В какой эпохе родился бакунин. Бакунин Михаил Александрович – краткая биография

Биография Бакунина Михаила Александровича

Михаил Александрович Бакунин (родился 30 мая (18 мая) 1814 года, село Прямухино Новоторжокского уезда Тверской губернии, Российская империя — умер (1 июля (19 июня) 1876 года, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала влияние немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную роль в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.

В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как “алгебру революции”. Ключевой момент его жизненного пути в этот период — публикация в 1842 в журнале “Немецкие ежегодники”(“Deutsche Jahrbücher”) статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: “Страсть к разрушению — творческая страсть”. Царское правительство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в который он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а затем в Париж. Здесь он оставался более четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную роль в работе Славянского съезда в июне 1848.

Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новый элемент — призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) освобождение славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.

В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а затем российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а затем на четыре года — в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, впервые опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за освобождение славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон.

Оставшуюся часть жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых почти никогда не заканчивал, а также организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил сначала в Лондоне, затем в Италии и наконец в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала “Народное дело”, но потом вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему теперь слишком умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили против марксистов. Бакунин попытался организовать тайное общество в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет — Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и государство (1872), в котором религия и государство трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книга Государственность и анархия, оказавшая влияние на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.

Читать еще:  К чему снится Алыча? К чему снится Алыча по соннику. Сонник - Желтый

В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал существование объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством — вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в “природу человека”, свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.

Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном движении той эпохи. Бакунин оставил после себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а особенно в Италии и Испании, где анархистское движение проявляло активность еще несколько десятилетий после смерти Бакунина. Его идеи оказали воздействие на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах (“Земля и воля”). В Бакунине проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли — убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

Краткая биография Михаила Бакунина

Бакунин Михаил Александрович (1814—1876), российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества.

Родился 30 мая 1814 г. в селе Прямухине Тверской губернии в старинной дворянской семье. В 1829 г. поступил в Артиллерийское училище в Петербурге, но в 1834 г. был отчислен за дерзость по отношению к начальнику училища.

Во второй половине 30-х гг. был близок с В. Г. Белинским, А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, стал последователем философии Г. В. Ф. Гегеля.

В 1840 г. Бакунин уехал за границу, где познакомился со многими деятелями европейского революционного движения. Особое влияние на него оказывают идеи П. Ж. Прудона — одного из теоретиков анархизма. Во время европейских революций 1848—1849 гг. Бакунин принимал активнейшее участие в выступлениях в Париже, Праге и Дрездене. После поражения дрезденского восстания подвергся аресту, побывал в нескольких саксонских и австрийских тюрьмах и получил два смертных приговора, заменённые на пожизненные заключения, после чего австрийские власти выдали его российскому правительству (1851 г.).

Шесть лет находился в Шлиссельбургской крепости; затем был сослан в Сибирь, откуда бежал в 1861 г. После долгих скитаний он приехал в Англию, где стал сотрудничать с Герценом и Огарёвым, помогая им в издании журнала «Колокол».

В 1864—1867 гг. Бакунин жил в Италии и создал здесь первую анархистскую организацию «Интернациональное братство». Постоянно стремясь к претворению революционных идей на практике, он развернул сеть тайных революционных обществ в Европе. Одновременно участвовал в ряде восстаний — в Польше (1863 г.), Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.).

Читать еще:  Понятие и типы исторического сознания. Что такое историческое сознание? Историческое познание и историческое сознание

В 1868 г. в Женеве Бакунин вступил в 1 -й Интернационал (Международное товарищество рабочих). Однако его идеи, отрицавшие любую форму существования государства как инструмента насилия над людьми, входили в явный конфликт со взглядами К. Маркса, основателя организации. Разногласия усугублялись личной антипатией двух лидеров революционного движения. Результатом стало исключение из Интернационала в 1872 г. Бакунина и его сторонников, в ответ создавших своё международное сообщество («Интернационал анархистов»).

Бакунин — автор многочисленных трудов по философии, политике, экономике. Наибольшую известность получила книга «Государственность и анархия» (1873 г.), в которой обосновывается его теория: отрицание необходимости политической власти, централизации и подчинения авторитету, несогласие с любой формой использования государственной власти революционерами.

Бакунин Михаил Александрович

М. А. Бакунин был революционером, мыслителем, панславистом, анархистом, идеологом народничества, идейным оппонентом Карла Маркса.

Ранние годы

Родителями Михаила были тверские помещики Александр Михайлович и Варвара Александровна Бакунины. Родился Михаил 18(30).05.1814 года. В семье росло десять детей. Когда в 1829 г. Михаилу исполнилось пятнадцать лет, его отдали учиться в Петербургское артиллерийское училище. Спустя три года юнкер стал прапорщиком офицерских классов. Вскоре за дерзость и нерадивость он был отчислен из училища и отправлен в армию. Прослужив год, Бакунин ушел в отставку, мотивируя это слабым здоровьем, и переехал в Москву.

В кружке Станкевича

В столице Бакунин познакомился с членами кружка Станкевича, начал изучать германскую философию, решив посвятить себя науке. Он становится главным проповедником идей в кружке Станкевича, завсегдатаем литературного салона Е. Г. Левашовой, который часто посещали А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев. В круг его общения входят многие известные люди: Белинский, Катков, Боткин, Грановский, Герцен, Огарев и др.

В Петербурге

Несколько месяцев лета и осени 1839 г. Бакунин провел в Петербурге, общался с известными деятелями русской культуры, продолжал изучать немецкую философию, мечтал углублять свои знания за границей. Денег на поездку в Германию ему дал А. И. Герцен.

В Германии

В 1840 г. Бакунин уехал в Германию, чтобы изучать немецкую философию (Гегеля, Шиллера), писал на эти темы статьи, публиковавшиеся как в Германии, так и на родине, в «Отечественных записках». В 1842 г. он решил навсегда поселиться в Европе, о чем и написал своему брату Николаю. Живя в Дрездене, Бакунин познакомился с поэтом-революционером Гервегом, вскоре попавшего в поле зрения прусской полиции и высланным из страны. Бакунин тоже попал под надзор властей. Друзья вместе уехали в Швейцарию. В Швейцарии В Цюрихе, где поселился Бакунин, у него появились новые друзья и знакомые, свободомыслящие люди, революционеры по убеждениям: профессор медицины Филипп Фридрих Фохт, его четверо сыновей, коммунист Вильгельм Вейтлинг и другие.

Русское правительство, узнав о круге общения и деятельности Бакунина, потребовало его возвращения в Россию. Бакунин ответил отказом. Тогда в 1844 г российское правительство лишило Бакунина дворянского звания и прав состояния, все его имущество в России конфисковали в казну, а в случае возвращения на родину, пригрозили отправить в Сибирь на каторгу.

Между Парижем и Брюсселем

Несколько лет Бакунин жил то в Париже, то в Брюсселе, то в Праге. В Брюсселе произошло его знакомство с польским революционером-эмигрантом Иохимом Лелевелем, который уже имел опыт участия в вооруженном восстании в Польше. Этот человек сильно повлиял на дальнейшую деятельность Бакунина. В Париже он познакомился с К. Марксом, его идеями. Однажды (1847) на банкете Бакунин произнес нелицеприятную речь в адрес русского правительства. Русский посол настоял на выдворении его из Парижа, но он туда еще возвращался во время Февральской революции, чтобы принять в ней участие. В Праге он продолжил развивать свои идеи о всеславянской федерации и о правах всех граждан на свой участок земли.

Читать еще:  Сильная молитва на счастливое замужество. == молитва матери о сыне ==

Пражское восстание

Когда летом 1848 года началось Пражское народное восстание, Бакунин принял в нем активное участие. После его подавления вынужден был уехать в Германию, где продолжил свою деятельность, издал «Воззвание к славянам» на немецком языке, главная идея которого – всеобщая федерация европейских республик.

Возвращение на родину

В 1849 г. Бакунин был арестован как один из руководителей Дрезденского восстания и приговорен к смертной казни, замененной потом пожизненным заключением. Выданный саксонским правительством Австрии, он вторично судим – уже за Пражское восстание – и снова получил приговор о смертной казни, тоже замененный пожизненным заключением. В 1851 г. австрийское правительство выдало Бакунина России. Он попал сначала в Петропавловскую (1851 – 1854), затем Шлиссельбургскую (1854 – 1857) крепости. Будучи в заключении, Бакунин написал свою знаменитую «Исповедь», где изложил собственную позицию относительно революционного движения и славянского вопроса.

В Сибири

Пробыв семь лет в заключении, Бакунин был переведен в Сибирь, на поселение до конца жизни. О смягчении наказания все эти годы упорно хлопотала семья революционера. В Томске он женился на 18-летней полячке Антонине Квятковской. Она была из дворянской семьи, проживавшей по соседству с Бакуниным. В Томске сохранился его дом на улице, названной в честь Бакунина. В дальнейшем его перевели в Иркутск, откуда в 1861 году Бакунину удалось сбежать в Англию (через Японские острова и Америку). В Лондоне его встретил Герцен и принял в состав редакции «Колокола».

Эмиграция

В Англии Бакунин написал обращение к славянам, в котором призывал их к мирной федерализации всех славянских народов на основе свободной воли. В другой его работе (1862) «Народное Дело. Романов, Пугачев или Пестель?» он выразил мысль о том, что русский император Александр Второй, чтобы выполнить свое предназначение, мог бы созвать земский собор и принять программу о «земле и воле», и тогда народ и передовые люди России поддержали бы его, а не Пугачева или Пестеля.

Живя в Италии (1862 – 1863), Бакунин создал несколько социалистических организаций, написал программный документ под названием «Революционный катехизис». Когда в 1864 г. Карл Маркс учредил в Лондоне Интернационал, Бакунин в него вступил (1868), но его анархические взгляды и борьба за главенство в интернациональном союзе рабочих, привели его в оппозицию к Марксу, а потом и к расколу всей организации.

В Цюрихе Бакунин основал журнал «Народное дело», в первом же номере которого были обнародованы его мысли о том, что свобода личности возможна только на основе материализма и атеизма, что земля должна быть передана земледельческим общинам, а фабрики и капиталы – рабочим, что необходимо уравнять в правах мужчин и женщин, упразднить институт семьи и брака.

Последние годы

Несколько лет (1872 – 1876) Бакунин снова жил в Италии, но перед смертью переехал в Берн (Швейцария). Своим друзьям он объявил, что собирается тут, в Берне, умирать. Так и произошло, он умер в 1867 году. Похоронили Бакунина на кладбище Бремгартен. На похороны съехались поляки, немцы, швейцарцы – больше двухсот человек. И ни одного русского.

Источники:

http://www.biografguru.ru/about/bakunin/?q=765
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-bakunina
http://ote4estvo.ru/pisateli/1616-bakunin-mihail-aleksandrovich.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: