В каких случаях вам могут отказать крестить ребенка? О крещении новорожденных «странного вида». Когда положено крестить детей
Содержание
- 1 В каких случаях вам могут отказать крестить ребенка? О крещении новорожденных «странного вида». Когда положено крестить детей
- 1.1 Концепция подготовки к Крещению Содержание
- 1.2 Когда празднуют День Ангела те, кто носит имя Нины
- 1.3 Именины в православии
- 1.4 День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии 27 января
- 1.5 Как лучше провести этот праздник
- 1.6 Икона святой
- 1.7 Есть ли другие святые в церковном календаре с этим именем
- 1.8 Молитва
- 1.9 Проповедь Патриарха Кирилла
Концепция подготовки к Крещению Содержание
^ Крещение беременных женщин
26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».
О пребывающих в женской нечистоте
Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения 80 (кроме исключительных случаев смертельной опасности).
^ Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях:
Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден 81 .
^ О крещении новорожденных странного вида
Если у женщины родится некто странного вида и чуждой природы (т.е. если родившегося нельзя назвать человеком), и если он не имеет человеческого образа, да не будет крещен. Если же в этом будет сомнение, да будет крещен с такой оговоркой:
^ Если это человек, крещается раб Божий (имя) во имя Отца… 82
Чины присоединения инославных к Православной Церкви
Присоединение инославных христиан к Православной Церкви совершается по следующей схеме: предоглашение – отречение от заблуждений (по особым Чинам приема в Церковь) – оглашение – Крещение (или только Миропомазание, или только Исповедь) – катехизация:
Различают три способа присоединения к Православной Церкви членов инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, а также адептов различных сект и расколов:
- католиков, если они миропомазаны (конфирмованы), присоединяют к Православной Церкви по третьему чину – через Покаяние, если только будет достоверно известно, что они приняли конфирмацию в своей Церкви. Так же присоединяются, старокатолики и крещеные в Армяно-Григорианской Апостольской Церкви.
- англикане, лютеране, реформаты, старообрядцы и современные раскольники (например, украинские филаретовцы 83 ) принимаются по второму чину – через Миропомазание.
- сектанты 84 (неопятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, муниты, адепты «Богородичного центра» 85 , последователи лжехриста Виссариона и т.п.) присоединяются к Православной Церкви через Крещение:
…и всех прочих еретиков… всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже крещаем их (7-е правило II Всел. Собора, а также 95-е правило Трульского Собора).
Следует помнить, что крестить необходимо и тех представителей протестантских конфессий, которые были крещены в одно погружение, что прямо запрещается 7-м правилом II Вселенского Собора, или которых крестили окроплением так, что ни одной капли воды не попадало на крещаемого.
Совершение присоединения раскольников предоставлено священникам без предварительного особого разрешения епархиального архиерея, если только у священника не возникнут какие-либо сомнения (например, в искренности обращающегося); в противном случае, он обязан, не приступая к присоединению, представить дело на рассмотрение своему правящему архиерею, с изложением причин своих сомнений (Уст. Конс. 25).
Сам чин присоединения состоит в торжественном отречении присоединяемого перед Церковью от его прежних заблуждений, в исповедании догматов Православной Церкви и клятвенном обещании всегда сохранять единение с нею и послушание ей; наконец – в разрешительной молитве священника, в совершении Таинства Миропомазания (если присоединяемый не получил его прежде в своей Церкви), и в приобщении Тела и Крови Христовой. При этом чине у присоединяемого должен быть восприемник.
^ Чины присоединения иноверных к Православной Церкви
Присоединение иноверных (иудеев, мусульман и т.д.) к Православной Церкви совершается по следующей схеме: предоглашение – отречение от заблуждений (по особым Чинам приема в Церковь) – оглашение – Крещение.
Иноверец (иудей, мусульманин и т.д.), желающий принять Православие, должен быть вначале «испытан, истязан и вере научен» опытным священником, и засвидетельствовать, что принимает христианскую веру не по принуждению и не из корысти, но исключительно по любви ко Христу и Его вере 86 .
После совершения отречения от заблуждений иноверец переводится в категорию оглашаемых, и по прошествии периода оглашения совершается его Крещение (или только Миропомазание, если он ранее был крещен).
^ II. О крещении детей
Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Поэтому условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и хотя бы одного из восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию 87 , а также их обязательство воспитать ребенка в православной вере:
^ Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (Пространный катехизис, п. 289).
^ Крещение детей родителей-христиан
Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием.
Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме (124-е правило Карфагенского Собора).
Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.
На тех родителях, которые присоединяются к Православной Церкви из язычников, магометан или евреев, лежит нравственный долг, чтобы они вместе с собой крестили и тех своих детей, которым не свыше 14 лет. В детях с 14-летнего возраста предполагается достаточно способностей для того, чтобы сознательно и свободно принять христианскую веру; поэтому они не могут быть крещены без их собственного желания, вдохновлять которое есть также обязанность их родителей.
^ Крещение детей нехристиан
Крещение детей, один из родителей которых не православный христианин или неверующий
Разрешается крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином 88 .
^ Неверующие родители не против Крещения ребенка
Малолетние дети нехристиан, не достигшие 14-ти летнего возраста, могут быть крещены только в том случае, если их родители или опекуны письменно заявят на это свое согласие, так как религиозное воспитание детей в таком возрасте зависит от родителей или лиц, заменяющих их.
Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников (если они есть) и хотя бы один восприемник 89 .
Благоразумно крестить ребенка тогда, когда его можно будет воспитывать как православного христианина. В этом смысле, лучше сделать это несколько позднее, когда родители дадут на это согласие и будет надежда на какое-то христианское воспитание младенца 90 .
Дети же нехристиан, уже достигшие 14-ти летнего возраста, могут быть приняты в Православную Церковь и без согласия их родителей и опекунов, если будет достоверно известно, что сами обращающиеся искренно желают и требуют этого и что они достаточно просвещены в ее догматах и учении (Уст. Конст. 31, пр. 1 и 2).
Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:
^ Священник аще крестит турчину детищ. да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).
В Византии случалось, что мусульмане обращались к православным священникам с просьбой окрестить их детей в суеверном убеждении, будто от крещеных детей будет отогнан злой дух и не будет неприятного запаха. Константинопольский Синод не признал действительность такого крещения, потому что родители этих детей не верили православно (и потому не было исполнено библейское требование «кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк. 16, 16)), а воспринимали крещение своих детей как некое «телесное лекарство» и чародейство 91 .
^ Родители – притворные христиане
Недопустимо крестить детей притворных христиан:
Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергался Его и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем сих ни во общение, ни в молитве, ни в церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити, и раба им не покупати, или не приобретати. Аще же кто из них с искреннею верою обратится и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличити и исправити: сего принимати и крещати детей его, и утверждати их в отвержении еврейских умышлений. Аще не таковы будут: отнюдь не приимати их (8-е правило VII Вселенского собора )
Действие этого канона может распространяться и тех мнимых христиан, которые не исповедуют православную веру в Святую Троицу, не признают божества Иисуса Христа, отрицают церковную иерархию и монашество, отвергают Таинства (прежде всего – Исповедь и Причащение), почитание икон, мощей и креста, и не верят в загробную жизнь.
В крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).
С родителями и восприемниками крещаемых детей, фактически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и необходимости самим жить полноценной церковной жизнью и воспитывать в вере детей 92 :
обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность… И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном 93 .
^ Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:
- реальное желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере, благочестии и чистоте,
- воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать хорошим крестным.
Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):
- совершенно несведущие в православной вере, номинальные православные христиане, принадлежащие Церкви только в силу своего Крещения,
- не имеющие опыта церковной жизни (не участвующие в Таинствах Исповеди и Причащения в течении нескольких лет, не имеющие молитвенной жизни и не знающие основ православной веры),
- лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка,
- родители крещаемого,
- монашествующие 94 ,
- малолетние. Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы 95 ,
- потерявшие рассудок,
- преступники и явные грешники.
Крестный, восприемник – это тот, кто обещает помогать родителям воспитывать ребенка в чистоте жизни и православной веры.
Не допускается избрание в качестве восприемника православному ребенку христианина другого исповедания.
Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому. При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого он не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещенным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника 96 .
В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.
Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина – для женского пола). Что касается второго восприемника, то он не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным 97 .
Когда празднуют День Ангела те, кто носит имя Нины
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
Именины в православии
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
У каждого христианина кроме мирского дня рождения, есть еще и духовные именины. Это день памяти святого, чьим именем человек наречен в крещении. Православный календарь поминает трех святых Нин, но День Ангела у человека может быть только один…. По церковному этот день называется тезоименитством.
Наиболее широкую известность получила святая равноапостольная Нина, с чьей личностью связано распространение христианства в Грузии. О делах угодницы и ее благочестивой жизни мы знаем благодаря записям Саломии Уджармской – ближайшей сподвижницы Нины в деле просвещения. На основе этих очерков и составлялись все остальные жития святой.
День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии 27 января
День памяти святой равноапостольной Нины 27 января, и те кто наречен в честь этой святой в этот день празднуют свой День Ангела.
Краткое житие святой
Будущая подвижница появилась на свет примерно в 280 году в Каппадокии, что на востоке Малой Азии (ныне территория Турции). Когда девочка вошла в возраст двенадцати лет, семья перебралась в Иерусалим. Здесь, на Святой земле, родители Нины почувствовали настоятельную потребность оставить мирскую жизнь и поступить на служение Богу. Отец отроковицы Завулон удалился в пустыню, где жил отшельником, а мать стала диакониссой при храме Гроба Господня. Девочку на воспитание забрала благочестивая старица по имени Нианфора.
Полезные материалы
От своей попечительницы Нина узнала о таинственной стране Иберии (Грузии), населенной язычниками и нечестивцами, которые поклонялись каменным идолам и ничего не ведали о Боге Истинном. Меж тем, согласно преданию, в иберийском городе Мцхете хранился хитон Иисуса Христа, судьба которого особенно интересовала юную Нину. Все время отроковица мечтала попасть в Иберию и «облобызать земную порфиру Сына Божиего». Как-то раз во сне Нине пригрезилась Богородица. Приблизившись к девице, Она передала ей странного вида крест и промолвила:
Через некоторое время Нина в компании еще 53 дев покинула Святой град. Проходя по землям Армении, она едва не погибла от руки тамошнего правителя Тиридата, а вот все ее спутницы, были пойманы, замучены и умерщвлены.
Наконец, в 319 году, Нина вошла в Иберию. Добравшись до Мцхета, юная подвижница поселилась в доме садовника и его жены. Вскоре весть о Нине, как о чудотворице, разлетелась по окрестностям. Люди, узнав о силе ее молитв, стекались в дом садовника послушать из ее «медоточивых уст новое учение о Царствии Божьем», а послушав, «начинали тайно принимать веру во Христа».
Так, избавившись чудесным образом от тяжкого недуга, приняла крещение грузинская царица Нана. Ее муж, царь Мириан, возненавидел христианскую проповедницу; дал клятву ее извести. Однако, выехав как-то раз поохотиться, попал в грозу и ослеп. Тогда царь поклялся отречься от огнепоклонства, если христианский бог его исцелит. Тут же зрение вернулось к нему. Изумясь силе «одного лишь имени Христова», царь вместе со своей свитой обратился в новую веру и стал для Грузии «тем, чем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима», то есть ревностным ее просветителем.
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
Повсеместно Грузия принимала святое крещение. Непросвещенными остались лишь горные участки страны – селения на Кавказе. Туда и направила свои стопы святая Нина. А поскольку ее проповеди сопровождались чудесами, горцы охотно принимали крещение. Постепенно Нина дошла селения Бодби, где и окончилось ее земное странствование.
В 342 году на месте ее убогого жилища был построен храм, а позже вырос женский монастырь, функционирующий и в наши дни. Именно в этой обители хранятся мощи святой Нины.
Мощи святой Нины
Почитание в Грузии
Апостол всея Грузии…Блаженная матерь. Так любовно называют ее грузины. Плодом ее земных свершений стало установление в Грузии в 326 году христианства как государственной религии. Теперь в этой стране святую Нино поминают дважды: 27 января – в день ее успения и 1 июня – в день, когда она вошла в пределы Иберии. Она – самая «знаменитая» и любимая святая, которую грузины считают своей покровительницей.
День святой Нины, или по местному Нинооба, похож на национальный праздник: во храмах службы правят с особым благолепием, а по следам евангельской благовестницы совершаются паломничества… В одном лишь Тбилиси построено пять храмов во имя святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится, как величайшая реликвия, крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами.
Как лучше провести этот праздник
День Ангела – это день, когда Церковь поминает святого, чье имя христианин получил при обряде крещения. Другие названия: день именин, день тезоименитства.
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
В былые времена на Руси верующие старались обязательно посетить службу в храме, ведь, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, мы поминаем наших святых здесь, чтобы они помянули нас там, перед Престолом Божиим. Наиболее близким молитвенником за душу христианина будет тот, чье имя он носит. Самая простая молитва, которую можно произносить и в церкви и дома, звучит так:
О том, как провести день ангела говорит иеромонах Иов (Гумеров):
Икона святой
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
На иконах равноапостольная Нина изображена с крестом из виноградных веток и Святым Евангелием в руках в знак того, что она принесла Слово Божие в Иверию.
Есть ли другие святые в церковном календаре с этим именем
Кроме просветительницы Грузии, церковь чтит и других Нин. Одна из них – блаженная мученица Нина Кузнецова.
Мученица Нина Кузнецова
Мц. Нина Кузнецова
Она родилась 28 декабря в 1887 году в Архангельской области. В маленькой деревне, где проживала семья девочки, не было даже храма. Нина же с малолетства испытывала тягу к духовной жизни. Тогда отец выделил ей амбар в качестве личной кельи, привел его в порядок и накупил богословской литературы. Дни и ночи напролет Нина проводила в чтении и молитве. Вскоре в ее амбаре нашли приют странники: нищие и обездоленные. А затем началось страшное время: государственный переворот, расстрел царской семьи, гражданская война….
В 1932 году родителей Нины арестовали и посадили в тюрьму, где они вскоре скончались. С их дочерью случился удар: ее наполовину парализовало. До самой смерти Нина не могла свободно передвигаться и владеть правой рукой: крестилась с трудом, помогая себе левой. Доставшийся ей в наследство от родителей большой, пятистенный дом превратился в семейное общежитие: в нем всегда проживало от 20 до 25 человек. Среди них: женщины, чьи мужья подверглись аресту, священники, монахи…
В 1937 году Нину забрали в НКВД. Против нее выдвинули обвинение в антисоветской пропаганде и отправили в один из лагерей Архангельской области сроком на восемь лет. Однако через семь месяцев Нины не стало…
День ее памяти совершается 14 мая.
Преподобномученица Нина (Шувалова)
Еще одна Нина, в миру Неонилла Андреевна Шувалова, родилась 8 февраля в 1866 году в Нижне-Волжском крае. Именем Нина была наречена при монашеском постриге. До 1917 года прожила в монастыре, но после его разграбления перебралась в город Чикмент в Казахстане.
В 1937 году ее арестовывают по обвинению в контрреволюционной деятельности и выносят смертный приговор. В ночь на 20 ноября инокиня была расстреляна. Церковью почитается как преподобномученица.
День памяти 19 ноября.
«По имени твоему и житие твое да будет». Эти слова преподобного Амвросия Оптинского как нельзя лучше характеризуют то отношение верующего к своему святому, каким оно должно быть. Много ли толку, если поминать угодника только раз в год, как бы из чувства долга? Отцы церкви учат нас, что всей своей жизнью мы должны стремиться подражать тезоименитому (соименному) святому. Не в буквальном смысле, но духовно. Тогда святой будет неотступно сопровождать нас на всех путях наших, и в лице его найдем самого скорого помощника и ходатая за души наша.
Автор: Галина Бочарова
Молитва
Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О, всехва́льная и преди́вная равноапо́стольная Ни́но, воисти́ну вели́кое украше́ние Це́ркве Правосла́вныя и изря́дная похвало́ наро́ду Ивери́йскому, просвети́вшая всю страну́ Грузи́нскую Боже́ственным уче́нием, и по́двиги апо́стольства победи́вшая врага́ на́шего спасе́ния, трудо́м и моли́твами насади́вшая зде вертогра́д Христо́в и возра́щшая его в плод мног! Пра́зднующе святу́ю па́мять твою́, притека́ем к честно́му ли́ку твоему́ и благогове́йно лобыза́ем всехва́льный дар тебе́ от Бо́жия Ма́тере, чудотво́рный Крест, его́же ты обви́ла еси́ драги́ми власы́ твои́ми, и уми́льно про́сим, я́ко при́сную предста́тельницу на́шу: огради́ нас от вся́ких зол и скорбе́й, вразуми́ враго́в Святы́я Це́ркви Христо́вы и проти́вников благоче́стия, охраня́й твое́ ста́до, упасе́нное тобо́ю, и моли́ Всеблага́го Бо́га, Спаси́теля на́шего, Ему́же ты ны́не предстои́ши, да да́рует правосла́вному наро́ду на́шему мир, долгоде́нствие и во вся́ком до́брем начина́нии поспеше́ние, и да приведе́т Госпо́дь нас в Небе́сное Свое́ Ца́рствие, иде́же вси святи́и славосло́вят Всесвято́е Его́ и́мя ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Проповедь Патриарха Кирилла
Источники:
http://skachate.ru/pravo/32205/index.html?page=4
http://pravoslavie.wiki/den-angela-niny.html