Увековечение памяти новомучеников и исповедников церкви русской в новосибирской митрополии. Письмо постулатора процесса беатификации российских католических новомучеников XX века

Итоговый документ секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений»

Секция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» была проведена в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января в Аванзале Храма Христа Спасителя.

Целью ее организации стал анализ работы, проведенной по реализации решений Архиерейского собора 2011 по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинных жертв политических репрессий XX века. Возглавили работу секции настоятель храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и Игорь Владимирович Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В работе секции приняли участие более ста человек, представители 45 епархий Русской Православной Церкви: Московской городской и Московской областной, Нижегородской, Пензенской, Екатеринбургской, Саратовской, Пермской, Калужской, Ханты-Мансийской, Липецкой, Выксунской, Новосибирской, Воронежской и многих других епархий на территории России, а также из Рижской (Латвия) и Бобруйской (Беларусь) епархий и из Русской Православной Церкви Заграницей.

В докладах, прозвучавших на секции, среди главных тем была отмечена работа, проводимая Церковью на местах захоронений пострадавших в ходе политических репрессий XX века. Эти братские могилы должны стать местами памяти и покаяния всего нашего народа. Церковь ведет в этом направлении систематическую работу совместно с государственными и общественными структурами в рамках принятой Правительством России в 2015 г. Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Важно не только обозначить и освятить эти места установкой в них памятных храмов, часовен, поклонных крестов или мемориальных знаков, но и провести работу по созданию музейных экспозиций или, как минимум, по установке информационных стендов. Эти формы работы нужно совместить с проведением различных общественных мероприятий, которые способны привлечь внимание к подобным объектам. В этом отношении был признан важным опыт Бутовского полигона, где с 2012 г. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, проводится акция «Голос памяти», включающая в себя чтение имен и инсталляции с фотопортретами пострадавших. В этой связи хотелось бы отметить и новый проект Музея святости и исповедничества на Урале в ХХ веке Екатеринбургской епархии, который провел в 2016 г. акцию «Последний портрет». В ходе акции на месте массовых захоронений «12 километр» были установлены фотопортреты казненных. В дополнение к этому Музей провел масштабную промоакцию в социальных сетях, благодаря чему экспозиция вызвала широкий резонанс в СМИ, многие неравнодушные люди проявляли особое попечение о тех или иных портретах, оплачивая их подготовку к экспонированию. Также был признан важным опыт Саратовской епархии по организации молитвенного поминовения всех священнослужителей епархии, пострадавших в годы лихолетья.

Узнать больше о подвиге новомучеников Церкви Русской позволяют стационарные и передвижные выставки. Положительные примеры такого рода последних лет – выставки «Преодоление» (подготовленная ПСТГУ совместно с Музеем современной истории России) и «Неперемолотые» (Преображенское Содружество православных братств, Культурно-просветительский фонд «Преображение»), вызвавшие большой интерес аудитории как внутри страны, так и за рубежом.

При этом не менее важным является переосмысление символического пространства городов и сел, через установку различных мемориальных знаков и памятников. Исключительно важным в рамках всей нашей Церкви участники секции признали проект установки мемориальных знаков – «скрижалей». Эти информационные знаки в форме креста, указывающие, где и когда служили пострадавшие за веру и Церковь священнослужители и миряне, уже устанавливаются на храмах во многих епархиях. В Московской епархии это начинание было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Важным с точки зрения увековечения памяти новомучеников и воспитания почитания их памяти у подрастающего поколения признан опыт освящения престолов домовых храмов православных школ в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так, два года назад в новопостроенном здании Троицкой православной школы престол домового храма был освящен в честь Царственных страстотерпцев. При храме в школе постоянно действует выставка, посвященная Царской семье и их верным слугам.

Год столетия революционных событий должен стать годом примирения. Но это примирение предполагает и осмысление того, что произошло в XX веке. Одним из шагов в этом направлении может стать установка памятников пострадавшим за веру и Церковь. Один из таких проектов реализуется в Пензенской епархии, где перед возрожденным собором г. Пензы, запланирован памятник Новомученикам земли Пензенской и всем пострадавшим в годы гонений.

Еще одно направление работы, которое обсуждалось на секции и было признано важным, связано с сохранением исторической памяти Церкви об эпохе мучеников и исповедников. С этим связан новый проект храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове по сбору устной истории и создания интернет-портала «Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства», который стал победителем конкурса «Православная инициатива 2015-2016» и реализуется при поддержке фонда «Соработничество». В рамках проекта записываются интервью со свидетелями эпохи, современниками и учениками новомучеников и исповедников, хранителями церковного предания и традиций.

Заслушанные на секции доклады показали, что в последние годы были инициированы новые проекты, направленные на увековечение памяти исповедников веры. Во многих епархиях созданы музеи памяти новомучеников или разделы соответствующего направления в церковно-краеведческих музеях. Проходят лектории, устанавливаются памятники и мемориальные знаки. Однако еще больше предстоит сделать, учитывая непрекращающиеся попытки оправдать преступления совершенные богоборцами против Церкви и общества в XX веке. До сих пор этой работе мешает отсутствие полного доступа к документам архивов различного уровня и ведомственной принадлежности. Следует пересмотреть законы и подзаконные акты, затрудняющие работу с архивными документами по эпохе гонений для того, чтобы самые широкие круги общества могли узнать обстоятельства жизни и подвига исповедников веры советской эпохи.

Читать еще:  Внешность разных знаков зодиака. Как похудеть Близнецам

Особую важность эта работа приобретает в наступающем году, когда весь мир вспоминает и столетие Октябрьского переворота 1917, и восьмидесятилетие массовых казней 1937 года. Это не просто очередные круглые даты, это призыв к большой работе по осмыслению прошлого. К этой работе мы подходим с осознанием того, что, только усвоив опыт новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно дать христианскую оценку истории XX века и событиям современности.

На секцию была принесена святыня: от Гатчинской епархии храму Живоначальной Троицы в с. Горетова Можайского района Московской области была передана в дар частица мощей преподобномученицы Марии Гатчинской, которую благоговейно принял клирик храма протоиерей Илья Шапиро. Участники секции пропели святой величание.

В продолжение работы секции 30 января прошла методическая экскурсия по территории мемориального комплекса «Бутовский полигон». Ее провел настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Кирилл Каледа. После состоялось чаепитие, во время которого произошел живой обмен мнениями по теме семинара, в том числе произошло обсуждение итогового документа секции по увековечению памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ:

  1. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. «Увековечение памяти новомучеников как проблема и задача. Опыт церковно-общественного мемориала в Бутово» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .
  2. Протоиерей Илья Шапиро, клирик храма Живоначальной Троицы в с. Горетова Можайского района Московской области. «Опыт установки мемориальных знаков памяти новомучеников (“скрижалей”) в Московской епархии» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .
  3. Гарькавый Игорь Владимирович, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. «Портал “Русская Церковь в советское время” как путь актуализации устного предания Церкви о эпохе новомучеников и исповедниковXXвека» (СМОТРЕТЬ 1-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  4. Иеромонах Аркадий (Логинов), проректор Екатеринбургской духовной семинарии; Иванова Оксана Витальевна, автор основной экспозиции Музея святости и исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. «Новые формы и нестандартные практики увековечения памяти новых мучеников Церкви Русской. На примере Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке (Екатеринбург)» (СМОТРЕТЬ 2-ю ЧАСТЬ ВИДЕО).
  5. Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково, Московская городская епархия. «Опыт почитания подвига новомучеников и исповедников Цекрви Русской в жизни прихода» (СМОТРЕТЬ 1-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  6. Иерей Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. «Как сделать актуальной память о новомучениках? Опыт работы Саратовской епархии» (СМОТРЕТЬ 2-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  7. Балашова Елена Григорьевна, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, аспирант Московского Православного института св. Иоанна Богослова. «Память о новомучениках Высоко-Петровского монастыря. Москва, Алатырь, Суслово. Взгляд паломника» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .

Увековечение памяти новомучеников и исповедников церкви русской в новосибирской митрополии. Письмо постулатора процесса беатификации российских католических новомучеников XX века

Доклад был прочитан на конференции, посвященной 400-летию учреждения Дома Романовых и 1025-летию Крещения Руси.

ХХ век для Русской Православной Церкви стал веком мученическим. В России миллионы наших соотечественников – православных христиан – отдали свою жизнь за веру Христову. Десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви. В научной литературе приводятся данные, согласно которым только за 1937–1938 гг. было арестовано более ста шестидесяти тысяч священнослужителей, из которых более ста тысяч были расстреляны. За 70 лет Россия потеряла более семидесяти тысяч храмов, были закрыты и разрушены сотни монастырей.

Особенно много верующих пострадало в Сибири, их привозили сюда со всей России. Сибирь стала именоваться «Российской Голгофой».

Вот уже 13 лет Русская Православная Церковь отмечает День памяти святых новомучеников и исповедников земли Русской. Число новопрославленных святых сегодня превышает 2000 человек, их память совершается почти 300 дней в году.

На Архиерейском Соборе 2011 года был принят документ, касающийся сохранения памяти новомучеников и исповедников Российских, в котором дана развернутая программа по распространению их почитания, а также подведен итог ХХ столетию, одному из самых трагичных и кровавых, с большим количеством жертв, причем имевших место в условиях отсутствия войны. В марте 2013 года был создан Церковно-общественный совет по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских, призванный проводить в жизнь решения Собора.

C 1993 года в Новосибирской епархии ведется сбор сведений о священно- и церковнослужителях и мирянах, подвергшихся политическим репрессиям. После крушения Советского Союза для исследователей стали доступны прежде закрытые архивные фонды, многие документальные материалы о гонениях на Церковь.

По-новому предстала та страшная реальность, в которой жили и совершали свой мученический подвиг во имя Христа новые святые Его Церкви. Эта часть истории нашего народа, нашего Отечества десятилетиями преподносилась в искаженном виде. Росли поколения, которые были воспитаны на лжи. И сейчас те настроения, которые доминируют в обществе, не очень располагают к углублению в печальные страницы прошлого. Люди настроены на получение чего-то легкого и приятного. Тот культ потребления, который насаждается, в корне противоречит ценностям, за которые умирали наши новомученики. Зараженное культом потребления общество оказывается слабовосприимчивым к подвигу тех, благодаря кому наш народ выстоял и сохранил совесть и достоинство в годы гонений. Так, на пересечении улиц 1905 года и Нарымской в Новосибирске с середины 20-х до начала 60-х годов прошлого века находилось здание, в котором сначала размещалась пересыльная тюрьма НКВД, а затем психоневрологический диспансер. В течение трёх десятилетий эта тюрьма являлась одним из главных тюремных распределителей в СССР: через неё с запада на восток и с востока на запад беспрерывным потоком шли каторжные этапы. В общей сложности через неё прошли сотни тысяч арестантов. Есть основания полагать, что часть приговоров была исполнена в самой тюрьме – такая практика известна для основной части крупных городов СССР. Часть узников покончила с собой, многие умерли, не перенеся мучений. Здание тюрьмы могло стать настоящим памятником мученичеству огромного количества людей. Но в прошлом году здание снесли, и нашлись люди, которые начали там строительство жилого дома. На костях!

В этом году в день празднования Собора новомучеников и исповедников Святейший Патриарх сказал, что спасти от идолопоклонства Россию может сильная вера и память о наших новомучениках, «которые даже перед угрозой смерти не поклонялись идолам».

Читать еще:  Иудейская пасха. Ветхозаветная Пасха и пасхальная трапеза

В Новосибирской епархии работа по выявлению документов советского периода началась в тесном содружестве с Государственным архивом Новосибирской области. Сегодня группой церковных исследователей совместно с архивом и Институтом истории СО РАН готовится сборник документов по церковно-государственным отношениям советского периода.

Территория нынешних границ митрополии совпадает с территорией Новосибирской области. Само образование Новосибирской епархии во многом обязано выделению из Томской губернии в 1921 году самостоятельной Новониколаевской губернии. В декабре 1921 года прошло общее собрание прихожан и духовенства церквей города Новониколаевска. На нем было принято решение ходатайствовать перед высшей Церковной властью об учреждении в Новониколаевске особого викариатства. Вскоре была выделена самостоятельная Новосибирская епархия, 90-летие которой мы торжественно отметили в этом году.

Анализ источников Государственного архива Новосибирской области позволяет утверждать, что в 1920-е годы на территории Новосибирской области находилось более 350 храмов и часовен.

С конца 20-х и в 30-е годы XX века началось массовое закрытие и разрушение храмов. Сотни священнослужителей и мирян Новосибирской епархии были арестованы и расстреляны.

Распоряжением по Новосибирской епархии от 10 января 2002 года была образована епархиальная Комиссия по канонизации святых под председательством архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона.

Комиссия по канонизации начала работу по сбору материалов о жизни и подвигах репрессированных. За время работы в Государственном архиве Новосибирской области, архиве Управления ФСБ РФ по Новосибирской области и Информационном центре ГУВД Новосибирской области были получены данные о сотнях священников, монашествующих и мирянах, пострадавших в годы гонений. Собрано большое количество архивных справок и фотографий, установлены и устанавливаются судьбы расстрелянных и умерших в лагерях священников. Но материал еще требует детальной систематизации и обработки.

Изучение эпохи новомучеников, а также жизни каждого отдельного человека, подвергшегося гонениям, чрезвычайно сложно. Дело в том, что объемы материалов, оставшихся от того времени и касающихся репрессированных властью людей, могут быть незначительны или огромны. Но при этом нельзя сказать, что они содержат полную информацию о человеке, о его взаимоотношениях с государством и другими людьми.

Архивный отдел Управления ФСБ регулярно ведет работу по изучению подобных уголовных дел, направляя результаты проверки на рассмотрение в прокуратуру. С 1991 по 2008 годы было рассмотрено более шестнадцати тысяч заявлений и писем от граждан и родственников граждан, пострадавших в годы массовых политических репрессий, а также запросов из государственных и общественных организаций.

Поиск материалов о новомучениках осложняется тем, что почти не сохранились семейные архивы. С 1920–30-х гг. в семьях боялись не только хранить записи о своих пострадавших родственниках, но зачастую даже детям боялись рассказать, что прадед или дед был священником, что он расстрелян за веру. Родственники «врагов народа» испытывали определенный страх, недоверие по отношению к окружающим, скрывали то немногое памятное, что у них оставалось от дедов, родителей. Ведь часто и сами они, в 1980–90-е уже пожилые люди, в детстве прошли через ужасы репрессий.

В советских школах учили другую историю страны, из которой всех этих людей вычеркнули и, можно сказать, убили дважды— сначала уничтожили физически, а потом столько лет не разрешали упоминать их имена даже в кругу семьи. Можно было не знать, что дома хранятся иконы, письма.

Почти не сохранилось информации о частной жизни, о пастырстве, о проповедях репрессированных священнослужителей. Остались только материалы допроса, а кто этот человек был как личность, кого больше почитал, к кому в молитвах обращался, как с людьми беседовал – об этом мы почти ничего не знаем.

Есть трудность и в том, что органы НКВД письменно не фиксировали фактов страдания за веру, за Христа. Необходимо находить факты исповедничества, выраженные иным образом, нежели ответ на прямой вопрос – верует ли человек во Христа. В то же время множество документов остается и сегодня закрытыми, и уже само по себе это призывает нас благоразумно воздерживаться от поспешных решений.

Очень важно создать информационную сеть, благодаря которой любой желающий мог бы получить всю необходимую информацию о репрессированных священнослужителях.

По результатам работы епархиальной Комиссии по канонизации святых в лике новомучеников и исповедников Российских в 2002 году прославлены священномученики Николай Ермолов и Иннокентий Кикин.

21 февраля 2011 года в Новосибирской епархии образована епархиальная богослужебная Комиссия для составления службы священномученикам Новосибирским протоиерею Николаю Ермолову (1874–1937) и священнику Иннокентию Кикину (1878-1937), включенным в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Текст службы был утвержден архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном, а затем послан для утверждения в Синодальную богослужебную комиссию.

17 июня 2011 года Епархиальный совет Новосибирской епархии решил установить общеепархиальным Днем празднования памяти новомучеников и исповедников Российских ближайшее воскресенье к 26 октября (н. ст.) — дню памяти священномучеников Новосибирских Николая Ермолова и Иннокентия Кикина.

Во исполнение этого решения уже два года общеепархиальное празднование в честь священномучеников Николая и Иннокентия, пресвитеров Новосибирских, проходит в Искитиме на Святом источнике, рядом с которым воздвигается храм в честь Новомучеников и Исповедников земли Русской. Именно в этих местах когда-то действовал один из самых зловещих спецлагерей тоталитарного режима — Искитимский штрафной лагерь Сиблага.

В цокольном этаже храма планируется разместить музей. Одна из экспозиций будущего музея, названная «Сибирские новомученики», была представлена на выставках «Православная Русь», «Православная осень», «Искитим православный», прошедших в Новосибирске и Искитиме в 2012–2013 годах. В рамках выставки можно было познакомиться с уникальными экспонатами, посвященными подвигу исповедничества на территории Сибири. Ими стали переданные Новосибирской епархии в 2009 г. Управлением УФСБ РФ по НСО двадцать единиц архивных документов, относящихся к первой половине ХХ века. Среди этих документов свидетельства о рукоположении в сан, о прохождении миссионерских курсов, о присвоении иерархических наград. Все они принадлежали нескольким церковно-священнослужителям, расстрелянным в середине 1930-х годов по обвинению в контрреволюционной деятельности и пропаганде. Также были представлены личные вещи, семейные портреты и фотографии священномученика Николая Ермолова; копии документов и фотографии священномученика Иннокентия Кикина; пострадавших в годы лихолетья священников Новосибирской епархии Василия Гоголушко, Василия Топоркова, Николая Конина, последнего священника разрушенного искитимского Никольского храма Иосифа Юхто. Можно было увидеть страшные снимки перезахоронения останков Волчанских новомучеников. На выставке постоянно действовали мультимедийные презентации, фильмы о подвиге новомучеников и исповедников Сибири. Данные материалы были предоставлены из разных регионов Сибири.

Читать еще:  Божья коровка во сне значение. К чему снится божья коровка — сонник

В рамках торжеств, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в Искитиме уже дважды прошли конференции «Новомученики Российские». В прошлом году в конференции приняли участие более 100 юношей и девушек, представлявших 16 школ г. Искитима и с. Завьялово, ученики воскресных школ Искитима и студенты Новосибирской Духовной семинарии. Докладчиками на конференции стали победители конкурса на лучшую научную работу «История России XX века: новомученики на Новосибирской земле (в Западной Сибири)».

На образовательном портале Новосибирской митрополии «Образование и Православие» был создан специальный раздел, посвященный Новосибирским новомученикам: http://orthedu.ru/novomucheniki/. Здесь выкладываются новости и сведения, посвященные сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех, невинно пострадавших от богоборцев в Новосибирской митрополии в годы гонений.

Сегодня в епархиях митрополии проводится работа, направленная на сотрудничество с органами власти с целью установления мемориальных досок и памятников на местах страданий, смерти и погребения новомучеников, а также с целью переименования в их честь улиц, площадей, бульваров и скверов. Естественно, ставится вопрос о переименовании некоторых улиц, в настоящее время носящих имена людей, ответственных за преследование и уничтожение народа – должно быть нравственное отторжение от преступлений прошлого. И тем более необходимо знать не только имена, но жизнь и подвиг тех новомучеников, имена которых, надеемся, будут носить улицы, на которых мы живем. Мы должны понимать, что в значительной степени именно благодаря их подвигу совершается ныне процесс духовного возрождения нашего Отечества.

Период гонений показал, что в Церкви было немало людей огромной внутренней силы, которые готовы были идти на мученичество за Христом. Память о трагедии такого масштаба очень важна. Если подобное забывается, есть опасность вернуться к подобным реалиям.

Новомученики — ярчайший пример веры и верности. Это были живые люди, которые боялись мучений и смерти. Но они оказались готовы умереть за то, во что верили.

Мы должны знать, какой ценой сохранялась наша вера, чтобы нам не только в будущем не повторять таких трагических ошибок, но чтобы и сейчас укрепляться в истине, помня слова Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя христианства».

В Новосибирске состоялась конференция, посвященная памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской

Организаторами форума выступили Новосибирская Митрополия Русской Православной Церкви, Управление культуры Новосибирской области, Институт Истории СО РАН, Исторический парк «Россия – моя история» в Новосибирске, Новосибирская государственная областная научная библиотека.

Организаторов и гостей форума приветствовал митрополит Новосибирский и Бердский Никодим.

Владыка сердечно поблагодарил всех, кто откликнулся принять участие в этом мероприятии, которое, как подчеркнул митрополит, важно для каждого человека, кто считает себя гражданином своей страны и патриотом. Владыка сказал, что сегодня перед обществом стоит сложнейшая задача духовного возрождения нации, и сохранение памяти жертв политический репрессий как раз и является одним из ключей к ее решению. Общество подвергалось жестоким гонениям за веру, неугодных садили в тюрьмы, отправляли в лагеря, расстреливали. Многие люди перед лицом смертельной опасности не отрекались от своей веры, принося себя в жертву Богу, отдавая жизнь «за други своя». И несмотря на все гонения Русская Православная Церковь выстояла, сохранила чистоту веры, сохранила свою иерархию, свою паству, она, сказал Владыка Никодим, оказалась единственным институтом дореволюционной России, который смог преодолеть новую богоборческую власть.

В стране и, в частности, Новосибирской Митрополии проводится серьезная работа по глубокому изучению этой темы. Ее результаты имеют большое значение для всех россиян и, прежде всего, молодежи. Поэтому, подчеркнул Владыка, «выявление новых имен новомучеников и исповедников Церкви Русской, обстоятельств их жизни и гибели, раскрытия их духовного подвига для назидания будущих христиан, молитвенное обращение к ним – это наша обязанность».

Со словами приветствия к организаторам и участникам конференции обратилась старший специалист Патриаршего совета по культуре Ольга Геннадьевна Кирьянова. Она с положительной стороны охарактеризовала работу Новосибирской Митрополии по сохранению памяти о жертвах безбожной власти, в частности высоко отозвалась о новом музее при храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской в микрорайоне Ложок, где в советское время был лагерь строгого режима, и напомнила собравшимся слова Святейшего Патриарха Кирилла, который заявил, что новомученики и исповедники победили своих мучителей, ибо их «смерть стала семенем для современного христианства».

Первый заместитель мэра Новосибирска Геннадий Павлович Захаров поблагодарил организаторов и участников конференции за весомый вклад в историко-мемориальную деятельность, поскольку, как он сказал, «не зная прошлого трудно смотреть в будущее». В то же время он отметил, что многое предстоит еще сделать, потому что «всех нужно вспомнить, всем отдать долг памяти».

Директор областной научной библиотеки Светлана Антоновна Тарасова выразила признательность организаторам за выбор места проведения конференции. Она рассказала, что в этом году библиотеке исполняется 90 лет, и создавалась она как Сибирская краевая научная библиотека, которую возглавил краевед, библиограф, библиотековед и педагог Пантелеймон Константинович Казаринов. Под его руководством библиотека быстро стала значимым в регионе культурным и научным центром. Но в начале 1933 года Казаринов был арестован по ложному обвинению и по приговору суда отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, затем переведен в лагерь в Карелии и в 1937 году, по приговору особой «тройки», расстрелян.

По завершении торжественного открытия форума прозвучали доклады – в том числе о жертвах репрессий, захороненных на Бутовском полигоне, о репрессиях в отношении духовенства и верующих в Новосибирской Епархии, о современном состоянии Книги памяти жертв политических репрессий Новосибирской области.

За день до конференции гости форума из Москвы и Санкт-Петербурга ездили на Святой источник Ложок, близ которого располагался известный по своей жестокости лагерь особого режима, помолились в возведенном у источника храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской . Об этом рассказал руководитель проекта Новосибирской Митрополии «Сохраним наследие» протоиерей Игорь Затолокин. Священник также сообщил, что при храме открылась музейная экспозиция, посвященная гонениям и репрессиям и пригласил всех неравнодушных людей посетить музей.

Епархиальный медиа-центр, фото М. Пучкова

Источники:

http://mroc.pravobraz.ru/itogovyj-dokument-sekcii-uvekovechenie-pamyati-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-i-vsex-postradavshix-v-gody-gonenij/
http://www.orthedu.ru/eparh/9335-14.html
http://nskmi.ru/metropole/news/4685/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: