Владыка ириней. Епископ Орский и Гайский Ириней: «Как же можно с людьми не общаться? Когда родные плачут…

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Архив

Епископ Орский Ириней: Мы плачем с каждым, с утра до вечера

11 февраля 2018 года самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший по маршруту Москва — Орск, разбился в Подмосковье. На борту лайнера находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, выжить не удалось никому. Трагедия потрясла многих в России и за ее пределами. В небольшом городе Орске она так или иначе коснулась почти каждого. О том, как переживают люди это непростое время, в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Веревкиной рассказал епископ Орский и Гайский Ириней.

— Владыка, приносим наши соболезнования от всей редакции. Скажите, пожалуйста, много ли родственников обратилось за прошедшие дни за помощью к священникам?

— Родственники приходят каждый день, последний раз общался с родственниками погибших полчаса назад. С утра до вечера каждый день приходят люди — в епархиальное управление, в храмы, в соборе я лично общаюсь со многими. На днях взял с собой двух хороших священников, врача-хирурга священника Вячеслава Кочкина и священника, который занимается гиревым спортом, отца Григория Сычева, и мы поехали в больницу. Встречали в этой больнице людей, которые пришли сдавать анализы ДНК, чтобы найти хоть какие-то останки родных. Нам выделили комнату, низкий поклон главному врачу Когану Владимиру Ильичу. Он сказал, что лучшими психологами, лучшими, кто работал с родственниками погибших, были священнослужители. Врачи спрашивали, что мы им говорили, о чем беседовали с ними. Люди подходили сразу к нам, обнимали нас, плакали вместе с нами, а мы их утешали и плакали вместе с ними. Психологи нам говорили, да мы и сами знали, что было важно, чтобы люди говорили. Был ребенок, который несколько дней ни с кем не общался, только плакал, второклассник-мальчишка. Я поговорил с ним, его мама была рядом, а папа погиб, мы с ним начали беседовать, а в конце он исполнил мне песню. Врачи изумились, как нам это удалось, ведь они пытались повлиять на него, но у них ничего не получилось.

Когда я был в аэропорту в тот день, я увидел маму, которая потеряла мужа и единственного ребенка, я взял нашего водителя и поехал с ней, за рулем был наш водитель, не дал этой женщине самой вести машину, и остались ночевать в доме у этой женщины, у нее осталась мама, лежачая больная.

Еще у нас есть две студентки педагогического колледжа, которые потеряли маму. Я их знаю, они занимаются гиревым спортом, активно участвуют в турнире Орской епархии. Я им сказал, что буду выплачивать им архиерейскую стипендию столько лет, сколько они будут учиться. У них есть еще младшая сестра, ей пять лет, нам говорят, что по закону ребенка должны забрать в детский дом. Я помогу, сделаю все, чтобы этого не случилось. Папу они потеряли раньше, а маму вот в воскресенье. Если этот ребенок потеряет еще и двух сестричек, то это будет страшно.

Мы плачем с каждым, с утра до вечера.

Во вторник на службе собрался полный храм студентов Орского гуманитарно-психологического института, в котором я преподаю на историческом факультете. Пришли и студенты медицинского, педагогического и технологического колледжей, представители команды «Южный Урал». Был полный храм молодежи, и мы молились.

— В чем найти утешение родственникам, детям?

— Когда они к нам приходят, я совершаю службу, беседую, много исповедую, а порой мы просто плачем вместе. Жизнь не заканчивается на этом, от вашего здоровья зависит будущее семьи, города, страны, не надо терять голову, берегите себя, от вас зависят ваши родные. А родным говорю: ни в коем случае не оставляйте тех людей, которые остались одни, им нужна поддержка, обязательно неделю-две вы должны пожить с ними, перебраться в их дом или забрать их к себе, надо жить вместе с ними.

Читать еще:  Житие бытие притча или жизнь такая, какая она есть. Житие - бытие

Многие слушают, благодарят, обнимают нас. К нам подходят жители города, предлагают свою помощь.

— Говорилось о том, что Церковь постарается оказать не только психологическую, но и материальную помощь. Что сделано в этом направлении?

— Я лично передам 100 тысяч этим людям, возьму на себя помощь двум студенткам, буду оплачивать им архиерейскую стипендию. Кстати, 16 человек в Орской епархии получают архиерейскую стипендию от двух до пяти тысяч рублей.

В храмы приходят люди и передают деньги настоятелям, а они в свою очередь будут узнавать у прихожан, кто потерял родных, чтобы можно было оказать им помощь. Причем важно, чтобы это была не разовая помощь. Один раз помогли и забыли — увы, так бывает. Важно, чтобы это было всегда, на несколько лет вперед.

Кроме того, я предложил на девятый день после трагедии, который приходится на понедельник, совершить общую молитву и помянуть всех, а в субботу после панихиды и Литургии мы предоставим помещение в четырех храмах Орска, куда люди смогут прийти и помянуть близких и родных, они там соберутся, пообщаются друг с другом, смогут друг друга поддержать.

Каждый храм взял на себя ответственность за помощь родственникам.

— Как Вы лично относитесь к авиаперелетам? Не боитесь летать?

— Что удивительно, я в пятницу вечером читал лекцию в Гуманитарном университете Москвы, встречался со студентами, меня попросил ректор знакомый. Изначально планировалось, что я должен был читать лекцию в субботу, а прочитал в пятницу вечером. В субботу я вылетел в Орск. Если бы я читал лекцию в субботу, то в воскресенье полетел бы в Орск среди них.

Человек в последнее время спешит успеть везде. И я тоже лечу. Молюсь. По-другому никак.

Епископ Ириней: «Любить Бога и грешника и ненавидеть грех»

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский – о том, что в духовной брани мы должны не бояться брать пример со святых, о соцсетях и современных ловцах человеков и о своей епархии.

Вернувшись в понедельник из поездки по своей немаленькой епархии, епископ Орский и Гайский служит ночную Литургию, днем следующего дня принимает народ и служит молебен, в среду – читает лекции в Орском гуманитарно-технологическом институте, где преподает, а в четверг и пятницу – в Оренбурге, почти в 300 км от Орска, в Духовной семинарии. Это – обычный график для молодого епископа одной из молодых епархий, образованных чуть более года назад.

– Владыка, в своих частых поездках по епархии вы встречаетесь с самими разными людьми. Какой вы видите современную православную миссию?

На него подействовал пример – то, как жил христианин. Этот пример говорит нам о том, какой должна быть православная миссия не только сегодня, но всегда. Она должна быть делом всей нашей жизни. Мы должны проповедовать делами и примером истинной христианской жизни. Именно делом более, нежели словом.

– Случались ли в вашей епархии случаи проявления негативного отношения к Церкви?

– Такого повода не давали. Пока есть силы – спешим делать добрые дела, стараемся плакать с теми, у кого скорби и радоваться с теми, у кого радости.

– Что вы можете об интернете и социальных сетях – стоит ли пользоваться ими для проповеди?

В наше время интернет – дополнительная и очень важная возможность проповеди Слова Божия. Об этом неоднократно заявлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он отмечал, что миссия Церкви должна быть широко распространена в интернет-пространстве.

Интернет предоставляет возможности для объективного освещения деятельности Церкви. Это также и образовательная платформа, которая открывает перспективы получения богословского образования всем стремящимся к этому (наши катехизаторские курсы об этом тоже свидетельствуют).

– Есть ли какие-то особенные, присущие именно нашему времени, препятствия для того, чтобы прийти к вере?

– Думаю, в наше время культ собственного «Я» и подобные «лозунги»: «Бери от жизни всё!», являются самыми трудными для человека. Увы, но такие «ценности» предлагает нашим людям сей мир. Для веры же требуется отказ от многих «приятных» развлечений, которые рекламирует жизнь. Но это самый первый шаг человека к Богу. К сожалению, человек чаще предпочитает верить себе.

– Что, на ваш взгляд, должно лежать в основе взаимоотношений Церкви и светского общества?

– Забота о человеке. Нам важно помнить, что задачи Церкви и светского общества во многом едины – это забота людях и их благополучии. Только государство и иные представители светского общества заботятся о благополучии земном, видимом, мы же более стремимся к заботе о благополучии небесном, духовном.

– Приближается Великий пост – что вы думаете о том, что многие сегодня находят его устав слишком строгим?

– Смотря что понимают люди под строгостью. Если для человека непосильно соблюдение устава телесного поста, Церковь благословляет определить его меру по совету с духовником.

Читать еще:  Сонник видеть тепло чувствовать от умершей. К чему снится солнце - толкование сна

Но не к внешнему, телесному, а более к внутреннему, духовному воздержанию призываемся мы во время поста. Мы призываемся к отказу от пагубных привычек и призываемся к решительной борьбе с грехом.

– Многие из нас, читая жития святых – и мучеников, и преподобных, – воспринимают их… не сказать, как сказки, но может быть, как образ. Как вы считаете, святые должны быть для нас примером? Или можно уже радоваться тому, что мы хотя бы иногда ходим в церковь?

– Святые и есть самый яркий пример того, что человек может решительно противостоять греху и победить пороки. Представим, например, что при обучении военнослужащих вдруг перестанут указывать на примеры великих полководцев и на их выдающийся опыт военного дела, или если вдруг этот бесценный опыт полководцев, блестящих офицеров, истинных патриотов Отчества станет восприниматься молодыми солдатами как что-то несерьезное, что будет с армией?!

– Идет второй год вашего епископского служения. Опишите ваши первые по прибытию на кафедру.

– Первые впечатления – холод и большие расстояния между городами. Летом увидел и оценил слова известной песни: «ой, ты, степь широкая!».

Помню коллег по институту, с которыми общался до и после того, как начал преподавать. Близки студенты, которые стали родными для меня. Приятно, что подходят ко мне с разными предложениями и пожеланиями или рассказывают о своих проблемах.

– Есть какие-то особые трудности, связанные, может быть, с географией или историей этого региона?

– Одна из самых серьезных трудностей – обширная территория нашей епархии. Ведь только протяженность с запада на восток составляет порядка 400 км. Дороги не везде хорошие, трудно передвигаться особенно зимой, объехать все населенные пункты очень проблематично.

– Что за люди живут в епархии? Как они живут – богато, бедно? Как зарабатывают? Есть ли промышленность? Что происходит в деревнях?

– Это обычные люди. И живут они так, как живет большая часть населения нашей страны. Стремятся к благополучию своих семей, своих близких, трудятся, воспитывают ребятишек. Большинство, конечно, стремятся в города, где более развита инфраструктура, где больше возможностей трудоустройства, ведь в селе сейчас очень непросто.

– Достаточно ли храмов – не в городах, а в селах?

– Было бы замечательно, если бы храмов было достаточно не столько в городах и селах, а в сердцах верующих, ведь каждый из нас призван к тому, чтобы святая святых не где-либо вне себя, а в своем сердце.

– Что из уже сделанного вы включите в историю Орской епархии, которую, как мы читали, вы, возможно, когда-нибудь напишете?

– Историю Орской епархии милостью Божией создаем все мы вместе каждый день и час. Каждый наш поступок – это часть истории, которую пишем. Письменно изложить историю епархии надеюсь через определенное время.

Из наиболее знаменательных событий, следует отметить создание самой епархии, ее организационное формирование – выделение епархиальных отделов, первые епархиальные собрания и встречи духовенства, нашу общую молитву.

Если конкретнее, то хотелось бы отметить заключение соглашений о взаимодействии в организации духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан с администрацией, Управлением образования г. Орска, а также с руководством Орского гуманитарно-технологического института и все мероприятия, прошедшие в рамках этих соглашений. Это и масштабные игровые уроки на природе для детей и подростков, и спортивные состязания, и курс лекций для студенчества. Это наши выставки, встречи духовенства с молодежью, совместные культурные мероприятия, организация церковных и светских праздничных торжеств и многое другое.

В сфере социального служения также сделано немало. Особо следует отметить работу приюта для бездомных и организацию регулярного питания для них. Хотелось бы надеяться, что будет продолжена традиция посещения больниц и детских приютов духовенством и нашей молодежью.

– В одном из своих интервью вы рассказали о том, что много трудились «ради того, чтобы был канонизирован первый архипастырь, основатель Кишиневской епархии митрополит Гавриил». Почему вы полюбили его, как произошла эта встреча?

– Молдавия – моя земная Родина. Разве я мог без подобающего почтения относиться к ее первому Святителю? А ведь он очень многое сделал для края.

Работа в архивах и в библиотеках открывала его мудрые поступки и труды, которые он делал на протяжении всей жизни. Его невозможно не любить. Очень рад, что зажег моими статьями и книгами любовь к этому человеку, который будет канонизирован.

– Чтобы вы могли пожелать читателям нашего портала, какое пастырское наставление дать?

Любить Бога и грешника и ненавидеть грех. Уметь скорбеть с теми, у кого скорбь и радоваться с теми, у кого радости.

Читать еще:  К чему снится гладить рыжую кошку. К чему снится рыжая кошка

Анонимное письмо про епископа Орского

Прежде чем начать, я хочу отметить, что духовное образование я получил в одной из столичных семинарий и там же магистерскую степень, поэтому могу объективно судить о данной теме так, как видел множество благочинных и архиереев как столичных так и провинциальных. Так же в духовной школе, кроме богословских знаний я приобрел множество друзей и товарищей из разных регионов и стран, с которыми и по сей день общаюсь и знаю о церковной обстановке в их епархиях.

Да, действительно внутри Русской Православной Церкви проблем хватает. И я благодарен вам, что вы один из не многих кто об этом говорит. Всегда со вниманием и интересом просматриваю ваши выступления и публикации.

Однако хочу сказать, что в нашей Церкви есть достойные архиереи, которые просто по-христиански относятся к своим клирикам и пастве. Мне посчастливилось служить под началом такого владыки, за что бесконечно благодарю Бога.

Я говорю о епископе Орском и Гайском Иринее. Начну с того, что владыка Ириней абсолютно доступный архипастырь как для любого клирика епархии, так и для мирянина. Любой может позвонить ему на мобильный телефон. Без всяких секретарей договориться о встрече и обсудить любые волнующие вопросы. При этом он будет обязательно выслушан и не будет обруган, унижен или, что еще хуже избит. За богослужением владыка всегда избегает пафоса и напыщенности. К слову, владыка всегда облачается в алтаре, сам, в крайнем случае, с помощью сослужащих ему священников. Его приезд на приход не связан с прибытием многочисленной, напыщенной свиты из иподьяконов, хористов и священников-протокольщиков. Не редко владыка служил иерейским чином на приходе, где священник по болезни или другим причинам не мог совершать богослужение.

Что касается финансовой стороны, то кроме фиксированных налогов никакие деньги с приходов не собираются. Приезд архиерея не сопровождается конвертами с премиями, как правило, не только для него, но и для иподьяконов, дьяконов и певчих. Сборы на «погорельцев», «пострадавших от наводнения», «беженцев» абсолютно добровольные. Никто не фиксирует кто сколько отправил в епархию и тем более не назначает определенную сумму. Кроме того владыка сам не редко помогает финансово как своим священникам, так и мирянам. Случай, о котором знаю наверняка: служа в глухом селении, владыка пожертвовал сельскому священнику 50 тысяч рублей. Для нашего региона, это достаточно хорошие деньги.

Так же ежемесячно владыка платит архиерейские стипендии двум лучшим студентом Орского Гуманитарного Института по 3000 рублей и в Оренбуржской медицинской академии одному лучшему студенту 5000 рублей. Стипендиатов определяют администрация учебного заведения вместе с епархией. Эта практика распространяется на все благочиния. К слову, храм, в котором я являюсь настоятелем, платит трем лучшим студентам медицинского колледжа ежемесячно 1,5 рублей.
С этого года владыка из личных средств доплачивает преподавателям ОПК в Орске (их 15 человек). За первое полугодие педагоги получили от 2000-6000 тысяч рублей. Такая же практика в других крупных благочиниях.

Что касается постоянных священнических сборов по случаю даты рождения архипастыря, дня ангела или даты хиротонии (причем ни только архиерейской), то в нашей епархии такая практика полностью отсутствует. Однажды, владыка служил у меня на приходе в свой день рождения и я к стыду своему об этом не знал. Владыка ни слова не сказал или не показал своим поведением, что забыли отметить памятную для него дату. Когда владыка уехал я с ужасом обнаружил свою дикую бестактность и все-таки позвонил архипастырю с извинениями. На что владыка ни сколько не обиделся.

Что касается миссионерской, просветительской и катехизаторской деятельности, то владыка всегда подчеркивает важность этого направления. Не только в своем выступлении перед епархиальным собранием, но и в первую очередь своим личным примером. Он постоянно преподает не только в Оренбургской семинарии, которая находиться за 300 км. от Орской епархии, но и в Орском ГТИ предмет социологию (религиозный взгляд на современные проблемы общества). Приезжая в какое-либо благочиние часто встречается со студентами или школьниками, проводя открытые уроки или конференции. Сам пишет сценарий для совместного урока-игры для всех воскресных школ епархии, который проходит два раза в году (в начале учебного года и в конце).

В заключение хочу сказать, что действительно проблем во внутреннем порядке РПЦ достаточно, однако, говоря о них, прошу учитывать и хотя бы изредка говорить и о положительных примерах. Возможно для тех «анонимных священников» это будет повод не отчаиваться или просто перевестись в более подходящую епархию, к более простому архипастырю. Кстати, в нашей епархии кадровый голод еще не утолен.

Публикую сию анонимку, поскольку мои впечатления о владыке Иринее совпадают с впечатлением автора. Надеюсь, это не повредит им обоим.

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/5147858.html
http://pravoslavie.ru/60026.html
http://diak-kuraev.livejournal.com/1058692.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: