Владислав Васильевич Свешников: биография. — Ты ходишь на исповедь к твоему папе

Владислав Васильевич Свешников: биография. — Ты ходишь на исповедь к твоему папе

Войти

Духовник Кинчева – Протоиерей Владислав Свешников

Протоиерей Владислав Свешников: “декларируемая нелюбовь к Отечеству и отсутствие какого-либо понятия о духовно-нравственных и национальных идеалах” http://www.rusk.ru/newsdata.p hp?idar=184035

По-моему, в этих словах о.Владислава есть противоречие. Поясню.

Я не знаю, что именно заставляет священника выражаться советскими языковыми штампами. Видимо, возраст играет роль. Надеюсь на лучшее. Ведь для православного священника под загадочными “духовно-нравственными иделами” логично понимать а) Символ веры, б) молитву “Отче наш” в) 10 заповедей, г) Заповеди блаженств.

А в этой, евангельской системе координат, место “национальным идеалам” просто не остается. Национальное = языческое.

В этом смысле мне становится понятными некоторые случаи, связанные с приходом о.Владислава. Первый. Один баптистский пастер, будучи еще человеком ищущим, зашел в храм Трех святителей, где услышал проповедь священника. Не знаю точно, слова какого священника он услышал, но эти слова привели его к в секту. Священник на проповеди сказал дежурную фразу, что “мы должны держаться веры отцов”. Будущий баптист вспомнил (!), что его прадед был баптистом, спросил после литургии, а где в Москве можно найти баптистов. Ему тут же показали. Там он и остался. Там он и до сих пор.

Другой пример. Известный прихожанин о. Владислава, рок-музыкант Кинчев. Примерно год назад он буквально испоганил православный крест на кладбище. На памятнике своему другу Александру Аксенову в виде православного креста, он написал кличку РИКОШЕТ с мишенью по центру (в букве О). На вопрос, как же он так смог, ответил, что-то вроде своего “что хочу то ворочу”.

Вот несколько реальных примеров, когда “любовь” к земному отечеству попирает Царство Небесное.

ЗЫ На всякий случай, напишу свое отношение к этой статье. Русофобия действительно существует. И это очень плохое греховное явление. Во многом согласен со священниками, но не могут не удивлять
небиблейские и несвятотеческие высказывания духовенства. С какой стати, я должен верить священнику, который не говорит от Писания и Предания, а говорит о неких “национальных, духовно-нравственных идеалах”?

Я не верю такому священнику. И не собираюсь верить. Хм.

«Подлинное покаяние совершается только однажды»

Приближается Великий пост. Что значат слова одного из главных песнопений Великого поста: «Покаяния двери отверзи мне? В преддверии Прощеного воскресенья, за разъяснениями мы обратились к доктору богословия, настоятелю храма Трех Святителей на Кулишках протоиерею Владиславу Свешникову.

Все и ничто

Нередко за настоящее покаяние принимают его частную форму — когда по совести, если только она, по слову апостола Павла, не оказывается вполне сожженной, возникает ощущение отклонения от нравственной нормы, и в связи с этим — чувство вины. Но в таком покаянии можно вполне обойтись и без Бога. По-видимому, для верного понимания жизни и человеческих отношений это неплохо, это честнее, чем заурядное ощущение правоты, но к подлинному покаянию это не имеет отношения. Покаяние не имеет настоящей ценности, если в нем нет религиозного осознания вины. А это не просто осознание вины перед человеком и даже перед Богом. Религиозное покаяние состоит в понимании и переживании того, что Бог есть все, а ты ничто. Хотя это трудно понять и принять.

С приходом Христа открылось, что все личные возможности и достоинства любого человека имеют искаженный характер. Но поскольку всякое человеческое естество есть падшее — в падении Адама, то одним из постоянных качеств большинства людей становится стремление не к самоотрицанию, которое, казалось бы, и должно быть нормой повседневной жизни, а, наоборот, стремление к самоутверждению. Проявлениями этого самоутверждения становятся самооправдание, самомнение, стремление считать себя правым. И пока действует эта принципиальная склонность к самоутверждению, покаяние не состоится как признание, по крайней мере, своей низости перед Богом.

Да, каждое покаянное ощущение имеет свою ценность, потому что оно дает возможность более точно увидеть себя в неверных поступках, словах, желаниях, мотивациях. И это, конечно, лучше, чем самоутверждение и самооправдание. Но эти ощущения не имеют отношения к подлинному покаянию, если за ними не стоит ясное осознание, что ты виноват перед кем-то в первую очередь потому, что виноват перед Богом. А виноват перед Богом, потому что Он дал Образ, который является и идеалом, и одновременно человеческой нормой, ибо Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий. В подлинном покаянии сопоставлять свою жизнь следует не с перечнем грехов, а со Христом. И отступление от этого Образа, от Правды Божией — это и есть главная причина для покаяния.

Что является критерием для понимания своей вины? Только свое нравственное чувство? Оно может ошибаться. Совесть может обманывать. В человеке искажено все, в том числе и совесть. Обманывать могут и разум, и воля. Человек нередко руководствуется случайными критериями — отчасти природными, отчасти социальными. Но единственный правильный критерий дает только та правда, которая открыта Богом. Прежде всего в заповедях, а главным образом, в самой Личности Иисуса Христа.

Читать еще:  Происхождение имени дина и его значение. Значение имени: Дина

Признак настоящего покаяния — это стремление освободиться. Освободиться не от чувства вины, а от своего отступления. Если это исходит из желания быть с Богом и убеждения, что, пока ты отступил, ты не с Ним, — тогда постепенно может прийти настоящее покаяние. Покаяние и формальное знание своей вины — это разные вещи. Соотношение своего поведения с принятыми нормами и признание своего несоответствия им мало чего стоят. Даже ощущение своей неправды — это еще не обязательно покаяние. Покаяние становится подлинным, когда человек идет к Богу и говорит: Господи, освободи меня от всех моих отступлений.

Чувство вины может стать мотивом для покаяния. В результате возможно несколько выходов. Первый и наиболее частый — найти поводы для самооправдания, при котором покаяние нивелируется. Второй — реально исправиться. Это дело почти невозможное. Но оно имеет цену, потому что при попытках его осуществления происходит процесс, к которому призывает Бог — движение к Небу, к Нему Самому. Это путь аскетики. И пусть на этом пути многого добиться не удается, но само существование этого вектора, реальное воплощение его будет хоть сколько-то восполнять неполноту. Третий путь — освобождение от грехов в таинстве покаяния, которое совершает Бог в силу готовности человека принять это освобождение.

Я имею надежду

Покаяние тяжело, потому что ничего хорошего нет в том, чтобы осознавать себя вновь и вновь попавшим в ту же самую яму. Но если оно имеет внутреннее продолжение, оно всегда радостно. Ты стал несвободным, ты совершил поступки, допустил мысли и слова, которые указывают на твое отступление, — но ты в них сознаешься и говоришь: Господи, я имею надежду просить Тебя об освобождении. В покаянии всегда более существенна именно радость от возможного освобождения.

Настоящее покаяние может быть только однажды. Это именно то, что по-гречески называется метанойя — то есть изменение ума, всех своих установок, сознания. Это бывает раз в жизни, но не всегда имеет характер мгновенно совершившегося события. Хотя и так тоже порою бывает — но очень редко: когда вдруг все переворачивается в сознании, раскрывается какая-то колоссальная ложь, и понимаешь, что дальше жить как жил — невозможно. Но чаще всего это процесс. Процесс, в котором никогда нельзя сказать, что вот вчера я был такой, а сегодня уже другой. Но если посмотришь на себя в какой-то отдаленной ретроспективе, то можно сказать: да, нечто когда-то изменилось, я исхожу теперь из других ценностных установок. Это-то и есть покаянный процесс, который приводит к тому пределу, за которым действительно оказывается иной человек.

То, что обычно называют покаянием, тоже имеет отношение к этому процессу. Частные отступления, с которыми мы приходим на исповедь с записочками или с хорошей памятью, бывают всегда и у всякого даже в случае этого свершившегося мощного решительного покаяния. Но, к сожалению, основная ошибка многих современных, а скорее всего не только современных, христиан — что они частные проявления своего отступления признают как сами по себе существенные. Но они существенны только как свидетельства твоего отступления от правды Божией, которую ты, как казалось, принял. Это то же самое, как не существенны и не нужны добрые дела сами по себе. Когда апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва, за этим он говорит еще одну фразу: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». И дальше приводится конкретный пример действия Авраама: он понес в жертву своего сына — действие, которое со всех нравственных человеческих позиций совершенно безнравственно. Но этот поступок становится в высочайшей степени нравственным как стремление выполнить волю Божию. Это дело Авраама — свидетельство его веры. И точно так же наши отступления есть свидетельства неверия. Потому что заповедь Божия говорит: возлюби. А человек постоянно проявляет нелюбовь. Но суть этих проявлений не в них самих, они лишь свидетельства предательства.

Известны люди, которые всю жизнь ходят на исповедь — и ни разу по-настоящему не каялись. Некоторые на исповеди рассказывают великолепные психологические новеллы — но это не покаяние. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. Я помню, когда служил в Тверской области, у нас была одна замечательная очень пожилая женщина, бывшая регентша; шел Великий пост; каждую службу она причащалась, чаще всего уже ничего не говорила на исповеди, просто подходила под епитрахиль, и вдруг один раз говорит: «Батюшка, я хочу кое-что сказать. Я всю жизнь лгала». По внешнему взгляду вся ее жизнь была наполнена делами праведности. Но за этими ее словами стоял такой огромный объем самоосознания, они были результатом настоящего покаянного процесса.

Зачем прощеное воскресенье?

Значительная часть того, что называется грехами, кроется в области человеческих взаимоотношений. Это очевидно, когда речь идет об отношениях с самыми близкими людьми, особенно когда есть внутренняя готовность к конфликтам или, наоборот, к глубокому равнодушию. Но и с не совсем близкими совершается все в том же роде, может быть, только не с такой силой. В том числе и преступление, которое так часто проходит незамеченным, — неготовность простить. Прощеное воскресенье — это день, в который Церковь предлагает тебе «взяться за ум», понять, что ты во многом виноват перед многими, даже когда ты этого не понимаешь. Дав клятву верности Богу, ты все равно допускаешь постоянные отклонения по отношению к тому евангельскому содержанию, которое нам предлагает целостность заповеди. Например, скажем с позиций некоей духовной высоты: вот прошел мимо тебя по улице человек. Если тебя спросить, а кто он тебе, ты, если говорить правдиво, ответишь: никто. И вот это «никто» — это то, чего не должно быть вообще. Даже в этом ты уже виноват перед правдой Божией — что есть кто-то, кто для тебя никто. И поэтому оказывается, что твоя вина перед человеком не только абстрактно-отвлеченная, но и вина по сути, поскольку каждый человек должен быть для тебя кем-то.

Читать еще:  Последнее время снятся умершие. Значение покойных родителей для беременных

Из болота

Чувство вины — нормальное сопровождение покаяния. Если есть отступление и ты его осознаешь — не горько быть не может. Предание говорит, что апостол Петр всю свою жизнь после отречения от Христа ходил с красными от слез глазами. Печаль, связанная со своим глубоким несовершенством, это нормально. «Печаль яже по Бозе покаяние нераскаянным соделывает» (2 Кор.7:10).

Но бывает чувство вины, которое не имеет никакого религиозного, покаянного характера. Это автономное ощущение своей мерзости, никак не связанное с религиозным осознанием своей вины пред Богом за то, что стал отступником. Человек в нем барахтается, как в болоте, и даже бывает, что он много лет ходит на исповедь, но к свободе Христовой даже не пытается сделать прорыв. А настоящее покаяние — это всегда попытка прорыва. Чувство вины при настоящем покаянии всегда конструктивно. Но нередко это кружение в болоте остается единственным содержанием. И часто оно многими людьми называется покаянием: «Я мучаюсь, значит, я каюсь». А на самом деле — может быть и не так. Понять самому для себя это бывает очень сложно. Спутать, ошибиться здесь очень легко. Особенно когда нет ясного осознания, чего ты ищешь от Бога.

А в подлинном покаянии есть еще одно важное содержание — это благодарность. Ведь дело в том, что освобождает только Бог. Поэтому покаяние — это таинство. Таинство совершает Бог. Сам человек тут мало что может сделать. И наверное, можно сказать, что и подлинное покаяние, и освобождение есть не результат работы человека, а дар Божий. А почему и за что он дается — это тайна. И в этом — причина для неизбежного благодарения.

“Моего брата Петю немножечко распяли на Пасху. “

фото: Михаил Свешников

Фантастически интересное и живое интервью, за ним видна живая и очень интересная личность. Поповна. Дочка священника рассказывает о том, как растёт верующий ребёнок в семье и как он чувствует себя во внешнем пространстве.

“На физкультуре я прятала крестик. Когда переодевалась, прикалывала его к лямочке маечки, чтобы это не вызывало вопросов. А про папу в анкетах мы писали, что он служащий.

В октябрята меня взяли, когда папа еще не был священником, в пионеры принимали всех автоматически, а с комсомолом вышла незадача. Меня одной из первых в классе рекомендовали, а я стала отказываться. Это вызвало непонимание. Пришлось признаться, что я верующая — для них это был пустой звук. Но для меня коммунистическая идеология была неприемлема. И тогда мама пошла в школу и сказала «нет». После этого всех наших остальных детей — моих младших сестер и брата — не взяли в эту французскую спецшколу. Пришлось их отдать в простую районную, по соседству, где было пожестче. Они уже не вступали в пионеры, все знали, что они верующие. Моего брата Петю там немножечко распяли на Пасху, но сестра Даша его отбила. Впрочем, фильм «Чучело» все смотрели. Чтобы над тобой издевались, необязательно быть сыном священника.

— Поскольку мы все исповедовались, каялись, читали списки грехов, было понятно, что грехи совершать нельзя. Красть и убивать никому нельзя, но по мелочи остальным, неверующим, все было можно. Я не понимала, почему нельзя курить, почему всем можно на танцы, а мне нет? Родители не то что запрещали, но считали, что это плохо. Потом уже, став взрослой, я поняла, что на деревенской дискотеке мне нечего было делать, и хорошо, что не пускали.

При этом мы все были свободными людьми. Моя сестра Даша пошла в рокабилли, Таня стала хиппи, а брат Петя — панком. Я всегда любила наряжаться, чтобы было много колечек и всяких украшений. Маме это не нравилось, она говорила: «Елочка ты моя!» Так что, когда Таня повязала хайратник (повязка вокруг головы, один из главных атрибутов хиппи, от английского hair — волосы), мои 25 колечек показались ерундой.

— Я не поступила в университет на филфак и подала документы в Московский областной пединститут на романо-германский факультет. В приемной комиссии работали практикантки — девочки из моей школы. Они даже не посмотрели, что я не комсомолка. Я поступила, но декану как-то удалось выяснить это обстоятельство. На весь институт, который тогда считался идеологическим вузом, я оказалась единственной некомсомолкой. И декан, вручая мне студенческий билет, сказала, глядя в глаза: «Диплом я вам не дам!» И обещание свое сдержала. На третьем курсе я начала, как все нормальные студенты, прогуливать занятия, и меня единственную отчислили. Кстати, прогул был небанальным: я ездила в Пюхтицы в монастырь. Потом с потерей года восстановилась в Полиграфический институт на вечернее отделение.

Читать еще:  Ходос эдуард - еврейский фашизм, или хабад - дорога в ад. Евреи - агенты абвера


— А в студенческие годы бывали ситуации, когда спрашивали, кто твой папа, и тебе было неловко сказать?

— Я этого не помню. Наверное, говорила, что он служащий, иногда называла его предыдущую работу — Министерство машиностроения. У меня есть знакомые, которые и сейчас не говорят, что у них муж или отец священники. Просто не всегда это вызывает хотя бы адекватную реакцию. Буквально два дня назад один человек, узнав, что я написала книгу «Поповичи» и что я дочь священника, сообщил, как он «ненавидит этих попов»! Сейчас мне есть что ответить, а тогда я терялась, потому что была очень не уверена в себе.

В моем классе учились дети замминистра юстиции, близнецы. Они жили очень скромно, и уже позже один из братьев рассказывал мне, что они умоляли папу купить им джинсы, но им было сказано: будете ходить как все.

Маша, я никогда не коснулась бы глубоко личной, даже интимной сферы, но в книге ты откровенно рассказываешь, как человек на твои слова «у нас будет ребенок» сначала предложил деньги, чтобы «решить проблему», а потом пожелал счастья. С кем ты поделилась в семье и как это восприняли?

— С сестрой Дашей. Я не решилась признаться родителям, потому что очень боялась их расстроить, хотя мне было уже лет 27. Папа не знал до седьмого месяца. Я умудрилась во время беременности похудеть на 20 килограммов, потому что ничего не ела. Меня звали «женщина с бутылкой»: из-за сильнейшего токсикоза я могла только пить воду.

До сих пор многое родителям не говорю, чтобы их щадить. А тогда они, конечно, расстроились, переживали.

— Не было упреков, осуждения?

— Пытаться достучаться можно, если человек сам не осознает, что он поступает не так. Почти всегда, с самого детства я понимала, когда делаю плохо. Зачем добивать ногами? Ни одного слова не сказали. Хотя папе, наверное, что-то высказывали, я догадалась по каким-то косвенным признакам.

Мне не хотелось, чтобы кто-то из знакомых узнал. Поэтому во время беременности пошла на исповедь в первый попавшийся храм. Встреча с тем незнакомым священником запомнилась мне надолго. Сейчас я бы нашла что ему ответить. На первой же моей фразе он сказал: «Десять лет отлучения от церкви!» (Священник не дослушал до конца и решил, что произошла измена мужу).Вторая моя фраза была: «Но я не замужем!» — «Тогда шесть!» Больше я туда не ходила. Меня это не отвернуло от церкви, но я думаю невольно о том, скольких могло отвернуть…

Далеко не всегда дети священников разделяют позиции отцов. Модный писатель Сергей щШаргунов был одним из тех, кто подписал открытое обращение деятелей культуры и искусства в поддержку задержанных участниц группы Pussy Riot, а его отец — известный своим консерватизмом протоиерей Александр Шаргунов, глава комитета «За нравственное возрождение Отечества». Известны случаи, когда поповичи уходили из Церкви. Все знают историю Варлама Шаламова.

— И Иосифа Виссарионовича тоже. Один из героев моей книги терял веру. У меня есть знакомые, которые уходили из Церкви и не возвращались. Но у меня не было желания бунтовать. И я бы расстроилась, если бы мой сын стал неверующим.

— Наверное, ты волей-неволей сравнивала молодых людей с твоим папой — протоиереем Владиславом Свешниковым.

— До сих пор сравниваю. Практически невозможно найти такого человека, в котором бы сочетались внешняя красота, артистичность, чувство юмора с серьезностью, строгостью — в первую очередь по отношению к себе. Такого человека я не встретила.

Моему папе не свойственны внешние проявления любви — объятия, поцелуи, но забота была всегда. Один раз тетя Шура, папина алтарница в деревне, рассказала: «Просыпаюсь ночью, а батюшка молится о семье и о детях». Для него это высшая забота и высшее проявление любви.


С папой. Фото: Михаил Свешников

— В последние годы очень изменилось положение Русской православной церкви в обществе. Из когда-то гонимой она превратилась в гонящую.

— В Русской православной церкви тысячи священников. Сколько из них стали публичными? Не больше десяти. Озвучивается самое тенденциозное, самое скандальное. Но никто не пойдет узнавать мнение никому не известного священника, который, может быть, думает совсем иначе. А в православной церкви есть очень разные мнения и разные судьбы. Что касается официальных структур, то это такая же политика, но это не имеет отношения к Церкви, к дому Божьему. Я для себя это стала разделять. Был период в моей жизни, когда я работала в патриаршем журналистском пуле. На меня посыпался такой вал информации, что справиться с этим было непросто, и я для себя решила: есть две структуры: православная церковь, которая для меня является министерством Российской Федерации, и то место, куда я хожу к Богу, и между собой они никоим образом не пересекаются.

Это интервью Мария Свешникова дала МК. Там же полная версия.

Источники:

http://1damer.livejournal.com/37028.html
http://pravoslavie.ru/51819.html
http://nikolaeva.livejournal.com/862888.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: