духовную и политическую жизнь России? Грош цена такому изучению истории православия. Этот предмет должен воспитывать молодого человека. Человек должен в соприкосновении с историей культуры православия достигать большего, нежели обыкновенного получения знаний.

Считаю, что нельзя совмещать преподавание культуры православия с преподаванием Закона Божьего. Для Закона Божьего есть храм, воскресная школа при приходе. Подразумевается, что эти предметы будут преподавать священники, которые имеют высшее педагогическое образование или педагоги, которые прошли специальные курсы подготовки. Они должны доносить предмет живо, интересно, чтобы он послужил формированию личности, чтобы не было никакого отторжения.

Образование всегда было связано с воспитанием и дальше развиваться в том же русле….

…Школа школой, вузы вузами, но существует раскол между поколениями, вечная проблема «отцов и детей».

Ребёнок, молодой человек должны уважать достойного. К сожалению, отрицательную роль сыграла долгие годы царившая государственная атеистическая идеология, которая воспринимала старшее поколение носителем православного духа. Поэтому –твои деды, прадеды, родителя во всём не правы. Власть добивалась того, чтобы младшее поколение никого не слушалось Новые люди, новые личности. Например, легенда о Павлике Морозове, предавшего своего отца, своих родственников Он поднят был на пьедестал. Если вдуматься, страшный пример для подражания. Вспомните из нашей с вами молодости: сценки, школьные театральные постановки, которые акцентировали внимание на конфликте поколений. Автор всегда доказывали, что молодёжь всегда права Уходящее поколение, мол, такое, что ничего доброго не возьмёшь. Был нанесён удар по самому важному месту формирования человека, потеряли вообще искусство воспитывать молодого человека. Заботимся лишь о том, чтобы дети были здоровы, сыты и получали всё, что пожелают.

. Надо в первую очередь воспитывать нравственные качества, а все остальное побочное, забавы… К старикам у нас относятся с недоверием: что их слушать, что они хорошего скажут, если они ничего не понимают Чтобы воспитывать молодёжь, надо быть нравственными людьми. Иметь высокие нравственные ориентиры в собственной жизни Чтобы молодёжь не могла сказать: тоже мне учитель нашёлся, а сам-то каков? И нам ещё мораль читает… Мы должны быть авторитетом для молодёжи. Чтобы они тянулись к нам и видели в нас опору. Нет никаких разногласий, глупость, придуманная про какой-то кризис поколений. Главное, чтобы у старшего поколения опыт был не злой, не греховный, а добрый и хороший.

«. Любовь к людям это не филантропический призыв, это не лозунг. Любовь к людям, спасение человеческой жизни, оказание помощи тому, кто нуждается в ней, — это тяжкий будничный труд, в основе которого лежит христианский долг перед Богом и людьми…»

«…Свидетельствую: народ воронежский очень благочестивый, воспитанный, я бы сказал, воцерковлённый».

. В 1967 году я поступил в Московскую духовную семинарию. Ни один человек за предшествующие 20 лет из Загорского района в неё не поступал – я был первым… За то, что я поступил, пострадали хорошие люди: получили по партийной линии взыскания, с ответственных постов были сняты, отстранены от комсомольской работы…

…Дай Бог, чтобы традиция продолжалась, чтобы у нас среди священников не было людей случайных.

. Окончил семинарию за три года. После третьего курса академии принял монашество. Когда архимандрит Иероним совершал постриг, я думал, что он меня назовёт Тихоном, потому что был день памяти Святителя Тихона Задонского, 26 августа, но он, зная, что я вырос у раки преподобного Сергия, дал мне такое имя, и я очень ему благодарен…

…Очень легко превратиться в машину по отпуску грехов и исполнению тех или иных нужд, с которыми обращаются прихожане. Но надо каждого человека полюбить, какой бы он ни был.

… Невозможно быть теплохладным, невозможно быть безразличным – это греховно. Мы ответственны за время, которое нам дал Бог. В наших силах сделать всё возможное для того, чтобы на наших православных традициях созидалось будущее нашей великой страны…

. Церковь зовёт нас к Богоподобию, чтобы мы были похожи на своего Творца… Я хотел бы сказать вам, что мы должны помогать руководству – как местного уровня, так и федерального, чтобы оно слышало наш голос, знало, как мы хотим жить, какой желаем видеть Россию, — именно мы, коренные жители и хозяева этой земли, а не те случайные люди, которые творят беды с нашей Родиной».
…Чаще всего мы не понимаем, в каком состоянии находимся – спасаемся или погибаем. Как без руля и без ветрил корабль в море, волнами житейскими нас то прибивает к храму, то приближает к компании, которая оставляет желать лучшего.

Часто пребываем в печали, раздражении, зависти, в какой-то неустроенности и ищем руку помощи. И рука эта простирается к нам от святителя Митрофана, святителя Тихона, святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Петра, митрополита Крутицкого…

…Не бывает вакуума в нашем сердце. Если в нём не живёт Бог, там живёт диавол – иного нет…
Воронежская земля живёт и нашими молитвами, и нашими духовными подвигами, и нашим стремлением быть святыми.

«Правители перестали говорить языком правды – их язык, язык лести, зависти. Вертикаль лжи пронизала многие государства снизу доверху. Становится невозможной жизнь простых людей, с которыми никто не считается…

…В России остались начатки правды, начатки совести. У нас проявляется то стремление к духовному единению власти и народа, которое спасёт государство. Наше будущее зависит от духовного состояния каждого человека, и оно должно передаваться от одного к другому. Каждый должен стремиться жить не в грехе, а по законам совести и правды…

…Россия ещё не сделала окончательного выбора – куда она пойдёт? К сожалению, нынешний мир не принимает нашу Россию с её традициями, с её богатым духовным наследием. Многие предпочитают, чтобы мы «были, как все» — маленьким государством, ото всех зависимым.

Трудный путь становления мы наблюдаем, но наш путь, путь России, он особый, особой полноты, занимающей особое место в мировой истории. Нам от этого отказываться нельзя…
…Мы должны крепить мощь своего государства силою духа. Мы должны быть по-настоящему православными людьми во всём – в семье, на работе, на государственной службе…

Ваше Высокопреосвященство! МНОГАЯ ВАМ ЛЕТА во здравии во имя нашего спасения и приближения возрождения Святой Руси!

На снимке: митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
Фото автора.

Редакция «СВК» горячо поздравляет Владыку Сергия с днем рождения и желает доброго здоровья, долгих лет служения, радости и благодати!

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Задача Церкви — воспитать в человеке нравственность, доброту и милосердие»

19 апреля 2013 11:30 3

ПОСТИТЬСЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДУШИ

— Здравствуйте, уважаемый Владыка. Меня зовут Елена. Начался Великий пост, который предписывает нам воздерживаться от животной пищи и развлечений. А в чем же суть ограничений?

— Пост физический — это вспомогательный пост. Главное — освободить душу от греховной тяжести, развить в себе положительные качества и сделать их нормой жизни. Физические ограничения в этом только помогают, так как высвобождаются дополнительные внутренние силы и человек становится более чувствительным и собранным в духовном плане. Поэтому православным людям мы рекомендуем по крайней мере дважды во время Великого поста причащаться и исповедоваться. Также людям, имеющим физический или душевный недуг, нужно собороваться, просить у Бога помощи и исцеления. Благодаря всем этим действиям человек подготавливается к Пасхе, чтобы встретить ее в душевной и телесной чистоте.

— А есть ли противопоказания к посту?

— Да, по нескольким причинам. Беременным женщинам пост физически вреден, и они должны есть все, чтобы ребенок развивался нормально. Людям, имеющим хронические болезни, тоже нужно питаться более калорийно для поддержания сил. Также мы рекомендуем школьникам и студентам есть рыбу. Однако ослабление поста в пище не снимает с них необходимости поста духовного. Еще лучше, если человек живет церковной жизнью, спросить у своего духовника совета, как правильнее ему поститься.

НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ СЕМЬЮ

Читать еще:  Означает червь во сне. Сонник: черви – к чему снятся

— Уважаемый Владыка, добрый день. Меня зовут Оксана. Две недели назад я стала мамой. Родственники рвутся, чтобы посмотреть на дочку, а муж запрещает ее показывать до 40 дней. Скажите, что мне делать?

— Ваш супруг прав. Новорожденный ребенок очень слаб и физически, и духовно. Люди, которые приходят на него посмотреть, несут в себе разную энергетику — и хорошую, и плохую. И лучше, чтобы дитя первое время был с мамой и папой. Может быть, не обязательно именно 40 дней. Но, как только вы заметите, что после общения с вашими хорошими друзьями или родственниками у малыша появилась вялость, слабость, или беспричинный плач, немедленно прекращайте эти контакты. Обычай этот древний — его соблюдали даже ветхозаветные иудеи: когда женщина рождала дитя, первое время она занималась исключительно восстановлением своего здоровья. На 40-й день ребенка приносили в храм и посвящали Богу, а над женщиной читались особые молитвословия.

— Владыка, многие родители якобы по религиозным убеждениям отказываются от прививок для своих детей. На самом ли деле Церковь запрещает детям делать прививки? (Вопрос поступил по электронной почте).

— Отказа от прививки по религиозным убеждениям быть не должно. По крайней мере такого требования точно нет в православии. Если врачи говорят, что для ребенка прививка очень важна, — следует им верить.

— Вам звонит Людмила из Воронежа. Добрый день, Владыка. Некоторые родители оставляют за ребенком право выбирать религию. Опасно ли это для ребенка?

— В православии сложилась практика крестить ребенка обязательно в младенчестве. Это необходимо потому, что в таинстве крещения ему даются особые, невидимые для глаз, но духовно действующие дары благодати Божией. Малыш становится спокойнее, перестает беспричинно и часто капризничать, его не преследуют непонятные страхи. Если же родители хотят, чтобы ребенок сам выбрал, когда ему креститься, то я бы посоветовал им позаботиться о соответствующей духовной атмосфере в семье. Ребенка нужно воспитывать: учить быть совестливым, сообщать ему добрые привычки, внушать прописные истины о справедливости и правила нравственного поведения. Таким образом мы можем хоть немного обезопасить его духовное здоровье, и, став взрослым, он сам сможет решить, когда ему креститься.

— Здравствуйте, уважаемый Владыка. Меня зовут Анастасия. Сегодня семьям, берущим деток из детских домов, государство выделяет приличные деньги, особенно на детей-инвалидов. Может быть, стоило бы эти средства направить им на лечение?

— Ничто не может заменить ребенку семью — родительскую любовь, ласку, заботу. Дети-инвалиды, которые живут в семьях, могут добиться очень многого в жизни. Я, когда общаюсь с их мамами, папами, бабушками и дедушками, поражаюсь тому, насколько они добрее родителей здоровых детей. Получается, что в больном ребенке, который совершенно беззлобен, живет одна доброта, — он воспитывает своих родственников. И деньги в такой семье далеко не главное…

— Владыка, а существует ли школа для пар, которые находятся в раздумье, брать или не брать ребенка из детдома?

— Придите в храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», который недалеко от памятника Славы — там служит отец Алексей Спицин . Он руководитель епархиального отдела, занимающегося вопросами защиты материнства и детства, поэтому он в курсе проблематики и обязательно вам даст добрый совет. Можете также обратиться в Никольский храм к настоятелю протоиерею Петру Петрову .

ОТЦЫ И ДЕТИ

— Здравствуйте, уважаемый Владыка. Мы с мамой не находим общий язык: я понимаю, что она из добрых побуждений пытается давать советы, но не могу сдержаться и срываюсь на нее. Как мне быть? (Мария, Воронеж).

— Не зная в полной мере условий, в которых вы живете, очень трудно что-либо советовать. Конечно, вы должны уважать и слушать своих родителей. А они должны быть для вас добрыми наставниками и друзьями. Но каждый из нас рождается свободным человеком, и если даже Господь не вмешивается в нашу жизнь, а лишь помогает по нашей просьбе, то тем более родители должны давать свободу своим детям. Поэтому вашей маме попробуйте объяснить, что вы уже далеко не подросток, а взрослый человек, которому в жизни нужно самостоятельно разобраться, сделать какие-то шаги. Постарайтесь найти компромисс, не раздражайтесь и помните, что мать вас очень любит.

— Я ВИЧ-инфицированный. Стоит ли об этом говорить своим родителям, ведь тогда я их обреку на страдание? (вопрос пришел по электронной почте).

— Вам все равно рано или поздно придется рассказать родителям. Ведь вы должны будете проходить лечение, принимать лекарства. Наконец, у вас будет меняться психология отношения к людям. И если вы при всем этом в своей семье получите поддержку, понимание, любовь, даже если все это придет не сразу, вам будет легче. Не нужно будет прятаться, лукавить, а можно будет жить открыто. Поэтому мой совет: не скрывайте.

ДОРОГА К ХРАМУ

— Меня зовут Наталья, я из Воронежа. Добрый день, уважаемый Владыка. Я хотела бы исповедоваться, но мне тяжело рассказывать о том, что на душе, чужому человеку. Как мне быть?

— Может быть, у вас есть друзья или знакомые, которые ходят в храм? Попросите их посоветовать, к какому священнику вам лучше обратиться. За свою практику священнослужителям приходится выслушивать самые различные повествования о множестве грехов, которые, однако же, мы никак не связываем с личностью кающегося человека. Поэтому вы не должны бояться исповедоваться. Поймите, что для вашего духовного здоровья это необходимо: если исповедь будет искренней, вы почувствуете большое духовное облегчение. Грехов у каждого человека масса, и, начав с ними бороться, мы сможем изменить к лучшему свою жизнь. Исповедуйтесь обязательно, причаститесь — и Господь вам поможет.

— Я поняла, спасибо вам большое. А если в моем окружении нет людей, которые ходят в храм?

— Тогда просто придите на службу, послушайте проповедь священника, пообщайтесь с ним, попросите какого-либо совета, посмотрите на его отношение. Не спешите: выбор духовника нужно делать очень осмысленно. Приложив небольшие усилия, вы обязательно найдете батюшку, который вам будет духовно близок и сможет понять ваши нужды и переживания.

— Здравствуйте, меня зовут Сергей. Я считаю себя верующим человеком, но не хожу в церковь и практически не знаю молитв. Владыка, скажите, это грех?

— Сергей, хорошо уже то, что вы об этом говорите. Я не могу сказать, что ваш образ мыслей греховный, но он неприемлем. Если вы душой одобряете и принимаете правила Православной церкви, то вы должны их придерживаться. Легкомысленно к духовной жизни относиться нельзя, также как нельзя легкомысленно губить здоровье тела. Попробуйте церковную жизнь — она вам откроет новые горизонты. Вы почувствуете радость бытия в духовном мире, станете добрее, будете более ответственно относиться к своим поступкам. Вы полюбите совершать добрые дела, и ваша жизнь станет совершенно обновленной, светлой и наполненной смыслом.

ЦЕРКОВЬ — НЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

— Уважаемый Владыка, почему Церковь призывает нас к смирению, вместо того чтобы влиять на те беззакония, которые творятся у нас в обществе? (Иван, Воронеж).

— Церковь не является частью аппарата государства. Задача Церкви — вести человека к спасению, к вечной жизни, то есть воспитать в нем нравственность, доброту, милосердие, дать опору в жизни, при этом не вмешиваясь в дела государственной и политической жизни. Поддерживать ту или иную власть или не поддерживать — это дело народа. Церковь же — не партия, и методы политической борьбы для нас неприменимы.

— Здравствуйте, уважаемый Владыка. Меня зовут Сергей Звонарев. Я из села Подгорное. Скажите, как вы влияете на нерадивых батюшек, имеющих недостатки?

— У нас в Епархии есть церковный суд, который может применять различные меры наказания — вплоть до лишения священнослужителя сана. Мы очень строго отслеживаем все нарушения. Однако, чтобы рассматривать дела справедливо, совершение проступка должно быть неоспоримо доказано. Бывает, что люди покрывают грехи священников, и получить достоверную информацию в этом случае очень трудно. Когда прихожане живут открыто и прямо говорят священнику о его проступках — это хорошо, ибо помогает ему видеть себя со стороны и исправляться.

— Уважаемый Владыка, как Церковь относится к приметам, суевериям, сглазу?

— Нельзя путать веру в пустые приметы и сглаз, который является воздействием на человека извне. С суевериями и приметами Церковь борется. А сглаз — это действие на кого-либо негативной энергии, которую в себе носит другой человек, живущий неправедной жизнью. Если человек сильный духовно, если он верующий, ходит в храм и причащается — для него темные силы не страшны, они бегут от святыни. Бывает, даже священнослужитель может почувствовать недомогание, но после молитвы все проходит. Главное, мы должны для себя определиться, что мы хотим, жить с Богом, и поэтому просим Его о защите и помощи. И ни в коем случае не нужно посещать разных ворожей, колдуний и экстрасенсов-целителей. Лучше сходите в церковь, причаститесь, попросите прощения у Бога и своих близких. И все тогда у вас будет хорошо, мирно и благополучно.

Читать еще:  Отдать мелочь во сне. К чему снится мелочь, мелкие деньги во сне? Благоприятный ли это знак? Снится, что отдавали мелкие монеты

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Человек должен знать, что Бог есть и что с Богом нельзя шутить»

8 октября – День тезоименитства митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, который в этом году отмечает свой 60-летний юбилей.

Владыка родился 24 августа 1949 года в Загорском районе Московской области. Троице-Сергиева Лавра стала его духовной колыбелью. В возрасте 24 лет, на последнем курсе Московской Духовной академии, он принял монашество с наречением имени Сергий в честь основателя и небесного покровителя Лавры – преподобного Сергия Радонежского.

В сложные для Православия советские годы представлял Русскую Церковь при Христианской мирной конференции в Праге и Всемирном Совете Церквей в Женеве, являлся заместителем председателя Отдела внешних церковный связей Московского Патриархата.

С 1996 по 2003 годы являлся управляющим делами Московской Патриархии. В эти годы с рабочими визитами посетил большинство епархий в нашей стране. В мае 2003 года Митрополит Солнечногорский Сергий, викарий Московской епархии назначен управляющим Воронежской и Борисоглебской епархией.

В 1991 году, в период начала духовного возрождения России, владыка возглавил новоучрежденный Отдел Московской Патриархии по церковной благотворительности и социальному служению, руководителем которого является по сей день. Отдел по церковной благотворительности был создан не только и даже не столько для того, чтобы осуществлять конкретные проекты или перераспределять фонды. Его главная цель и назначение — стать источником и жизненным центром возрождения социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях.

Подробно о работе комиссии Владыка Сергий рассказал в интервью сайту «Патриархия.ру» в преддверии Архиерейского собора 2008 г.:

«Во многих епархиях есть отделы по социальной работе. Мы не просто даем консультации, но мы оказываем помощь, за 4 года 35 млн. рублей мы направили в епархии для развития социальной работы — это не только деньги, но и материальные ценности. Например, в Мурманске мы способствовали оборудованию пошивочного цеха, который сейчас приносит очень большую пользу. В других местах мы помогаем с лекарствами, с медицинским оборудованием. Или проводим сборы для престарелых людей с производств и организаций, а затем уже распределяем собранное по епархиям.

Нужно сказать, что преимущественно мы занимаемся медицинской деятельностью, воспитанием молодежи, работой с людьми, находящимися в местах заключения, которым мы оказываем гуманитарную помощь, ведем переписку. В отдельных епархиях созданы реабилитационные центры для людей, вышедших из мест заключения.

В Воронежской епархии существует уникальный опыт: мы привлекли матушек, жен священнослужителей, которые занимаются благотворительностью. Опыт оказался успешным — они сотрудничают с областными социальными отделами, а в некоторых районах матушки возглавляют именно государственные отделы социальной работы. И это не только работа с людьми вне Церкви; мы также решили вопросы помощи вдовам и детям умерших священнослужителей.

Мы придали этому начинанию статус отдела; есть матушки-активистки, они согласовывают программу своих действий с архиереем. Сначала это было не очень понятно духовенству, а сейчас стало легче, потому что матушка стала помогать священнику в той работе, которую он проводит на приходе.

Также епархия приобрела автомобили для перевозки инвалидов, и они действуют как социальное такси, а летом на этих автобусах мы вывозим детишек-инвалидов к морю.

Если говорить об успешных в социальном служении епархиях, то здесь нужно упомянуть Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Екатеринбург — это форпосты социальной работы нашей Церкви.

Нам удалось довести до логической точки работу с врачами. В 90-х годах в Москве и Санкт-Петербурге возникли общества православных врачей, а уже позже нам удалось оформить организацию православных врачей России, и эта организация сейчас успешно работает. Движущим моментом (учитывая, что люди трудятся в этой организации безвозмездно) является вера и милосердие, потому что, как бы ни была развита медицинская работа в столичных регионах, есть такие уголки, в которые врач почти не добирается, или есть места, где необходимо оказание помощи социально незащищенным слоям населения. И здесь деятельность врачей незаменима, тем более, когда она имеет свою структуру и организацию.

Также я бы отметил работу семинаров по благотворительности, посвященных разным темам, которые выдвигает жизнь — демография, аборты, психологическая реабилитация. На семинары мы приглашаем специалистов, иногда даже и зарубежных, проводим эти семинары не только в Москве, но и на периферии.

Целиком интервью можно посмотреть в видеозаписи:

Сегодня Высокопреосвященнейший Сергий специально для посетителей нашего сайта дает блиц-интервью.

– За что Вы больше всего в своей жизни благодарите Бога?

– 60 лет – возраст, который призывает к тому, чтобы подводить какие-то итоги. При этом я не отменяю планов на будущее – все в руках Господних.

Я старался жизнь свою строить так, чтобы все в ней совершалось на основе Евангелия, в традициях Православной Церкви, нашего русского народа. Революционером в православной жизни быть не нужно. Надо твердо держаться святоотеческого наследия. Не надо махать шашками, говорить какие-то глупые слова. А, прежде всего, попробовать созидать мир Божий в своей душе. И на этой основе уже рассматривать окружающее, по слову преподобного Серафима Саровского о том, что спасайся сам и вокруг тебя спасутся тысячи.

На пути, который судил мне Господь, бывало все: и радости, но больше трудностей. За все, что встречалось мне на моем пути, благодарю Бога.

— Вы всегда излучаете духовную радость. И даже человеку хмурому в общении с Вами становится радостно. А что в житейском плане Вас радует в жизни?

– Это трудный для меня вопрос, потому что я не могу поделиться радостями, которые у меня есть. Не потому, что они какие-то скрытные, непонятные, запретные, вовсе нет. Мои радости соответствуют моему образу жизни. Для меня моя жизнь – это жизнь Церкви, это жизнь Воронежской епархии, это жизнь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, который я возглавляю. Это те дела, которые мне поручает священноначалие. А поручения бывают самые разные, из разных областей. И поэтому радость всегда в том, что я постарался исполнить правду Божию в отношении конкретного человека или в отношении того дела, которое мне поручено.

Я люблю общаться с народом. Очень люблю совершать Богослужения. Молитва меня вдохновляет.

Радость для меня огромная (она может быть еще не осознана воронежцами), что мы привезли в Воронеж мощи священномученика Петра, архиепископа Воронежского. Нашего святителя, нашего архиерея. Верю, что он сам пожелал вернуться сюда. Потому что на протяжении многих лет этот вопрос не мог решиться, и сейчас, благодаря Его Святейшеству Святейшему Патриарху Кириллу, он разрешился. Это светлое событие не только для Воронежа, не только для Черноземья, но, я думаю, что для всей Русской Православной Церкви. Потому что приехать и поклониться мощам священномученика Петра гораздо легче в Воронеж, чем на Соловки. И в этом для меня тоже очень большая радость.

Радость у меня в том, что я служу на Воронежской кафедре. Здесь великие угодники Божии, которые повлияли на духовную жизнь всей России.

Воронежская земля святая. Я ее очень люблю и благодарю Бога за то, что Господь сподобил меня служить на этой земле.

Дорогой Владыка, хотелось бы услышать от Вас напутствие читателям сайта с высоты прожитых Вами лет и богатого духовного опыта.

– Мои пожелания, скажу откровенно, будут не популярными. Потому что с высоты прожитых лет скажу только одно.

Человек должен знать, что Бог есть, и что с Богом нельзя шутить. И нужно к жизни относиться серьезно. И прожить ее нужно так, как определил Бог. А определил он нам только одно. Мы во всем абсолютно свободны. Но путь к Богу лежит через делание добра и через дела любви. Это основа основ. И поэтому следует воспитывать себя соответствующим образом и совершенствоваться. Если нам это удастся, все в жизни у нас будет прекрасно. Дети у нас будут воспитаны, поля хлеборобны, дела наши индустриальные и научные будут удачны. И с нами будет Бог. И кто же тогда против нас?

Поздравляем Владыку митрополита с юбилеем и желаем помощи Божией в служении на ниве Христовой.

C владыкой Сергием беседовала Людмила Киндиренко

Источники:

http://culturavrn.ru/person/70
http://www.vrn.kp.ru/daily/26065/2973414/
http://www.pravmir.ru/mitropolit-voronezhskij-i-borisoglebskij-sergij-chelovek-dolzhen-znat-chto-bog-est-i-chto-s-bogom-nelzya-shutit/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector