Великий пост. Чтение канона Андрея Критского

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

Начало Великого поста. Великий канон св.Андрея Критского

Что важно знать о Великом посте?

Великий пост — важнейший и самый древний из четырех многодневных постов церковного года. Некоторые источники уже в V веке сообщали, что сорокадневный пост перед Пасхой — Апостольское установление.

Даты начала и окончания Великого поста передвижные, поскольку он приурочен к Пасхе, переходящему празднику.

Пост — время лечения души. Г лавный смысл поста заключается в отказе не столько от увеселений или мясных котлет, сколько от раздражения, зависти, тщеславия и других грехов. Этот период перед Пасхой иногда называют «весной души», потому что в дни поста мы можем сделать себя лучше и чище.

УТРЕННЕЕ И ВЕЧЕРНЕЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО В ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Читает архиепископ Петергофский Амвросий

В первые четыре дня Великого поста и в среду вечером на пятой неделе за вечерним богослужением читается удивительный по красоте и глубине Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на Великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего — с параллельным переводом на русский язык. Так достаточно сложный текст канона становится намного понятнее.

В чем особенность и неповторимость этого канона, почему в нем так много ветхозаветных сюжетов и для чего нужно выстаивать эти длинные богослужения первых великопостных дней? Ответы на эти вопросы, а также – полный текст канона по дням с переводом на русский язык вы найдете в электронной книге от “Фомы”: https://foma.ru/velikiy-kanon-tekst-s-perevodom-trudnyie-mesta-tolkovaniya-kniga-epub.html

или здесь — https://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.html

По традиции со второй недели Великого поста в храмах совершается таинство Елеосвящения, или Соборования, в котором при помазании частей тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Иак 5:14-15).

Как правильно поститься?

Воздержание в гастрономическом пла­не предполагает полный отказ от мясных и молочных продуктов, яиц и рыбы. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу предписывается полностью воздерживаться от пищи. Послабление поста разрешается беременным и больным. Меру своего поста лучше всего определить посоветовавшись со священником.

Если вы нарушили пост, нужно принести покаяние на исповеди, но главное — не отступать и продолжать поститься в ожидании радости Пасхи.

Пост не пойдет вам на пользу, если вы не будете ограждать себя от гнева, сквернословия и прочих дурных страстей.

И, конечно, особенно важно для верующего человека исповедоваться и причащаться в течении поста.

Стихира первого дня поста

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный».

Перевод: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!»

Читать еще:  Во сне поливать из шланга. Вода чистая из шланга

Скачать — Календарь Великого поста

В православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, а словом «седмица» неделя в современном понимании .

Время Великого поста

Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Святая Четыредесятница

11 марта: Чистый понедельник, начало поста. В первые четыре дня поста по вечерам в храме читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

16 марта: вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером служба великомученику и раздача колива.

17 марта: Неделя Торжества Православия. Чин Торжества Православия.

23 марта: Родительская суббота. Поминовение усопших.

24 марта: Неделя свт. Григория Паламы.

30 марта: Родительская суббота. Поминовение усопших.

31 марта: Неделя Крестопоклонная. Накануне вечером поклонение Кресту Господню.

7 апреля: Благовещение.

7 апреля: Неделя прп. Иоанна Лествичника.

13 апреля: Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.

14 апреля: Неделя прп. Марии Египетской.

20 апреля: Лазарева суббота.

21 апреля: Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Страстная седмица

22–27 апреля: Страстная седмица. Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя.

24 апреля: Великая Среда. Воспоминание предательства Иуды.

25 апреля: Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери, страшной ночи в Гефсиманском саду, часа суда и предания Христа на смертные муки.

26 апреля: Великая Пятница. Воспоминание Распятия Иисуса Христа.

27 апреля: Великая Суббота. Воспоминания сошествия Спасителя в ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Пасха

28 апреля: Светлое Христово Воскресение. Пасха!

Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты

«Уклоняясь от греха, мы можем таким образом хоть чуть-чуть выразить свою любовь к нашему Небесному Отцу и Создателю и порадовать Его», — архиепископ Обуховский Иона.

Архиепископ Обуховский Иона

К Великому посту Церковь подводит нас несколько недель. В том числе удивительным песнопением, которое исполняется на Всенощном бдении, и мне очень жаль тех, кто не приходит на вечернюю службу и не слышит его, таким образом сознательно обделяя себя.

Это «На реках Вавилонских» — один из псалмов царя Давида, в котором он описывает состояние евреев, уведенных из Израиля в вавилонский плен. Там, в печали, сидя на берегах рек, они со скорбью воспевали тот Иерусалим, которого лишились, с болью вспоминали свое Отечество.

Песнопение заканчивается призывом: «Дщи Вавилоня окаянная… Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Наверняка у тех, кто слышал эти слова, возникал вопрос: почему блаженны те, кто разбивает о камень младенцев?

Святые отцы толкуют этот псалом так: Иерусалим – это наше небесное отечество, Рай, которого когда-то лишил себя Адам, и которого лишены все мы, потомки Адама. Вавилон – символ греха. Вавилонские младенцы – символ греха в зародыше.

В Великий пост Церковь вновь и вновь призывает нас к борьбе с грехом. Но эта борьба весьма сложна: преодолевать грех, когда он уже овладел нами, крайне тяжело и зачастую бывает невозможно. Если он уже пленил наше сердце, война с ним может продолжаться до самого последнего дня нашей жизни. Поэтому Церковь призывает разбивать о камень веры грех в самом его зародыше — пока он еще слабый и немощный «младенец».

Только когда научимся отсекать страсти на уровне помыслов, мы сможем вернуться в наше небесное отечество. Поэтому этим постом попробуем следить за собой более внимательно. Будем контролировать себя: если только возникают греховные мысли – осуждения, гнева, раздражения и других страстей, постараемся всеми силами давить их – молитвой, переключением на благие помыслы, призывая в помощь Благодать Божию.

Равняться на Господа

Накануне поста на литургии звучат замечательные слова апостольского чтения: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает…» (Рим. 14, 4).

Читать еще:  Сон красные помидоры на даче. Красные помидоры толкование сонника

Мы знаем, что одним из тяжелейших грехов является грех осуждения. Почему? Во-первых, он тяжек для каждого из нас по отдельности, ведь Господь часто попускает впадать нам именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближнего — чтобы показать, что мы такие же немощные, слабые и так же удобопреклонны ко греху.

Во-вторых, осуждение опасно тем, что мы, осуждая, сравниваем себя не со святыми, не с Господом — по слову апостола «подобны мне бывайте, как я Христу» (1 Кор. 4, 16), а с нашим, таким же падшим, как и мы, ближним.

Естественно, при таком сравнении преуспеть будет невозможно: это как если бы школьник, мечтающий поступить в престижный вуз, станет равняться не на золотого медалиста, а на двоечника. Так же и мы, если будем сравнивать себя с другими, никогда не возвысимся до Рая, для которого созданы.

Не суди другого за то, что он грешит не так…

Есть замечательные слова: не суди другого за то, что он грешит не так, как ты. Действительно, мы осуждаем людей в основном за те грехи, которые они совершают на наших глазах. И пускай наши собственные прегрешения сокрыты от окружающих, но мы-то знаем, что их у нас – масса, и эта масса тянет ко дну, не дает возвыситься к Небу.

Апостол, предостерегая от осуждения, дальше пишет: «…И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». То есть в любой момент Господь может исцелить согрешающего человека. Мы же, осуждая, забываем, что у нашего ближнего свои отношения с Господом, что его душа тоже предстоит пред Лицем Божиим, и он, может быть, уже покаялся и оплакал свой грех, в то время как мы продолжаем дерзновенно его судить. Причем судим как живых, так зачастую даже и мертвых, похищая, как воры, у Господа Его власть, Его право…

Со словами апостола перекликается и Евангелие, которое читается накануне поста на воскресной литургии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14).

Вдохновленные таким напутствием Господа, будем ступать день за днем по лестнице Великого поста, которая возводит нас на Голгофу, к Страстям Господним, возводит в Горний Иерусалим, возвещая свет Воскресения Христова. Постараемся идти, очищая шаг за шагом свою душу, поститься, воздерживаясь не только от пищи, но и — самое главное — от греховных поступков.

И давайте поститься с радостью, понимая, что делаем это ради нашего Небесного Отца и Создателя, Который любит нас, а мы любим Его и, уклоняясь от греха, можем таким образом хоть чуть-чуть выразить свою любовь к Нему и порадовать Его.

Когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского

Содержание статьи

  • Когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского
  • Мариино стояние как особое великопостное богослужение
  • Какие молитвы необходимо вычитывать перед причастием

Православные верующие люди знают святого Андрея Критского как великого подвижника благочестия и молитвенника перед Богом. Своей жизнью праведник показал пример кротости, смиренномудрия и добродетели. Богослужебная жизнь Церкви и сейчас сохраняет, пожалуй, главный письменный труд святого – Великий покаянный канон.

Первая седмица Великого поста

Великий покаянный канон представляет собой выдающееся литургическое произведение, составленное из 250-ти покаянных тропарей, отображающих молитвенное обращение согрешившего человека к Богу с искренним раскаянием. В текстах молитвословий канона приводятся библейские ветхозаветные прообразы, показывающие всю глубину возможной греховности человека.

Чтение этого канона положено Церковью на время святого Великого поста. На первой седмице Четыредесятницы (в первые четыре дня) этот канон читается священником во время вечернего богослужения. Священник читает канон в центре храма в начале великопостного повечерья. Между тропарями произведения положены земные поклоны.

Все литургическое произведение святителя Андрея Критского на первой седмице поста разделяется на четыре части.

Четверг пятой седмицы Великого поста

Во время великопостного богослужения покаянный канон Андрея Критского вычитывается полностью в храме в четверг пятой недели Четыредесятницы, когда Церковь чтит память святой преподобной Марии Египетской. С учетом того, что богослужебный день начинается с вечера накануне события, покаянный канон читается на утрени четверга в среду вечером пятой недели.

Читать еще:  Женские имена на январь. Именины января, православные праздники в январе

Богослужение этого дня получило особое именование – Мариино стояние. Когда Церковь почитает выдающийся покаянный подвиг святой Марии Египетской, Великий канон святителя Андрея как нельзя лучше подходит для молитвенного раскаяния человека в своих прегрешениях.

Великий покаянный канон Андрея Критского

Покаянный канон разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Также его полностью читают в четверг перед неделей Марии Египетской.

Покаянный канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божий в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Покаянный канон снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и

важнейшей реальностью. Примеры из Священного Писания не просто «аллегории», как думают многие люди, считающие поэтому, что Великий Канон чересчур перегружен именами и происшествиями, не относящимися к ним. Такие люди спрашивают, зачем говорить о Каине и Авеле, о Соломоне и Давиде, когда проще было бы сказать: «я согрешил»? Они не понимают, что самое понятие слова грех в библейском и христианском предании имеет глубину и насыщенность, которых «современный человек» просто не в силах понять, и что поэтому исповедание им своих грехов глубоко отлично от настоящего христианского раскаяния. Действительно, та культура, в которой мы живем и которая образует наши современные взгляды, в сущности просто исключает понятие греха. Потому что грех это, прежде всего, падение человека с неизмеримой духовной высоты, отказ его от своего «высокого призвания». Но какое значение это может иметь для культуры, которая не знает и отрицает эту «духовную высоту», это «призвание» и оценивает человека не «сверху», а «снизу», — для культуры, которая если и не отрицает открыто Бога, то фактически вся, сверху донизу, материалистическая и потому рассматривает жизнь человека только с точки зрения материального благополучия, не признавая его высокого, трансцендентального призвания? В ней грех рассматривается главным образом как естественная «слабость», происходящая в основе от социального неустройства и поэтому исправляемая лучшей социальной и экономической организацией. Поэтому современный человек, если он и исповедует свои грехи, уже не раскаивается в них. В зависимости от того или иного понимания им своих «религиозных обязанностей», он либо формально перечисляет свои прегрешения и нарушения обрядовых правил, либо же говорит с духовником о своих «проблемах», ожидая от религии своего рода терапии, лечения, которое вернет ему счастье и спокойствие. Ни в том, ни в другом случае мы не видим раскаяния, потрясения человека, который, узрев себя как образ неизреченной славы, сознает, что он изменил этому «образу», запятнал и отверг его своей жизнью; нет раскаяния как печали о грехе, исходящей из самой глубины человеческого сознания, как желания вернуться, как отдачи себя Божьему милосердию и любви. Вот почему недостаточно просто сказать: «я согрешил». Эти слова приобретают свое подлинное значение и действенность только тогда, когда грех воспринят и пережит во всей его глубине и горести.

Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

Источники:

http://nikola-sov.cerkov.ru/2019/03/11/nachalo-velikogo-posta-velikij-kanon-andreya-kritskogo/
http://www.kakprosto.ru/kak-920504-kogda-chitaetsya-velikiy-pokayannyy-kanon-andreya-kritskogo
http://predanie.ru/tema/pokajannyj-kanon/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: