В какой день недели евреи не работают. Что еврейские семьи делают в Шаббат? Подают милостыню – в масках

Что еврейские семьи делают в Шаббат?

К абалат Шабат (буквально «прием субботы») означает встречу Субботы в пятницу вечером. Это делает вечер пятницы особенным для евреев – в особенности для еврейских семей. Совместная семейная трапеза в пятницу — это обязанность каждого, не терпящая никаких оправданий. Даже для многих светских евреев, которые долгое время не соблюдали никаких Божьих постановлений – собираться дома в Шаббат является событием величайшей важности. Это стало неотъемлемой частью еврейской культуры. Данная статья является обзором традиций и причин важности Шаббата, а также того влияния, которое он оказывает на все еврейское сообщество.

Во-первых – почему Шаббат начинается в пятницу вечером? Сама идея Шаббата впервые появляется в истории сотворения, при описании движения времени суток: «и был вечер, и было утро: день шестой». И дальше все дни описаны таким же образом, начиная с вечера. Так что, с появлением первых трех звезд на небосводе начинается Шаббат.

Традиции Шаббата

Не все семьи следуют всем этим традициям, но зажигание двух свечей и вкушение хлеба и вина является наиболее распространенной частью семейной трапезы.

1) Хозяйка дома зажигает две свечи и произносит благословение на Шаббат – таким образом представляя два упоминания десяти заповедей в Торе, которые включают в себя два постановления о Шаббате – помнить его и соблюдать. [1]

2) Отец возлагает руки на головы каждого из своих детей и благословляет их – самая трогательная часть традиционного еврейского Шаббата, которая помогает родителям выразить и подтвердить любовь к своим детям в это особенное семейное время.

3) Семья сидит вместе за столом и глава семьи произносит «кидуш» над чашей вина. Это благословение и освящение Шаббата: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы». Чаша «кидуш» является напоминанием о двух различных причинах хранить Шаббат, одна – чтоб следовать Божественной модели сотворения мира за семь дней, и другая — помнить, что они были избавлены от рабства. «Кидуш» отмечает сотворение, а также чудесный исход из Египта.

4) Две булки хлеба — «халы» — традиционно преломляются с благословением: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной, произрастивший хлеб от земли». Хлеб разламывается, обмакивается в соль и передается каждому члену семьи. Две булки подаются в память о двойной порции манны, которая давалась израильтянам каждую пятницу, чтоб они не собирали манну в Шаббат. Соль всегда на столе в память об отсутствии Храма, — и стол подобен алтарю в Храме, ведь на алтаре всегда была соль на жертвах.

5) Иногда поются песни или благословения, в зависимости от того, насколько традиционна семья — либо о самом Шаббате, либо по псалмам или 31 главе книги Притчей (о благочестивой жене), как похвала жене.

6) В конце трапезы часто произносится благодарение за пищу, вместе со специальным благословением для каждого вида пищи, в центре которых всегда два компонента – хлеб и вино.

Ничего не напоминает?

Как вы уже могли заметить, многие аспекты еврейского Шаббата полны мессианского значения! В частности, когда мы читаем в Послании Евреям, что Иешуа Сам является нашим покоем, и «вхождение в покой» — это путь переживания новой свободы спасения, которую мы имеем в Нем. Когда мы размышляем о том, что история Исхода повествует о выходе евреев из рабства, через избавление благодаря крови и пресному хлебу, в завет с Богом, и потом в обетованную землю, — как удивительно отмечать в традициях Шаббата параллели с грядущим спасением Мессии! Чаша «кидуш», символизирующая кровь избавления, и преломленный хлеб спасения и обеспечения, принимаемые нами до «вхождения в покой» Шаббата. Разве это не прекрасно?

«Более чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев»

Я люблю традиции, которые помогают почтить каждого члена семьи, а особенно тех, которые иногда не получают столько же уважения, как другие. Традиции Шаббата помогли еврейским семьям выстоять в самые тяжелые времена, во времена испытаний и преследований, на протяжении двух тысяч лет изгнания.

Читать еще:  Немцов жизнь раба на галерах. Скандальный доклад бориса немцова "жизнь раба на галерах"

В Риме еврейских рабов избивали за отказ работать в Шаббат. Во времена инквизиции, в Испании, тайные евреи («марраны») собирались в подземных погребах, чтобы зажигать Шаббатние свечи и совершать «кидуш». Стало известно о некоторых семьях в Южной Америке, которые спускались в подвальные помещения в пятницу вечером, чтоб зажечь две свечи, не имея никакого понимания о том, зачем они это делают, до совсем недавнего времени, пока не стало известно, что они являются потомками евреев, бежавших из Испании и тайно соблюдавших Шаббат. Настолько тайно, что спустя много поколений они уже попросту забыли, почему делают это, и были очень удивлены, когда оказалось, что их предки были евреями! В советские времена евреи страдали от голода, тюремного заключения и изгнания в Сибирь, и даже хуже этого — их называли «религиозными паразитами» — т.е. теми, кто отказывается работать в Шаббат. Даже находясь в Аушвице, евреи прилагали сверхчеловеческие усилия, чтобы почтить святой день. [2]

В то время как многие другие народы, будучи угнетаемы, жестоко мучимы и рассеяны, распались и были уничтожены этими страданиями, еврейский народ, каким-то образом, придерживаясь их Богом установленной культуры, сохранился. На самом деле, хорошо было сказано: «Больше чем евреи хранили Шаббат, Шаббат хранил евреев.”

Возлюбив Дарителя больше, чем дар

Но, к большому сожалению, со временем, восхваление Шаббата достигло богоподобного статуса. В средние века, когда христианское преследование еврейского народа было особенно жестоким, песня с названием «Леха Доди» [3] (приди, мой возлюбленный) была написана о Шаббате будто в ожидании прихода «Царицы Субботы», и слова из Песни Песней Соломона произносились в отношении самого Шаббата. Песнь Песней рассматривается как аналогия любви Бога и Его народа, а не народа Божьего и Шаббата. Шаббат – это святой и драгоценный дар, но он не может заменить Самого Бога, и все почтение следует воздавать Творцу, а не Его дарам.

Конечно, всем людям свойственна тенденция любить (более видимые) дары вместо Того, кто дал их, но это идолопоклонство. Задумайтесь на минутку о своей жизни, и вспомните те моменты, когда вы поступаете так же. Каждый из нас участвует в этой битве по сохранению Бога в центре нашей любви и хвалы, но когда Бог не на первом месте, все идет не так. Мы упускаем самое лучшее.

Бог, по милости Своей, сохранил еврейский народ сильным, единым и культурно слитным на протяжении столетий не иначе как чудесным способом. Следование Его мудро данным законам и заповедям, таким, как соблюдение Шаббата, во многих отношениях сделало возможным их сохранение. Но давайте молиться, чтобы народ Израиля вновь был наполнен жаждой по Тому, Кто дал заповеди, и не удовлетворялся самими заповедями. Давайте молиться за пробуждение Его народа – за жизнь из мертвых! Молитесь вместе с нами в этот Шаббат за еврейский народ по всему миру, за откровение и спасение, и чтобы они по-настоящему «вошли в Его покой». Аминь.

Что запрещено делать в субботу?

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

• варка и выпечка, замешивание теста;

Читать еще:  Гороскоп с 3 по 10 сентября. Гороскоп для Дев

• молотьба, помол, просеивание;

• стирка (вручную или машиной);

• рисование, черчение, писание, стирание написанного;

• стрижка, бритье, маникюр;

• зажигание и тушение огня любыми способами;

• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут, когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

• купля и продажа;

• езда на животных;

• плаванье на лодке;

• игра на музыкальных инструментах;

• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

Читать еще:  Видеть дочь пьяной во сне. Cонник дочь которой нет, к чему снится дочь которой нет во сне видеть

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Это интересно! Еврейские традиции шаббата и питание по правилам кашрута

Если вам посчастливилось приехать в Израиль и, в частности, в Иерусалим (где традиции чтут, и религия сильна) в пятницу вечером, то вы наверняка удивитесь, куда же подевалось все местное население и почему магазины закрыты?!

Да это просто шаббат какой-то!

Шаббат – седьмой день недели у евреев — наступает с заходом солнца в пятницу и продолжается до захода солнца в субботу. В этот день для верующих людей, согласно Торе, запрещен любой труд, связанный с творчеством и укрощением природы и мира человеком. Этот день принадлежит Творцу, и только он может совершать благие дела в шаббат. Именно поэтому автомобили стоят на парковках, магазины закрыты, а телефоны молчат – запрещено. Мы приехали в Иерусалим в пятницу в обед и к вечеру стали свидетелями интересных событий: стойка ресепшен в отеле пустовала, и приезжающим туристам необходимо было, в целях уважения традиций, пройти в скрытую от посторонних глаз комнату, где, можно сказать, тайно проходила процедура чек-ина. В нашем отеле было 2 типа лифтов – обычный, который привозил вас сразу на нужный этаж, и «шаббатный» – он останавливался на каждом этаже (на кнопки во время шаббата нажимать также запрещено, поэтому верующие просто дожидаются своего этажа, стоя в кабине лифта).

На ужин вечером пятницы за столом собирается вся семья, а т.к. детей у каждой пары часто не менее четырех, то можете себе представить, как много человек присутствует на пятничном ужине. Повсюду царит атмосфера праздника: и молодые, и пожилые поют песни, слышен звонкий смех, мужчины обязательно в кипе, а женщины нарядно одеты и также с покрытой головой (к слову, о покрытии головы. Верующим женщинам запрещено выходить из дома без головного убора, и именно поэтому многие бреют голову и носят парики ). Глава семьи, держа в руках бокал вина, благословляет трапезу, и после этого начинается ужин. Обязательные атрибуты шаббатного ужина – скатерть, две зажженные свечи, вино, а также хала – традиционный хлеб.

Суббота проходит в том же праздничном режиме. А т.к. делать ничего нельзя, то часто даже на улицах в этот день можно увидеть, к примеру, переполненные мусорные баки – дворники тоже отдыхают. Рестораны востребованы как никогда – готовить дома нельзя, поэтому семьи либо запасаются пищей с пятницы, либо посещают кафе и рестораны. Конечно, банки и магазины закрыты в эти дни, поэтому будьте готовы к тому, что, в частности, в Иерусалиме сутки с пятницы на субботу пройдут для вас в совершенно другом формате. В воскресенье начинается рабочая неделя, и все возвращается в привычное русло.

Едим по правилам кашрута

Многим из нас знакомо понятие кошерной еды, но далеко не все знают, чем она отличается от обычной. Кашрут – набор правил, описанных в Торе, согласно которым какая-то еда считается кошерной, а какая-то – нет. Другими словами, кошерная пища – это та пища, которую разрешает принимать Бог. Различия начинаются с того, что нельзя одновременно принимать мясные и молочные блюда , и между, допустим, съеденными куриными котлетами и творогом должно пройти не менее 1,5 часов. Однако рыбные и молочные блюда можно совмещать друг с другом и овощами.

Если говорить о морепродуктах, то разрешено принимать в пищу только ту рыбу, которая имеет чешую, жабры и плавники. Никаких осьминогов, устриц, креветок, угря или осетра (и осетровой икры, в частности). Из мяса можно есть только домашнюю птицу, домашних животных: говядина, баранина, оленина. Мясо должно быть подготовлено специалистом , который обязательно проводит специальную процедуру удаления крови.

Нельзя смешивать посуду для приготовления мясной и молочной пищи – для каждого вида блюд у хозяйки должна быть своя кастрюля и сковорода. За всеми этими правилами тщательно следит раввин.

А как же кошерное вино ? Тут все проще: в производстве такого вина должен быть задействован только еврей, и, к тому же, он должен соблюдать шаббат.

NB.: в посте описаны мои личные наблюдения и зарисовки из разговоров с гидами и местными жителями во время поездки по Израилю. Допускаю, что где-то возможны неточности. Если вы изучили данную тему более глубоко, буду рада комментариям, конструктивной критике и замечаниям.

Источники:

http://ieshua.org/chto-evrejskie-semi-delayut-v-shabbat.htm
http://toldot.ru/articles/articles_29451.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5c0adcedf0747600ae14f6d3/5dc2d5fae4f39f6744e2854b

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector