Виды конфессий. «Религиозные конфессии в России

Религиозные конфессии

Конфе́ссия (лат. confessioиспове́дание) — особенность вероиспове́дания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия», используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.

Содержание

Конфессиональное деление в Христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако, широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — Православие, Католицизм и Протестантизм. С таким упрощенным делением, в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

Так к Протестантизму, помимо действительно Протестантских церквей (Лютеранство, Англиканство, Кальвинизм), отделившихся от Римской католической церкви во времена Реформации и сохраняющих основные признаки традиционной церковности, относят и течения отделившиеся от самого Протестантизма, как то Баптизм, Адвентизм, Пятидесятничество и другие течения, радикально поменявшие протестантское вероисповедание и которые было бы уместнее назвать неопротестантскими. Еще менее подходят под определение протестантских, многочисленные маргинальные течения, наиболее известные среди которых Свидетели Иеговы, Мормоны и Мунисты.

Не менее сложна ситуация и с Ортодоксальными церквями. Так относящие себя к Католицизму Старокатолики и другие группы называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак Католицизма в признании папы Римского главою церкви. К Православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными – дохалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания [1] , до обвинений в ересях [2] .

Кроме того, в такую трехчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь исповедующая Несторианство, а стало быть в своем лице являющая отдельную христианскую конфессию. В связи с этим, более наглядной схемой конфессионального деления, представляется распределение разных групп церквей по хронологии формирования их исповедания.

Христианские конфессии согласно хронологии их возникновения

  • Ассирийская церковь Востока
  • Древневосточное Православие
  • Византийское Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Неопротестантизм
  • Маргинальное сектантство

Конфессии в России

В России все конфессии обладают равными правами перед законом, что обеспечивает свободу вероисповедания. Однако в Законе о свободе совести РФ зафиксирована особая роль Православия и ряда традиционных для России конфессий.

Этим же федеральным Законом (статья 13, часть 2) иностранным религиозным организациям запрещено «заниматься культовой и иной религиозной деятельностью» в России, хотя им и разрешено открывать свои представительства.

Принцип разделения государства и церкви

В России религиозные конфессии регулируются принципом разделения государства и церкви. Согласно этому принципу, религия является личным делом каждого. Также, согласно основным принципам, все конфессии равны перед законом. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания.

Примеры конфессий

См. также

Примечания

  1. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, – сказал при встрече с главой ААЦ-и США митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) – она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви». (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).
  2. http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=1374

Ссылки

  • Терехов В. П.Конфессиональная составляющая в высшем образовании в XXI в.: быть или не быть? // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 194-197.
  • Тишков В.А.Этническое и религиозное многообразие – основа стабильности и развистия российского общества. — 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Религиозные конфессии” в других словарях:

Конфессии — Конфессия (лат. confessio исповедание) особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие … Википедия

РЕЛИГИОЗНЫЕ СУДЫ — в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира… … Юридический словарь

Религиозные объединения — добровольные объединения совершеннолетних верующих граждан одной конфессии, создаваемые в целях совместного удовлетворения религиозных потребностей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных организаций и религиозных групп.… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Читать еще:  Афоризмы, цитаты, поговорки мудрых людей.

Религиозные войны (сленг) — Холивар (от англ. holy war священная война) обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в которых участники пытаются доказать друг другу преимущество одной из нескольких похожих альтернатив… … Википедия

религиозные суды — в некоторых странах негосударственный суд, применяющий нормы религиозного права. Различаются два вида этих органов: церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира… … Большой юридический словарь

Список фильмов, против которых выступали религиозные организации — Религиозные организации как церкви, так и близкие к ним общества, нередко выступают с открытой критикой отдельных кинофильмов, которые, как им кажется, болезненно задевают религиозные чувства их приверженцев или направлены против их религии … Википедия

Псевдохристианские религиозные организации — Ветви христианства Католицизм Католическая церковь Римско католическая церковь Восточнокатолические церкви Старокатолики … Википедия

ДОГМАТЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ — (греч. dogmatos) осн. положения вероучения, признаваемые непререкаемо истинными, вечными и неизменными божеств, установлениями, обязательными для всех верующих. Каждая совр. развитая религия имеет свою собств. догма тич. систему, выработанную в… … Атеистический словарь

ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ — потребности в иллюзорном восполнении практич. бессилия людей. П. р. необходимо рождаются у масс в докоммунистич. обществ, формациях, в к рых над людьми господствуют стихийные природные и соц. силы. В социа листич. об ве П. р. еще сохраняются у… … Атеистический словарь

Новые религиозные правые (НРП) в совр. России — идейно политич. течение, выступающее с консервативно правосл. позиций по проблемам общественно государственных, экономич., культурных преобпазований в стране. НРП не столько возрождают дореволюц. и уходящие в глубь веков православно… … Религии народов современной России

Основные религиозные конфессии на территории России.

При рассмотрении первого вопроса руководителю необходимо опреде­литься о каких религиозных конфессиях целесообразно вести речь в дан­ной воинской части, в данном воинском коллективе.

В нашем случае мы обращаемся к характеристике самых многочислен­ных конфессий на территории Российской Федерации: православию, протес­тантизму и исламу.

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от других религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом Божественно­го откровения. Основные из таких догматов следующие:

– догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения, догмат искупле­ния. Суть тринитарного догмата такова. Бог – не только личное сущест­во, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую святую троицу, неразделимую в своей сущности, равную в Божественном достоинс­тве.

Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божьей благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, ав­торитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

На Руси православие было принято в 988 году при князе Владимире Святославовиче. За всю уже более чем тысячелетнюю историю наше правос­лавие пережило немало событий, которые оставили свой след как в исто­рии нашего государства, так и в организационной структуре самой пра­вославной церкви.

Так, например, с середины XVII в. берут свою родословную несколь­ко направлений русской православной церкви (старообрядческой).

С 20-х годов нашего столетия отсчитывают свою собственную историю Российская Православная Свободная Церковь (Русская Православная Цер­ковь за рубежом) и Истинно-православная церковь (катакомбная церковь). Взаимоотношения между ними – одна из сложных проблем российского пра­вославия.

Он возник в результате реформации – движения среди верующих ряда европейских стран, направленного на устранение всего того, что в сред­невековом католицизме реформаторам представлялось отходом от евангель­ских идеалов.

Реформаторы настаивали на необходимости установления прямых отно­шений человека с Богом. Они боролись за право каждого христианина сво­бодно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а церковное придание либо отвергает, либо ис­пользует в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.

Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантизма, в силу крещения получает и посвящение. Благодать дается равно всем крещеным. Из этого следует, что все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах.

Первые баптистские общины возникли в Англии в начале XVII века. Основателем баптизма считается Дж.Смит (1554-1612 гг.). Название кон­фессии происходит от греческого “баптизо” – погружать в воду, крес­тить.

Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам об­щины.

Читать еще:  Молитва от страхов и навязчивых мыслей. Молитвы от страха и тревог

В вероучении баптизма особое значение придается личной вере. Кре­щение рассматривается в баптизме как акт сознательного обращения к ве­ре духовного возрождения, а не как защита.

В России баптизм появился во второй половине XIX века. В 70-х го­дах прошлого века в Петербурге появилось близкое к баптизму учение евангельских христиан.

Организация адвентистов (от лат. “адвентус” – приход, происшест­вие) возникла в 30-х годах XIX века в США. Ее основатель В.Миллер ле­том 1831 года объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа – 21 марта 1843 года. Преемники Миллера интерпретировали его предсказа­ние в том смысле, что в 1844 году Христос вступил в “святая святых” небесного храма и поэтому следует верить в близость его второго при­шествия. Вера в близкое пришествие Христа является основой вероучения. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в судный день либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано лишь тем избранным, ко­торые обрели истинную веру, т.е. адвентистам.

Это протестантское движение возникло в США в конце XIX века и от­туда распространилось в другие страны. В идеологической основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге “Деяние апостолов” рассказ о сошествии апостолов (учеников и последователей Иисуса Хрис­та) Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи (отсюда название дви­жения).

Ислам (в переводе с арабского “покорность”, “предание себя Богу”) является одной из распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства.

Ислам возник в начале VII века нашей эры на Аравийском полуостро­ве. Возникновение этой религии связано с деятельностью пророка Мухам­меда (570-632 гг.), одного из мекканских ханифов.

Основные положения вероучений ислама изложены в главной священной книге – Коране. Мусульмане считают Коран (ар. “куран” – чтение) высшим и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусульманское ду­ховенство учит, что Аллах передал Коран Мухаммеду через ангела Джабра­ила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Коран и Сунна являются источником Шариата (ар. “шариа” – путь) – свода законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные и культурные предписания, определяю­щие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.

Районы традиционного распространения ислама в России – Татарстан, Башкортостан, Среднее Поволжье, Сибирь, Северный Кавказ.

Организационная структура исламского мира России к настоящему времени очень сложна в силу мощных дезинтеграционных процессов, дейс­твующих в нем.

К настоящему времени достаточно большой организационной структу­рой в исламском мире России остается Центральное Духовенство – управ­ление мусульман России (центр – г.Уфа).

На 1 июля 1994 года оно включало в себя 16 региональных Духовных управлений. Однако к настоящему времени ряд из них заявили о своей са­мостоятельности. Среди них Духовное управление мусульман Централь­но-Европейского района России и г.Москвы.

8 апреля 1994 года был образован Высший Координационный Центр Ду­ховных управлений мусульман России. На конференции этого ВКЦ был уч­режден пост Верховного муфтия России, что должно способствовать созда­нию единого духовного центра мусульман России.

В условиях обострения экономической, общественно-политической и социальной обстановки в последние годы в одной из конфессий ислама быстрыми темпами начало развиваться такое экстремистское течение сун­нитского толка, как ваххабизм. Происходящие события этого года показы­вают, прежде всего в Республике Дагестан и Чеченской республике, что ваххабизм становится все более опасным для поддержания стабильности в Северо-Кавказском регионе.

Ваххабизм – религиозно-политическое течение в ханбалитском нап­равлении суннитского ислама, возникшее на территории современной Сау­довской Аравии (Басре) в середине XVIII века (1730-е гг.) на основе учения Мухаммеда ибн Абдаль-Ваххаби, по имени которого и получило свое название (сторонники этого течения его так не называют, а именуют себя “последователями пророка Мухаммеда”). Основой учения являются тезисы: о строжайшем соблюдении принципа единобожия (таухид); об отказе от поклонения святым местам и святым, от стяжательства и роскоши; об очи­щении ислама от наслоений и нововведений (бидат), от доисламских обы­чаев (адат), возврат его к первоначальной чистоте, к его истокам.

Стержневым положением ваххабизма является идея о джихаде (“свя­щенной войне”) против иноверцев мусульман, отступивших от принципов первоначального “чистого ислама”. Ряд идеологов ваххабизма рассматри­вает джихад в качестве шестого столпа (постулата) ислама в дополнение к пяти общепризнанным: исповедание веры (шахада), молитва (салат), пост (саум), налог в пользу неимущих мусульман (закят) и паломничество в Мекку (хадж).

В целом для ваххабизма характерен крайний фанатизм в вопросах ве­ры и экстремизм в практике борьбы с политическими противниками. В об­щественно-политической сфере ваххабизм проповедует учреждения своей власти над обществом и государством.

Читать еще:  Черный ворон сонник миллера. Черная ворона толкование сонника

В настоящее время ваххабитское учение является государственной идеологией Саудовской Аравии, большое количество его приверженцев про­живает в Омане, Кувейте, ОАЭ, Пакистане, Афганистане и некоторых дру­гих исламских государствах.

Особую активность ваххабиты стали проявлять на Северном Кавказе в начале 90-х годов. Рост приверженцев ваххабизма в регионе, в особен­ности в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию офи­циальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих орга­нам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооружен­ных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых на­ционалистических движений свидетельствуют о возникновении новой серь­езной проблемы, которая может представлять непосредственную угрозу бе­зопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Конечной же их целью является установление теократического ис­ламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне, затем в Дагестане).

Таким образом, ваххабизм провоцирует и нацелен на разжигание фа­натизма, развязывание внутриисламской борьбы, противостояние в отноше­ниях между различными группами населения и конфессиями, противопостав­ление органов государственной власти и мусульманских организаций.

Вероисповедания в России Государственная религия и другие вероисповедания современной России

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Что такое свобода вероисповедания? Конституция является тем документом, который гарантирует и суверенитет вероисповедания, и независимость совести. Он предоставляет право исповедовать лично либо совместно с другими любое верование или не верить ни во что. Благодаря данному документу можно вольно популяризировать, выбирать, иметь религиозные и иные убеждения, функционировать в соответствии с ними. Известно, что закон федеральный от 26 сентября 1997 года № 125-Ф «О религиозных коалициях и свободе совести» заверяет «равноправие перед законом независимо от взглядов и отношения к вере».

В России не существует специального государственного федерального органа, призванного контролировать соблюдение правил религиозными организациями. Известно, что в СССР при Совете Министров существовал Совет по делам религий.

Базовыми вероучениями, фигурирующими в России, являются: буддизм, ислам и христианство (протестантизм, православие и католицизм). Одновременно часть населения РФ в бога не верит.

Количество верующих

Какое доказательство Бога вы знаете? Хотим вам сказать, что Господь доказательств своих деяний не предоставляет: деяния либо есть, либо у вас нет веры. В РФ сейчас отсутствует официальная статистика членства в богомольных структурах: закон запрещает выяснять у граждан их религиозную принадлежность. В результате о богобоязненности россиян можно рассуждать, лишь изучив итоги социологических опросов народонаселения.

Интересно, что данные подобных мероприятий двойственны. Так, в блиц-опросе от 2007 года РПЦ заявляла, что её последователями являются около 120 миллионов российских граждан. А руководители ислама в то же время считали, что в стране проживает от 13 до 49 миллионов мусульман. Но в РФ пребывает всего 144 миллиона душ! Следовательно, одна из конфессий значительно преувеличивает свою известность.

В августе 2012 года служба «Среда» провела всероссийское исследование «Атлас национальностей и религий» в 79 из 83 субъектов РФ. Вот что она выяснила:

  • 58,8 миллиона (или 41%) жителей РФ принадлежат к РПЦ (исповедуют православие).
  • 9,4 миллиона человек (или 6,5%) веруют в ислам (включая шиитов, суннитов и тех, кто не считает себя ни шиитом, ни суннитом).
  • 5,9 миллиона (или 4,1%) жителей исповедуют христианство, но не причисляют себя ни к католикам, ни к православным, ни к протестантам.
  • 2,1 миллиона (или 1,5%) жителей исповедуют православие, но не являются старообрядцами и не принадлежат к РПЦ.
  • 1,7 миллиона (или 1,2%) причисляют себя к классической религии своих предков, служат силам природы и разным богам.
  • 0,4% (или 700 000) жителей исповедуют буддизм (обычно тибетский).
  • 0,2% (или 350 000) людей являются старообрядцами.
  • 0,2% (или 350 000) людей именуют себя протестантами (лютеранами, баптистами, англиканцами, евангелистами).
  • 0,1% или (170 000) человек относят себя к восточным религиям и духовным практикам (кришнаиты и индуисты).
  • 0,1% (или 170 000) именуют себя католиками.
  • 170 000 (или 0,1%) являются иудеями.
  • 36 миллионов (или 25%) человек верят в Господа, но не относят себя к конкретной религии.
  • 18 миллионов (или 13%) совершенно не верят в Господа.

Известно, что в июле 2012 года служба «Глас Рунета» провела опрос, благодаря которому выяснилось, что богобоязненными являются 67% посетителей русскоговорящего Интернета.

А исследование Левады-Центра, проведённое в ноябре 2012 года, показало, что процент верующих в РФ распределился таким образом:

  • Православие — 74%.
  • Протестанты — 1%.
  • Католицизм — 1%.
  • Атеисты — 5%.
  • Отказались отвечать — 0%.
  • Ислам — 7%.
  • Иудаизм — 1%.
  • Индуизм —

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1119950
http://poisk-ru.ru/s3409t4.html
http://nlo-mir.ru/religia/43434-veroispovedanija-v-rossii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: