В чем заключается специфические черты философии неопозитивизма. Философия неопозитивизма и постпозитивизма
Содержание
- 1 В чем заключается специфические черты философии неопозитивизма. Философия неопозитивизма и постпозитивизма
- 1.1 ВОПРОС. 20. Позитивизм- неопозитивизм -постпозитивизм
- 1.2 Позитивизм в философии ХХ века. Неопозитивизм и Постпозитивизм
- 1.3 Постпозитивизм в философии — что это?
- 1.4 Что такое постпозитивизм?
- 1.5 Концепции, относящиеся к постпозитивизму в философии
- 1.6 Отличительные черты постпозитивизма
- 1.7 Ярчайшие представители постпозитивисткой философской мысли
ВОПРОС. 20. Позитивизм- неопозитивизм -постпозитивизм
Позитивизм— направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако они не предлагали совсем отказаться от философии, а предлагали «новую философию».
Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.
Позитивизм пережил несколько периодов:
I форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.
II форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).
Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений.
III форма позитивизма – неопозитивизм или логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн – попытались обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследований.
Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798 — 1857) – французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).
2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.Это значит, что:
• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, “внутреннюю сущность” окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
• философия не должна стремиться стать “царицей наук”, сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальнойитехнической.Вэтой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развитияотносятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
К стадии технического развития относятся:
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая – доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Неопозитивизм – одно из основных направлений ХХ в., главной задачей которого является разработка методов логического или лингвистического анализа знания через возможности выражения его в языке (научном, философском, обыденном). Представители неопозитивизма считают, что неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские. Неопозитивизм объявляет “метафизические” (т.е. традиционно философские) высказывания лишенными смысла , т.к. истинное (научное) должно отвечать принципу верификации – доступности эмпирической проверке; поэтому задача философии сводится к логическому анализу языка науки. Идеи неопозитивизма получили воплощение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм (Р. Карнап, О. Нейрат, Х. Рейхенбах). Неопозитивизм сыграл значительную роль в развитии современной логики, семиотики и философии науки.
Постпозитивизм – ряд школ в философии науки (50-70-х гг. ХХ в.), объединенные критикой неопозитивизма. Постпозитивизм утверждает невозможность четкого разграничения между “метафизикой” (философией) и наукой; переносит акцент с исследования развития логики науки – на изучение ее истории; в центре его внимания находятся проблемы развития науки. В постпозитивизме разрабатываются различные модели эволюции науки: “борьба за выживание” теорий (К. Поппер), модель “научно-исследовательских программ” (И. Лакатос), смена “научных парадигм” путем научных революций (Т. Кун), “методологический анархизм” (П. Фейерабенд).
Неокантианство – направление немецкой философии конца XIX –ХХ вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации гносеологии И. Канта (“Назад к Канту!”). Два направления Н.: 1) баденская школа, в которой особое внимание уделялось системе эстетических ценностей (Виндельбанд, Риккерт); 2) марбургская школа – ее представители разрабатывала вопросы теории познания, логики (Коген, Наторп, Кассирер, Гартман).
Позитивизм в философии ХХ века. Неопозитивизм и Постпозитивизм
Основателем позитивизма считается французский философ и социолог О.Конт (1798 — 1857) который в истории человеческой мысли выделял три этапа («закон трех стадий»): теологический, метафизический и позитивный. Позитивный этап — такой, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей бога и не из разума, а на основе опыта, эксперимента, позитивных, положительных данных науки. Факты, эксперимент, опыт — вот основания для философских заключений. Каждая наука — сама себе философия, она не нуждается в умозрительных принципах и основаниях.
Идеи позитивизма получили развитие в XX веке в работах Э. Маха, Р.Авенариума (махизм) Б.Рассела, Л. Витгенштейна, Р. Карнапа (неопозитивизм).
Основные принципы позитивизма состоят в следующем: а) опыт является и первичным, и единственным источником знания; б) каждая наука вырабатывает собственные внутренние принципы исследования своего объекта; в) вещи — это комплексы ощущений; г)задача философии — изучение языка и методов науки.
В своем развитии позитивизм (неопозитивизм) разделился на изучение логики науки (логический позитивизм) и языка науки (семантический позитивизм).
Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения положений науки с фактами опыта. Проблемы, не подлежащие верификации, должны быть исключены из философии.
Философское знание было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания. Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.
Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами, прежде всего, в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов. 1) Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек — существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания. 2) Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.
3) Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.
Постпозитивизм связан с неопозитивизмом проблематикой, методологией и людьми.
Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), возникает стремление найти универсум – основу человеческого разума через историю науки;
2) в рамках постпозитивизма ставится вопрос – каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?
3) Постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку.
В рамках постпозитивизма происходит три великих отказа: от чистого фактуального базиса науки (признание того, что он недостижим); от демаркационизма между наукой и философией (эта проблема становится вторичной, а главной – выбор теории); от представлений о чисто линейном поступательном развитии науки.
Постпозитивизм в философии — что это?
Философия не только призвана изучать существующие проблемы и темы. Эта наука часто способствует улучшению устаревших моделей мышления, изменению нравственных норм поведения социума. Меняет человеческое сознание, улучшая его и создавая условия для появления новых философских мыслей и позиций.
Часто философские идеи, которые были актуальны в одно время, на следующем историческом отрезке развития общества становятся бесповоротно устаревшими, что требует появления новых, более развитых и современных философских идей и концепций. Таким образом, формируются более новые философские учения, некоторые из которых являются актуальными и применительно к реалиям современного мира.
Следует отметить и то, что некоторые философские концепции могут не иметь ярко выраженного общего сформировавшегося ядра. В этой статье речь пойдёт о постпозитивизме, который не имеет сформированного единого философского течения. Это направление в философии пришло на смену логическому позитивизму, признанного устаревшим, объединив несколько различных концепций. При этом следует подчеркнуть, что постпозитивистские концепции не только не являются схожими, но при этом могут и нещадно критиковать друг друга.
Что такое постпозитивизм?
Для начала стоит дать определение философскому течению позитивизма, после которого и возникли новые течения — неопозитивизм и постпозитивизм:
- Позитивизм — научное и философское направление, главные идеи которого основываются на «позитивном», что означает ориентирование на фактическое, устойчивое и несомненное. Данными рамками ограничивается исследование и изложение с позитивистской точки зрения. При этом метафизические объяснения считаются неосуществимыми теоретически и бесполезными практически;
- Логический позитивизм —философское течение, которое появилось позже, современная форма позитивизма;
- Постпозитивизм —это множество различных философских концепций, которые пришли на смену логическому позитивизму, называемому также неопозитивизмом;
Рациональный метод познания признаётся представителями постпозитивизма в качестве основной идеи данного философского течения.
Концепции, относящиеся к постпозитивизму в философии
Как уже было указано выше, постпозитивизм объединяет множество различных философских концепций, которые имеют общие черты, но в то же время критикуют позиции друг друга. Далее будут приведены наиболее известные и распространённые концепции, относящиеся к этому направлению в философии и науке:
- Концепция научных революций Т. Куна;
- Концепция неявного знания М. Полани;
- Фальсификационизм К. Поппера;
- Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и другие.
Вышеуказанные концепции являются самыми заметными и популярными среди других учений, относящихся к постпозитивисткому направлению. Своими позициями, которые являются более выигрышными на фоне других подобных концепций, они обязаны своей сформированной идеологии. Идеи данных концепций проявляются более чётко, они имеют свою форму и направленность.
Отличительные черты постпозитивизма
Стоит также сказать о том, какие отличительные черты от предыдущих философских направлений имеются у постпозитивизма. Исследуя эти черты, можно лучше понять суть постпозитивизма, характер его направленности и акценты, которые расставляет данное направление в философии.
Логический позитивизм, который предшествовал постпозитивистской концепции в философии, ориентировался на знание, которое было уже получено и выражено в знаковой форме. В качестве образцов научности брались теории математической физики. Представители постпозитивизма в философии обратились к динамике знания, то есть обратили внимание не на само знание, а на процесс его развития и становления. Таким образом, они смогли получить возможность рассматривать знание с другого ракурса, с позиции его динамического изменения.
Постпозитивизм в философии повлиял на изменение проблематики проводимых методологических исследований. Изменения эти выражаются в том, что данное направление делает акцент на различные аспекты развития знания в то время, как логический позитивизм предполагал расстановку акцентов на анализ структуры научного знания. В своих работах неопозитивисты (представители логического позитивизма) поднимали вопросы, касавшиеся эмпирического базиса науки, логической связи с теоретическим уровнем знания, а также его языкового выражения. Постпозитивисты, в свою очередь, не ставили эти вопросы в центре своего внимания, делая акценты на другом.
Постпозитивизм утверждает, что история науки не является областью знаний, которые были накоплены на протяжении всё истории. Таким образом, следует отметить тот факт, что постпозитивисты отказываются от кумулятивизма. Вся научная история формировалась гораздо более драматически, так как на её протяжении возникали научные революции, причём их возникновение неизбежно из-за периодически возникающей необходимости осуществлять пересмотр определённых частей ранее обоснованного и уже признанного знания. Научная революция — это не только пересмотр теоретической основы знания, но и методов, фактов, методологических и мировоззренческих принципов.
Постпозитивизм отказывается от тех жёстких рамок и принципов, которых придерживались сторонники неопозитивизма. Также можно отметить и смягчение некоторых противопоставлений. Речь идёт о противопоставлении фактов и теорий, эмпирического знания теоретическому, а также о противопоставлении контекста открытия контексту обоснования. Если раньше существовало чёткое разделение на эмпирическое (обоснованное, надёжное, неизменное) и теоретическое (изменчивое, ненадёжное, необоснованное), то постпозитивизм вывел идею единства этих двух знаний.
Можно утверждать, что неопозитивизм представляет собой разновидность эпистемологического фундаментализма, где предполагается наличие разделения на факты, которые составляют устойчивый базис познания, и теорий, в свою очередь, подвергаемых изменению. В отличие от такой точки зрения, постпозитивистское учение в философии провозглашает следующий тезис: факты имеют определённую теоретическую нагруженность, что означает зависимость фактов от теории. Учение предполагает, что факты строятся на теоретическом фундаменте. Следует учесть, что факты, основой становления которых служила одна теория, могут отличаться от фактов с другой теоретической основой.
Довольно важным отличием постпозитивизма от неопозитивизма, которое также стоит отметить в этой статье, является отношение к проблеме демаркации. Как известно многим, неопозитивизм предполагал, что есть возможность, и даже потребность, в обязательном и жёстком разграничении науки и не науки, в частности, философии (метафизики).
Предлагаемый неопозитивизмом тезис имел под собой определённую основу, заключавшуюся в принципе верификации, тем самым требуя отделения метафизики от науки. В свою очередь, постпозитивизм не видит чётких границ между философией и наукой, так как полностью признаёт факт осмысленности философских положений, а также то, что их просто невозможно устранить из науки. Ориентация такого плана была заложена самым известным философом постпозитивизма – Поппером, обеспечившим переходный период между неопозитивизмом и рассматриваемым направлением.
Ярчайшие представители постпозитивисткой философской мысли
Нельзя не упомянуть самых видных идеологов постпозитивизма, которые довольно сильно повлияли на становление идей этого плана:
- Карл Поппер;
- Пол Фейерабенд;
- Томас Кун;
- Имре Лакатос.
Хотя все указанные выше философы и не придерживались общей и чёткой концепции, касающейся постпозитивизма, они внесли существенный вклад в развитие данной философской мысли. Первоначально постпозитивистскими идеями увлёкся Карл Поппер, создавший впоследствии целый фундамент для идей такого рода. Далее, уже осуществляли свою деятельность и другие видны идеологи направления.
Источники:
http://mylektsii.ru/11-54503.html
http://studopedia.ru/10_200288_pozitivizm-v-filosofii-hh-veka-neopozitivizm-i-postpozitivizm.html
http://psiho.guru/filosofiya/postpozitivizm-v-filosofii-chto-eto.html