В шувое прошел крестный ход с губинской иконой пресвятой богородицы. Значение Крестного хода для православного человека

Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы

Русская Православная Церковь, Башкортостанская митрополия, Уфимская епархия, Табынское благочиние. c.Красноусольский

Главное меню

Крестный ход

Одним из внешних проявлений религиозности у православного человека являются крестные ходы. Пасха Христова, храмовый праздник, день памяти чтимого святого или чудотворного образа — всегда сопровождаются крестным ходом, этим торжествующим шествием христиан. Если вдруг случается нашествие врагов, эпидемия, пожар — народ несет по улицам образ чтимого святого.

Каково происхождение крестных ходов, в честь кого и когда они проводились?

Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим – образец Крестного хода, данный самим Господом, Который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В IV-ом веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора.

Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа). Затем утвердилась традиция проводить Крестные ходы вокруг храмов в Великие и престольные праздники, к источникам, на освящение воды в праздник Богоявления (Крещение). Обязательный Крестный ход и самый радостный проходит в праздник праздников – Пасху.

С течением веков крестные ходы стали совершаться не только на праздник Светлого Христова Воскресения. После прекращения эпохи гонений на христиан крестные ходы становятся повсеместными. Они настолько прочно вошли в чинопоследования православного богослужения, что сейчас любое значимое церковное торжество без них просто немыслимо.

Свое название «крестный» эти шествия получили от несомого впереди креста. Иисус Христос, идя на страдания, нес на плечах крест. Поэтому и мы несем впереди хода распятие. Крест, икона Божьей Матери, свечи, церковные знамена-хоругви, иконы, мощи — вот неизменные святыни этих процессий. Это символы единения с Церковью небесной.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична. История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом.

Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий характер.

«Духовенство должно напомнить благовремение себе и прочим, — говорилось в этих правилах, — что, дабы сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от святыни духом».

Крестные ходы наиболее ярко показывают народный характер православия на Руси, способствуют укреплению веры и духа, единению славянских народов. Во время шествий Храмом становится природа, небо, а человек — это свеча, пламенеющая к Богу. Все, что встречается по пути шествия — здания, земля, люди, — освящается непрерывной молитвой и получает благословение от высшего духовного лица. Велика помощь и значение Крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивают их важность и великую духовную силу.

Читать еще:  Что значит конфессия. Конфессия - это особенность вероисповедания

Порядок крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Каждый участник крестного хода должен помнить, что:

  • Крестный ход не увеселительная прогулка, а тяжелый физический и еще больший духовный труд;
  • Обязан беспрекословно слушаться священника и руководителя крестного хода;
  • Нужно всегда быть духовно внимательным, не вести мирские разговоры, а молиться;
  • Желательно молиться Иисусовой молитвой;
  • Разночинное чтение в голос акафистов и молитвенных канонов нарушает покой рядом идущих, потому тем, кто любит чтение оных, лучше читать их про себя;
  • Стараться думать не о своем удобстве, а об удобстве окружающих, не раздражаться на братьев по ходу;
  • Во время привалов не оставлять мусор: бутылки, упаковки, бумаги и пр.
  • В местах ночевки не обременять хозяев лишними просьбами, думать, что и в следующем году здесь кого-то должны принять;
  • Заранее написать записки о здравии и упокоении для панихид и молебнов;
  • Взять в ход почитаемую икону, приспособив ее для удобного ношения на длительное расстояние;
  • Взять необходимую медицинскую аптечку: лейкопластырь, бинт, йод, вату, таблетки. (Например: цитрамон, фталазол, и пр.);
  • Обязательно иметь головной убор защищающий от солнца, и теплую легкую кофту или ветровку на вечер;
  • Купить туристический коврик в спорттоварах. Очень удобен и практичен на привалах и ночлегах.
  • Иметь с собой две маленькие пластиковые бутылки для воды;
  • Не брать того, без чего можно несколько дней обойтись;
  • Взять комплект сменного и чистого белья для службы в церквях;
  • Обувь должна быть легкой, если кроссовки, то кожаные, чтобы нога дышала. Обувь должна быть не новой, привычной для ноги;
  • Еды брать немного и легкоусвояемую: орехи, сухофрукты;
  • Обязательно ложку и кружку; спички, складной нож;
  • Предметы личной гигиены;
  • Две смены нательного белья и носков (включая теплые);
  • Взять легкий плащ на случай дождя или кусок легкой клеенки, достаточной, чтобы укрыться;

Все вещи должны поместиться в рюкзак или небольшую сумку через плечо.

В руках ничего не нести!

Мужчины должны быть готовы подменять несущих икону или хоругви, а также оказывать помощь немощным.

Крестный ход

Ежегодно 30 июня в подмосковном поселке Шувое от Троицкого старообрядческого храма к скитам проходит крестный ход с Шувойско-Губинской чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. О истории и современности этой традиции рассказывает православный психолог, заслуженный учитель РФ, преподаватель воскресной шувойской школы Ирина Николаевна Игнатьева.

Крестный ход — это пот и усталость,
Наша память и наша молитва!
Крестный ход — это вовсе не «малость»,
Это — самая главная Битва!
Крестный ход — это преодоление
Нерадения в вере и лени.
Крестный ход — это с плотью борение,
И духовная связь поколений.

Крестный ход в Шувое является продолжением традиции, возобновлённой местной старообрядческой общиной во главе с иереем Максимом Андреевым в 2012 году. Именно тогда, 30 июня 2012 года, после более чем пятидесятилетнего перерыва, по улицам посёлка вновь прошёл Крестный ход с Губинской иконой Богородицы. Не случайно эта традиция имеет «закреплённую» календарную дату — 30 июня. Дело в том, что когда-то Губинскую икону носили по Гуслице (старообрядческий край юго-востока Московской области, часто называемый «Старообрядческой Палестиной») несколько дней, и в каждое поселение она прибывала в определённую дату. В Шувое этот крестный ход неизменно совершался 30 июня.

Читать еще:  Общество как система из каких компонентов состоит. Элементы общества

Интересна история как самого Губинского образа Богородицы, так и связанной с ним традиции крестного хода. Икона Богородицы получила название по деревне Губинской, которая в настоящее время является селом Губино Орехово-Зуевского района Московской области.

Когда-то в начале XVIII века в крае свирепствовала моровая язва, и жители деревни Губинской, чтобы прекратить эпидемию, отправили двух посланников в Гуслицу, о иконописных мастерах которой им было хорошо известно, чтобы заказать икону Казанской Божией Матери. По дороге они встретили мастера, который пообещал им написать образ. Ходоки, развернувшись, вернулись домой и стали ждать. Вестей долго не было, и губинцы вновь отправились в путь. На прежнем месте они опять повстречали того же мастера, который держал в руках готовую икону. Иконописец не взял платы за работу и, передав её крестьянам, буквально исчез. Принесённый в деревню образ был помещён в моленную, в которой и находился до пожара 1847 года. Пожар повредил моленную, но образ Богородицы чудесным образом не пострадал.

В начале XIX века Губинская икона прославилась в Гуслице и близлежащих поселениях. Её прославление связано с избавлением от холеры деревни Слободищи. В период страшной болезни, которая унесла жизни многих жителей деревни, глухонемой девушке из этой деревни трижды являлся старец и сообщал, что для того, чтобы остановить холеру, нужно поехать в деревню Губинская, взять там икону Божией Матери и отслужить перед ней молебен. После третьего явления старца девушка неожиданно приобрела возможность говорить и рассказала о своих видениях и том, что было ей сообщено. Жители Слободищ тотчас отправились в деревню Губинская, привезли икону и начали служить молебен. Во время молебна поднялся сильный вихрь, ломались деревья, но молебен дослужили как положено. Вскоре после этого эпидемия прекратилась, а кроме того исцелились многие больные. С тех пор Губинская икона в этой местности стала почитаться чудотворной. Жители других деревень и сёл стали просить образ на молебны и на крестный ход.

Тогда и была установлена традиция — отдавать икону в установленные числа каждой деревне или селу. В Шувое было решено отдавать раз в год, 30 июня. Появились списки губинского образа Богородицы в старообрядческих храмах гуслицкого края.

В середине XIX века, когда усилились преследования старообрядцев властями, а также после революции, привозили икону тайно, прятали в телеге с сеном. В 1959 году, во время хрущевских гонений на религию, эта традиция пресеклась на несколько десятилетий.

Возрождение традиции

В 2012 году о забытой традиции вспомнили настоятель и прихожане Троицкого храма поселка Шувое. Было решено, что традицию необходимо возобновить. К тому времени прихожане во главе с настоятелем храма установили памятный крест в лесу близ Шувое, на месте располагавшегося там старообрядческого монастыря, а впоследствии монашеских келий. На кресте была сделана надпись:

«На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в XVII-XX вв.».

Крест был установлен силами Шувойской старообрядческой общины и возобновившаяся традиция крестного хода обрела новое духовное содержание — не только пройти крестным ходом по посёлку, прося защиты и заступления Царицы небесной, но и принести поклонение духовному подвигу жившим в скитах христианам.

Шувойский Троицкий монастырь, несомненно, можно считать одним из духовных центров Гуслиц. Местные жители всегда с теплотой (по свидетельству старожилов) относились к монашествующим — помогали им провизией и всем, чем могли, а те в свою очередь молились и за живых и за усопших жителей деревень, беседовали с ними, поддерживали духовно.

Вот и сегодня, когда возродилась в Шувое традиция свершения крестного хода с Губинской иконой Божией Матери, идут православные в эти «намоленные» места за духовной поддержкой. Ведь для чего совершается крестный ход? Прежде всего — для духовного укрепления, молитвенного усиления обращений к Богу.

Крестный ход — это душевный порыв христианина, готового взять на себя определённые трудности и преодолеть их во Славу Божию. Это крестный, т.е. молитвенный и нелёгкий путь души. И нелёгкий не в силу пройденного физически пути от одного пункта в другой, а в силу той душевной работы, которая совершается внутри. Как много сверяется, проверяется и испытывается в себе по духовным канонам и примерам на этом крестном пути! Это путь молитв и размышлений о жизни. Ценность такого духовного пути нельзя заменить ничем. Поэтому так отрадно вдвойне, когда традиции крестных ходов возрождаются.

Читать еще:  Основные труды фейербаха. Учение Фейербаха о познании – кратко

Ежегодно пройти крестный ход по посёлку к месту проживания монашествующих старообрядцев съезжаются многочисленные гости, среди которых и предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий, а также преосвященный епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений.

Около двух с половиной сотен верующих, пройдя по посёлку, собираются в местном лесу. Там, на песчаной горе, среди сосен, рядом с установленным памятным крестом в память тех, кто пришел в эти места спасать свои души и хранить каноны старой веры, служится водосвятный молебен.

Крестные ходы возникли в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Прошло много веков, но крестные ходы повсеместно совершаются как необходимая данность, как единение веры.

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!

В Шувое прошел крестный ход с Губинской иконой Пресвятой Богородицы

В субботу 30 июня в подмосковном посёлке Шувое состоялся местночтимый праздник во имя Шувойско-Губинской иконы Пресвятой Богородицы. Уже в седьмой раз, после более чем пятидесятилетнего перерыва, по улицам посёлка вновь прошёл Крестный ход с иконой Богородицы к месту старообрядческого монастыря-скита, разрушенного в 1930-е годы.

История Губинской иконы Пресвятой Богородицы началась в XIX веке, когда случилось чудесное избавление от холеры деревни Слободищи. После этого чудотворная икона прославилась в Гуслице и близлежащих селениях. Тогда и была установлена традиция — отдавать икону в установленные числа каждой деревне или селу. Появились списки губинского образа Богородицы в старообрядческих храмах. Крестными ходами народ встречал и провожал Губинскую икону Пресвятой Богородицы, а на фабриках в это время даже останавливали работу. Поселка Шувое икона достигала всегда 30 июня, именно в этот день здесь совершалось торжество.

Помнят о тех событиях и сегодня. В этом году на торжественное богослужение в Троицком храме собралось около ста человек. За богослужением владыка Евмений (Михеев) возвел в сан чтеца Илью Андреева. На клиросах было множество певчих, а храм был полон молящихся. После богослужения собравшиеся Крестным ходом проследовали по всему поселку на окраину в лес к месту, где некогда был старообрядческий монастырь. Уже в наше время по инициативе о. Максима Андреева Шувойской общиной на памятном месте был установлен поклонный крест с надписью:

На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в XVII–XX вв.

Возглавил крестный ход епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений (Михеев), для которого Шувое является родиной.

В этом году в торжестве приняли участие 7 священников: о. Максим Андреев (пос. Шувое), о. Андрей Андреев (г. Ржев), о. Димитрий Чунин (г. Ржев), о. Василий Кадочников (г. Егорьевск), о. Иоанн Гусев (пос. Давыдово), о. Алексей Михеев (пос. Устьяново), дьякон Василий Андроников, а также 7 чтецов. Множество людей выглядывали из окон и калиток на проходящий по улицам села крестный ход. Дорожная полиция контролировала движение автомобилей, проезд для которых был запрещен на время следования крестного хода. Был очевиден интерес людей, случайно ставших свидетелями торжества: фотографировали, снимали на камеры, записывали на диктофон пение ирмосов, а некоторые случайные прохожие присоединялись к общему шествию.

Начиная с 1905 года чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской Православной старообрядческой Церкви, хранится в старообрядческой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Губино. Губинская икона Богородицы принадлежит к изводу Казанской иконы Божией Матери. Подробнее об истории крестного хода и судьбе разоренного скита читайте в статье Ирины Игнатьевой «Крестный путь души».

Ниже представляем фотоподборку:

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источники:

http://omofor.cerkov.ru/2015/05/30/krestnyj-xod/
http://vk.com/@shuvoe_rpsc-krestnyi-hod
http://ruvera.ru/news/shuvoe_krestnyiy_hod

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: