В основе философии аль фараби лежит античный. Биография аль-фараби
Содержание
Аль-Фараби
Биография
Выдающийся мыслитель Востока, арабский ученый Аль-Фараби входит в число людей, которых называют просветителями. Его исследования повлияли на формирование средневековой арабской философии. Последователь Аристотеля, Аль-Фараби сделал весомый вклад в развитие наук. Наследие мыслителя заключается в его книгах.
Детство и юность
Аль-Фараби родился на территории современного Казахстана, в городе Весидж местности Фараб, в 870 (872) году. Родной город ученого располагался там, где соединялись реки Арысь и Сырдарья. Сегодня развалины древнего города находятся в Отрарском районе Казахстана. Отец будущего философа – военачальник и представитель уважаемого тюркского рода. Полное имя сына знаменитого тюрка звучало так: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Национальность мыслителя – предмет споров. Несмотря на происхождение, бытует версия о том, что философ имеет персидские корни.
Портрет Аль-Фараби
В биографии Аль-Фараби отсутствует информация о годах детства. Светским приемам подросток предпочитал знакомство с трудами Аристотеля и теориями Платона. Юноша жил в Самарканде, Ташкенте и Бухаре. Постепенно уровень знаний Аль-Фараби становился внушительным и приближался к энциклопедическому. Он изучал логику и естествознание, медицину и иностранные языки, увлекался музыкой. Неизвестно, кто стал учителем любознательного интеллектуала.
Аль-Фараби самостоятельно добрался до Багдада. В то время этот город был местом сосредоточения культуры, науки и искусства. Уровень жизни людей и социальное устройство описывают высказывания Аль-Фараби, уверявшего, что Багдад – «самый восхитительный и счастливый из невежественных городов». Здесь имелись все условия для творчества и развития философов, поэтов и ученых.
Гравюра Аль-Фараби
По легенде в Багдаде Аль-Фараби работал судьей, но спустя некоторое время сменил деятельность и стал преподавать. Взяв на хранение библиотеку друга, состоявшую из научных трудов, мужчина вдохновился после их прочтения и решил посвятить себя служению науке. Память и целеустремленность сопутствовали углублению знаний. Аль-Фараби легко давались языки. Современники знали философа как мудрого и талантливого человека, знатока идей Аристотеля. К 932 году мыслитель покинул Багдад, снискав славу знаменитого ученого.
Философия
Работы философа условно подразделяются на две категории. Первые посвящены законам мироздания, человеческому существованию и миропознанию. Математику, астрономию и геометрию Аль-Фараби относил к числу наук, которые способны помочь в толковании вопросов, относящихся к этим областям. Ученый исследовал материю и ее свойства, а также размышлял над понятиями времени и пространства. Ко второй категории трудов относятся работы, посвященные живой природе и законам ее существования. В них освещаются химия, биология, медицина, оптика и физика.
Философ Аль-Фараби
Интересовали Аль-Фараби философия и социология, политика, педагогика, этика, диалектика и государственное устройство. Суждения мыслителя опережали время. Работы, созданные им, актуальны и сегодня. Аль-Фараби считал, что все в мире распределяется на 6 ступенях, связанных между собой причинно-следственными узами.
На первой ступени находится первопричина зарождения всего, а на второй – появление всего. На третьей – разум, находящийся на стадии активного развития, на четвертой – душа. На пятой – форма, а на шестой – материя. На этих 6 ступенях зиждется то, что окружает человека.
Аль-Фараби ведет дискуссию с учеными
Первопричиной всего сущего Аль-Фараби считал Бога, цельного и единого. На втором месте по степени важности планеты и небесные тела, отличные от земных форм и материй. По его теории материя вечна и тесно связана с формой. Последняя существует только неразрывно с материей, будучи наполненной ею. Отдельно ученый рассматривал и космический разум. Мудрец верил, что под его защитой находится живая природа.
Бога философ представлял в научном, а не религиозном формате. Аль-Фараби разделял Всевышнего и материальный мир. Предполагал, что человек имеет свободу воли. Мусульманин, живший по законам ислама, он не предавал законов религии, но пытался познать Бога, ища обоснование всему.
Личная жизнь
О личной жизни Аль-Фараби известно мало. Информация о нем взята из легенд. Источники, освещающие биографию ученого, появились в 7-8 веке. Авторы, обращавшиеся к жизнеописанию мыслителя позднее, не располагали достоверными данными.
Ученый не гнушался работы, способной прокормить его и помочь получить драгоценные знания. Обучаясь, он не переставал трудиться. Аль-Фараби работал садовым сторожем в Дамаске и вынужден был вести научную деятельность при свете дешевой свечи.
Портреты Аль-Фараби
Благодаря покровителям, среди которых Сайф ад-Даула Али Хамдани, Абу Фрас, Ибн Нубата и другие прогрессивные люди, Аль-Фараби скоро улучшил материальное положение.
Философ увлекался изучением наук и размышлениями на тему личности. Его интересовали вопросы формирования мировоззрения, нравственности, интеллектуального развития, свободы и человеческого счастья. Мудрец был известен как врач и интересовался музыкой.
Смерть
Историки озвучивают две возможные версии смерти Аль-Фараби. По первой – мусульманин умер от естественных причин в Дамаске. А по второй – гибель пришла от рук грабителей в путешествии в Аскалан. Ученого похоронили без участия представителей духовенства из-за его провокационных воззрений и прогрессивных взглядов. Достоверно известно, что тело мусульманина стало бездыханным в январе 951 года. Его предали земле за городскими стенами. Молитву над могилой философа произнес правитель государства.
Памятник Аль-Фараби
Аль-Фараби верил, что человеку не стоит бояться смерти. Жизнь же нужно продлевать, сопровождая ее благими делами. После кончины Аль-Фараби его ученики комментировали труды педагога и продолжили изучение работ греческих философов. Фото мудреца сегодня можно увидеть в учебных пособиях по разным направлениям.
Библиография
Исследователи считают, что количество работ и трактатов, составляющих наследие мыслителя, исчисляется в пределах от 80 до 130 произведений. Среди них следующие книги:
- «Слово о субстанции»
- «Существо вопросов»
- «Книга о законах»
- «Книга о постоянстве движения вселенной»
- «О смысле разума»
- «Книга о разуме юных»
- «Большая сокращенная книга по логике»
- «Книга введения в логику»
- «Книга доказательства»
- «Книга об условиях силлогизма»
- «Трактат о сущности души»
- «Слово о сновидениях»
- «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
- «Книга об определении и классификации наук»
- «Книга о смысле философии»
Философские воззрения аль-Фараби
Аль- Фараби (870 -950) – учёный энциклопедист, был признан своими современниками “Вторым учителем” после Аристотеля.
Несмотря на приверженность аль-Фараби учению Аристотеля, восхищение и преклонение перед крупным античным мыслителем, тем не менее, аль-Фараби является создателем собственной оригинальной философии, внёс в философию и науку собственные исследования. Им написаны комментарии и предисловия к таким трудам Аристотеля, как “Метафизика”, “Герменевтика”, “Категория” и “Софистика”.
Несомненно, что Аль-Фараби сыграл большую роль в сближении науки и древней культуры Востока и Запада. Комментируя философию Аристотеля, он написал такие философские труды, как “Что нужно знать заранее при изучении философии”, “Жемчужина премудрости”, “Социально-этические трактаты”, “Философские трактаты”, “Появление науки”, “Энциклопедия науки или календарь”, и др. То, что аль-Фараби на основе комментариев к трудам Аристотеля пишет самостоятельные труды, уже показывает аль-Фараби как самостоятельно мыслящего и оригинального философа и ученого.
Аль-Фараби внёс значительный вклад в науку логики. Логика определяется им как необходимый элемент и инструмент научного познания мира и интеллектуального поиска истины.
Аль-Фараби провёл большие исследования в области музыки и написал известный “Большой трактат о музыке”. Используя математические расчёты, аль-Фараби создаёт нотную грамоту. Им также создан такой музыкальный инструмент как домбра. Известен также трактат аль-Фараби «О музыкальной гармонии».
Аль-Фараби также является теоретиком в области поэзии. Им написаны следующие трактаты по научному изучению поэзии: «Трактат о канонах искусства поэзии» и «Об искусстве поэзии».
Особое значение имеют труды аль-Фараби по метафизике, языкознанию, логике, психологии, географии, этике. Аль-Фараби создал энциклопедию знания, систематизировав науки своего времени. Проблеме классификации научного знания посвящена работа аль-Фараби «Слово о классификации наук», где особое место отводится логике и языкознанию, и этим отраслям знания аль-Фараби отводит по целой главе каждой.
Большое значение аль-Фараби придавал моральному облику ученого. Этим самым он предвосхитил идею другого ученого-универсала – Леонардо да Винчи о моральной ответственности ученого гения и сохранившего в тайне многие технические свои изобретения, опасаясь, что они будут использованы его современниками в целях разрушения и взаимоистребления. Согласно аль-Фараби чтобы представлять науку и философию, человек должен обладать свойствами, присущими мыслителю: чувством собственного достоинства, бескорыстием, любовью к своему народу, стремлением к науке.
В трактатах “Риторика”, “Об искусстве поэзии”, “О достижении счастья” аль-Фараби рассматривает проблемы этики и эстетики, определил сущность таких категорий, как красота, счастье, добродетель и знание. Так аль-Фараби классифицирует благородные действия человека, к коим относит здравомыслие и правдивость, а также дружественность. К безобразным действиям аль-Фараби относит звероподобность, страх, печаль и досаду.
Этика определяется им как наука, дающая возможность отделять плохое от хорошего, поэтому в его этической концепции центральное место занимает такая категория, как добро. Если красота является свойством, присущим самой жизни, то добро избирает лишь добродетельный человек, считает аль-Фараби.
Аль-Фараби отметил единство трёх категорий: знания, добра и красоты. По его мнению, красота – это свойство, присущее самой жизни. Способный видеть красоту в окружающем мире и поступках людей – приближен к познанию истины, так как истина есть красота и совершенство.
Аль-Фараби в трактате “О достижении счастья” утверждает, что счастье человека не в потустороннем мире, а в реальном, земном бытии. Для достижения счастья человек должен самосовершенствоваться, а для этого необходимо стремиться к добру и отвергать пороки. Осознать счастье и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разума. Истинно же добродетельный человек следует справедливости, потому что она сама по себе есть благо. Добро и зло не от Бога, их выбирает сам человек. Тем самым аль-Фараби признает идею свободной воли человека, воля при этом может быть доброй и злой. Поступок определяется и нравственно оценивается именно из качества воли человека, совершившего его.
Аль-Фараби разделяет философию на теоретическую и практическую. Теоретическая философия исследует устоявшиеся вещи, а практическая те вещи, которые можно изменить или создать в процессе человеческой деятельности.
Аль-Фараби глубоко убежден, что для овладения философией нужны и хороший нрав и сила ума, а достижение цели в жизни зависит от самого человека. Совершенствование человека в познании окружающего мира как процесса искания истины.
Как считает аль-Фараби, хороший философ обязан знать теорию науки и уметь применять её в других духовных сферах. Если Платон определяет управление государством как препятствие в достижении высоких целей, то аль-Фараби, наоборот, не отстраняется от повседневных дел и реального положения в обществе, а старается помочь людям в достижении истины.
Аль-Фараби сравнивает религию с философией. Философия требует доказательств, а религия – веры. В этом принципиальная разница между ними, о чем говорит аль-Фараби в своем трактате «Книга букв» в разделе «Связь между религией и философией» в главе «О происхождении выражений философии и религии».
Аль-Фараби убежден, что правитель должен быть сведущим в науках и философии, что возвеличит справедливость в обществе. Законодатель благодаря своим способностям сумеет применить законы, защищающие интересы человека. Имам – это человек, достигший высот в области теории философии и богословия, что даёт ему возможность быть советником, руководителем. Просвещенный имам способен направлять людей к достижению всеобщего блага. Просвещенный правитель сведущ в проблеме счастья как высшего блага. Благодаря своей осведомленности он способен привести к счастью своих современников. В этом сородство аль-Фараби учению Аристотеля о благе и государстве как организаторе коллективных усилий по достижению всеобщего блага.
В трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии» аль-Фараби выдвигает прогрессивную идею, что прежде, чем познавать философию, равно как и другие науки, учёный должен сначала познать этику как учение о нравственности, так как знание в руках безравственного учёного превращается в разрушительную силу.
Вопросы для обсуждения:
1. Докажите, что аль-Фараби является учёным-энциклопедистом?
2. Почему аль-Фараби именуют “вторым учителем”?
3. Принижает ли титул “второй учитель” значения аль-Фараби в научном мире?
4. Почему аль-Фараби можно считать связующим звеном между восточной и западной науками и культурой?
5. Почему в этике аль- Фараби главное место занимает категория добра?
6. В чём заключается идея добра и добродетели в учении аль-Фараби?
7. Что нужно, по мнению аль-Фараби, знать прежде, чем изучать философию?
8. Что лежит в основе деления аль-Фараби философии на теоретическую и практическую?
9. Почему, как считает аль-Фараби, для изучения философии необходимы хороший нрав и сила ума? Что понимает аль-Фараби под силой ума и хорошим нравом?
10. В чём видит аль-Фараби смысл жизни человека?
11. В чём проявляется влияние аль-Фараби на Ю. Баласагуни?
12. Назовите труды аль-Фараби?
13. Каково место и значение аль-Фараби в мировой философии?
14. Почему имя аль-Фараби неразрывно с понятиями “философия средневековья”, “тюркская философия”, “гуманистическое мировоззрение”?
Аль-Фараби и развитие античной философской традиции
Аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, г. Фараб на Сыр-Дарье – 950, Дамаск), философ и ученый-энциклопедист, крупнейший представитель восточного перипатетизма. Многие годы своей жизни он провел в Багдаде, где получил хорошее образование и впервые познакомился с трудами античных мыслителей. Широкая образованность и ученость снискали ему славу «Второго Учителя» (после Аристотеля). Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь уважением и поддержкой происмаилитски настроенного правителя Сейф ад-Дауля. Аль-Фараби оставил большое наследие, написав свыше 150 философских и научных трактатов. Круг его интересов был широк – это философия и логика, политика и этика, музыка и астрономия, математика и естествознание. Наиболее известной работой аль-Фараби является экзотерический труд «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Начиная с аль-Фараби, восточные перипатетики стали рассматривать философию как науку, призванную служить не только истине (теоретическому разуму), но и благу (практическому разуму), а религия стала рассматриваться лишь как важное политическое искусство, имеющее не теоретико-познавательное, а прикладное значение. Он был убежден, что философия может быть достоянием только «избранных», оставаясь недоступной обществу, рассматриваемому в качестве «широкой публики». Теоретической основой решения вопроса о соотношении философии и религии служило учение о том, что философы приобщаются к истине на основе аподейктики, а «широкая публика», неспособная к теоретическому мышлению, – на основе диалектики, софистики, риторики и поэтики. Опираясь на это учение, аль-Фараби разработал теорию «добродетельного города», жизнь которого основана на «добродетельной религии» как аналоге истинной философии. Основоположения этого учения направлены на то, чтобы показать отсутствие противоречий между религией и философией, причем последняя рассматривается как падчерица первой.
Основные идеи, изложенные в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» следующие: объединение метафизики и политики в одну систему; модель структуры добродетельного города рассматривается по аналогии со структурой иерархии вселенной; глава добродетельного города одновременно и философ, и пророк; установление нисходящей иерархии при рассмотрении структуры мира и объяснении видов разума (от перворазума до деятельного разума) и восходящей иерархии при рассмотрении мира природы и человека (от первоматерии до приобретенного разума и от индивида и человеческого сообщества до главы города). Таким образом, у аль-Фараби метафизика дополняется неоплатонической концепцией эманации как «идеальной религией» добродетельного города, подражающей «истинной философии» и устанавливающей «согласие» между учением философов об извечности мира и креационизмом ислама. Необходимость же такого «согласия» была обусловлена нестабильной общественно-политической ситуацией в Арабском халифате в X в., когда перед философами появилась перспектива создания модели идеального государства по образцу платоновского «Государства». Во главе «добродетельного города» находились философы, а идеологическую основу составляла «добродетельная религия». Трактовка взглядов аль-Фараби как смешение аристотелизма и неоплатонизма основана на том, что свои идеи в духе аристотелизма он излагал в эзотерических трудах. Основой для понимания его истинных философских взглядов является «Книга букв».
Аль-Фараби первым попытался концептуально решить вопрос о соотношении философии и религии. Философия и религия, согласно мнению Второго учителя, возникают после того, как люди, овладев «практическими искусствами», стремятся понять причины окружающих вещей. Направленная на удовлетворение этого желания мысль проходит в своем развитии ряд ступеней, возвышаясь от менее достоверных знаний к более достоверным. Этим ступени связаны с рассуждениями, соответствующими риторике, софистике, диалектике и аподейктике. Люди приобщаются к истинам двумя путями: с помощью собственно аподиктических рассуждений и посредством диалектических, риторических или поэтических речений. Первым путем следуют тогда, когда к поиску истин приобщаются «избранные», а вторым – когда к ним обращается «широкая публика». В эволюции познавательных способностей человека поэтические речения приходят в конце, т.е. после риторических и диалектических, что соответствует времени возникновения потребности людей в религии. Потребность в религии аль-Фараби связывал с появлением потребностей в политической науке и праве. В идеале, народом должны управлять философы-аподейктики, передающие полученные ими истины «широкой публике» через «истинную религию» в образах и аллегорических рассуждениях, представляющих собой как бы подражание философским истинам. Основные задачи философии и религии ал-Фараби пытался решить в контексте их подчиненности задачам гражданской науки или политики. Именно политическая наука, по аль-Фараби, позволяет определить основы мусульманского общества в его развитии и преобразовании в направлении достижения счастья, а что такое счастье и как его достичь, определяет философия. Опираясь на платоновское «Государство» и аристотелевскую «Политику» и «Метафизику», он попытался через отождествление функций правителя (философа) и пророка (религиозного законодателя) решить проблему соотношения философии и религии, не впадая в крайности.
Согласно его классификации наук, религия в обществе имеет лишь функциональное значение. Аль-Фараби, рассматривая «общеизвестные науки», подразделяет их на пять в соответствии с последовательностью пяти глав его трактата по классификации наук:
1) наука о языке;
4) физика и метафизика или «божественная наука»;
5) политика, юриспруденция и «спекулятивная теология».
Эта классификация отличалась как от аристотелевской, в которой науки делились на теоретические и практические, так и от распространенной на мусульманском Востоке классификации, в которой науки разделялись на рациональные и традиционные (нерациональные). У аль-Фараби метафизика являлась связующей между логикой, математикой, физикой, или науками теоретического разума, и политикой, юриспруденцией (фикх), каламом, являвшимися науками практического разума. Метафизика имела в качестве своего предмета иерархическую структуру бытия и Бога. Эти метафизические объекты рассматриваются в одной главе с физикой, между тем как политика фикх и калам составляет содержание следующий главы. Такая последовательность рассмотрения отличает его классификацию наук от его политических трактатов, в которых рассуждения о Боге и мире соединяются с рассуждениями о человеке и человеческом общежитии. Его общеизвестные науки – это нечто большее, чем традиционные философские науки. Он впервые рассматривал науку о языке, фикх и калам в качестве философских наук. Необходимо подчеркнуть, что аль-Фараби разводил метафизику и калам: между ними находились политика и юриспруденция. Под политикой аль-Фараби понимал основные идеи, изложенные в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля, и в его политике ничего не говорилось о пророчестве и религии. Другое дело – юриспруденция (фикх) и «спекулятивная теология» (калам), которые исходят из пророчества и откровения и рассматривают взгляды и действия религиозной общины. Ни калам, ни фикх не имеют дело ни с философией, ни с политикой. Рассматривая цели и содержание политической науки, аль-Фараби не упоминал ни Бога, ни религиозных преданий, в то время как при изложении проблем юриспруденции и «спекулятивной теологии» он часто ссылался на Бога, откровения, таинства и чудеса. Но существовало одно исключение: разъясняя различия между действительным и воображаемым счастьем, ученый утверждал, что действительного счастья можно достичь только в «потустороннем мире», тогда как воображаемое счастье (богатство, почести, наслаждения) является целью в этой жизни, но, говоря о счастье в потустороннем мире, аль-Фараби имел в виду мир философской истины, ориентированной на добродетель и знание. Иначе говоря, согласно аль-Фараби, философ должен не ограничивать свою цель в этой жизни богатством и почестями, а стремиться к более высокой цели, связанной с умопостигаемым миром.
Таким образом, концепция добродетельного города, которая лежит в основе его политической философии, основана на добродетельной религии как аналоге истинной философии. Основные принципы этой концепции:
1. объединение метафизики и политики в одну систему;
2. модель иерархии и структуры добродетельного города по аналогии с иерархией и структурой Вселенной;
3. определяющей ролью главы добродетельного города, которая по аналогии соответствует Перворазуму в его отношении к миру, сердцу в его отношении к человеческому организму и приобретенному разуму в его отношении к психическим силам;
4. определение особой важности «воображения» как способности проникать по ту сторону чувственно воспринимаемого мира и получать откровения для того, чтобы решить проблему пророчества, показать связь пророка и философа, религии и философии с целью обоснования руководства добродетельным городом философа, наделенного функциями пророка;
5. установление нисходящей иерархии при рассмотрении структуры мира и объяснении видов интеллекций от Перворазума (Бога) до Деятельного разума;
6. установление восходящей иерархии при рассмотрении мира природы и человека от первоматерии и сочетание элементов до приобретенного разума и, наконец, от человека и человеческого сообщества до главы добродетельного города.
Аль-Фараби оказал большое влияние на последующее развитие философии, а также музыки («Большой трактат о музыке» – важнейший источник о древнегреческой и восточной музыкальных культурах).
Основные идеи ал-Фараби, повлиявшие на дальнейшее развитие арабо-мусульманской философии, связаны с разработкой основоположений политической философии, «арабского» варианта теории эманации и синтеза различных направлений в древнегреческой философии, в частности, учений Аристотеля и Платона.
Труды аль-Фараби оказали существенное влияние на философские взгляды крупнейшего арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Сины (лат. – Avicenna), известного в Европе под именем Авиценна.
Источники:
http://24smi.org/celebrity/39184-al-farabi.html
http://lektsii.org/7-45268.html
http://helpiks.org/7-77685.html